В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г.

11,6 млрд руб., 2007 г. – 14,8 млрд руб. В 2010 г. соответствующие поступления были на уровне менее 6,2 млрд руб., в 2012 г. – 2,8; в 2013 г.– менее 2,5; в 2014 г. – 2,2; в 2015 г. – около 2,6 млрд руб.; и в 2016 г. – менее 2,3 млрд руб. (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного водопользования 

Показатель 2006 2008 2010 2012 2013 2014 2015 2016
млрд рублей
Всего поступлений в доходную часть бюджета 14,79 15,79 15,22 14,39 14,31 13,55 14,82 15,73
в том числе: 2,55 2,27
водный налог 14,25 13,02 6,17 2,76 2,48 2,20
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 2,13 8,29 10,81 10,93 10,45 11,26 13,26
платежи за негативное воздействие на водные объекты[*] 0,54[*] 0,64[*] 0,76[*] 0,82 0,90 0,90 1,01 0,21[*]

   

Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена ежегодная индексация водного налога. С 01.01.2015 ставки водного налога, усыновленные п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются: в 2015 г. с коэффициентом 1,15, в 2016 г. – 1,32, в 2017 г. – 1,52.

Главным администратором водного налога является Федеральная налоговая служба России.

Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом обеспечивает государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Одновременно, в соответствие со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. было предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как и порядок расчета и взимания этой платы регулируются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления.

Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов. При этом уточнение и развитие этого администрирования систематически продолжается.

Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» введена ежегодная индексация ставок платы за пользование водными объектами.

Ставки платы за забор воды (кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения), за использование водных объектов в целях гидроэнергетики и за использование акватории, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876, применяются: в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году с коэффициентом 1,32, в 2017 году с коэффициентом 1,52.

Ставка платы за забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения установлена: в 2015 г. – 81 руб. за тыс. м3, в 2016 г. – 93 руб. за тыс. м3, в 2017 г. – 107 руб. за тыс. м3.

Если рассматривать структуру водного налога и платежей за водопользование и их изменения более подробно, то можно делать следующие выводы. В частности, из материалов табл. 5.6 следует, что наибольшая часть суммы водного налога (97%) в целом по Российской Федерации в 2013 г. приходилась на данный налог, выплачиваемый при осуществлении забора воды из водных объектов; при этом 70% составлял налог за забор воды из подземных водных объектов. В 2014 г. эти цифры составляли соответственно 96% и 67%, в 2015 г. – 96% и около 65% и в отчетном 2016 г. – 98,5 и почти 84%. Иначе говоря, приведенная структура в последний период изменилась относительно незначительно, включая 2016 г.

Таблица 5.6. Поступление водного налога в федеральный бюджет Российской Федерации по видам водопользования, тыс. руб.

РФ Год Сумма водного налога, поступившая в федеральный бюджет
Всего в том числе за:
забор воды из водных объектов использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики использование акватории водных объектов или их частей использование водных объектов в целях лесосплава в плотах и кошелях
итого в том числе из подземных водных объектов
Всего 2013 2482613 2406973 1703132 62347 13293 0,0
2014 2201473 2108268 1476261 83463 9742 0,0
2015 2550838 2448602 1583234 90948 11288 0,0
2016[*] 2270000 2236000 1898000 26000 8000 0,0

   

Таблица 5.7. Поступление от платы за пользование водными объектами доходов в федеральный бюджет Российской Федерации, тыс. руб.

РФ Год Плата за пользование водными объектами за:
Всего забор воды из поверхностных водных объектов использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии использование акватории поверхностных водных объектов или их частей платежи победителей аукционов на право заключения договоров водопользования
всего в том числе за:
забор пресной воды из поверхностных водных объектов забор морской воды забор воды из поверхностных водных объектов для водоснабжения населения
Всего 2013 10881379 8739690 8388343 33375 317972 2062807 19855 59027
2014 10444320 8345968 7988623 43356 313989 2063151 21545 13656
2015 11256608 9018693 8490692 56908 471093 2169829 30728 37358
2016 13263824 10595996 10000368 64093 531535 2579656 44860 43312

   

В 2014 г. наибольшее снижение поступления в федеральный бюджет суммы водного налога приходилась на водный налог за осуществление забора воды из поверхностных водных объектов. Характерно, что, сумма рассматриваемого налога в 2012 г. составила 1038 млн руб., в 2013 г. немногим более 700 млн руб., в 2014 г. – 632 млн руб.

В 2015 г. поступление средств по рассматриваемому фискальному инструменту увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 349 млн руб., или на 16%. При этом налог за забор воды из поверхностных источников возрос на 233 млн руб., или на 37%, а за подземный водозабор – на 107 млн руб., или на 16%. Кроме того, прирост водного налога в сумме 9 млн руб. обеспечили иные виды водопользования.

В 2016 г. рассматриваемое поступление снизилось по сравнению с 2015 г. на 11% (на 281 млн руб.). Доходы федерального бюджета от налога на забор воды из водных объектов уменьшились почти на 9% (на 213 млн руб.); при этом за водозабор из подземных горизонтов – возросли на 20% (на 315 млн руб.). Поступления от использования водных объектов для целей гидроэнергетики сократились на 71% (на 65 млн руб.), от использования акватории водных объектов (или их частей) также уменьшились почти на 30% (на 3 млн руб.).

За 2015 г. основная часть водного налога за использование поверхностных водных объектов гидроэнергетикой поступила в федеральный бюджет от Северо-Западного федерального округа (Мурманская обл.) – 57% от общей величины суммы водного в целом по России за данный вид использования водных объектов. Доля Сибирского федерального округа (в основном соответствующих водопользователей Красноярского края) составила около 42% .

Аналогичные доходы от использования водных объектов для целей гидроэнергетики в 2016 г. в подавляющей степени поступили из Сибирского федерального округа (из Красноярского края) – 77% от суммарной величины рассматриваемой части водного налога в целом по стране.

Поступление водного налога за использование акватории водных объектов или их частей в последнее время составляет относительно небольшие величины – от 10 до 13 млн руб./год (табл. 5.6). В 2014 г. соответствующий объем в целом по Российской Федерации в равнялся 0,44% от общей суммы водного налога, в 2015 г. – также 0,44%, а в 2016 г. снизилась до 0,35%. В 2015 г. около 32% суммы водного налога за данный вид водопользования поступило в федеральный бюджет от объектов Южного федерального округа, 21% – от Северо-Западного и 22% – от объектов Приволжского и Сибирского федеральных округов. В отчетном 2016 г. почти две трети указанных доходов поступило из Южного федерального округа (из Краснодарского края).

Водный налог за использование поверхностных водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях в 2014-2016 гг., как и ранее, в федеральный бюджет не поступал ни с какой территории.

Если в завершении дать общую территориальную картину поступления водного налога в целом, то в 2016 г. на долю Центрального федерального округа пришлось 29% его суммарного объема по всей стране, Приволжского округа – около 18%, Сибирского округа – почти 16% и Уральского федерального округа – свыше 13%.

Динамика поступления водного налога зависит от ряда причин, в том числе от окончания действия ряда лицензий на пользование водными объектами и переходом на регулирование водных отношений на основании договоров водопользования.

Абсолютная часть рассматриваемых поступлений приходится на саму плату по договорам водопользования, а менее 1% – на пени, штрафы за превышение допустимого объема забора воды и плату по аукционам.

Общий объем поступлений в 2014 г. в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами составил 10 444,3 млн руб., что па 4,0% меньше соответствующих поступлений 2013 г.

Что касается 2015 г., то соответствующие бюджетные доходы от рассматриваемой платы составили 11260,2 млн руб., что почти на 8% больше уровня предшествующего года. Наибольшее повышение доходов от платы за пользование водными объектами, поступивших в федеральный бюджет, по сравнению с 2014 г. зафиксировано по зоне деятельности Кубанского БВУ – на 119 млн руб., Камского БВУ – на 98, Нижне-Обского БВУ – на 83, Двинско-Печорского БВУ – на 71, и Нижне-Волжского БВУ – на 62 млн руб.

Увеличение объема поступлений в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами обусловлено:

  1. индексацией ставок платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509;
  2. общей динамикой фактических объемов водопользования, включая объем выработки электроэнергии предприятиями гидроэнергетики;
  3. авансовыми платежами отдельных водопользователей;
  4. погашением дебиторской задолженности прошлых платежных периодов.

В отчетном 2016 г., как уже указывалось, данного рода поступления в федеральный бюджет равнялись 13 263,8 млн руб., или примерно на 18% больше, чем в 2015 г.

Подавляющая часть этих доходов пришлась на зону деятельности Енисейского водного бассейнового управления (БВУ) – 2619 млн руб., или почти 20% общероссийской величины (в 2015 г. – 2381 млн руб., или 21%); Нижне-Волжского БВУ –

1463 млн руб., или 11% (в 2015 г. – 1332, или 12%); Кубанского БВУ – 1307, или около 10% (618, или 5,5%); Верхне–Волжского БВУ – 1218, или свыше 9% (1041, или также более 9%); МосковскоОкского БВУ – 1050 млн руб., или 8% (в 2015 г. – 1005 млн руб., или 9%).

