Как было отмечено в выше, имеются достаточные основания утверждать, что в целом наша страна имеет высокие показатели общей обеспеченности водными ресурсами. Тем не менее, в России продолжают существовать определенные проблемы регионального и местного характера, связанные с водообеспечением экономики и населения, а также с охраной окружающей природной среды от загрязнения плюс с защитой и реабилитацией селитебных зон и с рядом других проблем. Причем достаточно часто эти локальные аспекты имеют весьма масштабный и острый характер.

Указанные проблемы во многом обусловлены неравномерным распределением водных ресурсов по территории страны, их значительной гидрологической изменчивостью в различные годы и целые периоды (серии многоводных и/или маловодных лет), то есть варьированием объемов фактического наличия рассматриваемых ресурсов, а также достаточно высокой степенью их загрязнения и накопленной деградации. Более того, во многих случаях в наименее водообеспеченных регионах речной сток характеризуется наибольшей многолетней вариацией. Поэтому в отдельные годы фактические ресурсы здесь нередко значительно меньше среднемноголетних величин.

В частности, если суммарные естественные водные ресурсы рек Европейской части России – Днепра, Волги, Дона, Кубани, Самура, Сулака, Терека, Урала, Иртыша, Тобола – в средний по водности год принять за 100%, то в маловодные годы данная величина может составлять всего 60%. При этом, если ориентироваться на ту часть водных ресурсов, которая способна гарантировать устойчивое водоснабжение объектов экономики и населения (т.е. на минимальный меженный сток), то для бас­сейнов названных и ряда других рек она составляет лишь порядка 20% от их ресурсов в средний по водности год. Иначе говоря, располагаемые объемы оказываются гораздо меньше потребностей в воде в названных бассейнах. Следует учитывать, что одним из факторов, определяющих актуальность проблемы, является не только выраженная неравномерность естественно-географического распределения по территории страны водных ресурсов. Главное это то, что оно не соответствует плотности проживания населения, а также масшта­бам и уровню хозяйственной деятельности (прежде всего, выпуска товаров и услуг, связанных с повышенным водопотреблением) во многих регионах.

Имеется целый ряд других проблем общего плана, требующих принятия масштабных мероприятий текущего и долгосрочного характера в области совершенствования организации водопользования. Очевидно, что и в настоящее время, и в перспективе в первую очередь требуется решать региональные проблемы, имеющие место в конкретных водохозяйственных бассейнах страны, на конкретных участках водных объектов и т.д. При этом целесообразно исходить из следующих задач:

  • разработки, корректировки (при насущной необходимости) и реализации региональных программ по наиболее актуальным для конкретного субъекта Российской Федерации направлениям водохозяйственной и водоохраной деятельности, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его защиты от вредного воздействия вод с одной стороны и обеспечения качественной питьевой водой с другой стороны и т.д. (прежде всего, в рамках федеральных проектов «Оздоровление Волги», «Чистая вода», и др. входящих в национальный проект «Экология»);
  • совершенствование регионального контроля и надзора за последовательным и неуклонным выполнением намеченных программ; принятие мер по повышению ответственности юридических лиц, качества плановых и внеплановых надзорных мероприятий;
  • организации четкого межведомственного взаимодействия контрольных и иных структур (в т.ч. управленческого характера) в рассматриваемой сфере;
  • своевременное вынесение на рассмотрение органов исполнительной власти предложений по предотвращению последствий экстремальных гидрологических явлений и/или стабилизации ситуации на основе регулярного анализа соответствующей информации;
  • проведение системной разъяснительной кампании в средствах массовой информации по наиболее актуальным проблемам водного хозяйства, охраны водных ресурсов и вредного воздействия вод на жителей и хозяйственные объекты в соответствующих регионах;
  • систематический контроль качества питьевого водоснабжения, состояния водоемов и др.

Если рассматривать существующие проблемы более конкретно и применительно к отдельным регионам, то следует отметить, что в бассейне Балтийского моря в связи с неудовлетворительной очисткой промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных сточных вод многие водные объекты значительно загрязнены; в результате имеются серьезные проблемы с качеством воды хозяйственно-питьевого водоснабжения в регионе. Кроме того, необходима дальнейшая координация деятельности по минимизации загрязнения во многом замкнутой водной системы Балтики совместно с заинтересованными государствами, то есть на международном уровне.

Основными проблемы Двинско-Печорского бассейна состоят в загрязнении рек сточными водами предприятий лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефте- и газодобывающей промышленности, а также в затопление многих населенных пун­ктов и хозяйственных объектов в результате периодически случающихся наводнений.

