По материалам Государственного водного реестра, то есть по обобщенным данным федерального статистического наблюдения об использовании воды по ф. № 2-тп (водхоз), можно определить тенденции, сложившиеся в последние годы по объектам, относящимся к виду деятельности «Сбор, очистка и распределение воды», т.е. в отрасли, охватывающей основную часть коммунального водопроводно-канализационного хозяйства (табл. 5.22).

Таблица 5.22 – Динамика забора и потерь воды по виду деятельности «Сбор, очистка и распределение воды» в России, млрд м3

Показатель

2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Объем забора воды из природных

водных объектов

12,9 13,2 12,9 14,0 13,7 13,4 13,1 12,7

Потери воды при транспортировке

2,2 2,1 2,2 2,2 2,3 2,2 2,2 2,1

   

Этот вид деятельности охватывает подавляющую часть коммунального водопроводно-канализационного хозяйства. На его долю в 2005 г. приходилось 16%, а в 2012 г.– 19% общего водозабора в стране на все нужды, а также соответственно 28% и 30% всех потерь воды при транспортировке. В 2013 г. доля забора воды в этом виде деятельности была на уровне 19%, а потерь воды – 31%, в 2014 г. соответствующие цифры составили 18,5% и более 28%, а в 2015 г. – они были на уровне 18,5% и свыше 30%.Примечание. Следует иметь в виду, что в приведенные данные включаются объемы воды, поставляемой коммунальными водопроводами различным производственным объектам, расположенным в городах. Одновременно сюда не входит водозабор, осуществляемый отдельными предприятиями в целях обеспечения хозяйственно-питьевых потребностей работников, самостоятельное водоснабжение домашних хозяйств с использованием колодцев, артскважин и т.д. Кроме того, в данном случае не учитывается водопользование по виду деятельности «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность». Соответствующий водозабор в данном случае относительно невелик; например, в 2013 г. он составлял всего 202 млн м3, или 0,3 % от всего забора воды в стране, в 2014 г. – соответственно 211 и 0,3%, а в 2015 г. – 240 млн м3 и также 0,3% суммарного водозабора.

Данные, приведенные в таблице 5.22, свидетельствуют о значительном колебании забора воды из природных водных объектов в рассматриваемом виде деятельности (отрасли) в последние годы. Такая ситуация вызвана разными причинами, в том числе учетно-статистического характера. При этом уровень потерь (утечек, просачивания) воды из водопроводных сетей остается весьма высоким и практически не меняется.

В Российской Федерации абсолютное и относительное потребление воды на хозяйственно-питьевые нужды населения и близкие им цели достаточно велико. В частности, в расчете на одного человека в последнее время приходится порядка 90 м3/год водозабора для этих нужд. Это ощутимо выше, чем в Германии, Дании, Бельгии, Нидерландах и многих других европейских государствах. Также в России само использование воды на хозяйственно-питьевые нужды в расчете на одного человека составляет более высокую величину, нежели в Беларуси, в Казахстане и некоторых других странах СНГ.

При этом расчеты показывают, что средняя величина суммарных выплат водного налога и платежей за забор воды по всем водопользователям за 1000 м3 составила в 2010 г. 230 руб., в 2011 г. – 234, в 2012 г. – 235, в 2013 г. – 248 и в 2014 г. – 279 руб. Иначе говоря, эта средняя величина возросла за четыре года примерно на 21%. В тоже время плата за забор воды для нужд населения все эти годы неизменно равнялась 70 руб. за 1000 м3, т.е. была более чем в три раза ниже приведенных средних величин.

Таким образом, в расчете за 1 м3 забранной воды граждане дополнительно к существующим коммунальные тарифам за предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с использованием воды, в последние годы стабильно выплачивали за каждый кубометр воды еще 7 коп., что представляется весьма невысокой величиной.

В конце 2014 г. было принято правительственное решение о поэтапном и относительно небольшом увеличении (индексации) ставок платы за вышеуказанный водозабор для нужд населения. В 2015 г. плата за 1000 м3 соответствующей воды должна составить 81 руб., в 2016 г. – 93 руб. и т.д. Иначе говоря, средняя величина дополнительной оплаты воды как природного ресурса в настоящее время составляет для населения порядка 10 коп. за 1 куб. м.

Использование принципа платности водопользования может оказывать серьезное воздействие на рационализацию водопотребления, снижение потерь и непроизводительного расходования водопроводной воды в домашних хозяйствах. (Однако в данном случае прослеживаются элементы перекрестного субсидирования оплаты водопользования населением за счет более высоких платежей промышленных объектов).

