Что касается общего финансирования Росводресурсов – ведущего водохозяйственного органа страны – из федерального бюджета, то, например, в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы. Период с 2010 г. до 2013 г. отмечен значительным повышением рассматриваемых расходов – с 9,4 млрд руб. до 19,8 млрд руб., или в более чем в два раза в номинальном исчислении. В реальном выражении эти бюджетные издержки возросли за рассматриваемый период по экспертной оценке в 1,5–1,6 раза. В еще более высокой степени увеличились затраты по профильному подразделу «Водное хозяйство».

Расходы Росводресурсов за рассматриваемые годы в соответствии с действующей в тот период классификацией федерального бюджета представлены в таблице 5.13.

Таблица 5.13 – Динамика расходов Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с классификацией федерального бюджета в 2006–2013 гг.), млн. руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Всего 10571 13948 9351 12514 17509 19841
в том числе: 19762
Подраздел «Водное хозяйство (раздел «Национальная экономика») 5564 5499 4138 12451 17427
из них:
руководство и управление в сфере установленных функций 440 628 646 673 706 769
водохозяйственные мероприятия 3148 1864 1460 5308 3222 3124
водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1486 1489 1706 1860 2069
Прикладные научные исследования и разработки (раздел «Национальная экономика») 96 122 38 34 54 57
Раздел «Охрана окружающей среды» 59
Раздел «Межбюджетные трансферты» 4852 8326 5146

   

Таблица 5.14 – Расходы Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с действующей классификацией федерального бюджета) в 2014–2017 гг., млн руб.[*]

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Росводресурсы – всего 19395,8 11676,7 12264,9 12734,8
в том числе
по подразделу «Водное хозяйство раздела «Национальная экономика» 16320,3 11618,4 12232,3 12716,4
из них:
Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы 93,1 277,1
из нее:
Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» 93,1 277,1
Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» 12138,8 12437,8
в том числе:
из нее:
Основное мероприятие «Осуществление нормирования водопользования, мониторинга водных объектов и других водохозяйственных мероприятий текущего характера» 849,5
Основное мероприятие «Выполнение работ по содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и охрана водохранилищ» 2128,7 3105,0
Основное мероприятие «Обеспечение исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» 1574,1 1759,3
Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений» 807,8 713,9
Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» 6783,2 6845,0
Прикладные научные исследования в области национальной экономики. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» Федеральная Целевая программа 4,6 16,9
Образование.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» 0,36 1,48
в том числе
Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений» 0,36 1,48
Социальная политика.
Социальное обеспечение населения Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015–2020 годы» 27,6
в том числе
Мероприятия по обеспечению жильем Федеральных государственных гражданских служащих 27,6

   

Что касается 2015 г. то здесь имело место ощутимое снижение соответствующих расходов. При этом данное уменьшение произошло как против первоначально установленного объема, так и по сравнению с предыдущим годом (примерно на 40%). Более того, в реальном исчислении – т.е. с поправками на рост цен – это уменьшение было еще значительнее. В 2016 г. первоначальное бюджетное задание по рассматриваемым затратам было существенно выше, чем фактические расходы в 2015 г. Однако, потом это задание было официально откорректировано в меньшую сторону. Тем не менее, фактически в этом году было израсходовано на 588 млн руб., или на 5% больше, чем в 2015 г. (таблица 5.14). В реальном выражении, то есть с поправками на рост цен, затраты 2016 г. были на уровне расходов в 2015 г.

В отчетном 2017 г. был предусмотрен рост рассматриваемых бюджетных издержек на 470 млн руб., или на 4% по сравнению с предыдущим годом (в текущих ценах). Итоговую величину можно будет проанализировать после утверждения в конце 2018 г. Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета в 2017 году».

В 2014 г., как в предшествующие периоды, расходы федерального бюджета по Росводресурсам проходили по трем разделам бюджетной классификации: «Национальная экономика» (раздел 04), «Социальная политика» (10) «Образование» (раздел 07). При этом на две последние группы приходилась незначительная часть общих затрат ведомства (в 2014 г. – порядка 0,1%).

Применительно к 2015 и 2016 гг. в построении и отражении бюджетных заданий по Росводресурсам, также как и по другим министерствам и ведомствам, произошли определенные изменения. В этой связи статистические материалы, характеризующие постатейные издержки по Росводресурсам за 2016 г., а также за 2017 г. даны по откорректированной схеме (таблица 5.14).

