Что касается общего финансирования Росводресурсов – ведущего водохозяйственного органа страны – из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. соответствующий рост составил в ценах соответствующих лет немногим более 20%. То есть в физическом выражении имел место небольшой рост финансирования, поскольку уровень инфляции (прежде всего, в строительстве) был несколько ниже.

Период с 2010 г. до 2013 г отмечен значительным повышением рассматриваемых расходов – с 9,4 млрд руб. до 19,8 млрд руб., или в более чем в два раза в номинальном исчислении. В реальном выражении эти бюджетные издержки возросли по оценке в 1,5-1,6 раза. Расходы Росводресурсов в соответствии с действующей в тот период классификацией федерального бюджета представлены в табл. 5.13.

Таблица 5.13. Динамика расходов Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с классификацией федерального бюджета в 2006-2013 гг.), млн руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Всего 10571 13948 9351 12514 17583 19920
   в том числе: Подраздел «Водное хозяйство
(раздел «Национальная экономика»)
5564 5499 4138 12451 17502 19841
   из них: руководство и управление в сфере установленных функций 440 628 646 673 708 769
водохозяйственные мероприятия 3148 1864 1460 5308 3245 3124
водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1486 1489 1706 1848 2069
Прикладные научные исследования и разработки
(раздел «Национальная экономика»)
96 122 38 34 19[*] 57
Раздел «Охрана окружающей среды» 59
Раздел «Межбюджетные трансферты» 4852 8326 5146 [*] [*] [*]

   

В 2014 г. начался повторный спад бюджетного финансирования (сокращение почти на 15% против 2013 г.). Что касается 2015 г., то здесь имело место дополнительное и ощутимое снижение соответствующих расходов. При этом данное уменьшение произошло как против первоначально установленного объема, так и по сравнению с предыдущим годом (более чем на 30%), причем и в номинальном, и, тем более, в реальном выражении (более чем на 30%) (табл. 5.14).

Таблица 5.14. Расходы Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с действующей классификацией федерального бюджета) в 2014-2016 гг., млн руб.

Показатель 2014 г.[*] 2015 г. 2016 г.
первоначальное значение[*] откорректированное значение[*]
Росводресурсы – всего 16349,6 13587,9 14656,3 12822,3
в том числе по подразделу «Водное хозяйство раздела «Национальная экономика» 16271,0 13505,3 14636,3 12776,5
  из них: Государственная программа Российской Федерации «Охрана
  окружающей среды» на 2012-2020 годы
327,3 294,6
     из нее: Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал
     и социально-экономическое развитие Байкальской природной
     территории на 2012-2020 годы»
327,3 294,6
  Государственная программа Российской Федерации
  «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
  в том числе:
14306,6 12481,3
     из нее: Основное мероприятие «Осуществление нормирования
     водопользования, мониторинга водных объектов и других
     водохозяйственных мероприятий текущего характера»
1080,0 862,6
     Основное мероприятие «Выполнение работ по содержанию и
     обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических
     сооружений и охрана водохранилищ»
2135,4 2135,4
     Основное мероприятие «Обеспечение исполнения субъектами
     Российской Федерации переданных полномочий Российской
     Федерации в области водных отношений»
1954,8 1759,3
     Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации
     государственных функций в сфере водных отношений»
719,9 705,5
     Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного
     комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»
8416,6 7018,5
Прикладные научные исследования в области национальной экономики. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» Федеральная Целевая программа 20,0 18,0
Образование. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» 0,16 0,16
  в том числе Основное мероприятие «Обеспечение эффективной
  реализации государственных функций в сфере водных отношений»
0,16 0,16
Социальная политика. Социальное обеспечение населения Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы» 27,6 27,6
  в том числе Мероприятия по обеспечению жильем Федеральных
  государственных гражданских служащих
26,7 26,7

   

В 2016 г. первоначальное бюджетное задание по рассматриваемым затратам было существенно больше, чем фактические расходы в 2015 г. Однако, потом это задание было официально откорректировано в меньшую сторону (табл. 5.14). Итоговые величины можно будет оценить после утверждения в конце 2017 г. Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета в 2016 году».

В 2014 г., как и в предыдущем году, расходы федерального бюджета по Росводресурсам проходили по трем разделам бюджетной классификации: «Национальная экономика» (раздел 04), «Социальная политика» (10) «Образование» (раздел 07). При этом на две последние группы приходилась незначительная часть общих затрат ведомства (в 2014 г. - всего 0,1%).