Поступления от водопользователей, расположенных в Республике Крым в 2016 г., были на уровне 3,4 млн руб., а в г. Севастополь – 0,3 млн руб. В 2015 г. такого рода поступления от указанных водопользователей практически отсутствовали.

Сумма платы по видам водопользования от общего объема платы в целом по России за 2014 г. составляла: за забор воды из поверхностных водных объектов – 80%; за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии – 19,7%, за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей – 0,2%; платежи при заключении договоров по результатам аукциона – 1,3%.

В 2015 г. приведенная выше структура имела почти такой же вид: за забор воды из поверхностных водных объектов – 80%; за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии – 19,7%, за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей – 0,2%; платежи при заключении договоров по результатам аукциона – 0,1%.

В 2016 г. за забор воды из поверхностных водных объектов было выплачено, как и ранее, почти 80% всех рассматриваемых платежей; за водопользование в гидроэнергетических целях – 19,5%; за использование поверхностной водной акватории – свыше 0,3%; платежей при заключении соответствующих договоров – также более 0,3%.

Если же говорить о суммарной величине доходов федерального бюджета в виде водного налога и платежей по договорам за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, составила в 2006 г. около 14,3 млрд руб., в 2007 г. – 14,8, в 2008 г. – свыше 15, в 2009 г. – 13,6 и в 2010 г. – порядка 14,5 млрд руб. В 2011 г. эта сумма составила 13,7 млрд руб., а в 2012 г. – 13,6, в 2013 г. – 13,4 млрд руб. В 2014 г. соответствующая величина сократилась до 12,6 млрд руб., в 2015 г. вновь увеличилась до 13,8 млрд руб. В отчетном 2016 г. рассматриваемая суммарная величина превысила 15,5 млрд руб., или на 12% больше, чем в предшествующем году.

Следует отметить, что в общей сумме доходов федерального бюджета суммарные поступления от платного водопользования в последние годы составляли в среднем менее 0,2% (в частности в 2012 г. – 0,1%, в 2013-2015 гг. – 0,1% и в 2016 г. (оценочно) – также порядка 0,1%). По отношению к совокупным поступлениям от налогов, сборов и платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами водный налог и соответствующие платежи в последние годы находились в среднем в пределах 1% (в частности в 2012 г. – 0,6%, в 2013 г. – менее 0,5%, в 2014 г. и в 2015 г. (оценочно) – 0,4%).

Примечание. Анализируя динамику поступлений в бюджет доходов от платного водопользования, следует учитывать, что в соответствии с Водным кодексом-2006 года часть полномочий в области водных отношений предана уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации, в том числе – предоставление права пользования водными объектами (за исключением водохранилищ). Таким образом, начиная с 2007 г., администраторами платы за пользование водными объектами по заключаемым договорам водопользования являются не только федеральные, но и региональные органы власти. Учитывая, что 100% указанных платежей подлежит перечислению в федеральный бюджет, целесообразно принимать во внимание уровень реализации переданных полномочий органами власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения собираемости доходов требует отдельного анализа.

Суммарный объем поступлений в федеральный бюджет от приведенных видов платного водопользования с 2006 г. по 2010 г. незначительно увеличился в ценах соответствующих лет – с 14,3 млрд руб. до 14,5 млрд руб. В 2011-2016 гг. этот объем возрос соответственно с 14,5 до 15,5 млрд руб. Иначе говоря, с 2006 г. по отчетный 2016 г. общее увеличение было на уровне менее 10%. Одновременно в 2007-2016 гг. общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта, возрос примерно в два раза. Таким образом, в реальном исчислении объем соответствующих налогов и платежей (оцененный по возможности их дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода их «покупательной» способности) уменьшился примерно в три раза. При этом индексация ставок соответствующего налога и платежей началась по сути только с 2015 г. (см. постановление Правительства страны от 26.12.2014 г. № 1509 выше); она, естественно, не могла за один год восполнить реальное падение предыдущего периода.

В 2016 г. по предварительным оценкам физический (реальный) темп роста анализируемых бюджетных поступлений несколько превысил общий рост (индекс) цен.

Таким образом, роль водного налога и платежей за пользование водными объектами среди всех доходов федерального бюджета оставалась и остается не весьма незначительной. При этом зачастую темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышают темпы увеличения поступлений от водного налога в совокупности с платежами за пользование водными объектами. Заметна также небольшая колебательная тенденция в области отношения водного налога и водных платежей к общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами.

Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водопользования. В частности, в 2005-2010 гг. в бюджеты всех уровней управления ежегодно поступало от 3 до 4 млрд руб., в 2011 г. – более 4,5; в 2012 г. – около 5; в 2013 г. – менее 4, в 2014 г. – более 4 млрд руб., в 2015 г. – около 4 млрд руб. в виде платежей за негативное воздействие на водные объекты, то есть за их загрязнение вредными веществами. При этом несколько сотен миллионов рублей (в 2011- 2015 гг. – порядка 750 млн – 1 млрд руб.) в последний период ежегодно перечислялись в федеральный бюджет (табл. 5.5 и 5.8.).

Таблица 5.8. Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты (в текущих ценах)[*]

Платеж 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, млн руб. 11745 17547 17000 19780 19155 29742 24711 23186 27928 17156
в % к 2005 г. 100 149 145 168 163 253 210 197 238 146
в том числе: платежей за негативное воздействие на водные объекты – всего, млн руб. 3219 3193 3858 3788 4558 4743 3725 4172 4919 3723
в % к 2005 г. 100 99 120 118 142 147 116 130 153 116
из них: в пределах нормативов загрязнения, млн руб. 1309 996 1227 1255 1798 1347 1154 1140 1060 973
в % к 2005 г. 100 76 94 96 137 103 88 87 81 74
за сверхнормативное загрязнение, млн руб. 1910 2197 2631 2533 2760 3396 2571 3032 3859 2750
в % к 2005 г. 100 115 138 133 145 178 135 159 202 144

   

Анализ имеющихся данных свидетельствует, что в целом платежи за негативное воздействие на окружающую среду за последние годы в стране ощутимо возросли. В тоже время платежи за негативное воздействие на водные объекты имели колебательный характер – снижение в 2006- 2007 гг. и постепенный рост в 2008-2009 гг. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечено повторное и небольшое снижение объема этих платежей. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отмечен рост данного показателя, как в номинальном, так и в физическом объеме (с поправкой на фактическую инфляцию). В 2012 г. отмечен незначительный рост величины рассматриваемых платежей в номинальном исчислении, который по оценке отставал от среднего роста цен в стране. В 2013 г. произошло значительное падение этого объема – как в номинальном, так и в реальном выражении. В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался некоторый рост рассматриваемых платежей в номинальном исчислении (с учетом их официальной индексации) – примерно на 12%. Однако, с учетом фактического роста цен указанное увеличение было почти в два раза меньше.

В 2015 г. имел место однозначный рост суммы рассматриваемых финансовых выплат (почти на 18%). С учетом экспертных расчетов, отражающих увеличение цен, реальный объем платежей за негативное воздействие на водные объекты повысился более чем на 5%.

В 2016 г., в связи со значительными изменениями, внесенными на официальном уровне в порядок (организационную систему) выплат природопользователями рассматриваемых бюджетных доходов, сводные данные, полученные Росстатом, являются предварительными. Они подлежат обязательной проверке по материалам исполнения федерального и консолидированного бюджетов страны за рассматриваемый год, а также по некоторым другим сведениям. К моменту окончания подготовки настоящей работы закон об исполнении федерального бюджета за 2016 г. не был принят; сведения об исполнении консолидированного бюджета имели не полный и оценочный характер. Необходимо также иметь введу, что в 2016 г. в соответствии с законодательными нормами в федеральный бюджет должны были зачисляться не 20%, а только 5% от общей суммы рассматриваемых платежей.

Указанная ситуация не позволяет дать сколько-нибудь развернутый и надежный анализ поступления платежей за негативное воздействие на водные ресурсы в 2016 г. Можно лишь констатировать по имеющимся данным, что в этом году имело место весьма ощутимое снижение общей величины указанных платежей по сравнению с 2015 г. – примерно на 1 млрд руб. или на одну пятую часть. Не исключено, что такое сокращение произошло в реалиях, причем было обусловлено, в том числе, использованием предприятиями и организациями возможности зачета (уменьшения и т.д.) рассматриваемых платежей при проведении этими объектами-природопользователями значительных по объему водоохранных и водосберегающих мероприятий.

Примечание. Следует иметь в виду, что динамика анализируемых платежей представлена в ценах соответствующих лет, но с учетом ежегодно проводимой индексации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду в целом и на водные объекты в частности, установленные в 2003 г. специальным постановлением Правительства страны, были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, установленные в 2005 г. аналогичным целевым постановлением Правительства страны – с коэффициентом 1,15. В бюджете на 2011 г. эта индексация составила соответственно 1,93 и 1,58; в бюджете-2012 г. – 2,05 и 1,67; в бюджете-2013 – 2,20 и 1,79, в бюджете 2014 – 2,33 и 1,89. В соответствие с Постановлением Правительства России от 19.11.2014 г. № 1219 в 2015 г. ставки соответствующих платежей также были проиндексированы. Однако эта индексация далеко не полностью, не всегда и не везде соответствует реальному росту цен в стране.