Река Волга, зарегулированная крупными водохранилищами, и ее притоки испытыва­ют очень большую антропогенную нагрузку. Бассейн Волги, включая различные притоки, а также водохранилища на многих участках загрязнены коммунальными, промышленными и сельскохозяйственными сточными водами, поверхностным стоком с урбанизированных территорий и сельскохозяйственных угодий. В результате в ряде регионов и отдельных районов рассматриваемого водного бассейна сохраняются серьезные проблемы с хозяйственно-питьевым водоснабжением, а также с воспроизводством рыбных и иных биологических ресурсов. Кроме того, в бассейне остро стоят вопросы затопления населенных пунктов и объектов экономики при половодьях и паводках на притоках Волги, а также проблемы разрушения берегов волжских водохранилищ, подтопления ряда прилегающих территорий и т.д.

В бассейне Дона в результате интенсивного использования водных ресурсов имеет место их дефицит, дополнительно обостряющийся в маловодные годы. Попуски из Цимлянского водохранилища не обеспечивают в полной мере требований рыбного хозяйства, водного транспорта и орошаемого земледелия даже в годы средней водности. Остро стоит проблема качества воды, особенно в нижнем течении реки. Большинство очистных сооружений работают неэффективно; недостаточно очищенные сточные воды нескольких десятков городов поступают в водные объекты бассейна. Значительно загрязнены и истощены малые реки.

Бассейн р. Кубани в целом характеризуется напряженным водохозяйственным балансом с дефицитами воды даже в среднезасушливые годы. Нехватка водных ресурсов вызывает проблемы в устойчивом коммунальном, промышленном и сельскохозяйственном водоснабжении. В связи с недостаточностью или отсутствием сооружений инженерной защиты в зоне риска паводковых затоплений и опасных русловых процессов находятся сотни населенных пунктов, а также несколько сотен тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий.

В бассейне р. Терек и других рек Западного Каспия ведущими задачами являются устранение (снижение) опасности наводнений и решение вопроса регулирующих емкостей водохранилищ, приведение в удовлетворительное состояние защитных гидротехнических сооружений, а также уменьшение загрязнения водных объектов нефтепродуктами и сточными водами.

Основные сложности в области водопользования в бассейне р. Оби связаны с загрязнением водных объектов нефтепродуктами, промышленными и коммунальными сточными водами, а также с загрязнением водосборных территорий промышленными выбросами, особенно в нижнем и среднем течении Оби. В верховьях бассейна дефицит водных ресурсов создает значительные проблемы с хозяйственно-питьевым и производственным водоснабжением. Сложная водохозяйственная обстановка уже длительное время сохраняется в бассейне р. Иртыш.

Для бассейна Енисея, несмотря на регулирующее влияние водохранилищ Красноярской и Братской ГЭС, основной проблемой являются периодически наблюдаемые наводнения, причиняющие значительный ущерб экономике и социальной сфере. Большие наводнения от талых вод формируются в бассейне Верхнего Енисея и его основных притоков; при этом наблюдаются в очень большом числе случаев. Вода в этом бассейне, в основном, продолжает оцениваться как «загрязненная».

Специфические проблемы сохраняются и, в определенной степени, нарастают в районе оз. Байкал.

В бассейне р. Лены, наряду с проблемами загрязнения реки вследствие сброса неочищенных сточных вод, трудностями с водоснабжением в районах Центрально-Якутской низменности и сезонным дефицитом водных ресурсов в Южной Якутии, весьма острой проблемой являются наводнения. В период весеннего половодья высокий подъем уровня воды, обусловленный формирующимися на всем протяжении Лены мощными заторами льда, вызывает быстрое затопление населенных пунктов, повреждение береговых сооружений, разрушение берегов и другие негативные явления.

Основными проблемами Амурского бассейна являются: наводнения, угрожающие в период паводков населенным пунктам и водозаборным сооружениям; процессы деформации берегов рек и русловых перемещений; загрязнение рек бассейна органическими веществами, нефтепродуктами, фенольными соединениями, медью, цинком, свинцом, биологическими загрязнителями. Определенные проблемы возникают вследствие негативного воздействия хозяйственной деятельности на территории Китая на экосистему Нижнего Амура.

Особые и недавно возникшие сложности существуют в области стабильного водоснабжения пресной водой населения и хозяйственных объектов Крыма.

