Задачей государственного надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

  • требований к использованию и охране водных объектов;
  • особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников водоснабжения;
  • иных требований водного законодательства.

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти – Росприроднадзором Минприроды России (федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов).

В структуру Росприроднадзора входят 8 департаментов по федеральным округам и 72 управление в субъектах Российской Федерации. Деятельность Службы территориально охватывает всю Россию, включая моря, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

Объектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в части деятельности, связанной с природопользованием и негативным воздействием на окружающую среду.

Осуществление государственного надзора направлено на предупреждение, выявление и пресечение экологических правонарушений.

Росприроднадзором систематически проводятся надзорные мероприятия в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся основными загрязнителями акватории рек и морей на территории Российской Федерации.

По результатам проверок, а также рейдовых мероприятий выявляются нарушители природоохранного законодательства, которые привлекаются к административной ответственности.

Спецификой надзора за безопасностью природопользования на водных объектах является высокая степень динамичности водной среды и протекающих в ней процессов, а также многообразием объектов надзора, их удаленность и труднодоступность. Это предъявляет особые требования к осуществлению надзорных функций в этой сфере.

Неотъемлемой частью осуществления мероприятий по надзору является использование центров лабораторного анализа, а также потенциала технических Морских дирекций, находящихся в оперативном подчинении Росприроднадзора.

Экологический надзор в территориальном море и исключительной экономической зоне также находится в компетенции Росприроднадзора. Полномочия в данной области связаны с обеспечением соблюдения международных обязательств, в силу требований статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Кроме непосредственно водоохранной цели, государственный надзор призван обеспечить также соблюдение особого правового режима при эксплуатации земельных участков и объектов недвижимости, которые расположены в водоохранных или санитарных зонах, вблизи источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В числе основных принципов охраны окружающей среды – принцип платности возмещения вреда, как метод экономического регулирования.

Предъявление требований о возмещении вреда водным объектам является действенным инструментом по предотвращению и ликвидации негативного влияния производственной деятельности на водные ресурсы.

Сведения о результатах работы надзорных органов Росприроднадзора приведены в таблице 6.6.

Таблица 6.6 – Результаты экологического надзора в области использования и охраны водных объектов за 2017 год.

Кол-во выявленных нарушений природоохранного законодательства, всего Привлечено к ответственности в области использования и охраны водных объектов Сумма наложенных штрафов, тыс. руб. Сумма взысканных штрафов, тыс. руб. Сумма предъявленного вреда, тыс. руб. Сума взысканного вреда, тыс. руб.
13402 более 3000 хозяйствующих субъектов 231221,45 18513,94 3051198,42 3303,21

   

Существенный вклад в обеспечение экологической безопасности водных объектов вносит реализация полномочий Росприроднадзора в части проведения государственной экологической экспертизы.

Экспертизе федерального уровня подлежит вся планируемая хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и территориальном море.

Основными нарушениями природоохранного законодательства являются:

  • движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраннных зон вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также мойка автомашин;
  • самовольное занятие территорий прибрежных защитных полос водных объектов;
  • незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень) в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
  • захламление земельных участков в границах водоохранных зон, захоронение отходов в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
  • пользование водным объектом без разрешительных документов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты.

В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государственный контроль (надзор) за качеством питьевой воды осуществляет Роспотребнадзор.

Качество питьевой воды, подаваемой населению, определяется как санитарным благополучием источников водоснабжения, так и состоянием водопроводной сети. Качество питьевой воды, подаваемой населению из распределительной сети централизованного водоснабжения в 2017 г., улучшилось.

Основной причиной несоответствия источников централизованного питьевого водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям являлось отсутствие зон санитарной охраны.

Основными причинами низкого качества питьевой воды, подаваемой населению из централизованных и нецентрализованных источников водоснабжения, по мнению специалистов являются:

  • естественное (природное) повышенное содержание в источниках водоснабжения солей кальция и магния (общая жёсткость воды), железа, сульфатов, хлоридов, фторидов, азотсодержащих соединений;
  • антропогенное загрязнение поверхностных и подземных источников водоснабжения в результате хозяйственной деятельности, включая сброс неочищенных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых стоков, смыв с сельскохозяйственных угодий химических средств защиты растений и удобрений, отходов животноводства и прочее;
  • отсутствие или низкая эффективность санитарных мероприятий по предотвращению загрязнения вод, в том числе несоблюдение зон санитарной охраны водоисточников, нарушение нормативного порядка водохозяйственной деятельности;
  • использование устаревших технологий водоподготовки;
  • высокая изношенность разводящих сетей;
  • нестабильная подача воды в разводящую сеть, приводящая к её вторичному загрязнению.

Состояние воды водных объектов, используемых для водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха населения, также оказывает влияние на здоровье человека.

Доля проб воды водоемов 1-й категории, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим и паразитологическим показателям, уменьшается при стабилизации этого показателя по санитарно-химическим показателям, что может свидетельствовать о некотором улучшении ее качества. Качество воды водоемов 2-й категории по микробиологическим и паразитологическим показателям ниже, чем воды водоемов 1-й категории и морей.

Динамика показателей свидетельствует об ухудшении качества воды морей по всем показателям: санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим.