Российская Федерация в течение многих лет является активным участником Всемирного во­дного партнерства, и активность эта определяется значением, которое придается водным объектам и ресурсам вод, являющимся определяющими факторами состояния окружающей среды, благо­получия социальной сферы и эффективного раз­вития экономики.

Международное сотрудничество России ос­новано на следующих конвенциях и соглашениях:

  • Международная конвенция по предот­вращению загрязнения моря нефтью, Лондон, 1954;
  • Международная конвенция относитель­но вмешательства в открытое море в случаях ава­рий, приводящих к загрязнению нефтью, Брюс­сель, 1969;
  • Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (дополнение к Междуна­родной конвенции о гражданской ответственно­сти за ущерб от загрязнения нефтью), Брюссель, 1971;
  • Международная конвенция по предот­вращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 1972;
  • Международная конвенция по обеспече­нию готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ними и сотрудничеству, Лондон, 1990;
  • Международная конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Хельсинки, 1992;
  • Международная конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, Хель­синки, 1992;
  • Международная конвенция о защите Чер­ного моря от загрязнения, Бухарест, 1992;
  • Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным об­разом в качестве местообитания водоплавающих птиц, Рамсар, 1971;
  • Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция); первая сессия Конференции Сторон конвенции, организованная временным Секретариатом Кон­венции, состоялась в Баку 23-25 мая 2007 г.;

Особенностью Тегеранской конвенции является то, что она осуществляет международно­правовое регулирование деятельности по защите морской среды Каспийского моря в условиях, когда положения существующих морских конвенций на­прямую не применяются на Каспии. Деятельность Минприроды России по реализации Конвенции в настоящее время осуществляется во исполнение распоряжения Правительства Российской Федера­ции от 27 декабря 2010 г. № 2444-р по выполнению плана мероприятий по реализации Стратегии со­циально-экономического развития Северо-Кавказ­ского федерального округа до 2025 года по пункту 87 «Участие в реализации Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран­ской конвенции), подготовка соответствующих про­токолов к Конвенции для принятия их на сессиях Конференции Сторон Рамочной конвенции по за­щите морской среды Каспийского моря», а также пункта 1 раздела VI Программы действий по обеспе­чению стратегических интересов Российской Фе­дерации в Каспийском регионе на 2013-2015 годы в соответствии с поручениями Президента Россий­ской Федерации от 26 апреля 2013 г. № К-412.

Международное сотрудничество Минприро­ды России в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности раз­вивалось в 2016 году в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных орга­низаций, а также двусторонних договоров и со­глашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках Плана действий ЮНЕП по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной ча­сти Тихого океана (НОУПАП) 23-25 ноября 2016 г. в Сеуле прошла 21-я Межправительственная встреча по НОУПАП, в которой приняла участие российская делегация в составе представителей Минприроды России и МИД России. Ключевым вопросом в ходе обсуждения стала разработка и утверждение основ Среднесрочной стратегии НОУПАП на 2018-2023 гг. Стратегия даст возмож­ность консолидировать и структурировать тема­тическую деятельность стран региона, обобщить полученные результаты и выявить приоритетные направления совместной работы. Отметив ва ж- ность целей и задач данного документа, таких, как оценка состояния морской и прибрежной среды региона, мониторинг загрязнения, формирование различных баз данных и обработки информации, комплексное планирование и управление при­брежной зоной и речными бассейнами, а также другие важные аспекты будущей деятельности НОУПАП, страны высказались за использование проверенных и зарекомендовавших себя меха­низмов совместной работы.

В ходе встречи обсуждено выполнение Плана работы НОУПАП на 2016-2017 гг. Принят ряд практи­ческих решений по взаимодействию с организациями-партнерами, научными органами, реализации текущих и рассмотрение перспективных совместных проектов, а также по деятельности Региональ­ных центров (во Владивостоке в рамках НОУПАП функционирует Региональный центр деятельности в области мониторинга загрязнения на базе Тихоо­кеанского института географии ДВО РАН).

По инициативе российской делегации было принято решение в отношении важного для мо­ниторинга и оценки состояния морской среды региона НОУПАП Регионального плана действий по морскому мусору, являющегося значимой со­ставляющей деятельности НОУПАП во взаимодей­ствии с Глобальной программой действий ЮНЕП по предотвращению загрязнения морской среды из наземных источников.