Итоги практической гармонизации и совмещения интересов охраны окружающей природной среды и экономики показывают по экспертным оценкам, что водные ресурсы большинства рек Европейской зоны – Дона, Кубани, Самура, Волги, Урала – практически полностью исчерпаны, а ресурсы целого ряда других рек России – Северной Двины, Невы, Сулака, Терека, Амура и т.д. – освоены на три четверти и более. Эти выводы получены для условий современной технологии водопользования, которая характеризуется в значительной мере нерациональным и неэкономным использованием водных ресурсов.

Таким образом, при наличии больших естественных ресурсов поверхностных и подземных вод в России, преобладающая часть которых находится в восточных и северных регионах, экономически развитая Европейская территория страны, а также некоторые другие районы с высоким уровнем комплексного освоения водных ресурсов во многом исчерпали возможность устойчивого развития без рационализации водопользования, экономии воды и восстановления качества водной среды. Все это требует разработки и практической реализации комплекса адекватных мер. в т.ч. в составе вышеперечисленных действий.

Следует признать существование определенных рисков (т.е. опасностей), которые способны потенциально и реально препятствовать осуществлению намечаемых планов в области водохозяйственной и водоохранной (водосберегающей) деятельности. К таковым, например, относятся недостаточные уровни финансирования развития водохозяйственного/водоохранного комплекса, что может привести к снижению водоотдачи водохозяйственных систем, ухудшению экологического состояния водных объектов, повышению рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера и росту ущерба от негативного воздействия вод. Сложившаяся и весьма ощутимая дифференциация финансовых возможностей субъектов Российской Федерации приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере водных отношений. Подавляющее большинство этих субъектов являются дотационными. Более того, целый ряд территорий, в том числе испытывающих проблемы дефицита водных ресурсов или негативного воздействия вод на население и хозяйственные объекты, относятся к высокодотационным регионам страны. Ограниченность возможностей региональных бюджетов в целом ряде случаев снижает эффективность исполнения ими собственных полномочий в сфере водопользования, приводит к росту межрегиональных различий в области обеспеченности населения качественной водой и защиты от негативного воздействия вод.

Минимизация вышеуказанных и некоторых других рисков (опасностей) должна обеспечиваться путем осуществления мероприятий по совершенствованию государственного планирования и регулирования, в т.ч. по повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию проведения водохозяйственных и водоохранных (водосберегающих) работ. В частности, в области межрегиональных различий финансовых возможностей субъектов Российской Федерации минимизация рисков возможна на основе дифференциации условий софинансирования региональных проектов по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений (ГТС), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, с учетом уровня бюджетной обеспеченности конкретных российских регионов.

Необходимо обратить особое внимание на риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на ГТС. В настоящее время значительная часть этих сооружений находится в неудовлетворительном техническом состоянии; проблема усугубляется большим количеством бесхозяйных объектов. Таким образом, растет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. Непрерывная реализация в полном объеме мероприятий по строительству новых и капитальному ремонту имеющихся ГТС в принципе должна постоянно снижать и/или минимизировать уровень указанных рисков.

В связи с окончанием в 2020 г. реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» возникает опасность недостижения показателей и задержки строительства и ввода в экплуатацию запланированных в рамках этой программы объектов. Данная опасность обязана устраниться путем включения с 2021 г. мероприятий рассматриваемой ФЦП в подпрограмму «Использование водных ресурсов», а также реализацией федеральных проектов, в частности «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» и др.

Следует также сконцентрировать первоочередное внимание на организации и бесперебойном снабжения населения качественной питьевой водой во всех регионах страны. Представленные в настоящем Докладе данные свидетельствуют, что значительная часть жителей городов и сельских населенных пунктов до настоящего времени использует для питья и бытовых нужд воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нередко представляющую реальную угрозу здоровью.

По оценкам Роспотребнадзора на качество питьевой воды, подаваемой населению, оказывали и оказывают влияние следующие антропотехногенные факторы:

  • загрязнение территории водосбора какого-либо источника питьевого водоснабжения при осуществлении различных форм землепользования, в частности, изменение почвенного покрова, в том числе при сельскохозяйственной деятельности;
  • применение минеральных и органических удобрений, гербицидов и других химических веществ;
  • отсутствие зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  • выпас скота;
  • устройство зон отдыха и развлечений;
  • расширение жилых кварталов в городской и сельской местности, сопровождающееся проблемами удаления жидких бытовых отходов и размещения свалок твердых коммунальных отходов;
  • строительство, поддержание и использование дорог;
  • разработка месторождений полезных ископаемых;
  • строительство промышленных предприятий, других объектов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, включая залповые и аварийные сбросы и пр.;
  • отсутствие стабильности технологий водоподготовки, их низкая эффективность и недостаточная санитарная надежность систем накопления, транспортирования и подачи питьевой воды населению.

