Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) Российской Федерации, организация и осущест­вление которого обеспечивается Роснедрами, является частью системы геологического изучения недр терри­тории страны. ГМСН представляет собой систему регу­лярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием природ­ных факторов, недропользования и других видов хо­зяйственной деятельности. Функциональная структура ГМСН состоит из трех подсистем: мониторинга подзем­ных вод, мониторинга опасных экзогенных геологиче­ских процессов, мониторинга опасных эндогенных гео­логических процессов.

Оценка состояния недр осуществляется на ос­нове данных наблюдений на пунктах государственной опорной наблюдательной сети (ГОНС), распределение которых по федеральным округам приведено в табл. 6.4, с учетом информации получаемой от водопользо­вателей и недропользователей, а также материалов геологоразведочных работ и других информационных источников.

Таблица 6.4. Распределение пунктов ГОНС мониторинга подземных вод по федеральным округам и субъектам Российской Федерации (по данным Роснедра)

Федеральный округ Субъект Российской Федерации Количество на­блюдательных скважин
Центральный Белгородская область 64
Брянская область 140
Владимирская область 44
Воронежская область 234
Ивановская область 45
Калужская область 41
Костромская область 45
Курская область 98
Липецкая область 57
Московская область 197
Орловская область 53
Рязанская область 18
Смоленская область 53
Тамбовская область 92
Тверская область 76
Тульская область 143
Ярославская область 85
г. Москва 55
Всего по Центральному федеральному ОКРУГУ 1540
Северо-Западный Респ. Карелия 5
Респ. Коми 8
Архангельская область 15
Вологодская область 10
Калининградская об­ласть 11
Ленинградская область 38
Мурманская область 7
Новгородская область 8
Псковская область 3
г. Санкт-Петербург 25
Всего по Северо-Западному федеральному ОКРУГУ 130
Южный Респ. Адыгея (Адыгея) 6
Респ. Калмыкия 10
Краснодарский край 49
Астраханская область 13
Волгоградская область 24
Ростовская область 41
Всего по Южному федеральному округу 143
Северо-Кавказский Респ. Дагестан 49
Респ. Ингушетия 1
Карачаево-Черкесская Респ. 6
Респ. Северная Осетия -Алания 24
Чеченская Респ. 14
Ставропольский край 58
Всего по Северо-Кавказскому федерально- МУ ОКРУГУ 166
Приволжский Респ. Башкортостан 40
Респ. Марий Эл 56
Респ. Мордовия 33
Респ. Татарстан (Татар- стан) 131
Удмуртская Респ. 10
Чувашская Респ. 22
Кировская область 32
Нижегородская область 65
Оренбургская область 37
Пензенская область 43
Пермский край 21
Самарская область 29
Саратовская область 23
Ульяновская область 6
Всего по Приволжскому федеральному ОКРУГУ 548
Уральский Курганская область 75
Свердловская область 50
Тюменская область 14
Челябинская область 14
Всего по Уральскому (Ьелеоальному округу 153
Сибирский Респ. Алтай 36
Респ. Бурятия 42
Респ. Тыва 25
Респ. Хакасия 77
Алтайский край 80
Забайкальский край 55
Красноярский край 50
Иркутская область 45
Кемеровская область 38
Новосибирская область 25
Омская область 21
Томская область 133
Всего по Сибирскому федеральному окру­гу 632
Дальневосточный Респ. Саха (Якутия) 5
Приморский край 8
Хабаровский край 36
Амурская область 9
Камчатский край (Кам­чатская область и Корякский АО) 7
Еврейская авт. обл. 5
Всего по Дальневосточному федеральному округу 70
Всего по Российской Федерации 3382

   

Регулярные наблюдения за состоянием гео­логической среды производятся по количественным и качественным показателям, которые характеризуют текущее состояние подземных вод, проявлений экзо­генных геологических процессов и ГГд-поля и являются основой для прогноза его изменения.

Организационная структура ГМСН представ­лена федеральным (Центр ГМСН ФГУГП «Гидроспецгео- логия»), 7 региональными и 81 территориальными цен- 1 88трами государственного мониторинга состояния недр.

Центры имеют разный организационно-правовой ста­тус и обеспечивают ведение мониторинга геологиче­ской среды на территории субъектов Российской Феде­рации, федеральных округов и Российской Федерации в целом.

Мониторинг подземных вод подразделяется на три уровня: объектный (локальный), территориальный и региональный. Региональный центр ГМСН по округу осуществляет: методическое сопровождение работ по ГМСН на территориях округа, обобщение данных, по­лученных на территориальном уровне, ведение реги­онального банка данных, информационное обеспече­ние территориальных органов Роснедра о состоянии подземных вод с прогнозом возможных негативных явлений и процессов. Объектный (локальный) монито­ринг подземных вод проводится водопользователями. Требования и порядок проведения объектного мони­торинга, а также порядок представления информации, полученной в процессе его проведения, оговаривают­ся в лицензиях на право пользования подземными во­дами.

Для управления информационными ресурса­ми ГМСН разработана единая Информационно-анали­тическая система государственного мониторинга со­стояния недр (ИАС ГМСН) по мониторингу подземных вод на территориальном, региональном и федераль­ном уровнях. Информационный фонд ГМСН включает данные:

  • о геологическом строении, общих гидрогео­логических и инженерно-геологических условиях тер­ритории;
  • государственного учета вод и ведения мони­торинга подземных вод о текущих и прогнозных ресур­сах подземных вод и их качестве;
  • о глубине залегания и режиме уровня под­земных вод в среднем за 30-40 лет (по некоторым объ­ектам наблюдения - более чем за 100 лет);
  • о химическом и газовом составе, бактериоло­гическом состоянии подземных вод;
  • о результатах обследований влияния источников техногенного воздействия на состоянии недр;
  • о загрязнении и очагах загрязнения подземных вод;
  • о проявлениях экзогенных геологических процес­сов и факторах их активизации;
  • о воздействиях экзогенных геологических про­цессов на населенные пункты и хозяйственные объек­ты и последствия этих воздействий.

Центром ГМСН ежегодно подготавливается «Инфор­мационный бюллетень о состоянии недр на террито­рии Российской Федерации», материалы которого ис­пользуются при подготовке государственных докладов и другая информационная продукция. Кроме того, еже­годно осуществляется ведение дежурных карт состоя­ния подземных вод по различным показателям, а также составляются прогнозные карты состояния подземных вод. В процессе стационарных наблюдений за состоя­нием подземных вод изучается их гидродинамический и гидрохимический режимы. При изучении гидродина­мического режима подземных вод наблюдения ведутся за их уровнями и напорами, расходами и температу­рой, при этом основное внимание уделяется тем водоносным горизонтам, воды которых используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Изучение гидрохимического режима подземных вод на территориях субъектов Федерации производится по разреженной сети наблюдательных скважин. Ком­плекс гидрохимических исследований, проводимый по наблюдательной сети, помимо изучения качества подземных вод, закономерностей формирования их химического состава, выявления взаимосвязи поверх­ностных, грунтовых и напорных вод, определяет виды и объемы антропогенной нагрузки на территориях, подверженных антропогенному воздействию. Выбор перечня определяемых показателей качества подзем­ных водпроизводится в каждом конкретном случае на основе анализа многолетней информации о результа­тах аналитических исследований подземных вод и име­ющихся сведений о находящихся вблизи источников загрязнения подземных вод.