25 октября завершила работу 7-я Междуна­родная конференция по глобальным геопаркам ЮНЕСКО. В рамках участия в деятельности Меж­правительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО Росгидрометом в 2016 г. была проведена работа по подготовке участия делегации Россий­ской Федерации в 49-й сессии Исполнительного совета МОК.

По итогам сессии подготовлены предложения к плану реализации ее решений, сделаны соот­ветствующие доклады на заседаниях Межведом­ственной национальной океанографической ко­миссии РФ.

ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета в течение года обеспечивало эффективную работу Партнерского центра по поддержке Портала океанографических данных МОК в соответствии с ранее подписанным меморандумом о взаимопонимании между Росги­дрометом и МОК ЮНЕСКО.

ДВНИГМИ Росгидромета продолжало уча­ствовать в программе Глобальной системы на­блюдений МОК, предоставляя в международный обмен данные гидрометеорологических наблюде­ний на береговых станциях и судах добровольных наблюдений. Замдиректора ГОИН Росгидромета А.А. Постнов в рамках выполнения обязанностей зампредседателя МОК осуществлял руководство Рабочей группой МОК по системам предупреж­дения о цунами и председательствовал на ее 9-й сессии (24-26 февраля, Париж), а также возглавлял Межсессионную рабочую группу МОК по оценке проекта «Генеральная батиметрическая карта оке­анов» (ГЕБКО).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО).Российская делегация во главе с Руково­дителем Росгидромета А.В. Фроловым приняла участие в работе 68-й сессии Исполнительного со­вета ВМО(15-24 июня, Женева), где обсуждались ключевые вопросы деятельности Организации. Особое внимание было уделено созданию Инте­грированной глобальной системы наблюдений ВМО, развитию Глобальной рамочной основы климатического обслуживания, деятельности по уменьшению опасности стихийных бедствий, на­учным исследованиям и наращиванию потенциа­ла. Принятые на Исполнительном совете решения отвечают действиям Росгидромета, направлен­ным на реализацию Климатической доктрины Российской Федерации, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней об­ластях (с учетом аспектов изменения климата) на период до 2030 года.

Специалисты Росгидромета активно участво­вали в 2016 г. в сессиях комиссий ВМО, в том числе в XVI сессии Комиссии ВМО по основным системам (г. Гуанчжоу, Китай) и в XVсессии Комиссии ВМО по гидрологии (г. Рим, Италия).

В Санкт-Петербурге прошел XIII Междуна­родный форум в области наблюдений за Землей, собравший почти полтысячи представителей на­циональных гидрометеорологических служб и космических агентств из 40 стран мира. Учёные обменялись ценной информацией о состоянии планеты, опытом и технологиями мониторинга природных явлений на земле, в воде, а также из космоса. Российские делегаты представили зару­бежным коллегам возможность ознакомления с уникальной системой мониторинга обстановки в Мировом океане, которая может быть полезна не только учёным и метеорологам, но и морякам, рыбакам и даже туристам. Не отстают отечественные технологии и на материке. Как отметил Руководи­тель Росгидромета А.В. Фролов: «На континенте такой наблюдательной системы, как у России, нет ни у кого в мире по количеству разных данных наблюдений, которые мы получаем. Это более 14 тыс. мест, где ведутся наблюдения, более 30 мето­дов, программ наблюдений».

Комиссия по границам континентального шельфа ООН. 10 февраля в ходе 40-й сессии Комис­сии ООН по границам континентального шельфа в штаб-квартире организации в Нью-Йорке глава Минприроды России С.Е. Донской официально представил обновленную заявку страны на рас­ширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Согласно заявке, Россия пре­тендует на районы за пределами установлен­ной 200-мильной экономической зоны, которые охватывают геоморфологический шельф рос­сийских арктических окраинных морей, часть Евразийского бассейна (котловины Нансена и Амундсена, хребет Гаккеля) и центральную часть Амеразийского бассейна в составе котловины Макарова и Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий. Исследователи пришли к выводу, что составные части Комплекса Централь­но-Арктических подводных поднятий имеют кон­тинентальную природу и относятся к подводным возвышенностям, являющимся естественными компонентами материковой окраины.

Министр сообщил о проведении в период с 2002 по 2014 гг. девяти геолого-геофизических экспедиций с использованием научно-исследова­тельских и атомных ледоколов и подводных лодок, батиметрических наблюдений, комплексных сейс­мических исследований и геологическом опро­бовании на главных структурах Амеразийского и Евразийского бассейнов. Собранные данные подтверждают континентальную природу хребта Ломоносова, поднятия Менделеева-Альфа, Чукот­ского плато, а также непрерывное продолжение этих элементов от мелководного шельфа Евразии.

Международная морская организация (ИМО). Начавшая функционировать в 1959 г. ИМО отвеча­ет за повышение надежности и безопасности судо­ходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов. ИМО обеспечивает механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил для охраны морской среды через предот­вращение и борьбу с ее загрязнением судами. Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, осуществляются в мировом масштабе.

С 5 по 9 декабря в штаб-квартире ИМО в Лон­доне состоялась 117-я сессия Совета ИМО. В ее работе приняли участие делегации всех 40 госу­дарств-членов Совета, включая Российскую Фе­дерацию, а также в качестве наблюдателей деле­гации 36 государств-членов ИМО, не входящих в Совет, и представители 27 межправительственных и неправительственных организаций. В составе российской делегации в работе сессии приняли участие представители Минтранса России, Рос- морречфлота и Постоянный представитель России при ИМО. В ходе сессии проведен обзор деятель­ности Организации за прошедший отчетный пери­од, рассмотрен широкий круг вопросов финансо­вого и организационно-технического характера. Одобрены поправки к Правилам процедур Совета, заслушаны доклады Генерального секретаря о ка­дровой ситуации, состоянии текущего бюджета и бюджетных перспективах на 2018-2019 годы.

Среди важных решений необходимо отме­тить утвержденный Советом Стратегический план Организации на 2018-2023 годы, решение о раз­работке оторого было принято еще на 112-й сес­сии Совета. Документ закрепил концепцию, все­объемлющие принципы работы и семь основных направлений развития Организации. Участники сессии также одобрили итоговые отчеты рабочих органов ИМО: 70-й сессии Комитета по защите морской среды (КЗМС), 66-й сессии Комитета по техническому сотрудничеству (КТС). Принято ре­шение о проведении в 2017 г. двух межсессионных заседаний Рабочей группы по сокращению выбро­сов парниковых газов с судов (перед 71-й сессией КЗМС и осенью будущего года соответственно) и одной межсессионной встречи рабочей группы КТС. Принят к сведению доклад Генерального се­кретаря о статусе Конвенции ИМО и ее членском составе. Делегаты тепло приветствовали нового 172-го члена Организации - Республику Беларусь.

29-30 сентября на базе Национального ис­следовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Минобрнауки России состоялась Международная научно-практическая конференция «Водный форум БРИКС». На пленарном заседании, посвященном аспектам госполи­тики и международного сотрудничества стран БРИКС в сфере водных ресурсов, с докладом по во­просам трансграничного водного сотрудничества России выступил врио Руководителя Росводресурсов В.А. Никаноров. На секции «Использование трансграничных водных ресурсов» на примерах опыта государств-членов БРИКС были рассмотре­ны лучшие примеры развития механизмов межго­сударственного сотрудничества, направленного на укрепление доверия между странами, бескон­фликтное и справедливое управление трансгра­ничными водными объектами и бассейнами - основных составляющих «водной дипломатии».

По инициативе Минприроды России ини­циирована программа «Чистые реки БРИКС» для развития сотрудничества по контролю за загряз­нением рек.

За 2016 г. удалось заручиться поддержкой Индии, Китая, ЮАР. Для реализации «Чистых рек БРИКС», подписан Меморандум о сотрудничестве между ЮНИДО и ФГБУ «Развитие ВХК России», переданы индийской стороне предложения по со­вместной деятельности по экологической реаби­литации рек Ямуна и Коси.

