Среди всех характеристик и индикаторов сравнительного водопользования важное значение имеют стоимостные показатели в области водохозяйственных и водоохранных мероприятий. Решение задачи международных сопоставлений в данном случае, как и по другим вопросам, требует подготовительной работы в целях наибольшей однородности показателей. Например, предварительный структурный анализ необходим при изучении бюджетных затрат на финансирование водохозяйственной и водоохраной деятельности в Российской Федерации и США. Это вызвано не только организационными различиями рассматриваемой деятельности, несовпадением бюджетных классификаций и порядка финансирования расходов, но и рядом других объективных и субъективных факторов.

Показатели, выраженные в национальных валютах каждой страны нецелесообразно сравнивать, используя официальные курсы валют. В принципе возможно сравнение на основе оценочных паритетов покупательной способности (ППС) Российского рубля и доллара США, применяемого при сопоставлениях ВВП рассматриваемых государств. Как известно, ППС в 2004-2005 гг. составлял порядка 12-13 руб. за 1 долл., а в 2008 г. – свыше 14 руб. за 1 долл. Целесообразность использования этого макроэкономического агрегата применительно к водохозяйственному и водоохранному бюджетному финансированию требует дополнительной оценки.

Определенную информацию о масштабах расходов на водохозяйственную и водоохранную деятельность в России из федерального бюджета можно получить в самом общем виде из табл. 6.27. Сведения о соответствующем финансировании в США (с учетом изложенных выше особенностей) приведены в табл. 6.28.

Таблица 6.27 – Расходы федерального бюджета на водохозяйственную и водоохранную деятельность в России, млн. руб.

Показатель 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Затраты по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» 4219 14032 13300 10509 10380 15192 21525
Затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» (по Росводресурсам)[*] 3809 6242 8326 7523 5146
Справочно. Всего расходов федерального бюджета (млрд. руб.) 3514,3 5987 7571 9660 10117 10926 11108

   

Таблица 6.28 – Динамика расходов федерального бюджета США на управление природными ресурсами и охрану окружающей среды, млрд. долл. США   

Статьи и вид расходов 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Природные ресурсы и окружающая среда - всего[*] 28,0 31,7 31,8 35,6 43,7 49,0
из них водные ресурсы 5,7 5,1 6,1 8,1 11,7 12,5
Справочно. Всего расходов федерального бюджета 2472,0 2728,7 2982,6 3517,7 3456,2 3818,8


Из табл. 6.27 и 6.28 следует, что даже с учетом некоторого добавления к приведенным цифрам российских затрат и использования ППС при пересчете валют, расходы федерального бюджета США на водохозяйственные и водоохранные нужды в последние годы превышают расходы федерального бюджета Российской Федерации в 5-6 раз.

Однако этот вывод должен быть проверен более детальным анализом. Кроме того, следует учитывать, что в приведенные объемы затрат не включены:

а) расходы субъектов Российской Федерации и местного уровня управления (кроме трансфертных поступлений из федерального бюджета);

б) расходы на соответствующие цели из бюджетов штатов и местных органов власти в США.

Если же сопоставить долю затрат на водохозяйственные нужды от общефедеральных бюджетных расходов в нашей стране и в США, то в Российской Федерации в 2011 г. эта доля была на уровне 0,1% (без учета межбюджетных перечислений), а в США – порядка 0,3%.