«Вода России» - Сайменский канал
Если Вы заинтересованы в использовании данной иллюстрации, напишите нам с помощью обратной связи, и мы поможем Вам связаться с автором



Сайменский канал

Са́йменский канал (фин. Saimaan kanava) – судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Открыт в 1856 г., коренным образом реконструирован в 1963–1968 гг. Общая протяжённость канала с морским фарватером – 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России – 34 км. Вход в канал – озеро Сайма, местоположение входа – Лаппеенранта, высота входа 76,75 м. Устье – Выборгский залив, местоположение – г. Выборг.

Бассейн озера Сайма до создания канала не имел водного сообщения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером. По порожистым и мелким рекам невозможно было осуществлять транспортировку грузов. Приходилось разгружать суда в Лаппеенранта (швед. Вильманстранд) и перевозить товары на расстояние 50 вёрст (более 53 км) до Выборга, где их снова грузили на корабли. В обратную сторону тем же способом доставляли продукты, крайне необходимые для жителей озёрного края, в первую очередь соль и зерно.

Первая попытка сооружения судоходного канала между озером Сайма и морским побережьем была предпринята на рубеже XV–XVI вв. комендантом крепостей Выборг и Олавинлинна шведским наместником Эриком Бьелко. Результатом этих работ стал ров (Ванха-Кайванто – Старый канал) длиной 118 м и шириной 5,3 м, который в настоящее время скрыт современным руслом канала. Почти через сто лет, в начале 1600-х гг. под руководством адмирала Юустена, действовавшего по приказу шведского короля Карла IX, завершилось создание канала Понтуса (Ужи-Кайванто – Новый канал) в Лаппеенранта.

После русско-шведской войны 1808–1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской империи, а в 1811 г. под финляндское управление была передана Выборгская губерния.

В первой половине XIX в. в Финляндии отстраиваются города, появляются торговые и мануфактурные компании, строится сеть дорог. Реальностью становится давняя мечта финского купечества о соединении каналом озера Сайма и Финского залива.

В 1834 г. по инициативе генерал-губернатора Финляндии князя Александра Меншикова и губернатора Выборгской губернии Карла Августа Рамзая был учреждён комитет по строительству канала, а в мае 1835 г. Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Под руководством барона Розенкампфа был подготовлен подробный технический проект, который был высочайше утверждён в сентябре 1844 г.; в 1845 г. начались работы по сооружению канала.

Это была крупнейшая стройка того времени, в которой самое активное участие приняли иностранные специалисты, главным образом из Швеции. По инициативе инженера-полковника Нильса Эриксона была внедрена самая современная в то время английская технология строительства каналов. Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах. Длина канала тогда составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озёра. Было сооружено 15 шлюзов: 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных. Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии.

Организация строительства отличалась экономичностью и простотой. На стройке были задействованы около 400 рабочих-землекопов и 20 человек инженерно-технического персонала. 26 августа (7 сентября) 1856 г., на 4 года раньше запланированного срока, состоялось торжественное открытие канала, которое было приурочено ко дню коронации императора Александра II.

Строительство канала обошлось государству достаточно дорого – в 12 млн серебряных марок, но расходы окупились значительно быстрее, чем ожидалось, – за 25 лет.

Сайменский канал стал крупнейшим каналом Финляндии. С открытием непрерывного судоходства по каналу на протяжении более 1000 вёрст, от северных берегов озера Сайма до Петербурга, экономика восточной части Финляндии преобразилась: деревообрабатывающая промышленность получила возможность вывозить свою продукцию в Россию, в сельском хозяйстве возросла роль животноводства (увеличилось производство масла, поставлявшегося в Петербург), появилась возможность вывозить по новому каналу продукцию чёрной металлургии.

Первоначально судоходство по каналу осуществлялось бурлаками или конной тягой, но уже в 1856 г. канал обслуживался четырьмя пароходами. Постоянно растущий товарооборот стимулировал развитие судостроения на верфях Выборга и Варкауса. К концу XIX в. на озере Сайма было более 800 различных пароходов и барж, обеспечивавших занятость 3,5 тыс. человек. До середины 1870-х гг. через канал проходило 2–3 тыс. судов в год, к 1913 г. их количество достигло почти 11 тыс. Сайменский канал в это время обеспечивал 35% грузовых перевозок по шлюзовым каналам Финляндии.

Канал и прилегающий к нему культурный ландшафт стали своеобразной рекреационной зоной: по берегам строились дачи, разбивались сады, сооружались причалы и малые архитектурные формы; рядом со шлюзами открывались гостиницы и рестораны. В Европе были выпущены путеводители по Сайменскому каналу, что способствовало наплыву туристов – в самые оживленные сезоны по каналу проходило до 27 пассажирских пароходов в день. Роскошные туристические суда перевозили путешественников из Петербурга и Выборга во внутренние районы Финляндии.

Получение в 1918 г. независимости Финляндией, напряжённые отношения между Финляндией и СССР изменили условия использования канала. Поток дачников и туристов из России прервался. Регулярное пассажирское сообщение по каналу поддерживалось до 1935 г. Канал продолжал достаточно активно использоваться для грузоперевозок, в первую очередь, в интересах целлюлозно-бумажной промышленности.