В октябре 2016 г. в Душанбе состоялась 28-я сессия Межгосударственного совета по гидроме­теорологии государств-участников (МСГ) СНГ. В работе сессии приняли участие делегации 8 национальных гидрометеорологических служб (НГМС) государств-участников СНГ, Специальный представитель, советник Президента России по вопросам климата А.И. Бедрицкий, должностные лица ВМО, представитель Исполкома СНГ. На сес­сии рассмотрен широкий круг вопросов по раз­личным направлениям сотрудничества, в том чис­ле в области авиационной метеорологии, итогов реализации Межправительственного соглашения о межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ, о подготовке к реализации Второго этапа (2016-2020 гг.) Стратегии развития гидро­метеорологической деятельности государств- участников СНГ (второй этап - 2016-2020 гг.), утвержденного Советом Глав Правительств СНГ 28 октября 2016 года и др. По инициативе Росги­дромета сессия приняла решение о создании Ре­гионального центра Интегрированной глобаль­ной системы наблюдений ВМО для стран-членов МСГ (РЦИ-МСГ СНГ) для обеспечения скоордини­рованного вхождения стран-членов МСГ СНГ в интегрированную глобальную систему наблюде­ний ВМО.

7-8 июля в г. Мозырь (Беларусь) прошло 63-е заседание совместной коллегии Комитета Со­юзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды под председательством А.В. Фролова в качестве ру­ководителя Комитета. На заседании рассмотрены следующие вопросы: согласование программы Союзного государства «Развитие системы гидро­метеорологической безопасности Союзного го­сударства» на 2016-2020 гг., ход реализации ре­шений 17-го Всемирного метеорологического конгресса, критерии оценки загрязнения атмос­ферного воздуха в РФ и РБ, опыт работы по гидрометеорологическому обеспечению и организация аэрологического зондирования в Гомельоблгидромете, а также реализации программы монито­ринга трансграничного загрязнения атмосферы в РФ и РБ (с учетом выводов оценочного доклада Конвенции ЕЭК ООН в 2015-2016 гг.) и др. Особый акцент сделан на выполнение Программы Союзно­го государства по развитию гидрометеорологи­ческой безопасности на 2016-2020 годы.

Арктический совет. Россия по-прежнему является активным участником Арктического со­вета, однако контакты на уровне органов испол­нительной власти крайне затруднительны по фор­мальным каналам и выходом являются контакты на неправительственных площадках.

В рамках деятельности Инструмента под­держки проектов Арктического совета успешно реализованы 8 ориентированных на практиче­ские результаты проектов на территории Россий­ской Федерации, связанных с регулированием накопленных отходов, стойких органических за­грязнителей и пестицидов, сокращением выбро­сов в атмосферу, «зеленому судоходству».

22 марта в Хельсинки на 5-м заседании Коми­тета Инструмента поддержки проектов Аркти­ческого совета выражена заинтересованность в финансировании ряда природоохранных проек­тов на территории Арктической зоны РФ в рамках деятельности Арктического Совета по нестойким загрязнителям, способствующим изменению кли­мата и по обращению с опасными отходами.

16 июня в Улан-Удэ завершилась 12-я Конфе­ренция парламентариев Арктического региона. В условиях политики санкций в Конференции при­няли участие представители 10 стран, в том числе Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Финляндии, Швеции, представители стран-наблюдателей, Великобритании, Сингапура, Японии. Не приеха­ли только представители США. Основной темой Конференции стали климатические изменения, а также условия жизни человека в Арктике и но­вые технические возможности, в т.ч. интернет, без­опасность. Обсуждалась также тема Северного морского пути, в развитии которого заинтересована как Россия, так и ее соседи. По итогам Кон­ференции парламентарии стран Арктического ре­гиона приняли резолюцию, в которой обратились к правительствам и парламентам стран Арктиче­ского региона, Арктического совета и институтам Европейского Союза с просьбой активизировать совместную работу в направлении устойчивого развития и адаптации к изменению климата в Ар­ктике, подчеркнуть важность совместной научной работы, поднять Арктический вопрос в связи с последствиями изменения климата в Арктике на всех соответствующих международных совещаниях.

28 сентября в Вашингтоне, в Белом доме со­стоялась Министерская встреча по развитию международного научного сотрудничества в Арктике. Представители стран Арктического со­вета, стран-наблюдателей в Арктическом совете, включая Евросоюз (всего 25 стран), а также пред­ставители общественных организаций и корен­ных народов Севера собрались для обсуждения совместных усилий по расширению международ­ного научного сотрудничества перед лицом вызо­вов, связанных с быстрым изменением климата и окружающей среды в Арктике.

