Белгородское водохранилище
Белгоро́дское водохранилище расположено на р. Северский Донец в Белгородском и Шебекинском районах Белгородской области. Створ плотины водохранилища находится около с. Безлюдовки Шебекинского района.
Нормальный подпорный уровень (НПУ) 114,5 м, полный объём водохранилища при НПУ 76 млн м3, полезный – 67,7 млн м3, площадь водного зеркала при НПУ 23 км2, длина водохранилища 25 км, ширина ‒ от нескольких десятков метров до 3 км, в среднем около 1 км; средняя расчётная глубина 3,3 м, максимальная вблизи плотины ‒ 14 м. Белгородское – 2-е по полному и полезному объёму водохранилище Белгородской области после Старооскольского водохранилища[*].
Водохранилище долинного типа, имеет линейно-вытянутую конфигурацию; общая протяжённость береговой линии 85 км. Площадь водосбора в створе гидроузла 2520 км2.
В водохранилище впадают реки Везелка, Топлинка, Разумная.
Водохранилище создано в 1985 г. для водообеспечения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния вод Северского Донца, однако в последующие годы изменило первоначальное проектное назначение. Питьевое водоснабжение населения региона полностью осуществляется из подземных источников; в промышленности и сельском хозяйстве вода водохранилища практически не используется. В связи с этим водохранилище стало объектом рекреационной деятельности.
Климат в районе водохранилища умеренно континентальный, с мягкой зимой и продолжительным летом. Устойчивый ледяной покров на водохранилище держится с середины декабря до конца марта.
По гидрохимическим показателям вода в водохранилище в целом характеризуется как «умеренно загрязнённая». В последние годы её качественный состав имеет тенденцию к улучшению: наблюдается снижение содержания азота нитратного, азота аммонийного, железа общего, фосфора, меди и нефтепродуктов. Максимальное загрязнение органическими веществами превысило предельно допустимые концентрации (ПДК) в 3,1 раза по показателю биологического потребления кислорода (БПК) и в 2,8 раза – по химическому потреблению кислорода (ХПК). Среднегодовые концентрации характерных загрязняющих веществ составили: азот аммонийный 1,01 мг/дм3 (2,6 ПДК), азот нитритный 0,096 мг/дм3 (4,8 ПДК), фосфаты 0,285 мг/дм3 (1,4 ПДК), железо общее 0,10 мг/дм3 (1,0 ПДК), марганец 0,138 мг/дм3 (13,8 ПДК), соединения меди 0,001 мг/дм3 (1,0 ПДК). Минерализация воды изменяется от 212 до 956 мг/дм3. Отмечается повышенное содержание (1,5–2 ПДК) фенолов, кобальта, цинка, сульфатов, нефтепродуктов.
В летний период в водохранилище наблюдается активное цветение сине-зелёных водорослей. В последнее время в Северском Донце отмечается активный рост так называемого водяного салата, или «пистии» (Pistia stratiotes), что отрицательно сказывается на экосистеме реки и водохранилища.
Ихтиофауна водоёма представлена лещом, густерой, сазаном, язем, плотвой, красноперкой, голавлем, пескарем; из хищных рыб наиболее распространены окунь и щука; реже встречаются сом и судак.
Экологические проблемы водохранилища:
- качество водной среды. Ежегодно только с очистных сооружений г. Белгорода в водохранилище поступает более 50 млн м3 сточных вод. Ввиду отсутствия ливневой канализации в г. Белгороде ливневые воды в виде временных водотоков попадают в реки Везелку и Северский Донец, а затем и в само водохранилище;
- наличие участков затопленного леса (иногда в непосредственной близости от перспективных пляжных зон), ухудшающих качество воды, эстетическую ценность береговой зоны и создающих опасность для плавательных средств;
- отсутствие должного контроля за санитарным состоянием лесов. Сосновые леса, широко распространённые по левому берегу водохранилища и представляющие рекреационную ценность, в некоторых местах находятся в запущенном состоянии. Упавшие стволы деревьев не только портят внешний вид леса, но и мешают передвижению по нему.
Средняя многолетняя скорость разрушения берегов Белгородского водохранилища 1,1 м/год.
Помимо г. Белгорода, наиболее крупный населённый пункт на побережье водохранилища – пос. Маслова Пристань, на территории которого находятся два источника, вода которых рекомендуется при лечении заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, органов движения, периферической нервной системы, гинекологических заболеваний.
Н.В. Кочков