«Вода России» - Водный налог
Если Вы заинтересованы в использовании данной иллюстрации, напишите нам с помощью обратной связи, и мы поможем Вам связаться с автором



Водный налог

Водный налог – плата за использование водных ресурсов, устанавливаемая правительством территории (государства или отдельной административно-территориальной единицы). Налогообложение водных ресурсов призвано способствовать регулированию рационального использования ресурсов, сокращению вредного воздействия на окружающую среду и проведению природоохранных мероприятий.

В Российской Федерации водный налог установлен главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 333.8–333.15) и введён в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами, установленной утратившим силу Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». С принятием Водного кодекса Российской Федерации за пользование водным объектом или его частью стала взиматься плата неналогового характера – плата за пользование водными объектами. Администратором водного налога является Федеральная налоговая служба, платы за пользование водными ресурсами – Федеральное агентство водных ресурсов.

В настоящее время налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий. При этом организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключённых и принятых после введения в действие Водного кодекса, налогоплательщиками не являются.

Объектами налогообложения являются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов (налоговая база: объём воды, забранной из водного объекта за налоговый период);
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (налоговая база: площадь предоставленного водного пространства);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (налоговая база: количество произведённой за налоговый период электроэнергии);
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (налоговая база: произведение объёма сплавляемой древесины в тыс. м3 и расстояния сплава в км/100).

Не являются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река–море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлётов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от негативного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съёмочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Сумма налога вычисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке, а общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования. Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.

С принятием Водного кодекса наблюдается рост поступлений в федеральный бюджет от платы за пользование водными объектами (с 0,01 млрд руб. в 2007 г. до 15,42 млрд руб. в 2017 г.) и снижение поступлений водного налога (с 14,84 млрд руб. в 2007 г. до 2,39 млрд руб. в 2017 г.).

Общая динамика поступлений за 2007–2017 гг. в млрд руб.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Водный налог 14,84 13,02 8,09 6,17 3,86 2,76 2,48 2,2 2,55 2,27 2,39
Плата за использование водных объектов 0,01 2,13 5,47 8,29 9,88 10,81 10,93 10,44 11,26 13,26 15,42