Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики.

По данным Росгидромета в 2018 году в целом на территории России отмечалось 1040 опасных гидрометеорологических явления (ОЯ), (включая агрометеорологические и гидрологические). Это на 131 явления больше, чем в 2017 году, когда их было 907. Напомним, что мониторинг общего числа ОЯ ведется с 2008 г. Динамика общего числа ОЯ за девять лет предоставлена в таблице 2.1:

Таблица 2.1 – Динамика опасных гидрометеорологических явлений.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
972 760 987 963 898 973 988 907 1040

   
Из всех ОЯ в 2018 г. 465 явлений нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения.

На рисунке 2.2 приведены данные Росгидромета о динамике количества гидрометеорологических ОЯ за 1996–2018 гг., относящиеся лишь к опасным явлениям и комплексам гидрометеорологических явлений (включая гидрологические и агрометеорологические явления), которые нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения (общее число и количество непредусмотренных ОЯ). Прошедший год стал третьим по количеству ОЯ, нанесших ущерб. Число непредусмотренных ОЯ в 2018 г. составило 20.

Рисунок 2.2 – Распределение гидрометеорологических ОЯ по годам: общее количество (черный) и количество непредусмотренных ОЯ (красный)

   

Из наиболее значительных по нанесенному ущербу были:

  • аномально холодная погода и сильные морозы на юге Западной Сибири (с 18 по 29 января), в Красноярском крае (с 15 по 27 января), в Иркутской области (с 19 по 27 января), в Челябинской и Курганской областях (с 22 по 27 января), отмечались нарушения в тепло- и газоснабжении объектов ЖКХ и ТЭК, перерасход топлива в котельных, аварии на теплотрассах, перемерзание водонапорных башен, локальные отключения электроэнергии, увеличение бытовых пожаров, затруднения в работе автотранспорта (отмена и задержка автобусных рейсов);
  • сильные метели и снегопады на Сахалине 9–11 января, были заметены дороги (в Долинском районе застряли 50 автомобилей), закрывался аэропорт Южно-Сахалинска, не работала паромная переправа Ванино – Холмск, отключалась электроэнергия (более 4000 человек оставались без электричества); 24–25 января местами отключалась электроэнергия, затруднялось движение автотранспорта, отменялись пригородные поезда;
  • очень сильный снег в Ханты-Мансийском автономном округе 19 марта стал причиной увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, при которых 5 человек погибли и 12 человек были ранены;
  • очень сильные дожди, прошедшие в Краснодарском крае 24–25 октября, и вызванные ими дождевые паводки привели к затоплению ж/д станции Гойтх, станции Пшиш, перегона Туапсе–Пшиш, вследствие чего было приостановлено ж/д сообщение; были частично затоплены несколько населенных пунктов, произошло затопление придомовых территорий в станице Куринская; на территории города-курорта Сочи отмечались затопления придомовых территорий, в Адлере затоплены микрорайоны Кудепста и Хоста, на участке краевой автомобильной дороги к аулу Наджиго смыто 300 м дорожного покрытия; на автодорогу А-149 Адлер – Красная Поляна произошёл вынос грунта склоновым стоком, паводком был разрушен мост через р. Макопсе, размыта грунтовая дорога, разрушено береговое укрепление, повреждены водо- и газопроводы, электроподстанции; в 29-ти населенных пунктах Туапсинского, Апшеронского районов и муниципального образования «Город-курорт Сочи» было затоплено 2545 домовладений, 5748 приусадебных участков, погибли 6 человек; водами рек Лабы и Малой Лабы повреждены берегоукрепительные сооружения в Мостовском и Лабинском районах, уникальные паводки, прошедшие 24–27 октября на реках Туапсе и Пшиш, превышали опасные отметки на 1,7–3,2 м впервые за весь период наблюдений.

На рисунке 2.3 представлена информация о гидрометеорологических ОЯ в 2018 году детализированная по месяцам. Наибольшая активность возникновения опасных явлений на территории Российской Федерации наблюдалась в период с мая по сентябрь. В таблицах 2.2 и 2.3 показано распределение метеорологических ОЯ и КМЯ по месяцам и федеральным округам. Учитывались все опасные явления погоды, имевшие место на территории РФ, о которых были получены донесения, независимо от наличия информации об ущербе. Следует отметить, что суммарное количество метеорологических ОЯ в таблицах 2.2 и 2.3 может не совпадать, т.к. ОЯ часто охватывают большие территории и одновременно наблюдаются в 2-х и более округах.

По сравнению с 2017 г. количество зарегистрированных метеорологических ОЯ в 2018 г. увеличилось на 27 случаев и составило 580 случая.

Рисунок 2.3 – Распределение случаев сильных осадков

   

Таблица 2.2 – Динамика распределения случаев сильных осадков и их удельный вес в объеме гидрометеорологических ОЯ по месяцам

Явления Месяцы 2018 г. За год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2018 2017
Сильный ветер 5 5 15 4 19 19 13 10 9 12 11 7 129 108
Сильные осадки 1 2 1 2 9 21 54 25 12 5 4 1 137 118
Метель и снег 6 3 11 1 1 3 3 28 32
Смешанные осадки 1 - 1 1 1 - - - 1 - 1 1 7 6
Смерч - - - - - - 1 - - - - - 1 1
Сильный мороз 2 - 2 - - - - - - - 2 3 9 11
Аномально холодная погода 3 4 3 - - - - - - - - 4 14 15
Сильная жара - - - - - 6 11 4 1 - - - 22 20
Аномально жаркая погода - - - - 4 2 4 - 1 - - - 11 9
Град - - - - 1 7 8 2 1 1 - - 20 25
Гололедно-изморозные отложения 4 1 3 3 - - - - - - 3 6 20 22
Заморозки - - 1 7 19 17 - 12 26 6 - - 88 81
Туман - - - - - - - 1 - - - - 1 7
КМЯ 3 5 8 3 13 12 14 8 6 8 10 3 93 98
Итого 25 20 45 21 66 84 105 62 57 33 34 28 580 553

   

Таблица 2.3 – Распределение гидрометеорологических ОЯ, послуживших в 2018 году источниками чрезвычайных ситуаций

Явления Федеральные округа Всего
СЗФО ЦФО ПФО ЮФО СКФО УФО СФО ДВФО
Сильный ветер 5 3 18 11 7 13 55 17 129
Сильные осадки 1 11 8 38 24 11 21 23 137
Метель и снег 1 3 2 - 1 2 6 13 28
Смешанные осадки - - - 2 1 - 1 3 7
Смерч - - - 1 - - - - 1
Cильный мороз - - 1 - - 3 5 - 9
Аномально холодная погода 3 1 2 - - 4 4 - 14
Сильная жара - 9 2 4 4 - 3 - 22
Аномально жаркая погода 2 2 - 2 - 1 3 1 11
Град - - 4 7 5 1 3 - 20
Гололедные явления 1 1 3 4 3 3 1 4 20
Заморозки 9 19 15 11 3 17 10 4 88
Туман - - - - - - - 1 1
КМЯ 1 6 6 16 12 - 39 13 93
Всего – 2018 23 38 61 96 60 55 151 79 580
Всего – 2017 30 38 67 91 50 42 146 89 553

   

Высокой была повторяемость сильных осадков, сильного ветра, КМЯ и заморозков (137, 129, 93 и 88 случаев соответственно). Это составляет 77% от всех опасных метеорологических явлений. КМЯ по своим параметрам не достигали критериев ОЯ, но в значительной степени затрудняли хозяйственную деятельность регионов. Все эти явления, как правило, наносили наиболее значительный ущерб секторам экономики и частному сектору.

Наибольшую повторяемость метеорологические ОЯ и КМЯ имели в теплый период года (с мая по август) – 374 случаев (64%). Это связано с тем, что в этот период возрастает число ОЯ, обусловленных активной конвекцией, которая наблюдается по всей территории России.

Периоды сильных морозов и аномально холодной погоды в 2018 г. отмечались в 23 случаях, то есть на 12% меньше, чем в 2017 году. Периодов с сильной жарой и аномально жаркой погодой в 2018 г. было 33, что на 14% больше, чем в 2017 году. Жаркие периоды отмечались только с июня по август. В вегетационный период в 2018 году наблюдался 88 случаев заморозков, что на 9% больше, чем в 2017 г.

Из таблицы 2.3 следует, что на территории Сибирского, Южного и Дальневосточного федеральных округов зарегистрировано 326 случаев (56%) всех ОЯ и КМЯ. Это связано с тем, что территория этих округов обладает наибольшими размерами и характеризуется очень активными атмосферными процессами. По сравнению с 2017 г. в 2018 г. количество ОЯ и КМЯ в Уральском, Северо-Кавказском, Сибирском и Южном федеральных округах увеличилось почти на 4–31%, (в Центральном округе не изменилось) а в остальных федеральных округах снижение не превысило 23%.

Динамика количества всех зарегистрированных метеорологических ОЯ за период с 1998 по 2018 годы приведена с месячной дискретностью в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Динамика количества всех метеорологических ОЯ за период с 1998 по 2018 годы

Годы Месяцы Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1998 19 15 12 12 14 17 28 16 19 19 20 15 206
1999 20 10 9 9 14 10 15 15 16 8 14 12 152
2000 9 2 6 10 15 17 18 17 20 7 8 12 141
2001 12 12 4 5 27 30 30 25 17 14 16 19 211
2002 16 15 17 11 24 27 41 35 28 17 16 29 276
2003 21 17 13 14 16 35 41 36 27 17 18 17 272
2004 23 29 27 21 23 54 49 61 26 20 28 28 389
2005 19 19 49 31 28 52 48 38 21 24 14 21 364
2006 27 20 29 21 39 64 49 56 26 22 30 24 407
2007 39 40 21 9 56 61 56 52 38 25 28 20 445
2008 29 25 18 19 28 47 83 45 27 12 30 41 404
2009 26 30 24 24 31 64 57 42 26 22 16 28 390
2010 39 23 33 28 31 68 73 64 35 16 35 66 511
2011 28 53 23 29 33 39 71 46 23 16 23 17 401
2012 24 14 18 22 53 71 82 89 32 37 28 66 536
2013 47 36 63 23 51 71 61 56 43 38 33 23 545
2014 46 44 35 33 70 75 69 64 29 37 23 44 569
2015 55 47 39 33 46 79 69 63 42 42 25 31 571
2016 46 14 36 34 64 84 80 104 34 17 28 49 590
2017 49 22 12 35 69 77 104 63 40 30 20 32 553
2018 25 20 45 21 66 84 105 62 57 33 34 28 580

   

В Гидрометцентре России ведется статистика отдельно только опасных метеорологических явлений (ОЯ).

Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленных происшествиями на водных объектах представлены на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленных происшествиями на водных объектах

   

Экономический ущерб

Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.