Морско́й кана́л Санкт-Петербу́рга сооружён в Невской губе Финского залива в 1874–1885 гг. Канал является памятником инженерного искусства, к его открытию была отлита настольная медаль «В память открытия Санкт-Петербургского морского канала. 1885 г.».

Морской канал тянется от устья Большой Невы до острова Котлин. Длина канала 29,6 км, ширина по дну 85–120 м, глубина 12,5 м. Первые 5 км от Невских ворот на левобережье Большой Невы канал идёт между островами, через портовые сооружения Лесной и Угольной гаваней. При его постройке береговые линии Канонерского и Гутуевского островов были значительно изменены. На протяжении последующих 4,5 км канал, во избежание заиливания на мелководье, обвалован дамбами. У южного берега острова Котлин (в проливе Южные ворота) продолжением Морского канала служит кронштадтский Корабельный фарватер.

Невская губа, по дну которой проходит Морской канал, является частью Финского залива. Длина губы 21 км, наибольшая ширина 15 км, площадь водного зеркала 329 км2, преобладающие глубины 3–5 м. Именно за мелководность и незначительные размеры Невскую губу в XIX в. иронично называли Маркизовой лужей (от титула тогдашнего (1811–1828) морского министра России маркиза Жана Батиста де Траверсе, при котором дальние морские походы были заменены плаванием флота в акватории между Санкт-Петербургом и Кронштадтом). Невская губа сообщается с остальной частью Финского залива через два пролива у острова Котлин: Северные (ширина 9–10 км) и Южные (ширина 5–7 км) ворота. В Северных воротах расположена отмель, идущая от северо-восточной оконечности острова Котлин к мысу Лисий Нос. Южные ворота перегорожены обширной Ломоносовской отмелью с глубинами 1,0–1,5 м, в проливе остается сравнительно узкая (0,8–1,0 м) ложбина, по которой и проходили в Санкт-Петербург первые иностранные суда.

Санкт-Петербург задумывался Петром I «окном в Европу» и строился как портовый город. Уже в конце ноября 1703 г. в устье Невы вошло первое иностранное коммерческое судно. Началом регулярной работы Петербургского порта считают 1713 г., когда в город пришли несколько иностранных кораблей с грузами. В честь этого события была выбита памятная медаль с надписью: «Навигация в море Балтийском открыта». Однако осадка корабля, способного пересечь Невскую губу, при среднем уровне воды не должна была превышать 2,4 м. Многие суда были вынуждены разгружаться в Кронштадте. Так, по данным морского министерства в 1830 г. в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Санкт-Петербург – только 323. В 1868 г. из 768 тыс. т импортного груза в Петербург без перегрузки доставлено лишь 208 тыс. т. Перегрузка и доставка груза из Кронштадта в Петербург на судах малой осадки занимала 12–17 суток, а её стоимость иногда была равна фрахту от Кронштадта до Лондона. К середине XIX в. стала очевидной необходимость разрешения сложившейся ситуации.

При Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С.В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала. Наибольший интерес представляли проекты инженеров Э.И. Тотлебена, И.А. Заржецкого и Н.И. Путилова, на основе которых был выбран окончательный вариант реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала.

Для Николая Ивановича Путилова – выпускника, затем преподавателя Морского корпуса, выдающегося инженера, крупного предпринимателя, основателя Обуховского и Путиловского заводов, строительство канала стало делом жизни.

1 июня 1874 г. был подписан документ о сооружении канала. К.Н. Посьет, ставший во главе Министерства путей сообщения, поддержал и реализовал идею превращения Санкт-Петербурга в современный морской порт. Председателем Управления по устройству Санкт-Петербургского морского канала был назначен профессор Института инженеров путей сообщения Ф.И. Энрольд. 31 октября 1874 г. был подписан «Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала», подряд на ведение этой работы получил Н.И. Путилов.

Для сооружения подводного канала была создана флотилия землечерпалок, пароходов, шаланд, паромов (всего 59 судов), способных поднимать со дна, перевозить и перегружать более 1000 м3 грунта в час. В ходе дноуглубительных работ в 1877–1884 гг. было перемещено 9,5 млн м3 грунта. Сложнейшей гидротехнической задачей явилось сооружение ограждающих дамб. В дно залива было забито около десяти тысяч свай. Двойные свайные ряды обшивались изнутри досками, пространство между ними заполнялось щебнем и землёй. В июле 1882 г. первая очередь канала была сдана в эксплуатацию. Спустя два года было завершено строительство второй очереди канала, гавани и пристани на Гутуевском острове. 15 мая 1885 г. Морской канал от Санкт-Петербурга до Кронштадта был открыт для прохода судов. Канал имел глубину 6,8 м, ширину 64–106 м, длину 28,3 км. Затраты на его строительство составили 13 млн руб., причём когда финансирование строительства из казны было приостановлено, Н.И. Путилов вложил в него все свои средства и фактически разорился. Николай Иванович умер 18 апреля 1880 г., не дожив до окончания строительства. В завещании он просил похоронить себя на дамбе Морского канала, в месте, откуда видны и цеха завода (Путиловский, после революции Кировский завод), и дамба. Александр II наложил резолюцию на прошении: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы». Н.И. Путилов был похоронен в часовне в районе порта на острове Гладком. В 1907 г. его прах был торжественно перезахоронен под алтарём новой, построенной на пожертвования рабочих Путиловского завода церкви, которая именовалась в народе Путиловской (церковь св. Николая Чудотворца, 1901–1906). После революции захоронение было разорено. В мае 2010 г. в связи со 125-летием со дня открытия Морского канала набережной на Канонерском острове присвоено имя Н.И. Путилова.

Во время Первой мировой войны в канале затонуло множество судов, и на протяжении 4 лет он не эксплуатировался. Восстановительные работы были проведены лишь в 1918–1923 г. В период Великой Отечественной войны в Морском канале стояли на боевой позиции корабли Балтийского флота, а на его дамбах действовали 200 огневых точек. Пострадавшие в результате военных действий сооружения канала после войны были восстановлены, а канал реконструирован. В 1960–1980-е гг. он был углублён, расширен и оснащён современным оборудованием.

Сегодня Морской канал предназначен для прохода судов с осадкой не более 11 м. Портовые сооружения ограничивают длину судов до 320 м, а ширину до 42 м. Если длина судна превышает 155 м, на канале организуется одностороннее движение. На участке от Невских ворот до Лесной гавани одностороннее движение организуется и в том случае, если длина судна больше 80 м. Разрешённая скорость судов для открытой части канала – 10 узлов, а для участка канала, защищённого дамбами – 6 узлов. Движение по каналу регулируется диспетчерами системы управления движением судов (СУДС) морского торгового порта Санкт-Петербург. Работы по дальнейшей реконструкции канала продолжаются, предполагается постепенное углубление канала до 14 м с одновременным его расширением до 150 м по дну.

Санкт-Петербургский Морской канал является частью глубоководного фарватера, по которому сегодня суда идут к Санкт-Петербургу. Фарватер состоит из трёх участков, официально именуемых Большим Корабельным фарватером, Кронштадтским Корабельным фарватером и Санкт-Петербургским Морским каналом. Их общая суммарная протяжённость от западной границы акватории до причалов порта составляет 61 км. Кронштадтский Корабельный фарватер проходит через судопропускное сооружение С-1 (часть комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений), предназначенное для пропуска судов водоизмещением до 100 тыс. т. Официальный ввод в эксплуатацию судопропускного сооружения состоялся в августе 2010 г. Судопропускное сооружение представляет собой канал протяжённостью 350 м (с учётом ограждающих защитных молов), шириной 200 м и глубиной на пороге 16 м. Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель Кольцевой автодороги Санкт-Петербурга общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке -24,3 м.

Т.Е. Исаченко