В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд руб. В 2010 г. соответствующие поступления были на уровне менее 6,2 млрд руб., в 2015 г. – около 2,6 млрд руб.; в 2017 г. – почти 2,4 и в 2018 г. – около 2,8 млрд руб. (таблица 5.5).

Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена ежегодная индексация водного налога. С 01.01.2015 ставки водного налога, установленные п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются: в 2015 г. с коэффициентом 1,15; в 2017 г. – 1,52; в 2018 г. – 1,75 и т.д.

Таблица 5.5 – Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного водопользования и платежей за негативное воздействие на водные объекты в 2006–2018 гг.

Показатель 2006 г. 2010 г. 2013 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Млрд. рублей
Всего поступлений в доходную часть бюджета 14,79 15,22 14,31 14,82 16,33 18,52 20,97
в том числе:
    водный налог

14,25

6,17

2,48

2,55

2,27

2,39

2,77
    плата за пользование водными объектами, находящимися в
    федеральной собственности
8,29 10,93 11,26 13,26 15,42 18,07
    платежи за негативное воздействие на водные объекты 0,54 0,76 0,90 1,01 1,11 0,71 0,13

   

Главным администратором водного налога является Федеральная налоговая служба России.

Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом обеспечивает государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Одновременно, в соответствие со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. было предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как и порядок расчета и взимания этой платы регулируются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления. Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов. При этом уточнение и развитие этого администрирования систематически продолжается.

Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» введена ежегодная индексация ставок платы за пользование водными объектами. В соответствие с этим постановлением ставки платы за забор воды (кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения), за использование водных объектов в целях гидроэнергетики и за использование акватории, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876, применяются: в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 г. – 1,32, в 2017 г. – 1,52 и в 2018 г. – с коэффициентом 1,75.

Ставка платы за забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения установлена: в 2015 г. – 81 руб. за тыс. м3, в 2016 г. – 93, в 2017 г. – 107 и в 2018 г. – 122 руб. за тыс. м3.

Если рассматривать структуру водного налога и платежей за водопользование и их изменения более подробно, то можно делать следующие выводы. В частности, из расчетных материалов таблицы 5.6 следует, что наибольшая часть суммы водного налога (96%) в целом по Российской Федерации в 2015 г. приходилась на ту часть данного налога, которая выплачивается при осуществлении забора воды из водных объектов; при этом около 65% составлял налог за забор воды из подземных водных объектов. В 2017 г. указанные цифры составляли соответственно 99,6% и 95,4%; в отчетном 2018 г. – 96,7% и 96,0%. Иначе говоря, приведенная структура в последний период в целом изменилась относительно незначительно, хотя ощутимо возросла доля налоговых поступлений за забор воды из подземных горизонтов.

Таблица 5.6 – Поступление водного налога в федеральный бюджет Российской Федерации по видам водопользования, тыс. руб.

Российская Федерация Год Сумма водного налога, поступившая в федеральный бюджет
Всего в том числе за:
забор воды из водных объектов использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики использование акватории водных объектов или их частей использование водных объектов в целях лесосплава в плотах и кошелях
Итого в том числе из подземных водных объектов
Всего 2013 2482613 2406973 1703132 62347 13293 0,0
2014 2201473 2108268 1476261 83463 9742 0,0
2015 2550838 2448602 1583234 90948 11288 0,0
2016 2270066 2236065 1898055 26001 8000 0,0
2017 2390002 2380002 2281001 657 5203 3449
2018 2772461 2764844 2661563 710 5677 1229

   

В 2017 г., после снижения в 2016 г., произошел рост рассматриваемых налоговых поступлений с 2270 до 2390 млн руб., то есть на 120 млн руб., или на 5,3%. При этом величина водного налога на забор воды из природных объектов увеличилась на 6,4%, а на забор воды из подземных горизонтов – на 20,1%. Характерно также, что в 2017 г. при ощутимом сокращении поступления водного налога за использование акватории водных объектов (или их частей), впервые за последний период была собрана та часть этого налога, которая касается водопользования в целях лесосплава в плотах и кошелях (свыше 3,4 млн руб.: таблица 5.6).

Сумма водного налога за 2017 г., поступившая в федеральный бюджет за использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, снизилась до менее 0,7 млн руб (в 2016 г. – 26 млн руб.) и равнялась лишь 0,03% от общего объема водного налога в целом по России. Эта доля по сути сохранилась и в 2018 г.

Доля водного налога за использование акватории водных объектов или их частей в целом по Российской Федерации за 2017 г. оказалась на уровне 0,22% от общей суммы водного налога в целом по России; в 2018 г. по оценке составила менее 0,20%.

