Среди всех стран мира для Российской Фе­дерации первоочередной интерес представляет сравнение основных характеристик водополь­зования с США. Однако, к сожалению, прямые сопоставления здесь затруднены. В частности, в 2011-2013 гг. в США в официальных эконо­мико-статистических изданиях были опубли­кованы данные о водопотреблении только до в 2005 г. включительно (В более ранних ста­тистических изданиях длительное время при­сутствовали показатели лишь за 2000 г. и предшествующие годы). Кроме того, используются разные единицы измерения: в США - галло­нов в день, а в большинстве государств мира, включая Россию - млн или млрд м3 в год. Воз­можность точной оценки суммарного годового забора и потребления воды путем простого ум­ножения на 365 дней представляется по ряду причин сомнительной (спорной).

В этих условиях в большинстве случаев приходится использовать не только данные национальной статистики США, а сведения и оценки международных организаций (напри­мер, ФАО), которые не отличаются в данном случае особой полнотой и надежностью.

В официальных статистических издани­ях США, в т.ч. в Статистическом ежегоднике, выпущенном в 2012 г., основные показатели, характеризующие использование воды, публи­куются по типовой схеме. Она во многих слу­чаях исключает непосредственное и разверну­тое сравнение с данными по России, даже по косвенным или относительным индикаторам водопользования (табл. 6.13).

Таблица 6.13. Динамика забора воды в США в 1940–2005 гг. (по конечному использованию), млрд. галлонов в день[*]

Год Водозабор
в целом по стране
Обществен-
ное водоснаб-
жение (public supply)
Сельское водоснаб-
жение и водозабор для животноводства
Ирригация (орошение) Водозабор тепло-
электро-
энергети-
ческими объектами
Прочее
водоснаб-
жение сельского населения
водозабор
для животно-
водческих целей
промыш-
ленное самоводо-
снабжение
(self supplied industrial)
добыча
полезных ископаемых
торговля аква-культура
1950 180 14 2,1 1,5 89 40 37
1955 240 17 2,1 1,5 110 72 39
1960 270 21 2,0 1,6 110 100 38
1965 310 24 2,3 1,7 120 130 46
1970 370 27 2,6 1,9 130 170 47
1975 420 29 2,8 2,1 140 200 45
1980 430 33 3,4 2,2 150 210 45
1985 397 36,4 3,32 2,23 135 187 25,9 3,44 1,23 2,24
1990 404 38,8 3,39 2,25 134 194 22,6 4,93 2,39 2,25
1995 399 40,2 3,39 2,28 130 190 22,4 3,72 2,89 3,22
2000 413 43,2 3,58 2,38 139 195 19,7 4,50 5,77
2005 410 44,2 3,83 2,14 128 201 18,2 4,02 8,78

   

Анализ табл. 6.13 свидетельствует, что представленная информация позволяет в принципе проводить более или менее надеж­ные сравнения только в относительном виде (в динамике показателей) и лишь по весьма огра­ниченному числу показателей. В частности, можно сопоставить динамику общего забора воды в Российской Федерации и США в отно­сительном виде (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Динамика забора воды из водных объектов на все нужды в России и США, 1980 г.=100 (оценка)

   

Приведенные на рис. 6.6 данные свидетель­ствуют, что при весьма значительном падении суммарного водозабора из водных объектов в нашей стране, в США соответствующее сокра­щение было не только незначительным, но и имело колебательный характер.

Кроме того, с полной уверенностью мож­но констатировать, что суммарный водозабор в США в несколько раз превышают соответ­ствующие российские объемы (см. рис. 6.6). Удельный водозабор в расчете на 1 жителя в США также в несколько раз больше данного показателя в Российской Федерации (при том, что численность населения США примерно в два раза превышает численность населения нашей страны).

