Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2018 году»
По состоянию на 01.11.2018 г. в ведении Ространснадзора находятся 382 судоходных гидротехнических сооружения (гидроузлы, судоходные шлюзы, дамбы, дюкеры, водоспуски и т.д. Техническое состояние судоходных ГТС по результатам последнего обследования органами надзора представлено в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Техническое состояние судоходных ГТС на 01.11. 2018 г.
Техническое состояние | Количество ед. | Примечание |
---|---|---|
Работоспособное | 177 | в соответствии с актами преддекларационного обследования |
Ограничено работоспособное | 175 | |
Предаварийное | 28 | |
Аварийное | 2 |
Надзор за судоходными гидротехническими сооружениями состоит из двух основных направлений:
- декларирование безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
- проверки соблюдения требований безопасной эксплуатации.
Одним из основных направлений надзорной деятельности по СГТС является комплекс работ, связанных с декларированием безопасности гидротехнических сооружений. В этот комплекс работ входят: утверждение критериев безопасности, участие в работе комиссии по преддекларационному обследованию гидротехнических сооружений, утверждение деклараций безопасности и экспертных заключений, выдача разрешений на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.
Проверки безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений осуществляются инспекторами территориальных управлений Морречнадзора. В ходе этих работ проверяется соблюдение эксплуатирующими организациями требований правил технической эксплуатации и инструкций по наблюдениям и исследованиям, осуществление эксплуатирующими организациями мониторинга технического состояния гидросооружений, соответствие гидротехнических сооружений декларациям безопасности.
На все судоходные гидротехнические сооружения имеются действующие декларации безопасности. В 2018 г. проводилась работа по рассмотрению и утверждению деклараций безопасности, по которым срок действия предыдущих деклараций завершался.
Анализ деклараций безопасности показывает, что помимо объективных причин снижения уровня безопасности, таких как длительный период недофинансирования ремонтных работ, имеются и субъективные причины. К таким причинам относятся:
а) сроки выполнения планируемых мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности, указанные в декларациях безопасности не соблюдаются, выполнение работ в основном планируется на более поздние сроки;
б) при планировании и выполнении работ, направленных на повышение безопасности гидросооружений, отсутствует комплексный подход, состоящий в устранении всех дефектов, определяющих неудовлетворительный и опасный уровень безопасности ГТС; в результате этого выполнение значительного объема работ на ГТС не приводит к повышению его безопасности;
в) по ряду ГТС не происходит своевременного планирования и выполнения ремонтных работ по устранению имеющихся дефектов, в результате чего дефекты прогрессируют, и состояние и уровень безопасности гидросооружения ухудшается;
г) при планировании работ необоснованно затягивается выполнение работ, которые позволяют повысить безопасность ГТС и при этом не требуют больших финансовых затрат.