Российская Федерация в течение многих лет явля­ется активным участником Всемирного водного пар­тнерства, и активность эта определяется значением, которое придается водным объектам и ресурсам вод, являющимся определяющими факторами состояния окружающей среды, благополучия социальной сферы и эффективного развития экономики.

Международное сотрудничество России основано на следующих конвенциях и соглашениях:

  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, Лондон, 1954;
  • Международная конвенция относительно вмеша­тельства в открытое море в случаях аварий, приводя­щих к загрязнению нефтью, Брюссель, 1969;
  • Международная конвенция о создании Междуна­родного фонда для компенсации ущерба от загрязне­ния нефтью (дополнение к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязне­ния нефтью), Брюссель, 1971;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других матери­алов, Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 1972;
  • Международная конвенция по обеспечению го­товности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ними и сотрудничеству, Лондон, 1990;
  • Международная конвенция по охране и исполь­зованию трансграничных водотоков и международных озер, Хельсинки, 1992;
  • Международная конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, Хельсинки, 1992;
  • Международная конвенция о защите Черного моря от загрязнения, Бухарест, 1992;
  • Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, Рамсар, 1971;
  • Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция); первая сессия Конференции Сторон конвенции, организован­ная временным Секретариатом Конвенции, состоялась в Баку 23-25 мая 2007 г.;

Особенностью Тегеранской конвенции является то, что она осуществляет международно-правовое ре­гулирование деятельности по защите морской среды Каспийского моря в условиях, когда положения существующих морских конвенций напрямую не применя­ются на Каспии. Деятельность Минприроды России по реализации Конвенции в настоящее время осущест­вляется во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2444- р по выполнению плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Севе­ро-Кавказского федерального округа до 2025 года по пункту 87 «Участие в реализации Рамочной конвен­ции по защите морской среды Каспийского моря (Те­геранской конвенции), подготовка соответствующих протоколов к Конвенции для принятия их на сессиях Конференции Сторон Рамочной конвенции по защи­те морской среды Каспийского моря», а также пункта 1 раздела VI Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2013-2015 годы в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № К-412.

Международное сотрудничество Минприроды Рос­сии в области охраны окружающей среды и обеспече­ния экологической безопасности развивалось в 2015 году в рамках многосторонних конвенций и соглаше­ний, международных организаций, а также двусторон­них договоров и соглашений со странами СНГ, ближне­го и дальнего зарубежья.

По линии Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер в 2015 году состоялось в соответствии с планом работы Конвенции ТГВ в период с 17 по 19 ноября в Будапеште (Венгрия) 7-е Совещание Сторон Конвенции (СС-7) по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр. Участие в СС-7 приняли более 70 стран, причем 10 из них - не из региона ЕЭК ООН.

Российская делегация под руководством Руководи­теля Федерального агентства водных ресурсов М.В.Се- ливерстовой была представлена также сотрудниками Минприроды России, МИД России и Росводресурсов. Руководитель делегации открыла сегмент высокого уровня СС-7 и выступила с докладом о состоянии во­дных ресурсов в Российской Федерации и трансгра­ничном водном сотрудничестве.

В мероприятии приняли участие делегации 30 стран Еврорегиона и 34 страны, членов ООН, в том чис­ле впервые в качестве наблюдателей - представитель­ные делегации КНР и США, а также более 20 профиль­ных международных организаций. Российская делега­ция провела более 25 рабочих встреч «на полях» СС-7.

Осуществлению Конвенции во многом способству­ет наличие развитой международной правовой базы сотрудничества по охране и совместному использова­нию трансграничных водотоков между Российской Фе­дерацией и КНР, Российской Федерацией и Казахста­ном, КНР и Казахстаном, а также положительного опы­та взаимодействия этих стран на уровне правительств и между приграничными территориями. Созданные решениями Сторон межправительственные совмест­ные комиссии в целом успешно выполняют возло­женные на них функции. Российская Федерация вы­ступает за участие в Конвенции партнеров по БРИКС, государств из других регионов. Было организовано взаимодействие по бассейну реки Иртыш, поиску его новых форматов в увязке с законными правами и инте­ресами заинтересованных стран (Российской Федера­цией, Китайской Народной Республикой, Республикой Казахстан), основываясь на принципах рационального использования и охраны трансграничных вод.

Представитель Минприроды России сохранил свое участие в Бюро Конвенции до следующего 8-го Сове­щания Сторон Конвенции, которое состоится в Астане (Казахстан) в ноябре 2018 года.

В период 4-6 июня 2015 года в Пунто-дель-Эсте (Уругвай) состоялась 12-я сессия Конференция Сто­рон Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в каче­стве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция, 1971 г.), в ходе которой одобрен «Стратеги­ческий план Рамсарской конвенции на 2016-2021 гг.», учитывающий ключевые положения государственной политики и законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и деятельность по выполнению положений Рамсарской конвенции, с учетом планируемой деятельности на трехлетний пе­риод 2016-2018 гг., рассмотрен статус угодий, входя­щий в список Рамсарких ВБУ, региональные инициати­вы Конвенции на 2016-2018 гг., руководство по разра­ботке будущего списка БВУ Рамсарской конвенции. По ее итогам продолжалась плановая работа по обеспе­чению выполнения российских обязательств в рамках Рамсарской конвенции.

В 2015 г. продолжалась плановая работа по обеспе­чению выполнения российских обязательств в рамках Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбро­сами отходов и других материалов (Лондонская кон­венция) 1972 г. и Протокола 1996 г. к ней. Представлен в ИМО для целей Лондонской конвенции национальные отчет о сбросах в море с целью захоронения отходов и других материалов в 2013 году, произведенных Рос­сийской Федерацией в территориальном море и в пре­делах внутренних морских вод. В ходе 37-го Консуль­тативного совещания представителей Договариваю­щихся Сторон Конвенции по предотвращению загряз­нения моря сбросами отходов и других материалов и 10-е Совещание Сторон Лондонского протокола 1996 года к Конвенции в рамках Международной морской организации (12-15 октября, Лондон) были обсуждены вопросы присоединения к Протоколу 1996 г., который заменит собой Лондонскую конвенцию 1972 г. При рас­смотрении вопроса о статусе Лондонской конвенции 1972 г. и Протокола к ней 1996 г. было отмечено, что 88 стран являются Сторонами Конвенции, из них 45 стран ратифицировали или присоединились к Прото­колу 1996 г. Причем, из 18 стран подписавших Прото­кол 1996 г., 5 стран до настоящего времени его так и не ратифицировали (Аргентина, Бразилия, Финляндия, Марокко и США). Также был рассмотрен проект страте­гического плана выполнения положений Лондонской конвенции и Протокола до 2022/2026 г., учитывающий Цели устойчивого развития, принятые на 70-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2015 г. Рассмотрены вопросы, касающиеся обращения с радиоактивными отходами. Планируется подготовить научный обзор о деятельности в море по радиоактивным отходам и других радиоактивным материалам за 25-летний пери­од, начиная с 1993 г., при участии МАГАТЭ.

В рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция) 3-4 марта 2015 г. в Хельсинки (Финляндия) состоялась 36-я сессия Комиссии по защите морской среды райо­на Балтийского моря (далее - ХЕЛКОМ). Мероприятие прошло под эстонским председательством. На сессии были одобрены итоги работы рабочих органов ХЕЛ­КОМ в 2014 году. В ходе 36-й сессии ХЕЛКОМ обсужда­лись итоги министерской сессии ХЕЛКОМ (Копенгаген, Дания, 3 октября 2013 г.) и положения Министерской декларации ХЕЛКОМ по оценке и эффективности вы­полнения Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю 2007, а также вопросы деятельности по выпол­нению Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю (ПДБМ) и деятельности стран по улучшению экологи­ческого статуса Балтийского моря, а также дальнейших шагах в указанной сфере. Сессией приняты следующие документы, подготовленные в рамках деятельности указанных групп: пересмотренная рекомендация ХЕЛ­КОМ 25/7 по безопасности мореплавания в зимнее время в Балтийском море; пересмотренная рекомен­дация ХЕЛКОМ 34Е/4 «Авианаблюдение с использова­нием оборудования для дистанционного обнаружения загрязнения в районе Балтийского моря»; проект ре­комендации ХЕЛКОМ по сообщениям об инцидентах, вызывающих загрязнение моря, и по запросу помощи между Договаривающимися Сторонами в районе Бал­тийского моря; проект пересмотренного Руководства ХЕЛКОМ по управлению вынутым в море грунтом. Де­легации отметили необходимость продолжения рабо­ты над критериями для определения целевого списка нежелательных водных организмов в контексте при­нятия решения по предоставлению изъятий согласно правилу А-4 Конвенции по управлению балластными водами, а также по согласованию указанного списка нежелательных водных организмов.

