Контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими их организациями норм и правил безопасности ГТС в соответствии с действующими нормативными актами осуществляют Ростехнадзор и Ространснадзор. На собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующие организации возложены обязанности по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, разработке и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и другие. Собственники гидротехнических сооружений несут ответственность за безопасность гидротехнических сооружений.

Статья 8.1, изменения статей 9, 12, 13 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями), введенные в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривают переход на риск-ориентированную модель организации государственного контроля (надзора), основанную на системе анализа и управления рисками причинения вреда в результате деятельности хозяйствующих субъектов.

Предусматривается:

  • оценка состояния подконтрольных субъектов;
  • классификация деятельности хозяйствующих субъектов по степени рисков (потенциальной опасности);
  • организация дифференцированной (по формам, методам, продолжительности и периодичности проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю) контрольной деятельности в зависимости от присвоенного класса (категории) опасности.

Внедрение новой методологии контрольной деятельности, во-первых, позволит осуществить переход к контролю, направленному на предупреждение, в первую очередь на объектах повышенной опасности, риска причинения вреда, его сокращение или устранение; во-вторых, даст возможность существенно сократить масштабы контроля за хозяйствующими субъектами, деятельность которых не представляет реального риска причинения вреда.

С 1 июля 2015 г. для органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), вступили в силу положения статьи 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ о создании государственной информационной системы «Единый реестр проверок».

Обобщенные данные о состоянии гидротехнических сооружений находятся в Российском регистре гидротехнических сооружений (РРГТС), который выполняется в соответствии с административным регламентом исполнения государ­ственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений, утвержденным приказом Минприроды России и Минтранса России от 27.04.2009 г. № 117/66 Росводресурсами, Ро­стехнадзором и Ространснадзором.

Перечень ГТС, зарегистрированных в базе данных РРГТС содержит информацию непосредственно по комплексам ГТС, включенным в базу данных РРГТС: код регистрации комплекса ГТС; наименование комплекса; собственник сооружений; эксплуатирующая организация; орган надзора за безопасностью ГТС; наличие декларации безопасности ГТС, ее номер и срок действия; сведения о ГТС, входящих в комплекс, включая код отдельных ГТС (если такой существует), наименование ГТС, оценку уровня безопасности ГТС.

Сведения об уровне безопасности ГТС по субъектам Российской Федерации содержатся в базе данных автоматизированной информационной системы Российского регистра гидротехнических сооружений (АИС РРГТС), обобщенные данные по которым приводятся в Приложении 5. По данным Российского регистра ГТС уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом:

  • нормальный уровень безопасности, имеют 42,68 % комплексов ГТС;
  • пониженный уровень безопасности, имеют 36,16 % комплексов ГТС;
  • неудовлетворительный уровень безопасности, имеют 12,18 % комплексов ГТС;
  • опасный уровень безопасности, характеризуемым потерей работоспособности и не подлежащих эксплуатации, имеют 2,66% комплексов ГТС. 

Обобщенные данные по федеральным органам надзора за безопасностью ГТС по Российской Федерации представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Обобщенные данные по органам надзора за безопасностью ГТС

Орган надзора Зарегистрировано комплексов ГТС Техническое состояние
Основание регистрации Кол–во % Уровень безопасности Кол–во ГТС %
Ростехнадзор 5239 100 13568 100
декларация 1714 32.72 нормальный 5763 42.47
заявления 3525 67.28 пониженный 4881 35.97
неудовлетворительный 1664 12.26
опасный 373 2.75
нет данных 887 6.54
Ространснадзор 112 100 382 100
декларация 1 0.89 нормальный 70 18.32
заявления 111 99.11 пониженный 237 62.04
неудовлетворительный 65 17.02
опасный 5 1.31
нет данных 5 1.31
Надзор субъектов Российской Федерации 98 100 282 100
декларация 0 0 нормальный 241 85.46
заявления 98 100 пониженный 28 9.93
неудовлетворительный 4 1.42
опасный 0 0
нет данных 9 3.19
Итого 5449 100 14232 100
декларация 1715 31.47 нормальный 6074 42.68
заявления 3734 68.53 пониженный 5146 36.16
неудовлетворительный 1733 12.18
опасный 378 2.66
нет данных 901 6.33

   

Ростехнадзором проведен анализ технического состояния ГТС, расположенных на территории Крымского федерального округа, с определением собственника и ответственных за их содержание. По итогам определено общее количество гидроузлов – 1010, из них:

  • 254 гидроузла поднадзорны Ростехнадзору;
  • 717 гидроузлов поднадзорны Совету министров Республики Крым;
  • 39 гидроузлов поднадзорны Правительству Севастополя.