Следует отметить, в составе министерств и ведомств, получивших средства по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета (см., в частности, таблицу 5.12) в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Рострой). В 2010 г. доля Росводресурсов равнялась лишь 40%. В 2011 г. данный показатель увеличился до 82%, а в 2012 г. вновь снизился до 79% (изменения произошли в основном из–за общей корректировки бюджетной классификации и группировки соответствующих расходов). В 2014–2016 гг. и в 2017 г. (по оценке) это доминирование не только сохранилось, но и стало систематически преобладающим, хотя достаточно весомые затраты осуществлялись и продолжают осуществляться государственными органами, отличными от Росводресурсов.

В связи с вышеизложенным и в дополнения к анализу бюджетных расходов Росводресурсов, представляется целесообразным более подробно раскрыть соответствующие сведения по другим министерствам и ведомствам страны.

Характерно, что состав министерств и ведомств, получающих рассматриваемые бюджетные средства, периодически варьировал, так же как изменялась сумма выделяемых ресурсов. Например, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству регионального развития Российской Федерации (228,3 млрд руб.) по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд руб. В составе последней цифры доминирующее положение занимали расходы по целевой статье «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы (1,9 млрд руб.) и по статье «Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (2,1 млрд руб.). Оставшиеся 0,5 млрд руб. были израсходованы на реализацию некоторых других федеральных целевых программ.

В 2013 г. расходы по подразделу «Водное хозяйство» по этому Министерству резко сократились и составили 0,37 млрд руб. Вся эта сумма пришлась на субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности при реализации ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2015 года».

В 2015 г. и в последующие годы по линии данного Министерства средства федерального бюджета не выделялись (это ведовство было упразднено в 2014 г.).

В 2013 г. соответствующие и значительные расходы появились у Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В целом затраты по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» по этому ведомству составили почти 3,6 млрд руб. (из 153,6 млрд руб. общих расходов Агентства в 2013 г.).

Кроме того, по этому ведомству по разделу «Другие вопросы в области в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2013 г. было выделено и израсходовано около 3,2 млрд руб. субсидий на содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (в 2012 г. – 2,2 млрд руб. по системе Минрегиона России).

В 2014 г. по данному ведомству осуществлялись субсидии (межбюджетные трансферты) на: а) софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Совершенствование федеральных отношений и механизмов управления региональным развитием» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеральные отношения» – в объеме почти 1 млрд руб.; б) реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 г. государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» – в объеме более 0,3 млрд руб.

В 2015 г. и 2016 г. выделялись незначительные профильные средства Минстрою России (5–6 млн руб./год); в 2017 г. указанные объемы не были предусмотрены в федеральном бюджете (таблица 5.12).

В 2012 г. небольшие объемы финансирования были осуществлены через Министерство природных ресурсов и экологи Российской Федерации – 27 млн руб. (до этого года такое финансирование не производилось). Вся названная сумма была израсходованы на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг. В 2013 г. рассматриваемые расходы Минприроды России резко увеличились – до более 566 млн руб. Они также проходили целиком в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2014 г. данным Министерством было затрачено 1,2 млрд руб. на реализацию расходов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (в части иных бюджетных ассигнований). В 2015 г. соответствующие бюджетные издержки по Минприроде России были почти на уровне предыдущего года (составляли 96% от 2014 г.). В 2016 г. сначала предусматривалось значительно повысить эти расходы, но потом исходное задание было уменьшено; фактические затраты составили 1,2 млрд руб., или на примерно 4% больше, чем в 2015 г.

В 2017 г. в федеральном бюджете предполагалось несколько снизить рассматриваемые издержки по сравнению с предыдущим годом (таблица 5.12). Итоговые оценки можно будет дать после официального утверждения в конце 2018 г. закона об исполнении федерального бюджета за 2017 г.

Кроме приведенных выше фактов, обращает внимание очень большое увеличение в последние годы расходов, осуществленных по линии Минэкономразвитие России – с 0,34 млрд руб. в 2015 г. до запланированных на 2017 г. 4,88 млрд руб. (таблица 5.12).