Принята новая структура ХЕЛКОМ для обеспечения больших возможностей для Договаривающихся Сто­рон по подготовке и консультаций до встреч и плавно­го процесса принятия решений по вопросам, постав­ленным на повестку дня. Принят бюджет на финансо­вый 2015/2016 год и проект бюджета на 2016/2017 г. вместе с пятилетней «дорожной картой» по бюджету.

В целом итоги состоявшейся сессии подтвердили нацеленность Сторон на дальнейшее конструктивное сотрудничество в области защиты морской среды Бал­тийского моря и принятие необходимых мер по дости­жению хорошего экологического статуса Балтийского моря.

В период 2015 года состоялись заседания Глав де­легаций ХЕЛКОМ в Хельсинки и, Финляндия и Таллине, Эстония (48-е заседание - июнь 2015 г., 49-е заседание - декабрь 2015 г.), которые рассматривали текущие во­просы деятельности ХЕЛКОМ и итоги и предложения рабочих и специальных групп ХЕЛКОМ.

Рассмотрен вопрос о проведении следующей сес­сии ХЕЛКОМ на министерском уровне, в предвари­тельном порядке сессия запланирована на 2018 год в зависимости от графика проведения других междуна­родных мероприятий и готовности приоритетных тем для рассмотрения на сессии. Министерская сессия бу­дет проходить в формате дискуссии министров и представителей высокого уровня стран-членов ХЕЛКОМ по актуальным темам, которые будут определены по ито­гам 2-ой Всеобъемлющей научной оценки состояния Балтийского моря (ХОЛАС-2), включая влияние подво­дного шума по морскую фауну и возможные меры для его снижения, морские охраняемые районы и опреде­ления возможности принятия новых мер по выполне­нию Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю 2007 года (ПДБМ ХЕЛКОМ).

Рассмотрен доработанный проект рекомендации ХЕЛКОМ по аквакультуре. С учетом позиции Минсель­хоза России были высказаны конкретные предложе­ния по включению их в данный проект и согласие на принятие указанной Рекомендации на сессии ХЕЛКОМ в марте 2016 г. Делегации одобрили проект пересмо­тренной Рекомендации ХЕЛКОМ 25/7 «Безопасность зимней навигации в районе Балтийского моря» с це­лью последующего принятия на 37-й сессии ХЕЛКОМ в марте 2016 г.

Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция). Во исполнение решений

26-й сессии Комиссии по защите Черного моря от за­грязнения (Черноморской комиссии) в период с 7 по 8 октября 2015 г. состоялась 31-я сессия Черноморской комиссии Бухарестская конвенции.

В ходе сессии приняты отвечающие российским интересам резолюции по приоритетным направлени­ям деятельности Черноморской комиссии в 2015-2016 годах, включая Программу комплексного мониторинга и оценки состояния Черного моря на 2015-2020 гг., по морскому мусору, о подготовке доклада о состоянии морской среды Чёрного моря за период 2010-2014 годы. Стороны в целом положительно оценили про­межуточные итоги выполнения Стратегического плана действий по защите и восстановлению Черного моря.

Председатели консультативных групп Черномор­ской комиссии представили доклад об их деятель­ности за отчетный период: по мониторингу и оценке загрязнения, предотвращению загрязнения из назем­ных источников, по сохранению биоразнообразия, комплексному управлению прибрежными зонами, по экологическим аспектам судоходства и рыболовства. Отчеты групп размещены на сайте Комиссии. Комис­сия обсудила свою рабочую программу на 2015/2016 год, одобрение программы с учетом замечаний стран будет проведено в письменной форме. Одобрен ауди­торский отчет за 2014/2015 годы, приняты бюджет Ко­миссии на 2015/2016 финансовый год и проект бюдже­та на 2016/2017.

Вопрос о замене действующего Исполнительного директора Комиссии Халила Сура (Турция) после ис­течения срока его контракта в сентябре 2015 года, как и ожидалось, спровоцировал острую и длительную дискуссию. Не придя к согласию по данному вопросу, заседание решило продлить контракт действующего Исполнительного директора Комиссии на 6 месяцев до следующего внеочередного заседания Комиссии и со­гласовать правила применения ротационного принци­па представительства в Секретариате Черноморской комиссии в течение трех месяцев.

Председательство в Комиссии передано Болгари- 21 6ей Грузии до 13 октября 2016 г. Следующая очередная

32-я сессия Черноморской комиссии запланирована на 12-13 октября 2016 года в Стамбуле (Турция).

