Российская Федерация граничит с 16 государства­ми, имеет общую протяженность границы 60933 км, 7141 км которой проходит по рекам, 475 км - по озерам и 38807 км - по морям.

Приграничными являются 26 субъектов РФ. В том числе: 10 регионов граничат с Казахстаном, 7 - с Грузи­ей, 6 - с Украиной, 5 - с Китаем, по 2 - с Финляндией, Белоруссией, Эстонией, по 1 - с Азербайджаном, Аб­хазией, Южной Осетией, Латвией, Литвой, Норвегией, Польшей, КНДР (табл. 6.6).

Таблица 6.6. Протяженность госграницы России с пограничны­ми странами

Пограничная страна Протяжен­ность границы, км Пограничная страна Протяжен­ность границы, км
Норвегия 196 Абхазия 267
Финляндия 1285 Грузия 898
Польша 206 (210) Южная Осетия 74
Литва 288 Азеобайджан 350
Эстония 467 Казахстан 7082
Латвия 270 Монголия 3485
Белаоусь 1239 Китай 4209.3
Украина 2245 КНДР 39.4

   

Общее количество трансграничных водных объектов превышает тысячу, бассейны 70 крупных и средних рек являются трансграничными. Среди них наиболее круп­ные: р. Вуокса - с Финляндией; р. Нарва, Чудско-Псков­ское озеро - с Эстонией; р. Неман - с Литвой; р. Днепр - с Белоруссией и Украиной; р. Западная Двина - с Белоруссией и Латвией; р. Самур - с Азербайджаном; рр. Урал, Иртыш, Ишим, Тобол, Большой Узень и Малый Узень - с Казахстаном; р. Селенга - с Монголией; рр. Амур, Аргунь, Уссури - с Китаем; р. Туманная - с Китаем и КНДР (табл. 6.7).

Таблица 6.7. Трансграничные бассейны России

Субъект РФ Пограничная страна Трансграничный бассейн Площадь российской части, % Наличие соглашения
Северо-Западный федеральный округ
Баренцево-Беломорский морской бассейн
Баренцево-Беломорский бассейновый округ России
Мурманская обл. Норвегия Ворьема 23 +
Норвегия, Финляндия Паз/Патсйоки/ Пасвик 15 +
Финляндия Тулома 84 +
Респ. Карелия Оуланкайоки, Кемь 12 +
Балтийский морской бассейн
Балтийский бассейновый округ России
Респ. Карелия Норвегия, Финляндия Кемийоки 3,2 +
Финляндия Оулуйоки 1,5 +
Йянисйоки 48,5 +
Тохмайоки 50,0 +
Хиитоланйоки 27,0 +
Ракколанйоки 27,0 +
Яниссиоки 48,5 +
Юустиланйоки 40,0 +
Вуокси 23, 0 +
Ваалимаанйоки 2,6 +
Калининградская обл. Польша Прохладная/ Свейжа 86,0 -
Польша, Литва Преголя 46 -
Литва, Польша, Латвия, Беларусь Неман (Нямунас) 3,2 -
Ленинградская обл. Эстония, Латвия Нарва 36,1 -
Ленинградская обл. Финляндия Серьга/ Урпаланйоки 0,1 +
Псковская обл. Литва, Латвия, Беларусь Западная Двина (Даугава) 9,5 -
Беларусь Ловать +
Азово-Черноморский морской бассейн
Центральный федеральный округ
Днепровский бассейновый округ России
Смоленская обл., Брянская обл. Беларусь Днепр 18,0 -
Брянская обл., Курская обл Украина
Донской бассейновый округ России
Белгородская обл. Украина Северский Донец 45,0 +
Южный федеральный округ
Ростовская обл. Украина Миус 79,3 +
Еланчик 22,7 +
Кубанский бассейновый округ России
Краснодарский край Абхазия Псоу 44,9 +
Каспийский морской бассейн
Северо-Кавказский федеральный округ
Западно-Каспийский бассейновый округ России
Респ. Северная Осетия Грузия Терек 96,4 -
Республика Дагестан Сулак 82,0 -
Азербайджан Самур 95,4 +
Приволжский федеральный округ
Уральский бассейновый округ России
Саратовская обл. Казахстан Большой Узень/Караозен, 61,9 +
Малый Узень/Сарыозен 51,6 +
Оренбургская обл. Урал 71,9 +
Карский морской бассейн
Уральский федеральный округ
Иртышский бассейновый округ России
Курганская обл. Казахстан Тобол 74,4 +
Тюменская обл. Ишим 18,0 +
Сибирский федеральный округ
Иртышский бассейновый округ России
Омская обл. Казахстан, Монголия, Китай Иртыш 67,0 -
Верхнеобский бассейновый округ России
Алтайский край Казахстан, Монголия, Китай Обь 73,77 -
Енисейский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Енисей 88,9 +
Ангаро-Байкальский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Селенга 36,7 +
Охотско-Японский морской бассейн
Сибирский федеральный округ
Амурский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Онон +
Китай, Монголия Аргунь 21,0 -
Дальневосточный федеральный округ
Амурская обл. Китай Амур 48,0 +
Хабаровский край Уссури 70,0 +
Приморский край Суйфун/ Раздольная 40,5 +
КНДР, Китай Тумыньцзянь/ Туманная 0,01 -

   

Основой сотрудничества в сфере рационального использования и охраны трансграничных вод являет­ся юридическое закрепление прав и обязанностей го­сударств, которое обеспечивается законодательными актами различного уровня, где наиболее важное место занимают международные конвенции.

