Водохозя́йственный ко́мплекс (ВХК) – это совокупность различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна[*] или, в глобальном смысле, водные ресурсы территории, страны или отдельно взятого региона. ВХК – это сложная водохозяйственная система, которая функционирует на основе научно-обоснованных долгосрочных прогнозов в отношении требований, предъявляемых различными отраслями хозяйства к количеству и качеству воды с учётом рационального и комплексного использования водных ресурсов с минимальными отрицательными последствиями для природы, эффективно функционирующая при комплексном использовании водных ресурсов и взаимодействии всех участников ВХК. К основным отраслям, использующим водные ресурсы (участники ВХК), относятся: коммунальное хозяйство, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, водный транспорт, водные рекреации и др.

Водохозяйственные комплексы позволяют обеспечивать потребности в водных ресурсах: населения, промышленности и сельского хозяйства, речного судоходства и рыбного хозяйства, защищать населённые пункты и объекты экономики от негативного воздействия вод.

Водохозяйственные комплексы позволяют решать следующие задачи.

  • Осуществление эффективных водоохранных мероприятий за счёт совершенствования системы мониторинга водных объектов и гидротехнических сооружений, осуществления комплексного управления водными ресурсами, планирования развитие водного хозяйства, совершенствования правовых основ управления водными ресурсами, расширения научных исследований по проблемам рационального использования и охраны водных ресурсов, восстановления и сохранения водных экосистем, проведения мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативного воздействия вод.
  • Удовлетворение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах за счёт модернизации, реконструкции и строительства водохозяйственных систем, надёжности функционирования систем водоснабжения и водоотведения, создания зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, рационального использования подземных вод для водоснабжения населения и объектов экономики, создания резервных источников водоснабжения;
  • Улучшение качества водных ресурсов и экологического состояния водных объектов посредством осуществления контроля над использованием и охраной водных объектов, совершенствования систем канализации и очистки сточных вод, обустройства водоохранных зон водных объектов.
  • Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод путём районирования территорий по степени и силе опасности проявления негативного воздействия вод, установления специальных режимов хозяйственной деятельности в зонах повышенной опасности, строительства объектов инженерной защиты, совершенствования методов прогнозирования и развития системы оповещения.
  • Обеспечение безопасности ГТС за счёт повышения эффективности надзора за безопасностью ГТС, проведения реконструкции и своевременного ремонта ГТС, повышения квалификации обслуживающего ГТС персонала.
  • Развитие международного сотрудничества в области использования и охраны трансграничных водных объектов, управления ВХК, совершенствования водного законодательства, разработки технических регламентов и стандартов.

ВХК классифицируются по масштабу (межгосударственные, государственные, региональные, бассейновые, участка бассейна), по количеству отраслей (одноотраслевой, межотраслевой) и гидроузлов (безузловой, одноузловой, многоузловой), по основному направлению использования (хозяйственно-питьевой, энергетический, промышленный, ирригационный, природоохранный, многоцелевой).

ВХК включает в себя три взаимосвязанные части:

  • Природная часть, которая является основой создания и развития ВХК: водные объекты и ресурсы – реки, озёра, подземные воды, болота и др.;
  • Техническая часть, обеспечивающая эффективную работу ВХК: сооружения общего пользования (например, гидроузлы с водохранилищами и сопутствующими сооружениями), отраслевые (например, гидроэлектростанции, судоходные шлюзы, водозаборы, рыбопропускные сооружения) и сопутствующие сооружения, осуществляющие технологические связи между гидроузлом и потребителями (например, магистральные и оросительные каналы, водопроводы и др.);
  • Экономическая часть – управление ВХК с учётом экономических интересов всех участников ВХК, интересов производства, социального развития и водохозяйственного баланса.

  

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

Природная часть (водный фонд)

Водный фонд Российской Федерации насчитывает 12 морей Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов и внутриматериковое Каспийское море (общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет около 8,6 млн км2), свыше 2,5 млн рек общей протяжённостью свыше 7,3 млн км, более 2,7 млн суммарной площадью водной поверхности почти 409 тыс. км2, многочисленные болота, занимающие около 8,6% территории России, ледники и снежники общей площадью свыше 59,5 тыс. км2, подземные воды с оценкой прогнозных ресурсов почти в 317 км3/год. Подробнее см. статью «Водный фонд».

