Что касается финансирования Росводресурсов – ведущего водохозяйственного органа страны – из федерального бюджета, то, например, период с 2010 г. до 2013 г был отмечен значительным повышением рассматриваемых расходов – с 9,4 млрд руб. до 19,8 млрд руб., или в более чем в два раза в номинальном исчислении. В реальном выражении, т.е. с поправкой на рост цен, эти бюджетные издержки возросли по экспертным расчетам в 1,5–1,6 раза. В еще более высокой степени в этом ведомстве увеличились затраты по профильному подразделу «Водное хозяйство» (таблица 5.13).

Таблица 5.13 – Динамика расходов Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с классификацией федерального бюджета в 2006–2013 гг.), млн руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Всего
    в том числе:
10571 13948 9351 12514 17509 19841
Подраздел «Водное хозяйство (раздел «Национальная экономика») 5564 5499 4138 12451 1742719762
из них:
    руководство и управление в сфере установленных функций
440 628 646 673 706 769
    водохозяйственные мероприятия 3148 1864 1460 5308 3222 3124
    водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1486 1489 1706 1860 2069
Прикладные научные исследования и разработки (раздел «Национальная экономика») 96 122 38 34 54 57
Раздел «Охрана окружающей среды» 59
Раздел «Межбюджетные трансферты» 4852 8326 5146

   

Таблица 5.14 – Расходы Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с действующей классификацией федерального бюджета) в 2014-2018 гг., млн руб.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Росводресурсы – всего 19395,8 11676,7 12264,9 12486,7 111209,5
    в том числе
по подразделу «Водное хозяйство раздела «Национальная экономика»
    из них:
16320,3 11618,4 12232,3 12438,6 11163,2
Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы
    из нее:
93,1 239,5 40,3
Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» 93,1 239,5 40,3
Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
    из нее:
12138,8 12198,5 11122,9
Основное мероприятие «Осуществление нормирования водопользования, мониторинга водных объектов и других водохозяйственных мероприятий текущего характера» 849,5
Основное мероприятие «Выполнение работ по содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и охрана водохранилищ» 2128,7 3104,3 3119,9
Основное мероприятие «Обеспечение исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» 1574,1 1465,1 1312,5
Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений» 807,8 801,0 807,0
Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» 6783,2 6845,0 5815,3
Прикладные научные исследования в области национальной экономики. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» Федеральная Целевая программа 4,6 16,9 16,1
Образование. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
    в том числе
0,36 1,79 1,39
Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений» 0,36 1,79 1,39
Социальная политика. Социальное обеспечение населения Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015–2020 годы»
    в том числе
27,6 29,3 28,8
Мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих 27,6 29,3 28,8

   

Что касается 2015 г. то здесь имело место ощутимое снижение соответствующих расходов. При этом данное уменьшение произошло как против первоначально установленного объема, так и по сравнению с предыдущим годом (примерно на 40%). Более того, в реальном исчислении – т. е. с поправками на рост цен – это уменьшение было еще значительнее.

В 2017 г. был предусмотрен рост рассматриваемых бюджетных издержек на 470 млн руб., или на 4% по сравнению с предыдущим годом (в текущих ценах), т.е. до 12735 млн руб. Фактически, в соответствие с законом об исполнении федерального бюджета в этом году они оказались на уровне 12487 млн руб.

В соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 5.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования по Росводресурсам должны были составить в 2018 г. 12297 млн руб. Фактические расходы в соответствие с Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета в 2018 году» от 16.11.2019 г. № 332-ФЗ были на уровне 11210 млн руб., или почти на 9% меньше.

Анализируя приведенные выше данные, следует иметь в виду, что применительно к 2015 и 2016 гг. в построении и отражении бюджетных заданий по Росводресурсам, также как и по другим министерствам и ведомствам, произошли определенные изменения. В этой связи статистические материалы, характеризующие постатейные издержки по Росводресурсам за 2016 г., а также за 2017 г. и 2018 г. даны по откорректированной схеме (см. таблицу 5.14).

Следует отметить, в составе министерств и ведомств, получивших средства по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета (см. таблицу 5.12) в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2010 г. доля Росводресурсов равнялась лишь 40%. В 2015–2017 гг. и в 2018 г. вновь имело место их преобладание.

Одновременно с этим, достаточно весомые затраты осуществлялись и продолжают осуществляться другими государственными органами. При этом характерно, что состав министерств и ведомств, получающих рассматриваемые бюджетные средства, периодически варьировал, так же как изменялась сумма выделяемых ресурсов. Например, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству регионального развития Российской Федерации по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд руб. В 2015 г. и в последующие годы по линии данного Министерства средства федерального бюджета не выделялись (это ведомство было упразднено в 2014 г.).

Весьма существенное варьирование рассматриваемых бюджетных ассигнований в последний период имело место по Минстрою России: от 0,88 млрд руб. в 2014 г. до 0,09 млрд руб. по оценке в 2018 г.; при этом в 2013 г. соответствующие средства не выделялись, а в 2016 г. они были незначительны (таблица 5.12).

В 2015 г. на реализацию расходов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (в части иных бюджетных ассигнований) соответствующие бюджетные издержки по Минприроде России были почти на уровне предыдущего года (составляли 96% от 2014 г.). В 2017 г. в федеральном бюджете предполагалось несколько снизить рассматриваемые издержки по сравнению с предыдущим годом, т.е. примерно до 1,15 млрд руб. против почти 1,2 млрд руб. Фактически они составили, исходя из официальных данных об исполнении анализируемого бюджета, только 0,58 млрд руб.

Относительно отчетного 2018 г., следует отметить, что в соответствие с вышеупомянутым Федеральным законом о федеральном бюджете на этот год и ближайший к нему период соответствующие расходы по Минприроде России предполагались в объеме 1,09 млрд руб.. Фактически, т. е. в соответствие с законом об исполнении федерального бюджета в 2018 г., эта величина оказалась на уровне 0,76 млрд руб. (таблица 5.12).

Кроме приведенных выше фактов, следует отметить, что в последние годы произошло очень большое увеличение фактических расходов, осуществленных по линии Минэкономразвития России – с 0,34 млрд руб. в 2015 г. до 2,66 млрд руб. в 2017 г. и 4,92 млрд руб. в 2018 г. (при этом на 2018 г. было изначально запланировано израсходовать еще больше, т.е. 6,82 млрд руб.). (таблица 5.12).