Наибольший вклад в формирование дополнительных случаев заболеваемости, ассоциированной с неудовлетворительным качеством воды системы питьевого водоснабжения, вносят превышения гигиенических нормативов содержания в питьевой воде тетрахлорметана, бромдихлорметана, аммиака и аммоний-иона, железа, мышьяка, нитритов, свинца, хлора, алюминия, марганца, а также микробиологическое загрязнение воды.

За последние годы ситуация с состоянием источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения, а также распределительной (водопроводной) сети по ряду показателей в целом по стране и отдельным регионам несколько улучшилась.

В частности, по данным Роспотребнадзора в 2017 г. качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения было обеспечено 87,5% населения страны, в т.ч. 94,5% городского и 67,1% сельского населения. В отчетном 2018 г. питьевой водой из указанных систем водоснабжения, соответствующих требованиям безопасности, было обеспечено 87,6% населения Российской Федерации, в т.ч. 94,7% городского и 67,3% сельского населения. Иначе говоря, за отчетный год имело место некоторое, но относительно небольшое улучшение данных индикаторов.

При этом особо неблагоприятная ситуация с санитарным состоянием источников централизованного питьевого водоснабжения в 2018 г., как и в предыдущие периоды, была отмечена в Республике Дагестан (96,7% источников не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям), Карачаево-Черкесской Республике (66,1%), Республике Калмыкия (64,4%) и Республике Хакасия (59,3%).

В 2018 г. по сравнению с 2013 г. общее количество источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, снизилось на 1 874 ед. Доля источников указанного водоснабжения, соответствующая санитарно-эпидемиологическим требованиям, увеличилась с 84,2% в 2013 г. до 85,4% в 2018 г., а доля источников, не соответствующих этим требованиям, уменьшилась соответственно с 15,8% до 14,6% (таблицы 4.22 и 4 23).

Примечание. Федеральным проектом «Чистая вода» Национального проекта «Экология», одним из непосредственных участников которого является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, поставлена цель – повысить качество питьевой воды для населения Российской Федерации. Проектом предполагается к 2024 г. увеличить долю населения Российской Федерации, обеспеченного питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, из централизованных систем водоснабжения, до 90,8 %, а городского населения – до 99,0 %.

Таблица 4.22 – Изменение доли источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в России, %

Виды источников водоснабжения 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г., 2018 г.
Всего источников 15,82 15,67 15,66 15,28 15,17 14,58
    из них: поверхностных 34,98 35,20 33,92 33,14 32,72 32,73
    подземных 15,44 15,28 15,30 14,93 14,82 14,23

   

Таблица 4.23 – Доля водопроводов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в России, %

Причины несоответствия водопроводов санитарно- эпидемиологическим требованиям 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Всего 17,81 17,81 16,57 16,38 15,26 15,29
    в т.ч. из-за отсутствия:
    необходимого комплекса очистных сооружений
6,75 7,01 7,01 6,62 6,70 6,75
    обеззараживающих установок 2,46 2,35 2,34 2,36 2,25 2,18

   

В добавление к таблице 4.23 следует отметить, что по данным Роспотребнадзора в 2018 г. санитарно-эпидемиологическим требованиям отвечали все водопроводы, эксплуатируемые в г. Санкт-Петербурге, Воронежской и Астраханской областях, республиках Адыгея, Марий Эл, Мордовия и Алтай, а также в Еврейской автономной области. Не соответствовали требованиям санитарного законодательства водопроводы, эксплуатируемые в Ненецком автономном округе (100% от их общего числа в регионе), Республике Хакасия (71,2%), Томской области (68,2%), Республике Дагестан (65,6%), Карачаево-Черкесской Республике (61,4%), Мурманской области (58,0%) и Республике Калмыкия (52,0%).

Нецентрализованным водоснабжением в 2018 г. пользовалось 8,6 млн чел. (5,9 % населения страны), в т.ч. в городских поселениях – 1,95 млн чел. (1,8 % жителей городов), в сельских поселениях – около 6,7 млн чел. (17,5 % сельских жителей). При этом качество потребляемой воды в одних регионах было на уровне имеющихся норм, а в других регионах оказывалось значительно ниже существующих санитарно-гигиенических требований.