Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений.

По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряду стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу поражённой площади) – второе место после землетрясений.

К паводкоопасным территориям в первую очередь относятся части территории бассейнов рр. Амура, Енисея, о. Сахалина, Забайкалья, Среднего и Южного Урала, Нижней Волги, Северного Кавказа (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Районирование территории России по условиям формирования паводков

   

По условиям формирования паводков все реки России можно объединить в четыре группы (рисунок 2.6):

Рисунок 2.6 – Районирование территории России по генезису опасных паводков и половодий

   

Общая площадь паводкоопасных территорий в России составляет порядка 400 тыс. км2. Наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. км2, на которой расположено более 300 городов, десятки тысяч поселков и сел (поселений), более 7 млн га сельскохозяйственных угодий (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 – Районирование территории России по степени опасности наводнений

   

В 2018 году за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета Росводресурсами реализовывалось строительство и реконструкция объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и государственной собственности субъектов Российской Федерации сооружений инженерной защиты территорий от наводнений и другого вредного воздействия вод.

В 2018 году продолжались работы по расчистке, дноуглублению и регулированию участков русел рек общей, а также работы по строительству и капитальному ремонту ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС.

Продолжились работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. На территории Российской Федерации общая протяженность береговой линии, требующей установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, составляет 1081,04 тыс. км, в том числе в рамках полномочий Федерального агентства водных ресурсов в отношении крупнейших водохранилищ и морей – 132020,17 км и субъектов Российской Федерации в отношении остальных водных объектов – 949015,715 км.

Указанные работы по линии Росводресурсов предусмотрены на 73 водоемах и 14 морях.

По состоянию на 31.12.2018 Росводресурсами выполнено определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водоемов протяженностью 75494,75 км и морей23975,55 км.

В части полномочий субъектов Российской Федерации выполнено определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью порядка 249,568 тыс.км.

На 31 декабря 2018 г. полностью завершили установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в Республике Адыгея, Амурской, Сахалинской область и в городе Москве.

За счет средств федерального бюджета выполнены:

  • работы по ликвидации ледовых заторов, в том числе ледокольные и ледорезные работы на проблемных участках русел рек;
  • работы по ослаблению прочности льда;
  • по предпаводковому обследованию паводкоопасных территорий на проблемных участках русел рек более 300 км.

Среднемноголетний общий (прямой и косвенный) ущерб от наводнения в последний раз был определен в 2003 г. и представлен на рисунке 2.8. Величина ущерба с тех пор имеет тенденцию к систематическому увеличению.

Рисунок 2.8 – Среднемноголетний общий ущерб от наводнений по основным водным объектам России (по данным Росводресурсов), млрд руб.

   

Разговоры о недопустимости строительства в зонах возможного затопления ведутся на протяжении многих лет. По данным МЧС России на территории нашей страны опасные стихийные явления до конца XXI века будут происходить в три раза чаще. Львиная их доля будет приходиться на теплое время года – с апреля по октябрь.

Учитывая исключительную важность снижения негативных последствий паводков и наносимого ими ущерба, необходимо:

  • провести комплексные теоретические, натурные полевые и лабораторные исследования с целью определения пропускной способности русел и условий затопления прибрежных территорий Амура и рек его бассейна, особенно в районах расположения населённых пунктов;
  • провести развёрнутые исследования формирования экстремальных значений метеорологических величин и их производных, включая экстремальные характеристики блокирования атмосферного переноса, волн России, индексов циркуляции, приводящих к экстремальным осадкам в Восточной Азии;
  • усовершенствовать методы выпуска гидрометеорологических долгосрочных прогнозов, а также прогнозов экстремальных гидрометеорологических явлений и характеристик форм;
  • обеспечить развитие физико-математических гидрологических моделей и методов прогнозирования опасных наводнений в бассейне р. Амура и других паводкоопасных регионах страны, адаптированных к действующей оперативной наблюдательной сети Росгидромета;
  • обеспечить разработку, развитие и внедрение геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) с использованием цифровых топографических карт высокого пространственного разрешения в целях визуализации фактической и прогностической гидрологической информации, оперативного принятия управленческих решений;
  • выполнить комплекс научно-исследовательских работ с помощью сложных глобальных и региональных климатических моделей по изучению теоретической и практической предсказуемости экстремальных паводков в бассейне Амура, а также по оценке будущих изменений статистики экстремальных паводков в связи с глобальными и региональными изменениями климата;
  • разработать комплексные технические проекты восстановления, модернизации и развития наблюдательной гидрологической сети для рек Зеи, Буреи, Уссури и бассейна Амура в целом;
  • обеспечить на практике проведение гидрометеорологической экспертизы проектов и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности территорий и гидротехнических сооружений;
  • обеспечить скорейшую разработку нормативных актов по определению зон затопления, рациональному и безопасному использованию потенциально затапливаемых территорий, созданию системы страхования в паводкоопасных районах.

Для многих городов и заселенных территорий характерна повторяемость частичных затоплений 1 раз в 8–12 лет, а в гг. Барнаул, Бийск (предгорья Алтая), Орск, Уфа (предгорья Урала), частичное затопление бывает 1 раз в 2–3 года. Особенно опасные наводнения с большими площадями затопления имели место в последние годы. Так, в 2001 г. значительный ущерб хозяйству страны был нанесен при затоплении ряда городов и населенных пунктов в бассейнах рр. Лены, Ангары, в 2002 г. – Кубани и Терека, в 2012 г. – катастрофические паводки в Крымском и Туапсинском районах Краснодарского края, в 2013 г. – наводнение в бассейне Амура.

Неотложной задачей является разработка действенных мер предотвращения наводнений и защиты от них, поскольку это в 50–70 раз уменьшит затраты на ликвидацию последствий от причиненных ими бедствий. Должно быть проведено четкое районирование и картирование пойм с нанесением границ паводков различной обеспеченности. Комплекс мероприятий в паводкоопасных районах, включающий прогнозирование, планирование и осуществление работ, должен проводиться до наступления наводнения, в период его прохождения и после окончания стихийного бедствия. Необходимы дальнейшие уточнения концепции защиты от наводнений с учетом широкого спектра экологических, социальных, технических, культурно-просветительных и медицинских мероприятий, подлежащих осуществлению в паводкоопасных районах в периоды до, в процессе и после окончания наводнений.