В США доля использования воды на цели ирригации и прочие сельскохозяйственные нужды в общем объеме водопотребления бо­лее чем в 2 раза превышает соответствующий показатель в России. Это следует как из рас­четов международных организаций, так и по нашим экспертным оценкам. В частности, по данным табл. 6.10, если в нашей стране на нужды сельского хозяйства идет порядка 15% всей потребляемой воды, то в США эта доля составляет примерно 40%. Данный факт можно объяснить уровнем развития в США сельского хозяйства в целом и его наиболее водоемких отраслей в частности (прежде все­го, орошаемого растениеводства). Кроме того, оказывает влияние масштабы обеспечения во­допроводами и иными средствами обводнение пастбищ, объектов стойлового животновод­ства, рыбоводства и т.д.

Если же говорить о более детальных срав­нениях Российской Федерации и США по объемным показателям сельхозводопотребле­ния, то есть в абсолютном выражении, то, по приблизительной оценке, российский показа­тель более чем в 15 раз ниже американского уровня.

Сопоставительная динамика рассматрива­емого показателя приведена на рис. 6.7. При очень большом сокращении забора (использования) воды на ирригационные нужды в России, в США это снижение имело гораздо меньший и «волноообразный» (варьирующий) характер.

Рис. 6.7. Динамика забора воды из водных объектов для орошения в России и США, 1980 г.=100 (оценка)

   

Проведенные расчеты сравнительного во­дозабора и потребления воды в электроэнер­гетике Российской Федерации и США свиде­тельствуют, что соответствующие объемы в нашей стране по оценкам в восемь-десять раз меньше, чем в США. Уровень производства электроэнергии в России в четыре с лишним раза ниже уровня США (В частности, в 2010 г. в России выработано 1038 млрд кВт*час, в США - 4361 млрд кВт*час). Таким образом, при выработке 1 кВт*час электроэнергии в США в среднем расходуется примерно в 2 раза больше воды, чем в Российской Федерации.

Приведенное последнее соотношение тре­бует адекватной трактовки. В качестве поясне­ния можно, например, указать, что в США на атомных электростанциях - исключительно во­доемких энергетических объектах - вырабаты­вается больше электроэнергии, нежели по всем типам электростанций в нашей стране. Также в принципе необходимо сопоставление масшта­бов централизованного теплоснабжения и обе­спечения населения и инфраструктуры горячей водой в той и другой стране. Последнее связано с тем, что при функционировании теплоэлек­троцентралей вырабатывается не только элек­троэнергия, но и горячая вода (пар) для обогре­ва жилищ и хозяйственных объектов.

Известный интерес представляют также межгосударственные сравнения России и США в области водоснабжения населения, хотя они, как и другие элементы сопоставлений, в дан­ном случае затруднены и не всегда точны. В частности, в Российской Федерации в 2005 г. коммунальные (централизованные) водопро­водно-канализационные системы, относящи­еся к видам деятельности «Сбор, распределе­ние и очистка воды» и «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», забрали из водных объектов 14,3 км3 воды. В США со­ответствующие системы (publicwatersupply)забрали в этом же году по приблизительным расчетам свыше 50 км3 воды, или примерно в три с половиной раза больше. В расчете на одного жителя России и США это составило соответственно 100 м3 и почти 170 м3 в год или более 270 л/сутки и около 470 л/сутки на одно­го человека.

При сравнении приведенных цифр сле­дует учитывать ряд факторов. В частности, в США большой объем забора воды приходится на автономные (нецентрализованные) системы водообеспечения сельского и городского насе­ления (самообеспечение водой домашних хо­зяйств в сельской и городской местности, self- supplieddomestic) - около 26 км3 в 2005 г. В России этот объем по приблизительным оцен­кам составляет всего несколько кубических километров воды. Следует также иметь в виду, что далеко не вся вода из централизованных коммунальных систем потребляется на хозяй­ственно-питьевые нужды. Часть ее передается различным производственным и непроизвод­ственным потребителям.