Рамочная конвенция по защите морской среды Ка­спийского моря (Тегеранская конвенция). По итогам пятой сессии Конференции Сторон Тегеранской кон­венции (28-30 мая 2014 г., Ашхабад, Туркменистан) в феврале 2015 г. Россия во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2793-р Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донским подпи­сан Протокол о сохранении биологического разноо­бразия к Рамочной конвенции по защите морской сре­ды Каспийского моря в ходе его рабочего визита 20-21 февраля 2015 г. в Тегеран (Иран).

Данный Протокол является третьим принятым и подписанным тематическим Протоколом к Тегеран­ской конвенции, он призван играть решающую роль в деле защиты морской среды Каспия и охраны его био­разнообразия, решения экологических задач и обеспе­чения региональной экологической безопасности, со­хранения уникальной экосистемы Каспийского моря и качества морской среды. Подписание Протокола по сохранению биологического разнообразия - результат работы по сохранению морской среды Каспия в свете решений Четвертого каспийского саммита, прошедше­го 29 сентября 2014 г. в Астрахани. Перед подписанием Протокола с участием иранских СМИ была проведена пресс-конференция, в ходе которой были освещены основные направления деятельности Минприроды России в сфере природопользования и охраны окру­жающей среды.

В 2015 году в Баку, Азербайджан состоялось два за­седания подготовительного комитета (31 мая - 3 июня и 10 - 11 ноября 2015 г.) в рамках подготовки к шестой сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции, продолжено рассмотрение вопросов повестки дня сессии Конференции Сторон.

В отношении организации перемещения Секрета­риата Тегеранской конвенции в Баку принимающая Сторона - Азербайджан, проинформировала о прове­дении согласования проекта Соглашения о штаб-квар­тире Тегеранской конвенции между Правительством Азербайджанской Республики и Секретариатом Теге­ранской конвенции по данному вопросу. Участники совещания высказали Азербайджанской Стороне и ЮНЕП пожелание завершить переговоры по согласо­ванию проекта Соглашения о штаб-квартире Тегеран­ской конвенции до конца 2015 года. На встрече была подчеркнута важность скорейшего завершения про­цедуры подбора кандидатуры по пост Исполнительно­го секретаря Тегеранской конвенции. Предполагается, что ЮНЕП завершит процесс выбора кандидатуры на указанный пост до конца 2015 г., и данная информация будет представлена на шестой сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции.

Обсуждение первой версии проекта Протокола по мониторингу, оценке, доступу к информации и обмену в рамках Тегеранской конвенции (далее - Протокол по мониторингу), подготовленной временным Секретариа­том Тегеранской конвенции, состоится в феврале 2016 г.

Сторонам Конвенции не удалось продвинуться в подготовке проекта Протокола по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской конвенции (Протокол по ОВОС). Отмечая достигнутое принципиальное соглашение по тексту Протокола по ОВОС к Тегеранской конвенции, Дого­варивающиеся Стороны приняли решение завершить подготовку к принятию и подписанию Протокола, как можно скорее до шестой сессии Конференции Сторон.

Проведение шестой сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции на уровне министров запла­нировано на 2016 год. в Баку (Азербайджан). В её ходе планируется провести инаугурацию Секретариата Конвенции, а также завершить согласование и подпи­сать Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской кон­венции.

12-13 августа 2015 г. в Астрахани состоялось праздно­вание Дня Каспийского моря в рамках Тегеранской кон­венции с участием представителей прикаспийских госу­дарств и прикаспийских субъектов Российской Федера­ции, в ходе которого обсуждена деятельность широкого круга заинтересованных сторон по поддержке реализа­ции Конвенции и протоколов к ней и осуществлении мер по защите морской среды Каспийского моря.

В рамках Плана действий ЮНЕП по охране, управле­нию и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана (далее - НОУПАП) Вторая внеочередная Межправи­тельственная встреча по НОУПАП состоялось в период 1-2 апреля 2015 г. в Сеуле (Республика Корея), которая прошла под российском председательством. В ходе внеочередной Межправительственной встречи НОУ­ПАП удалось достигнуть договоренности о реструкту­ризации кадровой схемы Регионального координаци­онного бюро (РКБ). Это позволит продолжить беспере­бойное функционирование системы РКБ. Поиск путей решения проблемы финансирования РКБ стал главной темой данной встречи. В ходе непростых переговоров участники согласились сократить общую численность сотрудников отделений Регионального координаци­онного бюро в Тояме (Япония) и Пусане (Республика Корея) с шести до четырёх человек.

В ходе очередной 20-й Межправительственной встречи НОУПАП стороны после более чем двухлет­него обсуждения и согласования новой структуры РКБ получат возможность полностью сфокусироваться на субстантивных вопросах практической деятельности и дальнейшего развития НОУПАП.

В период с 20 по 22 октября 2015 г. в Пекине, Ки­тай, состоялась 20-я Межправительственная встреча стран-участниц Плана действий по охране, управле­нию и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана (НОУПАП) ЮНЕП. Был заслушан отчет Исполнитель­ного директора ЮНЕП о выполнении и основных ре­зультатах мероприятий в рамках НОУПАП в 2015 г., ин­формация о деятельности региональных центров де­ятельности (РЦД), Регионального координационного бюро (РКБ), а также предложения будущего развития НОУПАП. Доклад Исполнительного директора ЮНЕП о реализации НОУПАП за отчетный период был одобрен. Заседание одобрило отчеты о деятельности в 2015 г. региональных центров деятельности НОУПАП по ос­новным направлениям: обмен научной информацией, включая программы и методы наблюдения, организа­ция сети мониторинга состояния окружающей среды в регионе НОУПАП, наращивание потенциала многосто­роннего сотрудничества.

Для российской стороны особую значимость имеет функционирование находящегося во Владивостоке и функционирующего в рамках НОУПАП Регионального центра (РЦ) деятельности в области мониторинга за­грязнения (ПОМРАК) на базе Тихоокеанского институ­та географии ДВО РАН.

В результате активной работы по урегулированию данной проблемы была разработана новая схема по финансированию ПОМРАК. Решение принято 20-й МПВ и в случае бесперебойной реализации должно обеспе­чить полноформатное функционирование ПОМРАК в рамках НОУПАП. В ходе МПВ одобрен План работы на 2016-2017 гг., в который включены основные тематиче­ские и финансовые параметры деятельности четырех РЦ, в том числе новое направление деятельности НО­УПАП по реагированию на загрязнение нефтью дикой природы (по итогам совещания экспертов МЕРРАК во Владивостоке 20-22 октября 2015 г.), а также бюджет НОУПАП на этот период.

Наиболее актуальным вопросом деятельности НОУПАП на данном этапе после достижения консен­суса по оптимизации организационной деятельности становится разработка и утверждение новой Сред­несрочной стратегии работы на 2018-2023 гг., а также обновление её основных приоритетов. Первый про­ект этого документа будет представлен Региональ­ным координационным бюро (РКБ) НОУПАП уже на следующей МПВ. В ходе мероприятия в Пекине была подчеркнута важность сохранения в Среднесрочной стратегии таких направлений, как мониторинг и оцен­ка состояния морской и прибрежной среды, комплекс­ное управление речными бассейнами и прибрежными зонами, разработка и принятие эффективных мер по взаимной поддержке при возникновении чрезвычай­ных ситуаций, в т.ч. при ликвидации разливов нефти и опасных химических веществ. Таким образом, впереди предстоит комплексная работа по утверждению Сред­несрочной стратегии и включению в нее российских приоритетов в области охраны окружающей среды в регионе НОУПАП на основе согласования со всеми за­интересованными ведомствами.

По результатам достигнутых договоренностей об оптимизации структуры Регионального координаци­онного бюро НОУПАП (сокращение расходов и пер­сонала двух офисов Бюро) государствам-членам было важно оценить возможности Организации действо­вать в новых условиях и в полной мере выполнять ра­нее поставленные перед ней задачи. По итогам заседа­ния согласованы и приняты все резолюции.

21-ю Межправительственную встречу НОУПАП пла­нируется провести в Республике Корея в 2016 г.

Сессия рассмотрела проекты итоговых документов конференции, в том числе по двум главным темам кон­ференции: «Экологизация экономики в общеевропей­ском регионе» и «Улучшение качества воздуха на благо окружающей среды и здоровья человека». Представи­тель России был избран в состав Бюро КЭП ЕЭК ООН.

Во исполнение распоряжения Правительства Рос­сийской Федерации от 11.05.2011 № 778-р (ред. от 26.04.2014) «О заключении Договора между Россий­ской Федерацией и Северной экологической финансо­вой корпорацией об участии в Инструменте поддерж­ки проектов Арктического совета» 4 октября 2011 г. в целях управления и расходования средств, предостав­ляемых Российской Федерацией для финансирования проектов Инструмента поддержки проектов Арктиче­ского совета (ИПП АС) и совместного управления ука­занными проектами на территории Российской Феде­рации был подписан Договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО) «Об участии в Ин­струменте поддержки проектов Арктического совета».