Руководитель Росгидромета А.В. Фролов со­вместно с директором Национального научного фонда Ф. Кордова (США) сопредседательствовали на сессии по научным исследованиям в Арктике. По итогам встречи было принято Совместное заявление, в котором указано, что основными вызовами для жителей Арктики, включая коренные народы, и для всего населения планеты являются: 1) таяние вечной мерзлоты; 2) сокращение площади морско­го льда; 3) таяние ледников и ледникового щита Гренландии; 4) изменение биоразнообразия. Для преодоления этих вызовов необходимо: 1) совер­шенствование устойчивых, регулярных наблюде­ний за всей арктической системой для улучшения прогнозов и моделирования; 2) совместное ис­пользование исследовательской инфраструктуры, в том числе научно-исследовательских станций, ледоколов, спутниковых систем наблюдения, авто­номных аппаратов и получаемых данных; 3) нали­чие открытого доступа к инфраструктуре наблюде­ний и к данным; 4) интегрирование традиционных и научных знаний, использование междисципли­нарных, комплексных подходов, учет социальных и культурных особенностей.

С 31 мая по 2 июня в НПО «Тайфун» Росгидро­мета (г. Обнинск) прошло заседание глав делегаций Программы арктического мониторинга и оценки (АМАП) Арктического совета. Главный приори­тет заседания был отдан детальному обсуждению плана завершения работ по проекту «Действия по адаптации к меняющейся Арктике» подготовке Па­нарктического сводного доклада по проекту. Об­сужден также ход подготовки других оценочных докладов, в том числе: «Снег, вода, лед и вечная мерзлота в Арктике», новая оценка состояния ацидификации Северного Ледовитого океана по стой­ким органическим загрязнителям, включая оцен­ку по новым загрязняющим веществам в Арктике, по радиоактивности.

Делегация Росгидромета также приняла уча­стие в 30-м заседании Рабочей группы АМАП, про­ходившем 28 ноября - 1 декабря в Финляндии (г. Хельсинки) и в восьмом и девятом заседаниях Целевой группы Арктического совета по научному сотрудничеству в Арктике, состоявшихся в Кана­де и США. Согласован текст «Соглашения по укре­плению арктического научного сотрудничества» для последующей передачи его на рассмотрение национальных правительств. Соглашение являет­ся юридически обязывающим документом и бу­дет заключено под эгидой Арктического совета в апреле 2017 г.

Кроме АМАП в рамках Арктического совета на постоянной основе организован обмен инфор­мацией в рабочих группах по биоразнообразию (CAFF), морским экосистемам и др.

19-21 сентября в Портленде (штат Мэн, США) состоялось заседание Рабочей группы Арктиче­ского совета по программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ). В работе заседания ПАМЕ приняли участие делегации всех государств-участников Арктического совета (Российская Фе­дерация, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США), а также представители других рабочих групп Арктического совета и не­правительственных организаций. От Российской Федерации в работе заседания приняли участие представители Росморречфлота. Одним из основ­ных вопросов повестки дня было обсуждение хода выполнения рекомендаций Доклада о судоход­стве в Арктике (AMSA). Делегации обсудили ито­ги работы корреспондентской группы, которую возглавляли Россия и США, по разработке проек­та регионального плана приемных портовых со­оружений в Арктике в контексте концепции ИМО по региональным договоренностям о приемных портовых сооружениях. На следующем заседании ПАМЕ будет обсужден проект документа в ИМО с точки зрения возможности его представления на рассмотрение Комитета по защите морской среды ИМО. По предложению российской делегации, поддержанному Норвегией и Финляндией, будет инициирован проект по мониторингу выполне­ния Полярного кодекса, ведущими странами по которому определены Россия и Финляндия.