  

Техническая часть

В России находится около 65 тыс. ГТС водохозяйственного и топливно-энергетического комплексов и транспортной инфраструктуры. Для перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы с его дефицитом создано 37 крупных водохозяйственных систем (объём перебрасываемого стока около 17 млрд м3/год); для регулирования речного стока построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд м3; для защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий построено свыше 10 тыс. км защитных водооградительных дамб и валов. В состав мелиоративно-водохозяйственного комплекса федеральной собственности входит более 60 тыс. различных гидротехнических сооружений, в том числе свыше 230 водохранилищ, более 2 тыс. регулирующих гидроузлов, около 50 тыс. км водопроводящих и сбросных каналов, свыше 3 тыс. км защитных валов и дамб. В состав транспортных гидроузлов входит более 300 судоходных ГТС, расположенных на внутренних водных путях и находящихся в федеральной собственности.

  

Управление водохозяйственным комплексом

1. Нормативно-правовое регулирование

Ключевым документом водного законодательства России является принятый в 2006 г. Водный кодекс Российской Федерации – нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере водопользования.

В соответствии со статьёй 2 Водного кодекса водное законодательство России состоит из самого Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, а также подзаконных актов, принимаемых органами исполнительной власти.

Водное законодательство (законы и изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты) основывается на следующих принципах:

  • значимость водных объектов как основы жизни и деятельности человека;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием;
  • сохранение особо охраняемых водных объектов;
  • целевое использование водных объектов для одной или нескольких целей;
  • приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями;
  • участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;
  • равный доступ к приобретению права пользования водными объектами;
  • равный доступ к приобретению в собственность водных объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
  • регулирование водных отношений в границах бассейновых округов;
  • регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  • регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  • гласность осуществления водопользования – решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу (за исключением информации, отнесённой к категории ограниченного доступа);
  • комплексное использование водных объектов;
  • платность использования водных объектов;
  • экономическое стимулирование охраны водных объектов;
  • использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для осуществления традиционного природопользования.

Частью правовой системы России в области использования и охраны водных объектов являются международные договоры России и ратифицированные международные конвенции, такие как Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсар, 1971), Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Хельсинки, 1992), Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 2003) и другие.

  

2. Реализация государственных полномочий

Центральным звеном в области использования и охраны водных ресурсов является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), осуществляющее полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере водных отношений России.

Управление поверхностными водными ресурсами России на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), подземными – Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Оба агентства входят в структуру Минприроды России.

Полномочия Росводресурсов по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в регионах осуществляют территориальные подразделения агентства – бассейновые водные управления (БВУ), а также 51 подведомственное учреждение. В настоящее время в России функционирует 14 БВУ, в структуру которых входят отделы во всех регионах Российской Федерации. Исключением являются регионы Крымского федерального округа – в соответствии с подписанными в июле–августе 2014 г. соглашениями, часть полномочий Росводресурсов была передана соответствующим структурами Совета министров Республики Крым и Правительства Севастополя – Государственному комитету по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым и Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя.

Управление водными ресурсами, находящимися в региональной собственности, осуществляется соответствующими структурами региональных администраций.

Управление федеральными объектами мелиоративного комплекса находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Департамент мелиорации), в сфере рыболовства и рыбоводства – Федерального агентства по рыболовству Минсельхоза России, водными объектами транспортной инфраструктуры – Министерства транспорта Российской Федерации (Федеральное агентство морского и речного транспорта), полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Государственный учёт и мониторинг водных ресурсов осуществляется Росводресурсами; по ведению Государственного водного реестра – при участии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федерального агентства по недропользованию (Роснедра); по ведению Российского регистра гидротехнических сооружений – при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Надзор за соблюдением законодательства в части использования и охраны водных объектов осуществляется Федеральной службой в сфере природопользования (Росприроднадзор), а гидротехнических сооружений – Ростехнадзором и Ространснадзором.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации основной единицей структуры управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, однако на сегодняшний день существующая структура Росводресурсов организована по административно-территориальному принципу и во многом не совпадает с границами бассейновых округов.

  

3. Государственная политика

Базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов закреплены в Водной стратегии Российской Федерации до 2020 г. и включают три ключевых направления:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;
  • охрана и восстановление водных объектов;
  • обеспечение защищённости от негативного воздействия вод.