В целях обеспечения реализации Договора о со­трудничестве между Российской Федерацией и Север­ной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО), на основании распоряжения Правительства Россий­ской Федерации от 26.04.2014 № 68б-р, Российская Фе­дерация двумя траншами по 5 млн. евро в июле 2014 и апреле 2015 гг. осуществила взносы на счет ИПП АС, открытый Северной экологической финансовой кор­порацией (НЕФКО) для финансирования деятельности этого международного финансового института. Вклад Российской Федерации полностью соответствует ее обязательствам в рамках ИПП АС.

В ходе участия в 7-м Всемирном водном форуме в период с 12 по 17 апреля 2015 г., Тэгу и Кенджу, Респу­блика Корея, были определены перспективные, прио­ритетные задачи в сфере управления водными ресур­сами. В мероприятиях и бизнес-форуме в основной программе ВВФ - 7 участвовали главы 5 государств, 90 министров, а также другие руководители профиль­ных ведомств и делегаций из более 170 стран, более 100 международных организаций природоохранной направленности и секретариатов международных кон­венций. Общее количество участников водного фору­ма превысило 17 тысяч. Организованный Всемирным водным советом во взаимодействии с Правительством Республики Корея и ЮНЕСКО ВВФ 7 подтвердил свой авторитет в качестве крупнейшей и наиболее влия­тельной международной платформы для многосторон­него диалога и разработки предложений для полити­ческих решений по проблемам, связанным с водными ресурсами.

В соответствии с поручением Правительства Рос­сийской Федерации от 10.02.2015 № АХ-П9- 756 рос­сийская делегация под руководством Министра при­родных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донского приняла участие в Министерской конфе­ренции 7-го Всемирного водного форума и Всемирной водной выставке, а также в работе международного, политического, тематического и регионального коми­тетов форума. Центральным политическим событием ВВФ 7 стала Министерская конференция, на которой выступил руководитель российской делегации Ми­нистр природных ресурсов и экологии Российской Фе­дерации С.Е.Донской, одобрившая итоговый политиче­ский документ форума.

Министерская декларация Форума носит рекомендательный характер. Однако в силу значимости и комплексного характера водной проблематики, освещения мировыми СМИ Всемирных водных фо­румов, ей уделялось повышенное внимание со сто­роны всех государств-участников, стремящихся за­фиксировать в Декларации наиболее значимые с их точки зрения политические подходы к глобальным вопросам, связанным с водой. В итоговом документе ВВФ - 7 учтены все наиболее значимые с российской точки зрения подходы к вопросам глобального во­дного сотрудничества. В частности, в декларации от­ражены важные для Российской Федерации положе­ния о ключевой роли ООН, исключена возможность подмены межправительственных переговоров в Ге- нассамблее ООН по Глобальной повестке дня в обла­сти развития после 2015 г. и на площадке РКИКООН. Российская делегация активно использовала плат­форму ВВФ 7 для закрепления ведущей роли России по ряду направлений международной повестки дня в области рационального природопользования и охраны природы, в том числе в сфере водных ресур­сов.

Выступления Министра природных ресурсов и эко­логии С.Е.Донского на Министерской конференции ВВФ 7 и на министерском «круглом столе» вызвали положительный резонанс среди участников меропри­ятия и во многом задали тональность дискуссии на министерских «круглых столах», что свидетельствует о том, что Всемирные водные форумы и ВВФ 7 остались площадкой, пока еще не ангажированной западными странами и в меньшей степени подверженной полити­ческой конъюнктуре.

Комиссия по реке Меконг

С целью реализации договоренностей, достигну­тых в рамках консультаций с представителями АСЕАН по обсуждению перспектив сотрудничества по реке Меконг (Лаос, 2011), 16-17.1.2015 г. в Минприроды Рос­сии под председательством директора Департамента международного сотрудничества Н.Р. Инамова состоя­лась Конференция по обмену опытом в области управ­ления водными ресурсами в рамках сотрудничества с Комиссией по реке Меконг.

По итогам Конференции Стороны договорились о создании Контактной группы из представителей госу­дарственных органов власти стран, представителей Комиссии по реке Меконг и заинтересованных органи­заций для продолжения диалога и обмена опытом по указанным выше направлениям.