Водной стратегией Российской Федерации на пери­од до 2020 г. обозначена система мер, направленных на усиление роли России в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов, включающих в себя:

  • активизацию участия России в деятельности меж­дународных организаций, занимающихся проблемами водопользования, в том числе Шанхайской организа­ции сотрудничества, Евразийского экономического со­общества и СНГ, а также в решении водохозяйственных проблем в Центральной Азии;
  • развитие международного сотрудничества в обла­сти совместного использования и охраны трансгранич­ных водных объектов;
  • поддержка проектов по созданию водохозяй­ственных объектов в государствах с дефицитом водных ресурсов путём представления целевых займов и гран­тов, консультаций ведущих специалистов в области гидрологии, гидрогеологии, гидроэнергетики, реали­зации программ технической поддержки и проведения научных исследований;
  • обеспечение господдержки продвижения россий­ских производителей на международных рынках водо­хозяйственных услуг.

В рамках реализации межправительственных и межведомственных соглашений созданы и на плано­вой основе действуют рабочие органы, рассматриваю­щие широкий спектр вопросов в области охраны окру­жающей среды сформирована нормативная правовая база сотрудничества.

В Правительстве РФ существует несколько органов государственной власти (структур), в ведении которых находятся вопросы, связанные с использованием и ох­раной трансграничных водных объектов. К ним отно­сятся: МИД России, Минприроды России, Росгидромет, Росводресурсы, Росрыболовство, Росморречтранс, Фе­деральное агентство по обустройству государственной границы РФ. В центральных аппаратах каждой из этих структур существуют департаменты или отделы, веда­ющие вопросами международного сотрудничества. Па­раллельно в этом направлении ведут значительную ра­боту территориальные органы министерств и агентств. Практическую работу по организации деятельности со­вместных комиссий, действующих в соответствии с Со­глашениями между странами, выполняет Федеральное агентство водных ресурсов России.

Международная практика использования трансгра­ничных водных объектов, основанная на принципах устойчивого развития, предполагает согласованные действия государств в бассейнах трансграничных во­дотоков при осуществлении водохозяйственных работ, использовании и охране водных объектов на основе международных договоров и соглашений. Стремление к бесконфликтному использованию трансграничных вод, сохранению их чистоты в условиях возрастающей антропогенной нагрузки обусловливает многолетнюю активность России в вопросах всемирного водного партнёрства и ратификацию ею ряда международных актов, регулирующих охрану и использование транс­граничных вод.

Приоритетными направлениями деятельности ко­миссий институтов уполномоченных являются, пре­жде всего, это организация совместного мониторинга трансграничных водных объектов, обмен гидроло­гической и гидрохимической информацией, согла­сование режимов использования водных ресурсов и трансграничных водных объектов, координация противопаводковых мероприятий и действий в чрез­вычайных ситуациях, а также совместные научные ис­следования.

Практический опыт и итоги сотрудничества Рос­сии с сопредельными государствами свидетельствуют о том, что даже при расхождении мнений и наличии противоречий по вопросам использования и охра­ны трансграничных водных ресурсов создают новые возможности и позволяют преодолевать разногласия сторон, способствуют решению задач по стабилизации экологического состояния трансграничных вод, и раз­витию экономик сопредельных стран.

В целом, международное сотрудничество России отличается достаточной конструктивностью и в рамках многих совместных комиссий вопросы использования и охраны трансграничных водных объектов решаются достаточно эффективно. Тем не менее, необходимо до­биваться, прежде всего, согласования национальных программ и планов действий по использованию во­дных ресурсов трансграничных водных объектов.

В настоящее время международное сотрудниче­ство России по вопросам совместного использования охраны трансграничных водных объектов осущест­вляется в рамках межправительственных соглашений с Азербайджаном, Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Китаем, Монголией, Норвегией, Украиной, Эстонией и Финляндией через деятельность межправительствен­ных комиссий и рабочих групп.

Составы межправительственных комиссий формируются из числа представителей федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Росводресурсы, Росгидромет, Росприроднадзор. Роснедра, Роспотреб­надзор, Минтранс России, Минэнерго России, Мин­сельхоз России, Росрыболовство, пограничные служ­бы РФ, МИД России), субъектов РФ приграничных тер­риторий, представителей науки.

Состав рабочих органов демонстрирует ту много­гранность трансграничных водных отношений, кото­рая фокусирует в себе экономические, хозяйственные, экологические интересы, которые сосредотачиваются при использовании водных ресурсов, трансгранич­ных водных объектов. Это обмен гидрологической и гидрохимической информацией, согласование режи­мов использование водных ресурсов трансграничных водохозяйственных систем, проведение совместных научных исследований.