Применительно к 2015 и 2016 гг. в построении и отражении бюджетных заданий по Росводресурсам, также как и по другим министерствам и ведомствам, произошли определенные изменения (см. об этом ранее). В этой связи статистические материалы, характеризующие постатейные издержки по Росводресурсам за 2016 г., даны по откорректированной схеме (см. табл. 5.14).

Следует отметить, в составе министерств и ведомств, получивших средства по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета (см. предыдущий параграф) в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Росстрой). В 2007 г. доля Росводресурсов составила всего лишь 36%, в 2008 г. превысила 40%, в 2009 г. оказалась на уровне 46%, а в 2010 равнялась 40%.

В 2011 г. доля Росводресурсов увеличилась соответственно до 82%, а в 2012 г. снизилась до 79% (изменения произошли в основном из-за общей корректировки бюджетной классификации и группировки соответствующих расходов; см. ниже). В 2013 г. эта величина вновь возросла до почти 82% (табл. 5.13 и 5.14).

В 2014-2015 и в 2016 гг. (по оценке) это доминирование не только сохранилось, но и стало почти абсолютным (табл. 5.12).

В связи с вышеизложенным и в дополнения к анализу бюджетных расходов Росводресурсов, представляется целесообразным подробнее раскрыть соответствующие сведения по другим министерствам и ведомствам страны.

Характерно, что состав министерств и ведомств, получающих рассматриваемые бюджетные средства, периодически варьировал, так же как изменялась сумма выделяемых ресурсов. Например, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству регионального развития Российской Федерации (228,3 млрд руб.) по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд руб. В составе последней цифры доминирующее положение занимали расходы по целевой статье «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» (1,9 млрд руб.) и по статье «Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (2,1 млрд руб.). Оставшиеся 0,5 млрд руб. были израсходованы на реализацию некоторых других федеральных целевых программ.

В 2013 г. расходы по подразделу «Водное хозяйство» по этому Министерству резко сократились и составили 0,37 млрд руб. Вся эта сумма пришлась на субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности при реализации ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2015 года».

В 2015 г. и в 2016 г. по линии данного Министерства средства федерального бюджета не выделялись.

В 2014 г. по линии Минрегиона России были осуществлены субсидии (межбюджетные трансферты) на реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Величина этих субсидий составила 3,8 млрд руб.

Указом Президента Российской Федерации от 8.09.2014 №612 Минрегион России было упразнено.

В 2013 г. соответствующие и значительные расходы появились у Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В целом затраты по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» по этому ведомству составили почти 3,6 млрд руб. (из 153,6 млрд руб. общих расходов Агентства в 2013 г.

Кроме того, по этому ведомству по разделу «Другие вопросы в области в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2013 г. было выделено и израсходовано около 3,2 млрд руб. субсидий на содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (в 2012 г. – 2,2 млрд руб. по системе Минрегиона России).

В 2014 г. по данному ведомству осуществлялись субсидии (межбюджетные трансферты) на:

  1. софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подрограммы «Совершенствование федеральных отношений и механизмов управления региональным развитием» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеральные отношения» – в объеме почти 1 млрд руб.;
  2. реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 г. государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» – в объеме более 0,3 млрд руб.

В 2015 г. и 2016 г. выделялись незначительные профильные средства Минстрою России (5-6 млн руб./год) (см. табл. 5.12).

В 2012 г. небольшие объемы финансирования были осуществлены через Министерство природных ресурсов и экологи Российской Федерации – 27 млн руб. (до этого года такое финансирование не производилось). Вся названная сумма была израсходованы на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2013 г. рассматриваемые расходы Минприроды России резко увеличились – до более 566 млн руб. Они также проходили целиком в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2014 г. данным Министерством было затрачено 1,2 млрд руб. на реализацию расходов в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (в части иных бюджетных ассигнований).

В 2015 г. соответствующие бюджетные издержки по Минприроде России были почти на уровне предыдущего года (составляли 96% от 2014 г.). В 2016 г. сначала предусматривалось значительно повысить эти расходы, но потом исходное задание было уменьшено (табл. 5.12). Итоговые оценки можно будет дать после официального утверждения в конце 2017 г. закона об исполнении федерального бюджета за 2016 г.