Характерно, что централизованные по­ставки водопроводной воды коммунальными системами в США возросли с 1980 г. по 2005 г. на треть (при сокращении объема самообеспе­чения домашних хозяйств водой более чем на 40%). В России по оценкам в последние деся­тилетия имела место общая стабилизация за­бора и поставок воды коммунальными водо­проводами. Что касается самых последних лет, то динамика водозабора из природных водных объектов в нашей стране по двум вышеназван­ным и профильным видам деятельности была следующей: 2005 г. - 14,3 км3; 2008 г. - 14,3; 2011 г. - 14,2; 2012 г. - 13,9 и в 2013 г. - 13,6 км3.

Среди всех характеристик и индикаторов сравнительного водопользования важное зна­чение имеют стоимостные показатели в обла­сти водохозяйственных и водоохранных меро­приятий. Решение задачи международных со­поставлений в данном случае, как и по другим вопросам, требует подготовительной работы в целях наибольшей однородности показате­лей. Например, предварительный структурный анализ необходим при изучении бюджетных затрат на финансирование водохозяйственной и водоохраной деятельности в Российской Фе­дерации и США. Это вызвано не только орга­низационными различиями рассматриваемой деятельности, несовпадением бюджетных классификаций и порядка финансирования расходов, но и рядом других объективных и субъективных факторов.

Показатели, выраженные в националь­ных валютах каждой страны нецелесообразно сравнивать, используя официальные курсы ва­лют. В принципе также возможно сравнение на основе оценочных паритетов покупательной способности (ППС) российского рубля и дол­лара США, применяемого при сопоставлениях ВВП рассматриваемых государств. Как извест­но, ППС в 2004-2005 гг. составлял порядка 12­13 руб. за 1 долл., а в 2008 г. - свыше 14 руб. за 1 долл. Целесообразность использования этого макроэкономического агрегата применительно к водохозяйственному и водоохранному бюд­жетному финансированию требует дополни­тельного рассмотрения и оценки.

Определенную информацию о масштабах расходов на водохозяйственную и водоохран­ную деятельность в России из федерального бюджета можно получить в самом общем виде из табл. 6.14. Сведения о соответствующем финансировании в США (с учетом изложенных выше особенностей) приведены в табл. 6.15.

Таблица 6.14. Расходы федерального бюджета на водохозяйственную и водоохранную деятельность в России, млн руб.

Показатель 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Затраты по подразделу «Во­дное хозяйство» раздела «На­циональная экономика» 4219 14032 13300 10509 10380 15192 21973 24257
Затраты по разделу «Меж­бюджетные трансферты» (по Росводресурсам)[*] 3809 6242 8326 7523 5146 _ _ _
Справочно. Всего расходов федерального бюджета (млрд руб.) 3514,3 5987 7571 9660 10117 10926 12895 13343

   

Таблица 6.15. Динамика расходов федерального бюджета США на управление природными ресурсами и охрану окружающей среды, млрд долл. США

Статьи и вид расходов 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Природные ресурсы и окружающая среда - всего[*] 28,0 31,7 31,8 35,6 43,7 49,0
из них водные ресурсы 5,7 5,1 6,1 8,1 11,7 12,5
Справочно. Всего расходов феде­рального бюджета 2472,0 2728,7 2982,6 3517,7 3456,2 3818,8

   

Из табл. 6.14 и 6.15 следует, что даже с учетом некоторого добавления к приведенным цифрам российских затрат и использования ППС при пересчете валют, расходы федераль­ного бюджета США на водохозяйственные и водоохранные нужды в последние годы пре­вышают расходы федерального бюджета Рос­сийской Федерации в 5-6 раз.

Однако этот вывод должен быть проверен более детальным анализом. Кроме того, следу­ет учитывать, что в приведенные объемы за­трат не включены:

  1. расходы субъектов Российской Феде­рации и местного уровня управления (кроме трансфертных поступлений из федерального бюджета);
  2. расходы на соответствующие цели из бюджетов штатов и местных органов власти в США.

Если же сопоставить долю затрат на водо­хозяйственные нужды от общефедеральных бюджетных расходов в нашей стране и в США, то в Российской Федерации в 2011 г. эта доля была на уровне 0,1% (без учета межбюджет­ных перечислений), а в США - порядка 0,3%.