Российская Федерация граничит с 16 госу­дарствами, имеет общую протяженность границы 60 933 км, 7141 км которой проходит по рекам, 475 км - по озерам и 38807 км - по морям.

Приграничными являются 26 субъектов РФ. В том числе: 10 регионов граничат с Казахста­ном, 7 - с Грузией, 6 - с Украиной, 5 - с Китаем, по 2 - с Финляндией, Белоруссией, Эстонией, по 1 - с Азербайджаном, Абхазией, Южной Осети­ей, Латвией, Литвой, Норвегией, Польшей, КНДР (табл. 6.8).

Таблица 6.8. Протяженность госграницы России с пограничными странами

Пограничная страна Протяженность границы, км Пограничная страна Протяженность границы, км
Норвегия 196 Абхазия 267
Финляндия 1285 Грузия 898
Польша 206 (210) Южная Осетия 74
Литва 288 Азербайджан 350
Эстония 467 Казахстан 7082
Латвия 270 Монголия 3485
Беларусь 1239 Китай 4209,3
Украина 2245 КНДР 39,4

   

Общее количество трансграничных водных объектов превышает тысячу, бассейны 70 крупных и средних рек являются трансграничными. Среди них наиболее крупные: р. Вуокса - с Финляндией; р. Нарва, Чудско-Псковское озеро - с Эстонией; р. Неман - с Литвой; р. Днепр - с Белоруссией и Украиной; р. Западная Двина - с Белоруссией и Латвией; р. Самур - с Азербайджаном; pp. Урал, Иртыш, Ишим, Тобол, Большой Узень и Малый Узень - с Казахстаном; р. Селенга - с Монголией; pp. Амур, Аргунь, Уссури - с Китаем; р. Туманная - с Китаем и КНДР (табл. 6.9).

Таблица 6.9. Трансграничные бассейны России

Субъект РФ Пограничная страна Трансграничный бассейн Площадь российской части, % Наличие соглашения
1 2 3 4 5
Баренцево-Беломорский бассейновый округ России
Мурманская обл. Норвегия Ворьема 23 +
Норвегия, Финляндия Паз/Патсйоки/ Пасвик 15 +
Финляндия Тулома 84 +
Респ. Карелия Оуланкайоки, Кемь 12 +
Балтийский бассейновый округ России
Респ. Карелия Норвегия, Финляндия Кемийоки 3,2 +
Финляндия Оулуйоки 1,5 +
Йянисйоки 48,5 +
Тохмайоки 50,0 +
Хиитоланйоки 27,0 +
Ракколанйоки 27,0 +
Яниссиоки 48,5 +
Юустиланйоки 40,0 +
Вуокси 23, 0 +
Ваалимаанйоки 2,6 +
Калининградская обл. Польша Прохладная/ Свейжа 86,0 -
Польша, Литва Преголя 46 -
Литва, Польша, Латвия, Беларусь Неман (Нямунас) 3,2 -
Ленинградская обл. Эстония, Латвия Нарва 36,1 -
Ленинградская обл. Финляндия Серьга/ Урпаланйоки 0,1 +
Псковская обл. Литва, Латвия, Беларусь Западная Двина (Даугава) 9,5 -
Беларусь Ловать +
Днепровский бассейновый округ России
Смоленская обл., Брянская обл. Беларусь Днепр 18,0 -
Брянская обл., Курская обл Украина
Донской бассейновый округ России
Белгородская обл. Украина Северский Донец 45,0 +
Ростовская обл. Украина Миус 79,3 +
Еланчик 22,7 +
Кубанский бассейновый округ России
Краснодарский край Абхазия Псоу 44,9 +
Каспийский морской бассейн
Западно-Каспийский бассейновый округ России
Респ. Северная Осетия Грузия Терек 96,4 -
Республика Дагестан Сулак 82,0 -
Азербайджан Самур 95,4 +
Уральский бассейновый округ России
Саратовская обл. Казахстан Большой Узень/Караозен, 61,9 +
Малый Узень/Сарыозен 51,6 +
Оренбургская обл. Урал 71,9 +
Иртышский бассейновый округ России
Курганская обл. Казахстан Тобол 74,4 +
Тюменская обл. Ишим 18,0 +
Иртышский бассейновый округ России
Омская обл. Казахстан, Монголия, Китай Иртыш 67,0 -
Верхнеобский бассейновый округ России
Алтайский край Казахстан, Монголия, Китай Обь 73,77 -
Енисейский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Енисей 88,9 +
Ангаро-Байкальский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Селенга 36,7 +
Амурский бассейновый округ России
Забайкальский край Монголия Онон +
Китай, Монголия Аргунь 21,0 -
Амурская обл. Китай Амур 48,0 +
Хабаровский край Уссури 70,0 +
Приморский край Суйфун/ Раздольная 40,5 +
КНДР, Китай Тумыньцзянь/ Туманная 0,01 -

   

Основой сотрудничества в сфере рациональ­ного использования и охраны трансграничных вод является юридическое закрепление прав и обязанностей государств, которое обеспечивает­ся законодательными актами различного уровня, где наиболее важное место занимают междуна­родные конвенции.

Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. обозначена система мер, на­правленных на усиление роли России в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов, включающих в себя:

  • активизацию участия России в деятельно­сти международных организаций, занимающихся проблемами водопользования, в том числе Шан­хайской организации сотрудничества, Евразий­ского экономического сообщества и СНГ, а также в решении водохозяйственных проблем в Цен­тральной Азии;
  • развитие международного сотрудниче­ства в области совместного использования и ох­раны трансграничных водных объектов;
  • поддержка проектов по созданию водо­хозяйственных объектов в государствах с дефи­цитом водных ресурсов путём представления це­левых займов и грантов, консультаций ведущих специалистов в области гидрологии, гидрогеоло­гии, гидроэнергетики, реализации программ тех­нической поддержки и проведения научных ис­следований;
  • обеспечение господдержки продвиже­ния российских производителей на международ­ных рынках водохозяйственных услуг.

В рамках реализации межправитель­ственных и межведомственных соглашений созда­ны и на плановой основе действуют рабочие орга­ны, рассматривающие широкий спектр вопросов в области охраны окружающей среды сформиро­вана нормативная правовая база сотрудничества.

В Правительстве РФ существует несколь­ко органов государственной власти (структур), в ведении которых находятся вопросы, связанные с использованием и охраной трансграничных водных объектов. К ним относятся: МИД России, Минприроды России, Росгидромет, Росводресурсы, Росрыболовство, Росморречтранс, Федераль­ное агентство по обустройству государственной границы РФ. В центральных аппаратах каждой из этих структур существуют департаменты или от­делы, ведающие вопросами международного со­трудничества. Параллельно в этом направлении ведут значительную работу территориальные органы министерств и агентств. Практическую работу по организации деятельности совместных комиссий, действующих в соответствии с Соглаше­ниями между странами, выполняет Федеральное агентство водных ресурсов России.

Международная практика использования трансграничных водных объектов, основанная на принципах устойчивого развития, предполагает согласованные действия государств в бассейнах трансграничных водотоков при осуществлении водохозяйственных работ, использовании и ох­ране водных объектов на основе международных договоров и соглашений. Стремление к бескон­фликтному использованию трансграничных вод, сохранению их чистоты в условиях возрастающей антропогенной нагрузки обусловливает много­летнюю активность России в вопросах всемирно­го водного партнёрства и ратификацию ею ряда международных актов, регулирующих охрану и использование трансграничных вод.

Приоритетными направлениями деятель­ности комиссий институтов уполномоченных яв­ляются, прежде всего, это организация совместно­го мониторинга трансграничных водных объектов, обмен гидрологической и гидрохимической ин­формацией, согласование режимов использова­ния водных ресурсов и трансграничных водных объектов, координация противопаводковых ме­роприятий и действий в чрезвычайных ситуациях, а также совместные научные исследования.

Практический опыт и итоги сотрудниче­ства России с сопредельными государствами сви­детельствуют о том, что даже при расхождении мнений и наличии противоречий по вопросам использования и охраны трансграничных водных ресурсов создают новые возможности и позволя­ют преодолевать разногласия сторон, способству­ют решению задач по стабилизации экологического состояния трансграничных вод, и развитию экономик сопредельных стран.

В целом, международное сотрудничество России отличается достаточной конструктивно­стью и в рамках многих совместных комиссий во­просы использования и охраны трансграничных водных объектов решаются достаточно эффектив­но. Тем не менее, необходимо добиваться, прежде всего, согласования национальных программ и планов действий по использованию водных ресурсов трансграничных водных объектов.

В настоящее время международное со­трудничество России по вопросам совместного использования охраны трансграничных водных объектов осуществляется в рамках межправи­тельственных соглашений с Азербайджаном, Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Китаем, Мон­голией, Норвегией, Украиной, Эстонией и Финлян­дией через деятельность межправительственных комиссий и рабочих групп.

Составы межправительственных комис­сий формируются из числа представителей феде­ральных министерств и ведомств (Минприроды, Росводресурсы, Росгидромет, Росприроднадзор. Роснедра, Роспотребнадзор, Минтранс России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Росрыбо- ловство, пограничные службы РФ, МИД России), субъектов РФ приграничных территорий, пред­ставителей науки.

Состав рабочих органов демонстрирует ту многогранность трансграничных водных от­ношений, которая фокусирует в себе экономиче­ские, хозяйственные, экологические интересы, которые сосредотачиваются при использовании водных ресурсов, трансграничных водных объ­ектов. Это обмен гидрологической и гидрохими­ческой информацией, согласование режимов использование водных ресурсов трансграничных водохозяйственных систем, проведение совмест­ных научных исследований.