Во исполнение Указа Президента Российской Феде­рации от 21.05.2012 г. №639 были сформированы феде­ральные органы исполнительной власти, в том числе органы природно-ресурсного и природоохранного блоков, обеспечивающие в пределах установленной компетенции формирование государственной поли­тики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты.

При рассмотрении организационной системы управления водными ресурсами необходимо иметь в виду систематически происходящие реорганиза­ционные мероприятия, связанные с поиском опти­мальной управленческой структуры федеральных органов в современных социально-экономических условиях хозяйствования (табл. 6.5).

Таблица 6.5. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в управлении водным фондом России

Министерства и ведомстваПодведомственные службы и агентстваПолномочия, сведения
1. Федеральный уровень
Минприроды РоссииПолномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), мониторинга водных объектов, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере их охраны.
Минприроды РоссииРосводресурсыОказание государственных услуг, управление государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов; обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод; оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета вод и их использования и др.
РосгидрометОсуществляет в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного реестра (кадастра) в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции); государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции)
РосприроднадзорСбор и предоставление сведений об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и режимах использования водоохранных зон водных объектов, а также другие функции.
РоснедраСбор и предоставление сведений о подземных водных объектах, в том числе об их использовании, водопотреблении и водоотведении, а также другие функции.
Минсельхоз РоссииСбор и предоставление сведений об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах и др.
Минсельхоз РоссииРосрыболовствоСбор и предоставление сведений о водных объектах рыбохозяйственного значения и др.
Минрегион РоссииСбор и предоставление сведений о разработке и реализации элементов федеральных программ по водоснабжению и водоотведению, в том числе государственной программы «Чистая вода», а также сопряженная (сопутствующая информация)
Минрегион РоссииРосстройЯвляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства др.
РоспотребнадзорСбор и предоставление сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах и другие функции.
МЧС РоссииВ сферу деятельности входят чрезвычайные ситуации на водных объектах, ликвидация последствий вредного воздействия вод и др.
Минтранс РоссииРосморречфлотСбор и предоставление сведений о пользовании акваториями водных объектов и береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации и другие функции.
РостранснадзорСбор и предоставление сведений о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах и другие функции.
МИД РоссииВ сферу деятельности попадают договоры о трансграничных водных объектов, международные соглашения в сфере использования и охраны мирового океана, морей и др. международных и трансграничных водных объектов, координация выполнения Российской Федерацией международных обязательств и др.
Минфин РоссииСогласование и финансирование мероприятий использования и охраны объектов водного фонда и др.
Минэкономразвития РоссииУчастие в разработке, согласование федеральных целевых программ использования и охраны водного фонда и др.
Минэкономразвития РоссииРосреестрСбор и предоставление сведений о документации, на основании которых возникает право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах; о землях водного фонда, заболоченных землях и другие функции.
РостехнадзорСбор и предоставление сведений о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ и другие функции.
Минвостокразвития РоссииКоординирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации и др.
2. Региональный уровень
Субъекты Российской ФедерацииВладение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов; разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; резервирование источников питьевого водоснабжения; осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору; утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах; участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и т.д.
Местное самоуправлениеВладение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы; установление правил использования водных объектов общего пользования; предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования и т.д..

   

Центральным звеном в области использования и охраны водных ресурсов является Министерство природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации.

Сфера деятельности Министерства, круг соответствую­щих задач, полномочий (обязанностей), прав, организации текущей работы и т.п. неоднократно уточнялся и актуали­зировался, в т.ч. в связи с изменениями в законодательстве страны.

В сфере использования и охраны водных ресурсов Мин­природы России в 2015 г. осуществляло координацию и кон­троль деятельности подведомственных ему Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по не­дропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфе­ре природопользования.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) согласно Положению об Агентстве, утвержденному по­становлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282 (с по­следующими изменениями в установленной сфере деятель­ности осуществляет различные полномочия, в частности:

организует:

  • территориальное перераспределение стока поверх­ностных вод, пополнение водных ресурсов подземных во­дных объектов;
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отноше­нии водных объектов, находящихся в федеральной соб­ственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответ­ствующих субъектов Российской Федерации и использова­ние водных ресурсов которых осуществляется для обеспе­чения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответ­ствии с перечнем таких водоемов, установленным Прави­тельством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликви­дации последствий указанных явлений;
  • осуществляет в порядке и пределах, опреде­ленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспе­чения исполнения функций федеральных органов го­сударственной власти в установленной пунктом 1 на­стоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государствен­ным унитарным предприятиям, федеральным государ­ственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
  • в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные граждан­ско-правовые договоры на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг, на проведение научно-ис­следовательских, опытно-конструкторских и техноло­гических работ для государственных нужд;
  • осуществляет функции государственного заказчи­ка межгосударственных, федеральных целевых, науч­но-технических и инновационных программ и проек­тов в сфере деятельности Агентства;
  • осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию дого­воров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обя­занностей по договору водопользования, а также пре­кращения договора водопользования;

осуществляет:

  • в порядке и пределах, определенных законода­тельством Российской Федерации, владение, пользова­ние и распоряжение водными объектами, отнесенны­ми к федеральной собственности;
  • разработку и реализацию в установленном поряд­ке схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;
  • разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федера­ции в целом, отдельным ее регионам, речным бассей­нам в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации;
  • предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъ­ектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соот­ветствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, или частей та­ких водоемов, морей или их отдельных частей в поль­зование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользо­вание;
  • гидрографическое и водохозяйственное райони­рование территории Российской Федерации;
  • устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки;
  • предоставляет в установленном порядке заинте­ресованному лицу сведения из государственного во­дного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений;
  • осуществляет экономический анализ деятельно­сти подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных орга­низациях проверки финансово-хозяйственной деятель­ности и использования имущественного комплекса;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмо­тренных на содержание Агентства и реализацию возло­женных на Агентство функций;
  • взаимодействует в установленном порядке с орга­нами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • а также осуществляет иные функции по управле­нию государственным имуществом и оказанию госу­дарственных услуг в установленной сфере деятель­ности, если такие функции предусмотрены федераль­ными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Существующая структура территориальных орга­нов Росводресурсов позволила в значительной мере перенести центр подготовки принятия ключевых ре­шений в области использования и охраны водных объ­ектов на бассейновый уровень, что приближает центр принятия решений к объекту управления.

На основании Положения, Росводресурсы вправе создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.

В настоящее время при Росводресурсах действует Экспертный совет, являющийся его постоянно действу­ющим совещательным органом, образованным в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых Агентством на реализацию водоохранных и водохозяйственных ме­роприятий.

Основной задачей Экспертного совета является формирование экспертной оценки проектов строи­тельства, реконструкции гидротехнических сооруже­ний, водоохранных и водохозяйственных меропри­ятий, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета и выработка на ее основе оптимальных решений о возможности бюджетного финансирования, вопросов водохозяйственной дея­тельности, использования и охраны водных объектов. Другим постоянно действующим совещательным ор­ганом Росводресурсов является Научно-технический совет Федерального агентства водных ресурсов, ко­торый образован в целях формирования стратегии и приоритетных направлений совершенствования науч­но-технического, информационного, экономического и правового обеспечения в области использования и охраны водных объектов. Основной задачей НТС явля­ется создание условий и выработка оптимальных ре­шений по вопросам водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов, управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Приоритетные задачи Росводресурсов в 2015 г:

  • реализация государственных программ, ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкаль­ской природной территории на 2012-2020 годы», до­стижение установленных показателей и индикаторов;
  • обеспечение водноресурсных гарантированных условий для устойчивого обеспечения жизнедеятель­ности населения и развития отраслей экономики, в том числе в условиях маловодья;
  • повышение рациональности использования водных ресурсов и степени защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и устойчиво­го функционирования подведомственной сети ГТС;
  • выполнение задач по интеграции водохозяй­ственного комплекса республики Крым и г. Севастопо­ля в систему государственного управления водными ресурсами Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по ока­занию государственных услуг и управлению государ­ственным имуществом в сфере недропользования. В соответствии с Положением, утвержденным Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293 (с последующими изменениями и уточнениями) выполняет функции федерального орга­на исполнительной власти в области использования и охраны подземных вод.

В частности, Роснедра организует соответствующие:

  • государственное геологическое изучение недр;
  • экспертизу проектов геологического изучения недр;
  • проведение в установленном порядке геолого-э­кономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
  • проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
  • проведение государственной экспертизы инфор­мации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предо­ставляемых в пользование участках недр;

Роснедра также осуществляет:

  • организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами внесе­ние изменений в эти лицензии;
  • учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • принятие решений о предоставлении права поль­зования участками недр в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке;
  • выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
  • принятие, в том числе по представлению Феде­ральной службы по надзору в сфере природопользо­вания и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограни­чении права пользования участками недр;
  • ведение государственного кадастра месторожде­ний и проявлений полезных ископаемых и государ­ственного баланса запасов полезных ископаемых, обе­спечение в установленном порядке постановки запа­сов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;
  • ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологиче­скому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
  • а также ряд иных полномочий.

Агентство осуществляет свою деятельность непо­средственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодей­ствии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В структуре агентства вопросами использования и охраны подземных вод занимается Управление геоло­гии нефти и газа, подземных вод и сооружений.

Территориальные органы представлены департа­ментами по недропользованию по федеральным окру­гам и управлениями по недропользованию по субъек­там Федерации. Государственный мониторинг состоя­ния подземных вод осуществляет Центр ГМСН ФГУ ГП «Гидроспецгеология» Роснедра.

Федеральная служба по надзору в сфере приро­допользования (Росприроднадзор) является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим функции по контролю и надзору в сфере приро­допользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Положение о Службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №400 (с после­дующими уточнениями).

Росприроднадзор осуществляет функции контроля и надзора, в частности, за:

  • использованием и охраной водных объектов (фе­деральный государственный контроль и надзор за ис­пользованием и охраной водных объектов);
  • соблюдением законодательства Российской Феде­рации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних мор­ских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению пе­реданных полномочий;
  • а также ряд других функций.

Кроме того, Служба выполняет функции федераль­ного органа исполнительной власти, специально упол­номоченного на осуществление государственного ре­гулирования в области охраны озера Байкал.

Территориальные органы - Департаменты Росприроднадзора по надзору в сфере природопользования в федеральных округах и управления Росприроднадзора по надзору в сфере природопользования в субъектах Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государствен­ных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее за­грязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологиче­ские и другие геофизические процессы.

Положение о Службе было утверждено поста­новлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. №372 (с последующими уточнениями).

Росгидромет в указанной сфере деятельности обе­спечивает выполнение обязательств Российской Феде­рации по международным договорам Российской Фе­дерации, в том числе по Конвенции Всемирной метео­рологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружа­ющей среды к Договору об Антарктике, осуществляет:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и дру­гие геофизические процессы на территории Россий­ской Федерации;
  • в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объ­ектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
  • формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе ор­ганизацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их ме­стоположения;
  • государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции);
  • государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетен­ции);
  • государственный мониторинг состояния исключи­тельной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
  • руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;
  • информирование пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окру­жающей среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществля­ющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);
  • обеспечение функционирования на территории 1 9 8 Российской Федерации пунктов гидрометеорологиче­ских наблюдений и системы получения, сбора и рас­пространения гидрометеорологической информации;
  • обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогно­зируемых резких изменениях погоды, и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
  • обеспечение органов государственной власти, Во­оруженных Сил Российской Федерации, а также насе­ления информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
  • организацию и обеспечение выполнения работ федерального назначения в области гидрометеороло­гии и смежных с ней областях;
  • организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизи­ческие процессы (защита сельскохозяйственных расте­ний от градобития, регулирование осадков, рассеива­ние туманов);
  • и ряд иных функций и полномочий.

Росгидромет осуществляет свою деятельность не­посредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органа­ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объедине­ниями и иными организациями.

Территориальные органы: межрегиональные терри­ториальные органы управления (УГМС); ГУ Управления и Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружа­ющей среды (ГУ УГМС, ЦГМС).

Федеральная служба по экологическому, техно­логическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим функции по контролю и надзо­ру в сфере безопасности гидротехнических сооруже­ний (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), а также функции по организации и проведению государствен­ной экологической экспертизы федерального уровня.

Положение о Службе было утверждено поста­новлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № (с последующими уточнениями).

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических соо­ружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических соору­жений, а также гидротехнических сооружений, полно­мочия по осуществлению надзора за которыми переда­ны органам местного самоуправления).

Кроме того, эта Служба в пределах своей компетен­ции определяет порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государ­ственной экспертизы деклараций безопасности гидро­технических сооружений, а также реализует ряд других полномочий.

Территориальные органы - межрегиональные управ­ления в федеральных округах и территориальные управ­ления Федеральной службы по экологическому, техно­логическому и атомному надзору в федеральных окру­гах. Большинство управлений распространяют свою юрисдикцию на несколько субъектов Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защи­ты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Минздравсоцразвития России и является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим функции по контролю и надзору в сфере обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребитель­ского рынка.

Положение о Службе, утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (в редакции по­становления от 21.05.2013 г. № 428 и др.).

Роспотребнадзор в рассматриваемой сфере:

  • осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
  • федеральный государственный санитарно-эпиде­миологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • федеральный государственный надзор за соблю­дением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • федеральный государственный надзор за соблюде­нием правил продажи, отдельных предусмотренных за­конодательством Российской Федерации видов товаров;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах про­пуска через государственную границу Российской Фе­дерации;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных ви­дов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
  • осуществляет прием и учет уведомлений о нача­ле осуществления юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями, осуществляющими дея­тельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
  • устанавливает критерии существенного ухудше­ния качества питьевой воды, горячей воды;
  • устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установ­лению частоты отбора проб воды;
  • регистрирует:
    • впервые внедряемые в производство и ранее не ис­пользовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
    • отдельные виды продукции, представляющие по­тенциальную опасность для человека (кроме лекар­ственных средств);
    • отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Россий­ской Федерации;
    • товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпи­демиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного сою­за, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
  • устанавливает причины и выявляет условия воз­никновения и распространения инфекционных забо­леваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • информирует органы государственной власти Рос­сийской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемио­логической обстановке и о принимаемых мерах по обе­спечению санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения;
  • готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации ограничительных мероприятий (ка­рантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • организует в установленном порядке ведение со­циально-гигиенического мониторинга;
  • организует деятельность системы государствен­ной санитарно-эпидемиологической службы Россий­ской Федерации;
  • -осуществляет разработку и утверждение государ­ственных санитарно-эпидемиологических правил и ги­гиенических нормативов, а также разработку обязатель­ных требований в сфере защиты прав потребителей;
  • -вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных право­вых актов Президента Российской Федерации и Прави­тельства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Россий­ской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 насто­ящего Положения;
  • осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных пред­принимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благо­получия населения и в области защиты прав потреби­телей, а также технических регламентов, государствен­ный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
  • осуществляет иные функции и полномочия в рас­сматриваемой сфере деятельности.

В структуре службы: Управление защиты прав по­требителей, занимающееся вопросами организации защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг; Управле­ние санитарного надзора, занимающееся вопросами коммунальной гигиены и другие подразделения.

Территориальные органы представлены управлени­ями Роспотребнадзора по субъектам Федерации и тер­риториальными отделами на уровне районов.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) находится в ведении Минсельхоза России и является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим различные функции.

Положение об этом Агентстве утверждено поста­новлением Правительства страны от 11.06.2008 г. № 444 (с последующими изменениями и уточнениями).

Росрыболовство в соответствие со своими полно­мочиями осуществляет в сфере, связанной с водными ресурсами/водными объектами:

  • разработку и представление на государственную экологическую экспертизу предложений об общих до­пустимых уловах водных биологических ресурсов;
  • государственный мониторинг водных биологиче­ских ресурсов, включая наблюдение за распределени­ем, численностью, качеством, воспроизводством во­дных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологиче­ских ресурсов, а также обеспечение функционирова­ния отраслевой системы мониторинга;
  • определение ежегодно общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в терри­ториальном море Российской Федерации, на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях (далее - общие допустимые уловы водных био­логических ресурсов);
  • распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также квот добычи (выло­ва) водных биологических ресурсов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации, примени­тельно к видам квот;
  • оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также при­остановление действия разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного срока их действия;
  • заключение с пользователями водными биологи­ческими ресурсами договоров о закреплении за ними долей в общем объеме квот;
  • согласование перечня рыбопромысловых участ­ков, включающих в себя акватории внутренних вод Рос­сийской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемого органом ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • заключение договоров об искусственном воспро­изводстве водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения;
  • согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
  • определение категорий водных объектов рыбохо­зяйственного значения и особенностей добычи (выло­ва) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства;
  • обеспечение выполнения международных до­говоров Российской Федерации в области рыболов­ства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания (в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов), в том числе подготовка предложений, каса­ющихся позиции Российской Федерации по вопросам добычи (вылова) водных биологических ресурсов для иностранных государств, а также выполнения обяза­тельств, вытекающих из членства Российской Федера­ции в международных организациях;
  • охрану на внутренних водных объектах анадром- ных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных биологических ресурсов в соот­ветствии с перечнем таких водных биологических ре­сурсов, утвержденным в установленном законодатель­ством Российской Федерации порядке, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на осо­бо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • подготовку предложений для включения в феде­ральные целевые программы, разработку ведомствен­ных и иных программ в установленной сфере деятель­ности Агентства;
  • формирование и использование федеральных ин­формационных ресурсов в установленной сфере дея­тельности Агентства, в том числе в части, касающейся судов рыбопромыслового флота;
  • ведение государственного рыбохозяйственного реестра;
  • приостановление рыболовства в случаях, пред­усмотренных законодательством Российской Федера­ции;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоло­гических ресурсов, за исключением водных биологи­ческих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и за­несенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • государственный надзор за торговым мореплава­нием в части обеспечения безопасности плавания су­дов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
  • разработку предложений по проектам правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе по проектам правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки со­ответствия, с использованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;

Росрыболовство имеет также право принимать ре­шения о принудительном прекращении права на добы­чу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесен­ных к объектам рыболовства, в случаях, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации, и др.

Агентство осуществляет также ряд других функций и полномочий в рассматриваемой сфере деятельности.

Вопросами изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания в структуре агентства занимается Управление контро­ля, надзора и рыбоохраны, Управление аквакультуры и иные подразделения Агентства.

Территориальные органы Росрыболовства пред­ставлены территориальными управлениями, за каж­дым из которых закреплена территория нескольких субъектов Федерации.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере мелиорации земель. По­ложение о Министерстве утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. № (с последующими уточнениями).

В соответствии со своими полномочиями Минсель­хоз России готовит предложения по разработке и реа­лизации федеральных целевых, ведомственных и иных программ в области мелиорации земель и водного хо­зяйства, а также реализует ряд иных функций.

Министерство сельского хозяйства Российской Фе­дерации принимает следующие нормативные право­вые акты, прямо или косвенно связанные с наличием водных ресурсов и их использованием:

  • правила и нормы в области мелиорации земель;
  • планы проведения агротехнических, агрохимиче­ских, мелиоративных, фитосанитарных и противоэро- зионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • порядок государственного учета показателей со­стояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • порядок осуществления государственного мони­торинга земель сельскохозяйственного назначения;
  • порядок осуществления государственного зе­мельного контроля в отношении земель сельскохозяй­ственного назначения;
  • описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохо­зяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов;
  • методики исчисления размера вреда, причинен­ного водным биологическим ресурсам;
  • порядок осуществления мероприятий по акклима­тизации водных биологических ресурсов;
  • правила рыболовства для каждого рыбохозяй­ственного бассейна;
  • порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
  • порядок осуществления рыболовства в целях ры­боводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
  • порядок осуществления рыболовства в целях обе­спечения традиционного образа жизни и осуществле­ния традиционной хозяйственной деятельности корен­ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальне­го Востока Российской Федерации;
  • порядок определения границ рыбопромысловых участков;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осущест­вления прибрежного рыболовства;
  • порядок деятельности бассейновых научно-про­мысловых советов;
  • порядок оснащения судов техническими средства­ми контроля и их виды;
  • порядок проведения рыбохозяйственной мелио­рации водных объектов;
  • перечень видов информации, содержащейся в государственном рыбохозяйственном реестре, предо­ставляемой в обязательном порядке, и условия ее пре­доставления;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осущест­вления промышленного рыболовства в отношении во­дных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) которых осуществляется в новых районах их добычи (вылова).

Кроме того, Минсельхоз России осуществляет:

  1. реализацию федеральных целевых, ведомствен­ных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских тер­риторий;
  2. эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государствен­ной собственности отдельно расположенных гидротех­нических сооружений;
  3. организацию проведения регистрационных ис­пытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний селекционных достижений, пестицидов и агрохимикатов;
  4. государственный мониторинг земель сельскохо­зяйственного назначения;
  5. установление ограничений рыболовства в поряд­ке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных био­логических ресурсов;

Министерство ведет: реестр федеральной собствен­ности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Министерства; государственный каталог пе­стицидов и агрохимикатов и др.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России) было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 (с последующими изменениями и уточнениями).

МЧС России является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выра­ботке и реализации государственной политики, норма­тивно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения по­жарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство также осуществляет управле­ние, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности и безопасности людей на водных объектах.

В состав основных задач МЧС России входят, в част­ности:

  • выработка и реализация государственной полити­ки в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС Рос­сии;
  • организация подготовки и утверждения в установ­ленном порядке проектов нормативных правовых ак­тов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на во­дных объектах;
  • осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасно­сти, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов ис­полнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и представляет Президенту Россий­ской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
  • предложения по формированию основ государ­ственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу­аций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспече­ния пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • проект положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Феде­рации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий;
  • проект плана взаимодействия федеральных орга­нов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
  • ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федера­ции от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера.

Министерство, его подведомственные структуры также организуют и производят:

  • поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соот­ветствии с планом взаимодействия федеральных орга­нов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
  • совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации ра­боты по созданию системы мониторинга и прогнозиро­вания чрезвычайных ситуаций, а также по разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
  • информирование населения через средства мас­совой информации и по иным каналам о прогнозируе­мых и возникших чрезвычайных ситуациях, и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и тер­риторий, приемах и способах защиты, а также пропа­ганду в области гражданской обороны, защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за ма­ломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспек­ции по маломерным судам;
  • организационное и методическое руководство на­коплением, хранением и использованием в целях граж­данской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • методическое руководство созданием и поддер­жанием в готовности убежищ и иных объектов граж­данской обороны, организацией радиационной, хими­ческой, биологической и медицинской защиты населе­ния, а также контроль в этой области;
  • управление в установленном порядке единой го­сударственной системой предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций;
  • предупреждение и ликвидацию чрезвычайных си­туаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Рос­сийской Федерации;
  • подготовку в пределах своей компетенции заключе­ний по результатам рассмотрения деклараций промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов;
  • ведение в установленном порядке реестра подво­дных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федера­ции (за исключением подводных переходов трубопро­водного транспорта);
  • реализацию в установленном порядке полномо­чий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • а также решают другие задачи.

МЧС России осуществляет свои полномочия через территориальные органы - региональные центры и главные управления.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) согласно Положе­нию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 (с по­следующими изменениями и уточнениями) находится в ведении Минтранса России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю (надзору) в сфере морского (включая морские порты) и внутреннего во­дного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Феде­рации, в том числе международных договоров Россий­ской Федерации о торговом мореплавании; о внутрен­нем водном транспорте Российской Федерации; об ор­ганизации, обеспечении и выполнении организациями морского и внутреннего водного транспорта перевоз­ок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации морских судов и судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плава­ния, иных плавучих объектов и др. Служба помимо про­чего осуществляет в установленном порядке:

  • организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плава­ния, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установлен­ных законодательством Российской Федерации;
  • ведение соответствующих реестров;
  • присвоение рейсам морских судов, судов внутрен­него и смешанного (река-море) плавания при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и ино­странных государств определенного Федеральной служ­бой охраны Российской Федерации статуса литерных;
  • контроль за соответствием установленным требо­ваниям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным Министер­ством транспорта Российской Федерации по согласова­нию с Федеральным агентством по рыболовству и Ми­нистерством обороны Российской Федерации;
  • государственный надзор за деятельностью орга­низаций, осуществляющих лоцманскую проводку мор­ских судов;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмо­трены федеральными законами, нормативными право­выми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) находится в веде­нии Минтранса России. Положение об этом Агентстве утверждено Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 23.07.2004 г. № 371 (с последующи­ми изменениями). В соответствие с этим официальным документом Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управ­лению государственным имуществом в сфере морско­го (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного об­служивания судов рыбопромыслового флота) и речно­го транспорта, а также функции по оказанию государ­ственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере. Одновременно, Агентство осуществляет полномочия компетентного органа в об­ласти морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из междуна­родных договоров Российской Федерации, в части вы­полнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта:

  • осуществляет в установленном законодатель­ством Российской Федерации порядке размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских и технологических работ, и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Агентства, а также для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в отношении подведомственных Агентству федеральных государственных унитарных предприятий, за которыми закреплено в хозяйствен­ном ведении федеральное имущество, расположенное в границах морских портов:
  • проведение работ по предупреждению и ликвида­ции разливов нефти и нефтепродуктов:
  • в море с судов и объектов независимо от их ведом­ственной и национальной принадлежности;
  • на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
  • мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;
  • проведение работ по навигационно-гидрографи­ческому обеспечению на трассах Северного морского пути, в акваториях морских портов и на подходах к ним, а также по навигационно-гидрографическому обеспе­чению условий плавания судов в акваториях речных портов и по внутренним водным путям, за исключени­ем участков пограничных зон Российской Федерации;
  • диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
  • проведение работ по содержанию внутренних во­дных путей (включая работы по подаче воды в целях обводнения рек), судоходных гидротехнических соору­жений на них и подходов к причалам общего пользо­вания, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта;
  • обучение и повышение квалификации специали­стов в области морского и речного транспорта в соответ­ствии с международными и российскими требованиями;
  • координацию деятельности поисковых и аварий­но-спасательных служб (как российских, так и ино­странных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
  • координацию деятельности поисковых и аварий­но-спасательных служб (как российских,таки иностран­ных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и воен­но-вспомогательных судов;
  • проведение государственной регистрации спор­тивных парусных судов и дипломирование членов эки­пажей указанных судов;

в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земель­ных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в це­лях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижи­мого имущества, принятие решений о предваритель­ном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на ука­занные земельные участки и объекты.

Кроме того, Агентство осуществляет:

  • установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судо­ходных гидротехнических сооружений;
  • выполнение функций головной организации, от­ветственной за создание и функционирование Глобаль­ной морской системы связи при бедствии и для обеспе­чения безопасности;
  • ведение Реестра морских портов России;
  • категорирование объектов транспортной инфра­структуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
  • ведение реестра объектов транспортной инфра­структуры и транспортных средств, включая категориро­ванные объекты транспортной инфраструктуры и транс­портные средства, в установленной сфере деятельности;
  • согласование строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей;
  • заключение без проведения открытого аукциона договора о создании искусственного земельного участка в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта, предусматривающим создание этого участка;
  • а также иные функции согласно установленным полномочиям.

Согласно положению Росморречфлот осуществляет свою деятельность непосредственно или через подве­домственные организации (администрации морских портов, государственные бассейновые управления во­дных путей, ФГУП «Канал им. Москвы», ФГУП «Росмор­порт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», морские, речные пароходства, и др.) во взаимодействии с други­ми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обще­ственными объединениями и иными организациями.

Управление государственного морского и речно­го надзора (Госморречнадзор) является структурным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет функции по контро­лю и надзору в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Основной задачей Госморречнадзора яв­ляется контроль и надзор за соблюдением законода­тельства Российской Федерации, в том числе междуна­родных договоров Российской Федерации:

  • о внутреннем водном транспорте;
  • о безопасности гидротехнических сооружений;
  • о лицензировании отдельных видов деятельности.

Основные функции Управления:

  • организация проверок безопасности судоходных гидротехнических сооружений, соблюдения норм и правил эксплуатации морских и речных портовых ги­дротехнических сооружений;
  • аттестация лиц, замещающих должности руководителей специалистов, на которых, возложена ответ­ственность за обеспечение безопасности судоходства и защиты окружающей среды на морском, и внутрен­нем водном транспорте;
  • участие в организации декларирования безопас­ности, судоходных гидротехнических сооружений;
  • подготовка решений Ространснадзора:

  1. об утверждении деклараций безопасности судо­ходных гидротехнических сооружений;
  2. о согласовании ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), мер по поддержанию требуемого уров­ня безопасности гидротехнических сооружений;
  3. о согласовании строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, строительства и эксплуатации сооружений на внутрен­них водных путях;
  4. организация и ведение реестров судоходных ги­дротехнических сооружений, базы данных деклараций безопасности и перечней морских и речных портовых гидротехнических сооружений.

Территориальные органы управления государ­ственного морского и речного надзора по федераль­ным округам.

Федеральное агентство по строительству и жи­лищно-коммунальному хозяйству, согласно Положе­нию об агентстве, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 670, является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроитель­ства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально­му хозяйству самостоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установлен­ной сфере деятельности:

  • форма градостроительного плана земельного участка;
  • форма разрешения на строительство;
  • форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  • порядок внесения изменений в проектную доку­ментацию;
  • перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и строительству, влияющих на безопасность капитального строительства;
  • порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной доку­ментации на объект капитального строительства;
  • порядок разработки сметных нормативов, подле­жащих применению при определении сметной стоимо­сти объектов капитального строительства, строитель­ство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
  • порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих примене­нию при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр;
  • методические указания по расчету тарифов и над­бавок в сфере деятельности организаций коммуналь­ного комплекса;
  • правила организации коммерческого учета воды и сточных вод;
  • порядок разработки и утверждения схем водо­снабжения и водоотведения, а также требования к их содержанию;
  • правила формирования и расчета целевых пока­зателей деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и расчета этих показателей;
  • требования к проведению технического обследо­вания централизованных систем горячего водоснабже­ния, холодного водоснабжения и водоотведения;
  • порядок ведения раздельного учета затрат по ви­дам деятельности организаций, осуществляющих горя­чее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации та­ких затрат;
  • требования энергетической эффективности зда­ний, строений и сооружений;
  • правила определения класса энергетической эф­фективности многоквартирных домов, а также требова­ния к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома;
  • примерная форма перечня мероприятий, прове­дение которых способствует энергосбережению по­ставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективно­сти их использования;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по энер­госбережению и повышению энергетической эффек­тивности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводче­ских, огороднических и дачных некоммерческих объе­динений граждан;
  • и другие нормативно-правовые документы.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) в соот­ветствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Восто­ка» осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного ФО:

  • координирует деятельность по реализации госу­дарственных программ и федеральных целевых про­грамм, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • управляет федеральным имуществом (за исключе­нием лесного фонда и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имуще­ственных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включен­ных в перечень стратегических предприятий и страте­гических акционерных обществ, утвержденный Прези­дентом Российской Федерации);
  • контролирует осуществление органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.