Бесхозяйные ГТС представляют собой преимущественно сельскохозяйственные пруды для мелиоративных и животноводческих комплексов, небольшие дамбы, эксплуатирующиеся для местных нужд и не являющиеся источниками потенциальной опасности. Указанные гидротехнические сооружения были построены ликвидированными или обанкротившимися сегодня сельскохозяйственными организациями для решения местных задач, как правило, без составления проектносметной документации. Такие ГТС не были поставлены на учет как недвижимое имущество, сведения о них не вносились в Российский регистр гидротехнических сооружений. В энергетике, промышленности, водном транспорте ГТС, не имеющих собственника, не выявлено. Большинство бесхозяйных ГТС в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» и СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» относятся к IV классу.

По состоянию на 1 января 2017 года бесхозяйные ГТС находятся в 55 субъектах Российской Федерации и насчитывают 3859 гидротехнических сооружений.

В результате проделанной работы в 2016 году дополнительно выявлено 1385 бесхозяйных ГТС, в том числе: в Ставропольском крае – 927 бесхозяйных ГТС; в Самарской области – 153 бесхозяйных ГТС.

Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2016 году: поставлено на учет в органах государственной регистрации в качестве недвижимой бесхозяйной вещи 478 бесхозяйных ГТС; оформлено право собственности на 699 бесхозяйных ГТС, в том числе: в Московской области – 168 ГТС; в Самарской области – 89 ГТС; в Нижегородской области – 56 ГТС; ликвидировано 323 бесхозяйных ГТС, в том числе: в Астраханской области – 65 ГТС; в Оренбургской области – 53 ГТС; в Нижегородской области – 48 ГТС.

В 2016 году полностью ликвидированы бесхозяйные ГТС на территориях Еврейской АО, Республики Северная Осетия (Алания), Саратовской, Псковской, Мурманской областей.

Кроме того, в настоящее время отсутствуют бесхозяйные ГТС на территориях республик Тыва, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Коми, Марий Эл, Адыгея, Алтай, Крым, Чукотского, Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Камчатского, Пермского краев, Амурской, Сахалинской, Тюменской, Новосибирской, Омской, Томской областей, в г. Севастополе.

Органами государственной власти большинства субъектов Российской Федерации созданы Межведомственные комиссии по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, которые обеспечивают координацию действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе выявлению бесхозяйных гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности, решению вопросов закрепления таких сооружений в собственность.

За счет субсидий из федерального бюджета Росводресурсами в пределах бюджетных ассигнований осуществляется финансирование капитального ремонта бесхозяйных ГТС, требующих в приоритетном порядке приведения их к нормальному уровню безопасности.

Передача бесхозяйных ГТС в собственность является только частью решения задачи по предотвращению аварий и предупреждению негативного воздействия от эксплуатации ГТС на жизнедеятельность населения страны и окружающую среду, поскольку основной задачей собственников ГТС, эксплуатирующих организаций и органов надзора за безопасностью ГТС является обеспечение необходимых и достаточных мер, направленных на снижение степени вероятного риска возникновения аварий ГТС до допустимых значений, на основе результатов непрерывных наблюдений за критериальными показателями безопасности ГТС, установленными проектом, нормами и правилами безопасной эксплуатации ГТС.

В реальности бесхозяйные ГТС передаются в собственность владельцам, не имеющим необходимой квалификационной подготовки, без соответствующей проектной и технической документации.