На основе данных Норвежского метеорологи­ческого института с участием российских экспер­тов в рамках Рабочей группы по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR) подготовлен циркумполярный обзор про­белов в системе предотвращения ЧС и ликвида­ции разливов нефти в Арктике для дальнейшей координации действий стран региона.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). 21-22 марта 2016 г. в Архангельске состоя­лось второе заседание Комитета старших долж­ностных лиц СБЕР под председательством России. В мероприятии приняло участие руководство Ар­хангельской области, Международного Баренцева секретариата и Баренцева регионального коми­тета, а также Совместных рабочих групп по здра­воохранению и связанным с ним социальным во­просам, по культуре, по образованию и научным исследованиям и Рабочей группы по коренным народам. На встрече был представлен потенциал Архангельской области с точки зрения ее участия в системе международного сотрудничества в Ба­ренцевом регионе, рассмотрены вопросы взаимо­действия участников Баренцева сотрудничества в сфере здравоохранения, а также ряд проектов в области культуры и образования. Состоялась дискуссия о путях повышения эффективности де­ятельности рабочих групп Совета.

21 июня 2016 г. в Архангельске состоялась Встреча министров транспорта СБЕР. Встреча прошла под председательством главы Минтран­са России М.Ю. Соколова. По ее результату была подписана Совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе. В декларации, в частности, отмечается важность учета вопросов охраны окружающей среды при разработке на­циональных транспортных стратегий стран СБЕР. Стороны отметили, что неотъемлемым аспектом развития транспортной структуры является си­стемный подход к решению вопросов защиты уни­кальной окружающей арктической среды север­ных районов при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов транспортной инфра­структуры, а также климатических и географиче­ских особенностей.

Координационный комитет по гидрометео­рологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря (КАСПКОМ). 17-18 ноября в г. Баку состоялась очередная 21-я сессия КАСПКОМ. Одним из важ­нейших вопросов сессии стало преобразование Координационного комитета по гидрометеороло­гии и мониторингу загрязнения Каспийского моря в Координационный комитет по гидрометеоро­логии Каспийского моря. Это решение было при­нято в связи со вступлением в силу Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии Ка­спийского моря, подписанного в 2014 г. на самми­те глав прикаспийских государств в г. Астрахани. Изменения касаются только полного названия Ко­митета и очередности сессий; во всем остальном новый КАСПКОМ является полным преемником старого.

На сессии также обсуждались вопросы раз­работки Межправительственной комплексной программы по гидрометеорологии Каспийского моря, оперативного обмена прогностическими данными между НМГС прикаспийских государств, создания совместной продукции в области гидро­метеорологии Каспийского моря. Особое внима­ние было уделено сотрудничеству КАСПКОМ и Те­геранской конвенции на основании Меморандума о взаимопонимании, подписанного в г. Ашхабаде в 2013 году.

На настоящий момент КАСПКОМ выпускает ряд широко востребованных информационных материалов: бюллетени о состоянии уровня Ка­спийского моря, каталоги уровня моря, темпера­туры воды, региональной циркуляции атмосферы, значительный вклад в подготовку которых вносит Росгидромет. Все материалы находятся в свобод­ном доступе на сайте КАСПКОМ www.caspcom.com.

Сеть водохозяйственных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (СВО ВЕКЦА). Сеть создана для обмена мнениями, опытом, информацией по самым разным аспек­там водохозяйственной деятельности, включая охрану водных ресурсов. Члены Сети: Азербайд­жан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыр­гызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркме­нистан, Узбекистан, Украина. Сеть развивается при активном участии Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, АО «Водстрой» и поддержке Правительства Рос­сийской Федерации и ЕЭК ООН в тесной увязке с работой Международной сети бассейновых орга­низаций.

9-10 февраля 2016 г. в Алматы (Казахстан) со­стоялась Международная конференция СВО ВЕКЦА «Культурные и образовательные аспекты водного хозяйства стран ВЕКЦА». Участники конференции обсудили актуальные культурно-образователь­ные проблемы по четырем ключевым направле­ниям: «Вода и культура»; «Вода и цивилизация»; «Вода и этика»; «Вода и образование». Участники Конференции приняли решение активизировать работу по изданию информационных и научных материалов Сети на сайте организации (www.eecca-water.net), а также развитие базы знаний на интернет-портале CAWater-Info (www.cawater-info.net/bk/rubricator.htm) как части комплекса унифи­цированных инструментов для внедрения ИУВР, адаптированных к условиям специфики водного хозяйства бассейнов рек с различной степенью водного дефицита в аридных и полуаридных зо­нах стран ВЕКЦА. Следующая конференция Сети на тему «Проблемы управления речными бассей­нами в условиях изменения климата» пройдет в 2017 г. в Москве.

17-19 октября в Женеве состоялось 20-е за­седание Рабочей группы Водной инициативы ЕС для ВЕКЦА и 11-я встреча Рабочей группы по ИУВР в рамках Водной Конвенции ЕЭК ООН. Директор от­дела по окружающей среде ЕЭК ООН Марко Кайнер представил новую публикацию «Водные реформы в странах ВЕКЦА». Были также представлены ре­комендации по управлению водными ресурсами в рамках недавно проведенных Обзоров резуль­тативности экологической деятельности в рамках ЕЭК ООН. На заключительной сессии были пред­ставлены проекты доноров по управлению водны­ми ресурсами в регионе, включая портфель проек­тов ЕБРР по воде в Центральной Азии, программу Финляндии по оказанию помощи водному сектору Кыргызстана и Таджикистана (FinWaterWEIII), со­действие в сфере трансграничного водного сотруд­ничества со стороны ОБСЕ и водные проекты ОЭСР в регионе ВЕКЦА.

«Санкт-Петербургская инициатива» (СПбИ). СПбИ - механизм государственно-частного пар­тнерства, направленный на улучшение состоя­ния окружающей среды в Балтийском регионе. В объединение, созданное в 2013 г., вошли около 70 международных компаний, научных институ­тов, банков и благотворительных фондов. 23 июня 2016 г. в Минприроды России состоялось Пленарное заседание «Санкт-Петербургской инициати­вы». Основной темой заседания стали «горячие экологические точки» Северо-Западного региона России, в частности, полигона «Красный Бор» в Ленинградской области и водоочистных соору­жений г. Калининграда. Представители регионов предоставили актуальную информацию по дан­ным проблемам и мероприятиям, направленным на их решение в ближайшей перспективе. По итогам заседания принято решение разработать «дорожную карту» по совершенствованию вза­имодействия федеральных ведомств, регионов, а также зарубежных партнеров (в т.ч. ХЕЛКОМ). Результаты работы «Санкт-Петербургской иници­ативы» планируется представить на очередном комитете Совета государств Балтийского моря (СГБМ).

Природоохранное партнерство «Север­ное измерение» (ППСИ). 7 апреля 2016 г. в Санкт- Петербурге состоялся VII Форум «Северное изме­рение». Цель Форума - развитие взаимодействия представителей власти, бизнеса и гражданского общества на территории стран - участников Се­верного измерения. В 2016 г. организаторы Фо­рума выбрали темой Арктику как территорию совместного развития. В ходе Форума участники обсудили новые вызовы и возможности разви­тия Арктического региона. В рамках Форума про­шло пять круглых столов, включая «Энергетика», «Качество жизни в Арктике: экология и приро­досбережение». Делегаты Форума были едино­гласны в том, что тесное взаимодействие стран Арктического региона должно быть направлено на сохранение уникальной и чрезвычайно хруп­кой экосистемы Арктики. Организаторы Форума определили дату проведения VIII Форума «Север­ное измерение»: он пройдет 6 апреля 2017 г. в Санкт-Петербурге.

14 декабря 2016 г. в Рейкьявике состоялась очередная встреча старших должностных лиц партнеров по «Северному измерению» - России, Евросоюза, Норвегии и Исландии. В работе Фору­ма приняли участие представители стран-членов ЕС, взаимодействующих в рамках «Северного из­мерения» - Германии, Латвии, Литвы, Финляндии, Франции, Швеции и Эстонии, а также имеющей статус наблюдателя Белоруссии. Российскую деле­гацию возглавил представитель МИДа.

Обзор деятельности партнерств и, в частно­сти, в области охраны природы показал, что не­смотря на нынешнюю турбулентность на междуна­родной арене, партнеры подтвердили солидарное намерение работать в направлении продвижения прагматичного и результативного регионального сотрудничества в интересах всех стран европей­ского Севера.

Отмечена необходимость тесного взаимодей­ствия с другими региональными форматами. Со­стоявшиеся обсуждения придали импульс даль­нейшему наращиванию проектной активности «Северного измерения», продолжению конструк­тивного диалога всех партнеров, что будет способ­ствовать оздоровлению климата международных отношений в Европе в целом.