В отчетном 2018 г. по сравнению с 2017 г. общая величина поступления водного налога возросла на более чем 382 млн руб., превысив 2772 млн. руб. Объем части данного налога, связанной с водозабором, увеличился более чем на 16% (за забор подземных вод – почти на 17%), за использование воды в гидроэнергетике – на 5–6%, за использование акватории – примерно на 6–7%. Часть водного налога, связанного с водопользованием для целей сплава древесины, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. уменьшилась.

Динамика поступления водного налога зависит от ряда причин, в том числе от окончания действия ряда лицензий на пользование водными объектами и переходом на регулирование водных отношений на основании договоров водопользования.

Что же касается поступлений в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, то в 2014 г. соответствующая величина составляла 10444,3 млн руб., что было на 4,0% меньше соответствующих поступлений в 2013 г. В 2015 г. соответствующие бюджетные доходы от рассматриваемой платы составили 11260,2 млн руб., или почти на 8% больше уровня предшествующего года (таблица 5.7).

Таблица 5.7 – Поступление платежей за пользование водными объектами в федеральный бюджет Российской Федерации, тыс. руб. 

Российская Федерация Год Плата за пользование водными объектами за:
Всего забор воды из поверхностных водных объектов использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии использование акватории поверхностных водных объектов или их частей платежи победителей аукционов на право заключения договоров водопользования
всего в том числе за:
забор пресной воды из поверхностных водных объектов забор морской воды забор воды из поверхностных водных объектов для водоснабжения населения
Всего 2013 10881379 8739690 8388343 33375 317972 2062807 19855 59027
2014 10444320 8345968 7988623 43356 313989 2063151 21545 13656
2015 11256608 9018693 8490692 56908 471093 2169829 30728 37358
2016 13263824 10595996 10000368 64093 531535 2579656 44860 43312
2017 15419735 12069126 11441868 66403 560855 3161763 66003 122843
2018 18070314 13731339 13105809 75275 550254 3992872 261550 84553

   

За 2017 г. сумма платы за пользование водными объектами, поступившая в федеральный бюджет, составила 15419 млн руб., то есть на 2155 млн руб. выше по сравнению с предшествующим годом. Кроме того, в соответствие с нормами налогового и водного законодательства страны было взыскано около 17 млн руб. в виде соответствующих пени и штрафов по ст. 16 Водного кодекса страны.

В 2018 г. общий объем рассматриваемых платежей повысился до 18070 млн руб. (почти на 2651 млн руб., или на 17,2% больше, нежели в предшествующем году); кроме того поступило около 31 млн руб. пени и штрафов. Как следует из оценочных материалов таблицы 5.7, структура рассматриваемых платежей по конкретным видам водопользования в общей сумме указанной платы в целом по России в 2018 г. изменилась в относительно небольшой степени по сравнению с предыдущими периодами. В частности, на забор воды из поверхностных водных объектов пришлось этой платы почти 76% (в 2017 г. – 78%); за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии – соответственно 22% (20%); за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей – 1,4% (0,4%); платежи при заключении договоров по результатам аукциона составили 0,5% (0,8%).

Характерно, что абсолютный размер платежей за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики в 2017 г. вырос по сравнению с предыдущим годом более чем на 580 млн руб., или почти на 23%. В 2018 г. указанный рост дополнительно и также ощутимо увеличился – почти на 840 млн руб., или примерно на 27% по сравнению с 2017 г. При этом характерно, что выработка гидроэлектроэнергии в 2016 г. и 2017 г. были на одном и том же уровне, а 2018 г. по сравнению с 2017 г. соответствующая величина по данным Росстата возросла менее чем на 3%.

Если же говорить о суммарной величине доходов федерального бюджета в виде водного налога и платежей по договорам за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, составила в 2006 г. около 14,3 млрд руб., в 2008 г. – свыше 15 и в 2010 г. – порядка 14,5 млрд руб. В 2015 г. эта сумма составила 13,8 млрд руб., в 2017 г. равнялась 17,8 млрд руб. (или почти на 15% больше, чем в 2016 г.) В отчетном 2018 г. рассматриваемые суммарные бюджетные доходы превзошли 20,8 млрд руб. (примерно на 12% выше объема предшествующего года).

Следует отметить, что в общей величине доходов федерального бюджета суммарные поступления от платного водопользования в последние годы составляли в среднем менеем порядка 0,1%. По отношению к совокупным поступлениям от налогов, сборов и платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами водный налог и соответствующие платежи в последние годы находились в среднем в пределах 1%, в частности в 2012 г. – 0,6%, в 2015 г. – порядка 0,4%, в 2017 г. – также 0,4% и в 2018 г. – более 0,3%.

