Кана́л и́мени Октя́брьской Револю́ции (КОР) – оросительно-обводнительный канал для водообеспечения засушливых и маловодных районов Терско-Сулакской и Приморской низменностей на территории Дагестана, а также городов Махачкалы, Каспийска и Избербаша.

Канал берёт начало из р. Сулак в г. Кизилюрте и заканчивается в г. Избербаше. Максимальный проектный пропускной расход КОР 20 м3/с. Максимальная годовая пропускная способность КОР 400 млн м3. КОР проходит по территории Кизилюртовского, Кумторкалинского, Карабудахкентского районов и города Махачкалы. Канал пересекает р. Шуру-Озень по дюкеру длиной 600 м и диаметром 2,2 м на железобетонных устоях и пропускной способностью 8 м3/с.

Недостаток воды в Приморской и Терско-Сулакской низменностях являлся серьезным ограничением в развитии региона. Огромные площади плодородных земель между р. Сулак и г. Петровск-Порт использовались как пастбища. Древние аулы и переселенческие сёла на Присулакской низменности – Новоалександровка (Ниж. Чирюрт), Султан-Янги-Юрт, Нечаевка, Новопокровка (Уллубиевка), Мацеевка, Царьедаровка (Богатырёвка), Шамхал, Пельтиевск (Кульзеб) и др. остро нуждались в воде.

Первая попытка строительства канала была предпринята во второй половине XIX в. Под руководством инженера Невинского 1 мая 1875 г. начались работы по проведению канала от р. Сулак до г. Петровск-Порт. В 1876 г. канал был сооружён на протяжении 45 вёрст, однако из-за ошибок с выбором трассы канала строительство было остановлено.

Вторая попытка была осуществлена в 1882 г. Работы начались по новому плану, и в 1888 г. канал был доведён до города. Через год по каналу была пущена вода, но она дошла только до акведука через р. Шуру-Озень, где произошел прорыв дамбы. Вскоре дамбу восстановили, но выяснилось, что опять была допущена ошибка в расчётах. Канал был заброшен, и вскоре его занесло песком.

В 1895 г. инженером Рытелем был представлен проект по переустройству канала. Проект был направлен Кавказскому наместнику с ходатайством об ассигновании денежной суммы для исправления канала, но от него не последовало ответа.

11 октября 1921 г. правительством Дагестана был начат грандиозный субботник, положивший начало строительству КОРа и масштабной мелиоративной реформы в Дагестане. В течение неполных трёх месяцев на канале ежедневно работали 3500 человек, было перемещено свыше 16 тыс. м3 грунта. Главным объектом строительства в 1921 г. был участок от р. Сулак, где канал пришлось создавать заново. На остальных участках (до Шамхала) осуществлялись восстановительные работы.

В 1922 г. на участке Сулак–Манасбыли завершены работы по подведению трассы канала к Махачкале. Пробный пуск воды по магистрали состоялся 25 июля 1923 г., а 28 июля было осуществлено успешное наполнение Вузовского озера в черте города Махачкалы.

Длина КОР в пределах Присулакской равнины от р. Сулак до Вузовского озера 67,5 км, а до рабочего поселка Тарки – 72 км. Впоследствии, когда в 1932–1934 гг. канал был продлён до г. Каспийска и его длина достигла 92 км, в зону канала вошёл небольшой северный участок Приморской равнины, расположенный к югу от Махачкалы, между морем и передовым горным хребтом Канабуру.

Протяжённость первой очереди КОР 90 км (до Махачкалы). Общая протяжённость после окончания строительства второй очереди 140 км (до Избербаша).

Воды канала на 90% используются для нужд сельского хозяйства. КОР, в соответствии с основным предназначением, способен обеспечивать поливной водой сельскохозяйственные угодья на площади около 60 тыс. га на территориях пяти муниципальных образований, включая хозяйства отгонного животноводства восьми муниципальных районов. Из 390 тыс. м3 воды, которую потребляет Махачкала, 270 тыс. м3 даёт КОР. Этот источник имеет важное стратегическое назначение для республики Дагестан. Построенный чуть меньше века назад, канал во многом способствовал становлению и развитию не только столицы, но и в целом всей республики Дагестан. В настоящее время КОР находится в запущенном состоянии, требуется его реконструкция.

Д.В. Козлов, А.Н. Данильченко, И.В. Корнеев, С.А. Максимов