Российская Федерация продолжает занимать активную позицию по международному сотрудничеству в области использования и охраны водных объектов.

Российская Федерация граничит с 16 государствами, имеет общую протяженность границы 60933 км, 7141 км которой проходит по рекам, 475 км – по озерам и 38807 км – по морям.

Приграничными являются 26 субъектов РФ. В том числе: 10 регионов граничат с Казахстаном, 7 – с Грузией, 6 – с Украиной, 5 – с Китаем, по 2 – с Финляндией, Белоруссией, Эстонией, по 1 – с Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией, Латвией, Литвой, Норвегией, Польшей, КНДР (таблица 6.8).

Таблица 6.8 – Протяженность госграницы России с пограничными странами

Пограничная страна Протяженность границы, км Пограничная страна Протяженность границы, км
Норвегия 196 Абхазия 267
Финляндия 1285 Грузия 898
Польша 206 (210) Южная Осетия 74
Литва 288 Азербайджан 350
Эстония 467 Казахстан 7082
Латвия 270 Монголия 3485
Беларусь 1239 Китай 4209,3
Украина 2245 КНДР 39,4

   

Общее количество трансграничных водных объектов превышает тысячу, бассейны 70 крупных и средних рек являются трансграничными. Среди них наиболее крупные: р. Вуокса – с Финляндией; р. Нарва, Чудско-Псковское озеро – с Эстонией; р. Неман – с Литвой; р. Днепр – с Белоруссией и Украиной; р. Западная Двина – с Белоруссией и Латвией; р. Самур – с Азербайджаном; pp. Урал, Иртыш, Ишим, Тобол, Большой Узень и Малый Узень – с Казахстаном; р. Селенга – с Монголией; pp. Амур, Аргунь, Уссури – с Китаем; р. Туманная – с Китаем и КНДР (таблица 6.9).

Таблица 6.9 – Трансграничные бассейны России

Субъект Российской Федерации Пограничная страна Трансграничный бассейн Площадь российской части, % Наличие соглашения
Баренцево-Беломорский бассейновый округ России
Мурманская обл. Норвегия Ворьема 23 +
Норвегия, Финляндия Паз / Патсйоки / Пасвик 15 +
Тулома 84 +
Респ. Карелия Оуланкайоки, Кемь 12 +
Балтийский бассейновый округ России
Респ. Карелия Норвегия, Финляндия Кемийоки 3,2 +
Финляндия Оулуйоки 1,5 +
Йянисйоки 48,5 +
Тохмайоки 50,0 +
Хиитоланйоки 27,0 +
Ракколанйоки 27,0 +
Яниссиоки 48,5 +
Юустиланйоки 40,0 +
Вуокси 23, 0 +
Ваалимаанйоки 2,6 +
Калининградская обл. Польша Прохладная / Свейжа 86,0
Польша, Литва Преголя 46
Литва, Польша, Латвия, Беларусь Неман (Нямунас) 3,2
Ленинградская обл. Эстония, Латвия Нарва 36,1
Финляндия Серьга / Урпаланйоки 0,1 +
Псковская обл. Литва, Латвия, Беларусь Западная Двина (Даугава) 9,5
Беларусь Ловать +
Днепровский бассейновый округ России
Смоленская, Брянская обл. Беларусь Днепр 18,0
Брянская, Курская обл. Украина
Донской бассейновый округ России
Белгородская обл. Украина Северский Донец 45,0 +
Ростовская обл. Украина Миус 79,3 +
Еланчик 22,7 +
Кубанский бассейновый округ России
Краснодарский край Абхазия Псоу 44,9 +
Западно-Каспийский бассейновый округ России
Респ. Северная Осетия – Алания Грузия Терек 96,4
Респ. Дагестан Сулак 82,0
Азербайджан Самур 95,4 +
Уральский бассейновый округ России
Саратовская обл. Казахстан Большой Узень / Караозен 61,9 +
Малый Узень / Сарыозен 51,6 +
Оренбургская обл. Урал 71,9 +
Иртышский бассейновый округ России
Курганская обл. Казахстан Тобол 74,4 +
Тюменская обл. Ишим 18,0 +
Омская обл. Казахстан, Монголия, Китай Иртыш 67,0
Верхнеобский бассейновый округ России
Алтайский край Казахстан, Монголия, Китай Обь 73,77
Енисейский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Енисей 88,9 +
Ангаро-Байкальский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Селенга 36,7 +
Амурский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Онон +
Китай, Монголия Аргунь 21,0
Амурская обл. Китай Амур 48,0 +
Хабаровский край Уссури 70,0 +
Приморский край Суйфун / Раздольная 40,5 +
КНДР, Китай Тумыньцзянь / Туманная 0,01

   

Основой сотрудничества в сфере рационального использования и охраны трансграничных вод является юридическое закрепление прав и обязанностей государств, которое обеспечивается законодательными актами различного уровня, где наиболее важное место занимают международные конвенции.

Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. обозначена система мер, направленных на усиление роли России в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов, включающих в себя:

  • активизацию участия России в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами водопользования, в том числе Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и СНГ, а также в решении водохозяйственных проблем в Центральной Азии;
  • развитие международного сотрудничества в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов;
  • поддержка проектов по созданию водохозяйственных объектов в государствах с дефицитом водных ресурсов путём представления целевых займов и грантов, консультаций ведущих специалистов в области гидрологии, гидрогеологии, гидроэнергетики, реализации программ технической поддержки и проведения научных исследований;
  • обеспечение господдержки продвижения российских производителей на международных рынках водохозяйственных услуг.

В рамках реализации межправительственных и межведомственных соглашений созданы и на плановой основе действуют рабочие органы, рассматривающие широкий спектр вопросов в области охраны окружающей среды сформирована нормативная правовая база сотрудничества.

В Правительстве Российской Федерации существует несколько органов государственной власти (структур), в ведении которых находятся вопросы, связанные с использованием и охраной трансграничных водных объектов. К ним относятся: МИД России, Минприроды России, Росгидромет, Росводресурсы, Росрыболовство, Росморречтранс, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. В центральных аппаратах каждой из этих структур существуют департаменты или отделы, ведающие вопросами международного сотрудничества. Параллельно в этом направлении ведут значительную работу территориальные органы министерств и агентств. Практическую работу по организации деятельности совместных комиссий, действующих в соответствии с Соглашениями между странами, выполняет Федеральное агентство водных ресурсов России.

Международная практика использования трансграничных водных объектов, основанная на принципах устойчивого развития, предполагает согласованные действия государств в бассейнах трансграничных водотоков при осуществлении водохозяйственных работ, использовании и охране водных объектов на основе международных договоров и соглашений. Стремление к бесконфликтному использованию трансграничных вод, сохранению их чистоты в условиях возрастающей антропогенной нагрузки обусловливает многолетнюю активность России в вопросах всемирного водного партнёрства и ратификацию ею ряда международных актов, регулирующих охрану и использование трансграничных вод.

Приоритетными направлениями деятельности комиссий институтов уполномоченных являются, прежде всего, это организация совместного мониторинга трансграничных водных объектов, обмен гидрологической и гидрохимической информацией, согласование режимов использования водных ресурсов и трансграничных водных объектов, координация противопаводковых мероприятий и действий в чрезвычайных ситуациях, а также совместные научные исследования.

Практический опыт и итоги сотрудничества России с сопредельными государствами свидетельствуют о том, что даже при расхождении мнений и наличии противоречий по вопросам использования и охраны трансграничных водных ресурсов создают новые возможности и позволяют преодолевать разногласия сторон, способствуют решению задач по стабилизации экологического состояния трансграничных вод, и развитию экономик сопредельных стран.

В целом, международное сотрудничество России отличается достаточной конструктивностью и в рамках многих совместных комиссий вопросы использования и охраны трансграничных водных объектов решаются достаточно эффективно. Тем не менее, необходимо добиваться, прежде всего, согласования национальных программ и планов действий по использованию водных ресурсов трансграничных водных объектов.

В настоящее время международное сотрудничество России по вопросам совместного использования охраны трансграничных водных объектов осуществляется в рамках межправительственных соглашений с Азербайджаном, Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Китаем, Монголией, Норвегией, Украиной, Эстонией и Финляндией через деятельность межправительственных комиссий и рабочих групп.

Составы межправительственных комиссий формируются из числа представителей федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Росводресурсы, Росгидромет, Росприроднадзор, Роснедра, Роспотребнадзор, Минтранс России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Росрыболовство, пограничные службы Российской Федерации, МИД России), субъектов РФ приграничных территорий, представителей науки.

Состав рабочих органов демонстрирует ту многогранность трансграничных водных отношений, которая фокусирует в себе экономические, хозяйственные, экологические интересы, которые сосредотачиваются при использовании водных ресурсов, трансграничных водных объектов. Это обмен гидрологической и гидрохимической информацией, согласование режимов использование водных ресурсов трансграничных водохозяйственных систем, проведение совместных научных исследований.