По отношению к консолидированному бюджету Российской Федерации эти налог и платежи суммарно находятся на уровне 0,05% от всех суммарных доходов.

Примечание. Анализируя динамику поступлений в бюджет доходов от платного водопользования, следует учитывать, что в соответствии с Водным кодексом 2006 года часть полномочий в области водных отношений предана уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации, в том числе – предоставление права пользования водными объектами (за исключением водохранилищ). Таким образом, начиная с 2007 г., администраторами платы за пользование водными объектами по заключаемым договорам водопользования являются не только федеральные, но и региональные органы власти. Учитывая, что 100% указанных платежей подлежит перечислению в федеральный бюджет, целесообразно принимать во внимание уровень реализации переданных полномочий органами власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения собираемости доходов требует отдельного анализа.

Суммарный объем поступлений в федеральный бюджет от приведенных видов платного водопользования с 2006 г. по 2010 г. незначительно увеличился в ценах соответствующих лет – с 14,3 млрд руб. до 14,5 млрд руб. С 2010 г. по 2018 г. этот объем возрос в более значительной степени – с 14,5 до 20,8 млрд руб., или почти на 44%. Одновременно в 2011–2018 гг. общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта, увеличился за этот период примерно в 1,8–1,9 раза. Таким образом, в реальном исчислении объем соответствующих налогов и платежей (оцененный по возможности их дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода их «покупательной» способности) уменьшился примерно на пятую часть. При этом индексация ставок соответствующего налога и платежей началась по сути только с 2015 г. (см. постановление Правительства страны от 26.12.2014 г. № 1509 выше); она, естественно, не могла за прошедший период восполнить реальное падение предыдущего периода.

Если говорить конкретно об отчетном 2018 г., то по предварительным оценкам физический (реальный) темп роста анализируемых бюджетных поступлений превысил общий рост цен (индекс цен). Тем не менее, роль водного налога и платежей за пользование водными объектами среди всех доходов федерального бюджета оставалась и остается весьма незначительной. При этом зачастую темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышали и продолжают превышать темпы увеличения поступлений от водного налога в совокупности с платежами за пользование водными объектами.

Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водопользования. В частности, в 2012–2014 гг. в бюджеты всех уровней управления ежегодно поступало от 4,1 до 4,5 млрд руб. в виде платежей за негативное воздействие на водные объекты, прежде всего, за загрязнение этих объектов сточными водами. При этом от 0,7 до 1,1 млрд руб. поступало в доходы федерального бюджета (администратором рассматриваемых выплат является система органов Росприроднадзора; сами выплаты осуществляют хозяйственные объекты-водопользователи).

В 2015 г. платежи за негативное воздействие на водные объекты достигли по сути максимальной величины – почти 5,4 млрд руб., в том числе 1,0 млрд руб. являлись доходами федерального бюджета, а остальное поступило в бюджеты других уровней управления. Доля указанных выплат от суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду достигла 20%.

После 2015 г. соответствующие выплаты предприятиями-водопользователями значительно уменьшились: в частности, в 2017 г. – 2,60 млрд руб., в том числе 0,13 млрд руб. поступило в федеральный бюджет и в 2018 г. – соответственно, 2,63 млрд руб. и 0,13 млрд руб. Доля «водных» платежей в общем объеме выплат за негативное воздействие на окружающую среду в 2016-2018 гг. составляла порядка 18–20% (таблицы 5.5 и 5.8). Иначе говоря, рассматриваемые поступления уменьшились не только в части водных объектов, но и по другим видам негативного воздействия на природу.

Одной из причин вышеописанного снижения в последние два года, судя по всему, явился актуализированный и получивший широкое распространение порядок зачета (уменьшения) рассматриваемых платежей при проведении водопользователями значительных по объему и затратам водоохранных и водосберегающих мероприятий, а также некоторые иные факторы.

Таблица 5.8 – Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты в Российской Федерации, в бюджеты всех уровней управления[*]

Вид платежа 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду
млн руб. 19780 29742 23186 27 928 17268 14221 13051
    в % к 2010 г. 100 150 117 141 87 72 66
    в том числе:
платежей за негативное воздействие на водные объекты - всего
млн руб. 3788 4743 4172 4919 3722 2595 2627
    в % к 2010 г. 100 125 110 130 98 68,5 69
    из них:
в пределах нормативов загрязнения
млн руб. 1255 1347 1140 1060 973 ...
    в % к 2010 г. 100 107 91 84,5 77,5 ...
за сверхнормативное загрязнение
млн руб. 2533 3396 3032 3859 2750 ...
    в % к 2010 г. 100 134 120 152 109 ...

   

Примечание. Следует иметь в виду, что динамика анализируемых платежей представлена в ценах соответствующих лет, но с учетом ежегодно проводимой индексации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду в целом и на водные объекты в частности, установленные в 2003 г. специальным постановлением Правительства страны, были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, установленные в 2005 г. аналогичным целевым постановлением Правительства страны – с коэффициентом 1,15. В бюджете на 2011 г. эта индексация составила соответственно 1,93 и 1,58; в бюджете 2012 г. – 2,05 и 1,67; в бюджете-2013 – 2,20 и 1,79, в бюджете 2014 – 2,33 и 1,89. В соответствие с Постановлением Правительства России от 19.11.2014 г. № 1219 в 2015 г. ставки соответствующих платежей также были проиндексированы. Однако, для 2018 г., соответствующие ставки практически не были проиндексированы постановлением Правительства страны от 13.09.2016 г. № 913. В частности, за 1 т алюминия, сбрасываемого в составе сточных вод в природные водные объекты, в 2018 г. надо было заплатить 18,4 тыс. руб. (против 18,4 тыс. руб. в 2017 г.), за 1 т аммиака – 14,7 (те же 14,7 тыс. руб.); бенз(а)пирена – 73,6 млн руб. (73,6 млн руб.); ванадия – 735,5 тыс. руб. (735,5 тыс. руб.); калия – 16,6 руб. в 2018 г. (против тех же 16,6 руб. в 2017 г.) и т.п.

Имеющиеся статистические и аналитические материалы свидетельствуют как о стабильности, так и об изменениях отраслевой структуры рассматриваемых платежей в конце первого – начале второго десятилетия XXI в. В частности, доля объектов, относящихся к видам экономической деятельности – «сельское хозяйство, охота и представление услуг в этих областях», «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «транспорт и связь», «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», а также водопроводно-канализационное хозяйство («сбор, очистка и распределение воды» плюс «удаление и обработка сточных вод») – в общей сумме платежей в 2013 г. по сравнению с 2006 г. практически не изменилась – и в том, и в другом году эта доля превышала 90%. В 2015 г. она составляла 94%, а в 2016 г. оказалась на уровне 89%.

К сожалению, в виду исключения из соответствующей формы статистического наблюдения, собираемой и обобщаемой Росстатом, рассматриваемых показателей, в сводных отчетах за 2017–2018 гг. необходимые данные отсутствуют. Вместе с тем, можно утверждать, что подавляющая часть рассматриваемых платежей приходилась, как и ранее, на весьма ограниченный круг отраслей (см. таблицу 5.9).

Таблица 5.9 – Платежи за негативное воздействие на водные объекты по видам экономической деятельности в России, млн. руб.[*]

Вид деятельности (отрасль) 2010 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Всего 3788 4743 4919 3722 2595 2627
в том числе по предприятиям (организациям):
сельского хозяйства, охоты и представление услуг в этих областях 160 79 45 59 ...
добычи полезных ископаемых 418 531 401 218 ...
обрабатывающих производств 1025 1294 2319 886 ...
производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды 535 932 487 816 ...
водопроводно-канализационного хозяйства (забор, распределение и очистка
воды и удаление и обработка сточных вод)
1140 1278 1285 1296 ...
транспорта и связи 212 246 85 45 ...

   

Все это прямо и косвенно свидетельствует, что значение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом и за негативное воздействие на водные объекты, в частности, в качестве инструмента, стимулирующего природо/водоохранную деятельность, или значительно снижалось, или росло запаздывающими темпами. Однако повышение этой роли сопряжено с решением как общих проблем действующего эколого-экономического механизма, так и вопросов в области водного налога/платежей за использование водных объектов. Кроме того, необходимо учитывать систематическое увеличение тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения, а также влияние общего роста цен на товары и услуги (особенно по отдельным видам деятельности и некоторым регионам страны).

Примечание. Среди прочих источников федеральных доходов, имеющих в данном случае профильный или близкий к нему характер, следует отметить денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства. В частности, в 2015 г. их величина в целом по России составила около 160 млн руб., в 2017 г. – 203 млн руб. и в 2018 г. – 220,5 млн руб. При этом в бюджеты всех уровней управления (т.е. в консолидированный бюджет страны) поступило в 2017 г. 316 млн руб. и в 2018 г. – 339 млн руб. такого рода взысканий. Кроме того, в федеральный бюджет в 2015 г. поступило около 12 млн руб. в виде госпошлины за выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в 2017 г. – 8,7 и в 2018 г. – почти 9,7 млн руб. (поступления осуществлялись через систему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования).