Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

  • требований к использованию и охране водных объектов;
  • особого правового режима использования зе­мельных участков и иных объектов недвижимости, рас­положенных в границах водоохранных зон и зон специ­альной охраны источников водоснабжения;
  • иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор за использо­ванием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Феде­рации Федеральным органом исполнительной власти - Росприроднадзором Минприроды России (федераль­ный государственный контроль и надзор за использо­ванием и охраной водных объектов) и органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В структуру Росприроднадзора входят 9 департа­ментов по федеральным округам и 71 управление в субъектах Российской Федерации. Деятельность Служ­бы территориально охватывает всю Россию, включая моря, континентальный шельф и исключительную эко­номическую зону.

Объектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в части деятельно­сти, связанной с природопользованием и негативным воздействием на окружающую среду.

Осуществление государственного надзора направ­лено на предупреждение, выявление и пресечение экологических правонарушений.

Росприроднадзором систематически проводятся надзорные мероприятия в отношении субъектов хо­зяйственной деятельности, являющихся основными за­грязнителями акваторий рек и морей.

По результатам проверок, а также рейдовых меро­приятий выявляются нарушители природоохранного законодательства, которые привлекаются к админи­стративной ответственности.

Спецификой надзора за безопасностью природо­пользования на водных объектах является высокая сте­пень динамичности водной среды и протекающих в ней процессов, а также многообразием объектов надзора, их удаленность и труднодоступность. Это предъявляет особые требования к осуществлению надзорных функ­ций в этой сфере.

Неотъемлемой частью осуществления мероприя­тий по надзору является использование центров ла­бораторного анализа, а также потенциала технических Морских дирекций, находящихся в оперативном под­чинении Росприроднадзора.

Экологический надзор в территориальном море и исключительной экономической зоне также находится в компетенции Росприроднадзора. Полномочия в дан­ной области связаны с обеспечением соблюдения меж­дународных обязательств, в силу требований статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Кроме непосредственно водоохранной цели, госу­дарственный надзор призван обеспечить также соблю­дение особого правового режима при эксплуатации зе­мельных участков и объектов недвижимости, которые расположены в водоохранных или санитарных зонах, вблизи источников питьевого и хозяйственно-бытово­го водоснабжения.

В числе основных принципов охраны окружающей среды - принцип платности возмещения вреда, как ме­тод экономического регулирования.

Предъявление требований о возмещении вреда во­дным объектам является действенным инструментом по предотвращению и ликвидации негативного влияния производственной деятельности на водные ресурсы.

Любая деятельность, осуществляемая человеком, несет в себе потенциальную экологическую угрозу, а деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов на акватории можно отнести к наиболее опасной.

Службой проводится большая профилактическая работа с администрациями морских портов и судовла­дельцами по предотвращению загрязнения акваторий морей.

По поручению Президента России В.В. Путина с ноя­бря 2013 года Росприроднадзором проводятся внепла­новые проверки в отношении хозяйствующих субъек­тов, осуществляющих бункеровочную деятельность.

В рамках исполнения поручения создана межве­домственная рабочая группа по проверке указанных субъектов.

Чаще всего инспекторы сталкиваются с ненадле­жащим исполнением должностных обязанностей теми лицами, которые непосредственно осуществляют бун­керовку. И, как следствие, причинами попадания не­фтепродуктов в водный объект в 99 % случаев являет­ся так называемый «человеческий фактор». Только 1% нефтеразливов происходит по техническим причинам.

Существенный вклад в обеспечение экологической безопасности водных объектов вносит реализация полномочий Росприроднадзора в части проведения государственной экологической экспертизы.

Экспертизе федерального уровня подлежит вся пла­нируемая хозяйственная и иная деятельность во вну­тренних морских водах и территориальном море.

Основными нарушениями природоохранного зако­нодательства являются:

  • движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраннных зон вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также мойка автомашин;
  • самовольное занятие территорий прибрежных за­щитных полос водных объектов;
  • незаконная добыча общераспространенных по­лезных ископаемых (песок, щебень) в пределах водо­охранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
  • захламление земельных участков в границах во­доохранных зон, захоронение отходов в пределах во­доохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
  • пользование водным объектом без разрешитель­ных документов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты.