Тем не менее, повсеместное и значительное повышение соответствующих ставок неприемлемо; оно должно сопровождаться детальным предварительным анализом. В данном случае требуется учитывать общую ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе, итоги проводимых здесь реформ и т.д. Кроме того, необходимо иметь в виду остроту восприятия населением роста оплаты жилищно-коммунальных услуг в целом, а также недопущение социальных коллизий, независимо от причин, целей и характера повышения данной оплаты. Характерно, что воздействие роста платности водопользования домашние хозяйства могут ощущать не только в непосредственной форме в виде повышения тарифов на соответствующие коммунальные услуги, но и в опосредованном виде через общий рост цен на товары и услуги потребительской корзины, при производстве которых в значительных объемах используются водные ресурсы.

Особое значение имеет анализ изменений нагрузки на семейные бюджеты в виде платежей на соответствующие услуги, а также целевые финансовые выплаты (полная или частичная компенсация) государством в форме покрытия: а) расходов некоторых групп населения; б) затрат коммунальных водопроводно-канализационных хозяйств. Основные элементы указанного анализа приводятся далее.

Изучение данных, приведенных в таблицах 5.23-5.24, свидетельствует, что в настоящее время доля расходов населения на оплату коммунальных услуг, связанных с различными видами водопользования, остается сравнительно невысокой – порядка 5-6% всех потребительских расходов населения в среднем по стране на конец 2015 г. (при этом у городских жителей она несколько выше, см. табл. 5.24). Вместе с тем, за последние 15-20 лет эта доля существенно увеличилась; например, в 1997 г. она равнялась всего лишь 2%. Иначе говоря, оплата услуг, оказываемых населению и связанных с теми или иными формами водопользования, постепенно начинает играть в бюджетах домашних хозяйств все более заметную роль. Причем это имеет место не только по отношению к сумме платных коммунальных услуг или к объему всех услуг ЖКХ, но и по отношению к общим потребительским расходам (потребительской корзине) населения.

Таблица 5.23 – Динамика структуры потребительских расходов домашних хозяйств в России, связанных с водопользованием, в % к итогу[*]

Виды расходов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Потребительские расходы - всего 100 100 100 100 100 100
в том числе на: жилищные услуги, воду, электроэнергию,
газ и другие виды топлива
10,8 11,3 11,4 10,9 10,5 10,3
из них: водоснабжение и другие коммунальные услуги 2,9 2,9 2,9 2,7 2,7 2,7
электроэнергию, газ и другие виды топлива 5,1 5,5 5,5 5,1 5,1 5,1
в том числе: горячее водоснабжение, паровое отопление 3,0 3,1 3,1 2,8 2,8

   

Таблица 5.24 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств по городской и сельской местности в IV квартале 2014 г. и 2015 г.[*]

Виды расходов Все домашние хозяйства Домашние хозяйства, проживающие
2014 г. 2015 г. в городской
местности
в сельской
местности
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100
в том числе расходы: на покупку продуктов
для домашнего питания
27,8 31,1 26,5 29,5 33,8 38,1
на питание вне дома 3,0 3,6 3,3 3,9 1,6 2,3
на покупку алкогольных напитков 1,9 1,8 1,9 1,8 2,0 1,9
на покупку непродовольственных товаров 44,9 37,4 45,0 37,3 44,4 38,0
на оплату услуг 22,4 26,1 23,3 27,5 18,2 19,7
в том числе на:
жилищно-коммунальные услуги 8,4 9,3 8,5 9,5 7,8 8,4
из них оплата:
жилья 1,3 1,5 1,3 1,6 0,8 0,7
электроэнергии 1,2 1,3 1,1 1,2 1,6 1,8
газа 0,9 1,0 0,6 0,7 2,6 2,6
центрального отопления 2,1 2,3 2,2 2,5 1,2 1,4
воды и др. коммунальных услуг 2,9 3,2 3,3 3,5 1,6 1,8

   

Характерно также, что в составе суммы всех жилищно-коммунальных платежей выплаты за холодное и горячее водоснабжение, канализационные услуги и отопление ныне занимают в среднем порядка половины общей величины (табл. 5.24).

Очевидно, что общие цифры в приведенных таблицах не обеспечивают полного представления о роли вышеперечисленных услуг по отдельным группам домохозяйств. В этой связи, на основании материалов таблица 5.25 можно сделать вывод о том, что наиболее существенную роль платежи за коммунальные услуги, связанные с использованием воды, играют в бюджетах семей с низкими доходами. Их доля в общей сумме расходов наиболее бедных семей – то есть 1 и 2 групп – уже превышает или вплотную приближается к 10%.

Таблица 5.25 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов, по группам населения в IV квартале 2014 г. и 2015 г., в %

Показатели Первая Вторая Третья Четвертая Пятая Шестая Седьмая Восьмая Девятая Десятая
IV квартал 2014 г.
Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе расходы: на покупку продуктов для домашнего питания 44,7 41,4 39,4 36,4 36,6 35,3 31,7 28,8 24,2 15,3
на питание вне дома 0,9 1,2 1,6 2,2 2,0 1,6 2,7 3,3 4,3 3,9
на покупку алкогольных напитков 1,3 1,5 1,7 1,5 1,8 1,9 1,9 2,4 2,0 1,8
на покупку непродовольственных товаров 25,5 28,9 31,6 35,0 34,7 36,1 38,9 42,5 47,8 61,1
на оплату услуг 27,6 27,0 25,7 24,9 24,9 25,1 24,8 23,0 21,7 17,9
в том числе на:
жилищно-коммунальные услуги 15,5 14,3 13,1 11,6 11,0 10,0 8,7 7,5 6,4 5,3
из них оплата:
жилья 1,2 1,2 1,3 1,0 1,3 1,1 0,8 0,9 0,9 1,8
электроэнергии 2,5 2,2 1,9 1,8 1,7 1,4 1,3 1,1 0,9 0,6
газа 2,1 1,8 1,6 1,4 1,3 1,2 0,9 0,8 0,6 0,4
центрального отопления 3,8 3,6 3,4 3,1 2,8 2,6 2,3 1,8 1,6 1,1
воды и др. коммунальных услуг 5,9 5,5 4,9 4,3 3,9 3,7 3,4 2,9 2,4 1,4
IV квартал 2015 г.
Показатели Первая Вторая Третья Четвертая Пятая Шестая Седьмая Восьмая Девятая Десятая
Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе расходы:
на покупку продуктов для домашнего питания 44,4 43,0 41,7 40,7 39,0 35,9 31,6 30,4 26,6 19,8
на питание вне дома 1,6 1,9 2,1 2,4 2,1 3,0 3,3 4,3 3,2 5,8
на покупку алкогольных напитков 1,2 1,4 1,7 1,6 1,7 1,8 2,0 2,3 1,9 1,8
на покупку непродовольственных товаров 24,8 27,5 29,0 29,9 31,5 34,4 37,5 37,9 41,0 45,7
на оплату услуг 28,1 26,2 25,5 25,3 25,7 24,9 25,5 25,1 27,3 26,9
в том числе на:
жилищно-коммунальные услуги 15,8 14,2 13,0 12,3 11,1 10,0 8,5 8,1 7,5 7,1
из них оплата:
жилья 1,0 1,1 1,0 1,4 1,3 1,2 1,1 0,9 1,3 2,5
электроэнергии 2,7 2,2 2,0 1,9 1,6 1,5 1,3 1,2 1,1 0,8
газа 2,0 1,6 1,6 1,3 1,2 1,1 1,0 1,0 0,8 0,6
центрального отопления 4,1 3,8 3,6 3,2 3,0 2,7 2,1 2,1 1,8 1,4
воды и др. коммунальных услуг 6,0 5,6 4,8 4,5 4,0 3,6 3,1 3,0 2,5 1,8

   

При этом на основании аналогичных таблиц Росстата за предыдущие годы можно отметить ползучее увеличение этой доли у малообеспеченных слоев населения.Характерно, что величины индексов цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, связанные с использованием воды, в последний период снижались (табл. 5.26-5.27). В частности, в декабре 2010 г. тариф на холодное водоснабжение и водоотведение возрос по сравнению с декабрем 2009 г. на 17,6%, а в декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. – только на 4,9% (Сведения за 2015 г. к моменту окончания подготовки настоящего доклада не были опубликованы).

С 2011 г. по 2014 г. тарифы на совокупность коммунальных услуг выросли примерно в 1,5 раза. Почти на этом же уровне произошло увеличение тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и отопление. По оценке, в 2015 г. указанная пропорция роста сохранилась.

Таблица 5.26 – Средние потребительские тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, в том числе связанных с водопотреблением, в России (на конец года; руб.)[*]

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Плата за жилье в домах государственного и муниципального
жилищных фондов, за м2 общей площади
13,14 14,28 16,57 17,83 19,34 21,98
Электроэнергия в квартирах без электроплит,
по установленной социальной норме потребления, за 100 кВтч[*]
206,46 232,03 249,69 269,02 302,64 314,95
Водоснабжение холодное и водоотведение, м3 22,26 25,87 29,22 33,66 37,11 38,44
Отопление, за м2 общей площади 18,24 21,03 22,61 24,86
Отопление за Гкал 1398,66 1490,71
Водоснабжение горячее, за м3 60,70 71,10 77,42 92,18 103,00 109,85
Газ сетевой, за месяц с человека 37,04 43,81 48,32 55,36 63,63 63,89

   

Таблица 5.27 – Индексы потребительских тарифов на отдельные виды коммунальных услуг в России (декабрь к декабрю предыдущего года; в %)

Виды услуг 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Коммунальные услуги - всего 131,5 115,3 112,5 110,4 111,2 105,3
из них: холодное водоснабжение и водоотведение 136,2 117,6 115,1 111,4 108,0 104,9
горячее водоснабжение 138,2 116,6 112,8 112,0 110,6 106,9
отопление 135,7 114,4 112,0 110,2 110,9 105,9
газ сетевой 126,7 117,8 113,6 114,4 115,1 104,1
газ сжиженный 117,8 114,7 112,8 112,6 112,0 104,5
электроснабжение 118,0 112,0 109,7 105,9 112,9 104,0

   

Таблица 5.28 – Возмещение населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, в том числе связанных с водопотреблением, в России, руб.[*]

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Возмещаемая населением величина затрат по предоставлению
жилищно-коммунальных услуг (в месяц на человека), руб.
1141,18 1303,16 1442,13 1493,31 1598,44 1715,74
в том числе:
жилищные услуги 271,48 299,11 331,16 347,23 369,90 411,27
коммунальные услуги 869,70 1004,05 1110,97 1146,08 1228,54 1304,47
из них:
водоснабжение 71,30 79,81 85,36 85,69 89,63 91,59
водоотведение (канализация) 73,24 81,50 86,38 85,71 88,64 88,91
электроснабжение 123,20 142,84 161,33 173,16 189,36 210,16
отопление 326,49 380,35 420,18 438,90 469,82 500,15
горячее водоснабжение 164,24 183,64 192,54 189,18 195,28 197,15
газ сетевой 111,23 135,91 165,18 173,44 195,81 216,51

   

Из таблицы 5.28 следует, что уровень возмещения населением затрат на предоставление различных коммунальных услуг (в т. ч. услуг, связанных с использованием воды) в среднем по Российской Федерации довольно высокий (свыше 90%, табл. 5.29). 

Таблица 5.29 – Уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, связанных в том числе с водопотреблением, в России, %[*]

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Уровень возмещения населением затрат - всего 88 90 90 90 90 92
в том числе: жилищные услуги 81 85 84 84 83 90
коммунальные услуги 90 91 91 92 92 93
из них:
водоснабжение 94 95 97 97 97 97
водоотведение (канализация) 92 94 95 96 95 95
электроснабжение 88 88 87 89 89 91
отопление 88 90 90 90 90 91
горячее водоснабжение 88 90 88 89 90 92
газ сетевой 99 99 99 99 99 99
Фактический уровень платежей населения за
жилое помещение и коммунальные услуги, %
93 93 94 94 94 94

   

Материалы приведенных выше таблиц дополнительно свидетельствуют, что непродуманное и значительное повышение ставок водного налога и платежей за водопользование при водоснабжении населения может потребовать увеличения социальных компенсаций малоимущих слоев населения. Поскольку источником компенсационных выплат будет во многом оставаться расходная часть федерального бюджета, указанное повышение ставок во многом потеряет фискальную значимость. Иначе говоря, объем дополнительных доходов может оказаться достаточно близким величине дополнительных социальных расходов, в результате чего рассматриваемое повышение во многом лишится смысла как с фискально-бюджетных позиций, так и с точки зрения водосбережения.

Примечание. Одновременно не следует забывать, что кроме дополнительного финансового бремени в виде оплаты повышенных тарифов по различным видам водоснабжения население несет также бремя косвенного налогообложения в виде увеличения цен на водоемкую продукцию из-за оплаты входящих сюда водного налога и водных платежей.

Внедрение технических средств учета воды в домохозяйствах имеет не всегда однозначный характер. В частности, не вызывает сомнений, что использование водосчетчиков обеспечивает более тщательный контроль за водопользованием, повышение дисциплины и общую рационализацию водопотребления, экономию воды в быту. Население получает возможность более точно следить за выставляемыми счетами на оплату соответствующих услуг. Вместе с тем, установка, эксплуатация и систематическая проверка (замена) водосчетчиков требует значительных единовременных и текущих расходов, которые ложатся дополнительным бременем на семейные бюджеты (особенно у малообеспеченных групп населения). Кроме того, снижение водопотребления населением и оплата им услуг, связанных с поставками холодной и горячей воды, канализационному обслуживанию и отоплению жилищ, по данным соответствующих технических средств стимулирует организации, обеспечивающих предоставление вышеуказанных услуг, к повышению тарифов (в целях сохранения уровня своих доходов).