Обращает внимание тот факт, что варьирующая, во многом маятниковая тенденция (см. табл. 5.8) была характерна как для выплат за вредное воздействие в пределах нормативов, так и сумм, выплаченных за сверхнормативное загрязнение водных ресурсов. Причинами данного явления могут одновременно служить сразу несколько факторов – от общего экономического кризиса до регулирования рассматриваемых платежей, а также от согласованного с природоохранными и иными органами снижения фискальной нагрузки на объекты, осуществляющие водоохранные и водосберегающие мероприятия, и реструктуризации платежей до изменений в нормировании, корректировок в статистическом учете и изменений в охвате единиц статнаблюдения и др.

Имеющиеся статистические и аналитические материалы свидетельствуют как о стабильности, так и об изменениях отраслевой структуры рассматриваемых платежей в конце первого – начале второго десятилетия XXI в.

В частности, доля объектов, относящихся к видам экономической деятельности – «сельское хозяйство, охота и представление услуг в этих областях», «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «транспорт и связь», «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», а также водопроводно-канализационное хозяйство («сбор, очистка и распределение воды» плюс «удаление и обработка сточных вод») – в общей сумме платежей в 2013 г. по сравнению с 2006 г. практически не изменилась – и в том, и в другом году эта доля превышала 90%. В 2014 г. она снизилась до 86%, а в 2015 г. вновь поднялась до 94%.

Одновременно, в 2006-2015 гг. внутри этой ограниченной группы отраслей наблюдаются определенные подвижки. В частности, доля объектов коммунального водопровода и канализации возросла с 21% в 2006 г. до более 34% в 2011 г.; в 2012 г. она вновь сократилась до 27%; в 2013 г. повторно увеличилась до 37%, в 2014 г. упала до 31%, а в отчетном 2015 г. дополнительно снизилась и составила 26%. Одновременно и весьма значительно колебались доли добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и транспорта (см. табл. 5.9.).

Таблица 5.9. Платежи за негативное воздействие на водные объекты по видам экономической деятельности в России, в ценах соответствующих лет, млн руб. (по данным Росстата)[*]

Вид деятельности (отрасль) 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Всего 3193 3788 4558 4743 3725 4172 4919 3722
   в том числе по предприятиям (организациям):
сельского хозяйства, охоты и представления услуг в этих областях 104 160 94 79 74 100 45 57
добычи полезных ископаемых 277 418 418 531 453 464 401 218
обрабатывающих производств 996 1025 1340 1294 988 1108 2319 886
производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара
и горячей воды
655 535 523 932 395 522 487 816
водопроводно-канализационного хозяйства (забор, распределение
и очистка воды и удаление и обработка сточных вод)
738 1140 1567 1289 1567 1278 1285 1296
транспорта и связи 85 212 247 246 107 121 85 45

   

Все это прямо и косвенно свидетельствует, что значение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом и за негативное воздействие на водные объекты, в частности, в качестве инструмента, стимулирующего природо/водоохранную деятельность, или значительно снижалось, или росло запаздывающими темпами. Однако повышение этой роли сопряжено с решением как общих проблем действующего эколого-экономического механизма, так и вопросов в области водного налога/платежей за использование водных объектов. Кроме того, необходимо учитывать систематическое увеличение тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения, а также влияние общего роста цен на товары и услуги (особенно по отдельным видам деятельности и некоторым регионам страны).

Приведенные замечания свидетельствуют о том, что экономические регуляторы водопользования должны дополняться другими инструментами, в том числе нерыночного характера. Последнее должно быть связано с прямым увеличением бюджетного финансирования, придания этому увеличению необратимого, обязательного, повсеместного и строго контролируемого характера. Определенное участие в целевом финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий обязаны также нести негосударственные предприятия и организации (например, на кооперационной основе и с долевым финансированием строительства коммунальных сооружений по очистке сточных вод).

Примечание. Среди прочих источников федеральных доходов, имеющих в данном случае профильный или близкий к нему характер, следует отметить денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства. В частности, в 2013 г. их величина в целом по России составила 124 млн руб., в 2014 г. – почти 145 млн руб. и в 2015 г. – около 160 млн руб. В 2016 г. указанная сумма по оценке также увеличилась. Кроме того, в федеральный бюджет в 2013 г. поступило 8 млн руб. в виде госпошлины за выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в 2014 – 7 и в 2015 г. – около 12 млн руб. (поступления осуществлялись через систему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования).