«Вода России» - Обь-Енисейский канал
Если Вы заинтересованы в использовании данной иллюстрации, напишите нам с помощью обратной связи, и мы поможем Вам связаться с автором



Обь-Енисейский канал

Обь-Енисе́йский канал (Кеть-Касский канал) ‒ единственный в Сибири искусственный водный путь между реками Обь и Енисей, был построен в конце XIX в. на территории современных Томской области и Красноярского края.

После похода отряда русских казаков (1581‒1585 гг.) под предводительством атамана Ермака Тимофеевича произошло официальное присоединение Сибири к русскому государству; начался период «хождения» россиян «встречь солнца», завершившийся выходом к Тихому океану.

Изучение и освоение как всей Сибири, так и юго-востока Западной Сибири, начиналось с рек – наиболее удобных, а часто и единственных, путей сообщения. Землепроходцы, продвигаясь по территории, возводили остроги: Нарымский (1596), Кетский (1602), Томский (1604), Маковский (1618) и др. В 1626 г. был открыт путь на р. Енисей через р. Кеть: у Нарыма суда входили в р. Кеть и поднимались по ней вверх до Маковского острога и далее. Территория нынешней Томской области стала составной частью огромного водного пути из России в Западную Сибирь, далее – в Восточную Сибирь и Китай.

Кетская дорога была трудна, но являлась самой удобной из ведущих на восток. Посол Н.Г. Спафарий, в 1675 г. отправленный царём Алексеем Михайловичем в Китай с целью уладить недоразумения с Китаем по Приамурью, а попутно выполнить описание Сибири, описывал этот путь так: «…река Кеть тоскливая ж для того, что по ней ни елани, ни поля нет, толко лес непроходимый, болота и озера, и потому вода в Кети черная, а места сухого мало»[*].

Кетская дорога в XVII–XVIII вв. была необычайно оживлённой: по ней проезжали послы, торговцы, путешественники. В XVIII–XIX вв. значение Кетской дороги падает в связи с устройством более южных путей на восток.

Освоение природных богатств Сибири требовало новых путей и средств сообщения. Мысль о соединении непрерывным водным путём двух крупнейших сибирских рек – Оби и Енисея – возникла давно. В 1797 г. генерал-майор Новицкий представил проект соединения каналом Оби и Енисея посредством рек Тым и Сым. В 1809 г. был учреждён особый округ путей сообщения, включавший три сибирских губернии, а также часть Пермской и Оренбургской губерний. Одним из направлений деятельности округа было решение проблемы соединения Оби и Енисея посредством р. Кеть. Уже в 1811 г. в район исследования был послан инженер Полизов; в течение 1820 г. по долине р. Сочур (правый приток р. Кети) проводил изыскания полковник Ридер. Затем работы были приостановлены, хотя позднее представлялись и другие проекты.

В 1872 г. енисейский потомственный гражданин П.Е. Фунтосов, узнав от местных жителей, что во время половодья возможно без особого труда пройти с р. Кеть на левый приток Енисея ‒ р. Кас, послал в этот район разведочную партию, подтвердившую эту возможность.

В 1874 г. в связи с расчисткой ангарских порогов вновь встал вопрос о соединении Оби и Енисея. Летом 1875 г. были посланы две экспедиции: на Обь-Енисейское междуречье (руководитель – инженер А.К. Сиденснер) и на Ангару.

Экспедиция А.К. Сиденснера прошла р. Кеть и её притоки: реки Озёрную, Язевую, Ломоватую, Кас и др. В 1876 г. этот же путь проделал инженер Б. Аминов.

По результатам экспедиций в 1878 г. начались работы по составлению рабочего проекта. Маршрут водного пути: р. Кеть (604,0 км) – приток р. Кети река Озёрная (около 12,8 км) – реки Ломоватая и Язевая – искусственный канал длиной 7,9 км, соединяющий водораздельное озеро с р. Малый Кас ‒ р. Кас (199,4 км), впадающая в р. Енисей.

Работы по сооружению канала начались в 1883 г.; через 10 лет было сооружено 12 шлюзов, затем еще два. Каждый шлюз имел свое название. Построенная в конце XIX в. Сибирская железная дорога составила серьезную конкуренцию каналу, и его эксплуатация прекратилась.

В 1911–1914 гг. начались исследования возможности расширения канала для прохода крупных судов. Первая мировая война прервала эти работы, и канал начал разрушаться. Последний караван судов был проведён в годы Великой Отечественной войны из р. Енисей в р. Обь с целью пополнения Нарымского пароходного агентства.

В настоящее время территория Обь-Енисейского канала входит в состав Кеть-Касского государственного природного заказника регионального значения, созданного в 1985 г.

Н.С. Евсеева, М.А. Каширо, З.Н. Квасникова

Координаты начала канала


Окончание канала
Малый Кас
Координаты окончания канала


Длина
7.9 км
Дата открытия
1883