В 1920-х гг. был разработан и принят план реконструкции Сайменского канала для прохода 1000-тонных судов. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства. В 1939 г., когда было выполнено около 40% предусмотренных этим планом работ, реконструкция была прервана начавшейся войной между СССР и Финляндией.

В годы войны канал оказался в зоне боевых действий, использовался в качестве противотанкового заграждения. Шлюзовые сооружения были открыты, что обеспечило затопление прилегающей к каналу территории. В ходе боевых действий многие сооружения канала были повреждены, а остатки дачных зон окончательно уничтожены.

После того как Финляндия в 1941 г. вернула себе Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения финской армии, а позже – для эвакуации военных и мирных жителей. В сентябре 1944 г., в результате заключённого перемирия, канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось.

Мирный договор между Советским Союзом и Финляндией от 10 февраля 1947 г. потребовал подписания межгосударственного соглашения между странами-соседями по использованию разделённого государственной границей Сайменского канала. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, его уцелевшие сооружения обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

В 1948 г. по инициативе правительства Финляндии начался сложный и долгий переговорный процесс, который завершился в 1962 г. подписанием договора о передаче в аренду Финляндской Республике сроком на 50 лет советской части Сайменского канала и о. Малый Высоцкий для перевалки и складирования грузов.

По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз – построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения на средства, выделенные Финляндией.

Сайменский канал стал для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила ей доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту этого региона. В 2004 г. по каналу было перевезено 2,46 млн т грузов; в целом за 50 лет после реконструкции – 59 млн т.

В 2006 г. в России и Финляндии прошли праздничные мероприятия в честь 150-летия канала, в рамках которых в районе шлюза «Мялкия» был открыт памятник «Ворота царей» – высокая гранитная арка с золотыми гравировками имён российских императоров Николая I и Александра II, в период правления которых создавалась первая система шлюзов.

Cрок аренды Финляндией российской части канала истекал 1 января 2013 г. Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал вступил в силу 17 февраля 2012 г., а аренда канала была продлена до 2063 г.

Сегодня Финляндия арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию, а также о. Малый Высоцкий. Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются Финляндией, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера – Российской Федерацией.

Правовой режим канала определяется межгосударственным договором. На арендуемой территории Финляндия может осуществлять строительство инфраструктуры, необходимой для эксплуатации канала, а также сдавать определённую часть территории в субаренду, но не имеет права использовать недра и леса на арендуемой территории.

Финляндия ежегодно в своём бюджете закладывает до 10 млн евро на содержание гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов, чтобы обеспечить рабочие места и поддержать грузопоток озёрной части Финляндии.

Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в обоих направлениях, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн т. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий (в 2014 г. канал был закрыт с 27 января до 5 апреля для проведения ремонтных работ). Движение осуществляется круглосуточно.

С 2012 г. для судов, следующих через Сайменский канал, отменено взимание навигационного сбора.

Судоходная трасса имеет следующие характеристики: длина: общая – 57,3 км (34 км – в России, 23,3 км – в Финляндии); сухопутной части – 42,9 км (19,6 км – в России, 23,3 км – в Финляндии); морского фарватера – 14,4 км. Ширина (наименьшая) – 34 м. Глубина (наименьшая) – 5 м. Перепад уровней между оз. Сайма и Финским заливом – в среднем 75,7 м. Разрешённые габариты судов: длина – 82,5 м; ширина – 12,6 м; осадка – 4,35 м; высота мачт – 24,5 м.

В состав сооружений Сайменского канала входит восемь шлюзов, в том числе пять – на территории России: № 1 «Брусничное» (перепад уровня – 10,0 м); № 2 «Искровка» (11,4 м); № 3 «Цветочное» (5,5 м); № 4 «Илистое» (10,2 м); № 5 «Пялли» (11,7 м) и три – на территории Финляндии: № 6 «Соскуа» (8,3 м); № 7 «Мустола» (7,3 м); № 8 «Мялкия» (12,4 м). Габариты шлюзов: длина – 85 м; ширина – 13,2 м. С 2002 г. все механизмы канала имеют дистанционное управление из Единого центра судоходства Сайменской системы. Шлюзование занимает не более 10 мин на каждом шлюзе. Кроме того, в комплекс сооружений канала входят 12 автомобильных мостов (по шесть на территории России и Финляндии), из которых семь – разводные (четыре – на территории России и три – на территории Финляндии) и два железнодорожных неразводных моста (по одному на территории России и Финляндии).

В окрестностях Сайменского канала сохранилось много исторических объектов. Прежде всего, это старые шлюзы, построенные в XIX в. Многие из них в ходе реконструкции 1963–1968 гг. остались в стороне от нового русла и теперь являются туристическими объектами.

В финском городе Лаппеенранта, недалеко от шлюза «Мялкия», в здании 1845 г. постройки с 1995 г. работает музей канала, экспозиции которого рассказывают о его историческом развитии и современном состоянии. В настоящее время возобновились туристические круизы по Сайменскому каналу, из российского Выборга в финский Лаппеенранта, весь путь по каналу укладывается в несколько часов.

Д.В. Козлов, К.Д. Козлов

Координаты начала канала


Окончание канала
Выборгский залив, Финский залив, Балтийское море
Координаты окончания канала


Длина
57.3 км
Длина по территории России
34.0 км
Дата открытия
26.08.1856