В области санитарно-эпидемиологического благо­получия населения государственный контроль (над­зор) за качеством питьевой воды осуществляет Роспо­требнадзор.

Контроль состояния питьевой воды систем центра­лизованного питьевого водоснабжения в 2015 г. прово­дился на 11 145 мониторинговых точках (2014 г.-11 249 точках; 2013 г. - 11 042) на территориях 85 субъектов Российской Федерации.

Качество питьевой воды, подаваемой населению, определяется как санитарным благополучием источни­ков водоснабжения, так и состоянием водопроводной сети. Качество питьевой воды, подаваемой населению из распределительной сети централизованного водоснабжения в 2015 г., улучшилось. 

Доброкачественной питьевой водой обеспечено 131,96 млн чел., что на 1,5 млн чел. больше, чем в 2014 г. (130,49 млн чел.). При этом доля городского населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей тре­бованиям законодательства, в 2015 г. составила 95,04% (2014 г. - 94,57%), сельского - 77,16% (2014 г. - 74,37%).

Общее количество объектов - источников питьевого цен­трализованного водоснабжения - в 2015 г. уменьшилось на 1 973 ед. (2014 г. -102 070 ед., 2013 г. -100 097 ед.), а нецентрали­зованного - на 6 323 ед. (2014 г. -100 058 ед., 2013 г. - 93 735 ед.).

За последние годы уменьшается количество источ­ников, не соответствующих санитарно-эпидемиологи­ческим правилам и нормативам: 2013 г. - 16 020,2014 г. -15 998,2015 г. - 15 673 источника.

В 2015 г., как и в другие годы, основной причиной несоответствия источников водоснабжения питьевого назначения требованиям санитарного законодатель­ства являлось отсутствие зон санитарной охраны. Доля поверхностных источников, на которых выявлены нару­шения в организации зон санитарной охраны, составила 28,7% (2014 г. - 29,6%), подземных -11,5% (2014 г. -11,6%).

Неблагоприятная ситуация с состоянием источни­ков централизованного питьевого водоснабжения от­мечена в Карачаево-Черкесской Республике (70,49% водоисточников не соответствует санитарным нормам и правилам), Республиках Калмыкия (62,50%), Хакасия (61,72%) и в г. Москве (61,30%).

Доля водопроводов, не соответствующих санитарно-эпедемеологическим требованиям, снизилась на 1 098 ед. с 12 022 в 2014 г. до 10 924 в 2015 г. Вместе с тем, за последние три года увеличилось число водопрово­дов, не имеющих необходимого комплекса очистных сооружений с 4 518 в 2013 г. до 4 662 в 2015 г.

Более половины водопроводов не соответствуют сани­тарным правилам и нормам в Томской обл. (81,27%), Чечен­ской Республике (75,41%), Республике Хакасия (74,37%), Карачаево-Черкесской Республике (63,79%), Мурманской области (58,57%) и Ненецком автономном округе (57,14%).

Основными причинами низкого качества питьевой воды, подаваемой населению из централизованных и нецентрализованных источников водоснабжения, по мнению специалистов являются:

  • естественное (природное) повышенное содержание в источниках водоснабжения солей кальция и магния (общая жёсткость воды), железа, сульфатов, хлоридов, фторидов, азотсодержащих соединений;
  • антропогенное загрязнение поверхностных и под­земных источников водоснабжения в результате хозяй­ственной деятельности, включая сброс неочищенных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сто­ков, смыв с сельскохозяйственных угодий химических средств защиты растений и удобрений, отходов живот­новодства и прочее;
  • отсутствие или низкая эффективность санитарных мероприятий по предотвращению загрязнения вод, в том числе несоблюдение зон санитарной охраны водо­источников, нарушение нормативного порядка водохо­зяйственной деятельности;
  • использование устаревших технологий водоподготовки;
  • высокая изношенность разводящих сетей;
  • нестабильная подача воды в разводящую сеть, приводящая к её вторичному загрязнению.