В рамках реализации государственной водной политики в 2012 г. принята федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» (ФЦП «Вода России»). Также были приняты ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы», приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», региональные целевые программы.

   

Некоторые важные решения и факты с 2012 по 2017 годы[*]

Построено и введено в эксплуатацию 10 объектов в целях решения проблем гарантированного водообеспечения на территории 8 субъектов Федерации. Выполнены работы по сохранению и улучшению экологического состояния водных объектов и повышению качества их водных ресурсов (экологическая реабилитация) на 42 водных объектах. Выполнена расчистка участков русел рек общей протяжённостью порядка 400 км. Построено 100 объектов, направленных на защиту населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. На проблемных участках русел рек выполнены дноуглубительные и руслорегулирующие работы общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км.

Созданы стимулы для инвестиций в строительство очистных сооружений, установлены налоговые льготы и льготы в отношении платы за негативное воздействие при использовании наилучших доступных технологий в строительстве систем водосбережения, очистке сточных вод, переработке жидких отходов (Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ).

Уточнён порядок предоставления права пользования водными объектами, в том числе исключение обязанности заключения договора водопользования при эксплуатации подводных частей линейных объектов. Установлена возможность предоставления водного объекта для эксплуатации судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, а также для целей рекреации без аукциона (Федеральный закон от 26 июля 2017 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации»).

Определены требования по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, установлен особый статус паводкоопасных территорий для осуществления градостроительной деятельности, введены ограничения хозяйственного использования таких территорий для размещения населённых пунктов и объектов без проведения защитных мер (Федеральный закон от 29 июля 2017 года №261-ФЗ «О внесении изменений в статьи 60 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации»).

Построено и введено в эксплуатацию 10 объектов в целях решения проблем гарантированного водообеспечения на территории 8 субъектов Федерации. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволил увеличить численность населения, гарантированно обеспеченного водными ресурсами, более чем на 950 тысяч человек.

Выполнены работы по сохранению и улучшению экологического состояния водных объектов и повышению качества их водных ресурсов (экологическая реабилитация) на 42 водных объектах (в том числе на 7 водохранилищах комплексного назначения). Реабилитировано водных объектов общей площадью свыше 1900 га. Выполнена расчистка участков русел рек общей протяжённостью таких участков порядка 400 км.

Построено 100 объектов (введено в эксплуатацию 93) протяжённостью свыше 270 км на территории 36 субъектов Федерации, направленных на защиту населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Это позволило защитить население численностью 0,5 миллиона человек.

С целью минимизации ущерба от негативного воздействия вод на проблемных участках русел рек выполнены дноуглубительные и руслорегулирующие работы общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км.

Ведётся планомерная работа по улучшению состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

Внутренние водные пути с гарантированными габаритами судовых ходов с 2012 года (48,39 тыс. км) по 2017 год (49,97 тыс. км) увеличились на 1,57 тыс. км. Возросла доля протяжённости внутренних водных путей с освещаемой и со светоотражающей обстановкой к общей протяжённости внутренних водных путей Российской Федерации – с 35,9% в 2012 году до 37,7% в 2017 году.

В 2016 году приняты ключевые решения о поэтапном переходе с 2018 года на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Улучшались условия судоходства и уровень безопасности гидротехнических сооружений Беломорско-Онежского, Северо-Двинского, Волго-Балтийского, Волжского, Камского, Московского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов. Уменьшена протяжённость участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России.

Завершены инженерные изыскания для строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге. Осуществляется проектирование Багаевского гидроузла на Дону. Реализация этих проектов направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности грузовых перевозок внутренним водным транспортом, ликвидацию лимитирующих участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России, с обеспечением гарантированной глубины судового хода 4 м для прохода крупнотоннажного флота с полной загрузкой.

В 2017 году открыт новый судоходный шлюз на реке Оке, который входит в реконструируемый гидроузел «Белоомут». Его строительство завершает реконструкцию Москворецко-Окской водной системы.

В 2017 году проведена реконструкция гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюз №9); реконструкция гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы (шлюз №5). Завершены работы на 7 перекатах в рамках реализации комплексного проекта «Реконструкция выправительных сооружений Ленского бассейна».

Завершено строительство выправительных сооружений на перекатах Коркинский, Березовские Камни, проведена реконструкция судового хода со строительством выправительного сооружения на перекате Пискуновский в рамках реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна.