Что касается общего финансирования Росводресурсов – ведущего водохозяйственного органа страны – из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. соответствующий рост составил в ценах соответствующих лет немногим более 20%. То есть в физическом выражении имел место небольшой рост финансирования, поскольку уровень инфляции (прежде всего, в строительстве) был несколько ниже.

Период с 2010 г. до 2013 г отмечен значительным повышением рассматриваемых расходов – с 9,4 млрд руб. до 19,8 млрд руб., или в более чем в два раза в номинальном исчислении. В реальном выражении эти бюджетные издержки возросли по оценке в 1,5-1,6 раза. Расходы Росводресурсов в соответствии с классификацией федерального бюджета представлены в таблице 5.14.

Таблица 5.14 – Расходы Федерального агентства водных ресурсов, млн руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего 10571 11462 13948 12472 9351 12514 17583 19841 16396
в том числе:
Подраздел «Водное хозяйство»
(раздел «Национальная экономика»)
5564 5102 5499 4872 4138 12451 17502 19762 16374
из них:
руководство и управление в сфере
установленных функций
440 557 628 697 646 673 708 769
водохозяйственные мероприятия 3148 2080 1864 1477 1460 5308 3245 3124
водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1006 1486 1653 1489 1706 1848 2069
Прикладные научные исследования и разработки
(раздел «Национальная экономика»)
96 109 122 48 38 34 193 57 53
Раздел «Охрана окружающей среды» 59 8
Раздел «Межбюджетные трансферты» 4852 6242 8326 7523 5146

Кроме того, 35 млн. руб. расходы на научные исследования в рамках федеральных целевых программ.

   

В 2014 г. начался повторный спад бюджетного финансирования. Что касается 2015 г., то по оценке по Росводресурсам имело место дополнительное и ощутимое снижение соответствующих расходов. При этом данное уменьшение произошло как против первоначально установленного объема, так и по сравнению с предыдущим годом, причем и в номинально, и, тем более, в реальном выражении (табл. 5.15), см. также предыдущий параграф).

Таблица 5.15 – Изменения показателей расходов, установленных в федеральном бюджете на 2015 г. по Федеральному агентству водных ресурсов, млн руб.

Показатель Первоначальное задание
(установлено в ноябре 2014 г.)
Изменения задания в 2015: г.:
в апреле в июле в ноябре
Всего 16883,4 - 2308,5 - 1101,6
в том числе по подразделу «Водные ресурсы» раздела
«Национальная экономика»
16823,7 - 2302,5 - 1101,6

   

В структуре всех расходов Росводресурсов, предусмотренных в федеральном бюджете-2005, 44% занимали затраты по подразделу «Водные ресурсы», в бюджете-2007 – 45%, 2008 г. и 2009 г. – 39%, 2010 г. – 44%. В бюджете-2011 рассматриваемая величина увеличилась по данным закона об исполнении федерального бюджета за этот год до 99,5%; 2012 г. находилась на том же уровне, в 2013 г. равнялась 99,7%; а в 2014 г. вышла на уровень 99,9%. В 2015 г. по оценке этот показатель составлял столь же высокую величину.

Характерно, что во второй половине минувшего десятилетия по Росводресурсам значительно возросли перечисления по Разделу 14 «Межбюджетные трансферты» – с 3,8 млрд руб. в 2005 г. до 8,3 млрд руб. в 2008 г. Однако в 2009-2010 гг. рассматриваемая величина уменьшилась; в 2010 г. она равнялась 5,2 млрд руб. Доля рассматриваемых трансфертов в общих расходах Федерального агентства водных ресурсов увеличилась соответственно с 40% в 2005 г. до более 60% в 2008-2009 гг. В 2010 г. эта доля несколько снизилась. В 2011-2013 гг. расходы по Разделу 14 федерального бюджета по Агентству отсутствовали. Одновременно общая сумма субсидий и субвенций и иных трансфертов, осуществляемых Росводресурсами, в 2013 г. составила около 15 млрд руб., а в 2014 г. – примерно 12 млрд руб.

Объем и доля расходов Росводресурсов, относимых к затратам Раздела 6 «Охрана окружающей среды» федерального бюджета, в 2006-2007 гг. были относительно невысокими. Далее, то есть в 2008-2015 гг., финансирование по этому разделу не производилось.

В 2014 г., как и в предыдущем году, расходы федерального бюджета по Росводресурсам проходили по трем разделам бюджетной классификации: «Национальная экономика» (раздел 04), «Социальная политика» (10) «Образование» (раздел 07). При этом на две последние группы приходилась незначительная часть общих затрат ведомства (в 2014 г. - всего 0,1%).

Следует отметить, в составе министерств и ведомств, получивших средства по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета (см. выше) в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Росстрой). В 2007 г. доля Росводресурсов составила всего лишь 36%, в 2008 г. превысила 40%, в 2009 г. оказалась на уровне 46%, а в 2010 равнялась 40%.

В 2011 г. доля Росводресурсов увеличилась соответственно до 82%, а в 2012 г. снизилась до 79% (изменения произошли в основном из-за общей корректировки бюджетной классификации и группировки соответствующих расходов; см. ниже). В 2013 г. эта величина вновь возросла до почти 82% (табл. 5.14 и 5.15).

В 2014 и в 2015 гг. (по оценке) это доминирование по сути сохранилось.

В связи с вышеизложенным и в дополнение к анализу бюджетных расходов Росводресурсов, представляется целесообразным подробнее раскрыть соответствующие сведения по другим министерствам и ведомствам страны.

Характерно, что состав министерств и ведомств, получающих рассматриваемые бюджетные средства, периодически варьировал, так же как изменялась сумма выделяемых ресурсов. Например, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству регионального развития Российской Федерации (228,3 млрд руб.) по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд руб. В составе последней цифры доминирующее положение занимали расходы по целевой статье «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» (1,9 млрд руб.) и по статье «Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (2,1 млрд руб.). Оставшиеся 0,5 млрд руб. были израсходованы на реализацию некоторых других федеральных целевых программ.

В 2013 г. расходы по подразделу «Водное хозяйство» по этому Министерству резко сократились и составили 0,37 млрд руб. Вся эта сумма пришлась на субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности при реализации ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2015 года».

В 2014 г. по линии Минрегиона России были осуществлены субсидии (межбюджетные трансферты) на реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Величина этих субсидий составила 3,8 млрд руб.

В 2013 г. соответствующие и значительные расходы появились у Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В целом затраты по подразделу «Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» по этому ведомству составили почти 3,6 млрд руб. (из 153,6 млрд руб. общих расходов Агентства в 2013 г.).

Кроме того, по этому ведомству по разделу «Другие вопросы в области в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2013 г. было выделено и израсходовано около 3,2 млрд руб. субсидий на содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (в 2012 г. – 2,2 млрд руб. по системе Минрегиона России).

В 2014 г. по данному ведомству осуществлялись субсидии (межбюджетные трансферты) на: а) софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подрограммы «Совершенствование федеральных отношений и механизмов управления региональным развитием» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеральные отношения» – в объеме почти 1 млрд руб.; б) реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 г. государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» – в объеме более 0,3 млрд руб.

В 2012 г. небольшие объемы финансирования были осуществлены через Министерство природных ресурсов и экологи Российской Федерации – 27 млн руб. (до этого года такое финансирование не производилось). Вся названная сумма была израсходованы на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2013 г. рассматриваемые расходы Минприроды России резко увеличились – до более 566 млн руб. Они также проходили целиком в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2014 г. данным Министерством было затрачено 1,2 млрд руб. на реализацию расходов в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (в части иных бюджетных ассигнований).

Как уже отмечалось ранее, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. соответствующие бюджетные расходы по приведенному блоку министерств и ведомств, отличных от Росводресурсов, в целом уменьшились. Более того, сам ведомственный перечень менялся в течение года (см. табл. 5.13 и 5.15).

Как и по всем бюджетным расходам по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» и затратам на финансирование деятельности Росводресурсов, итоговые цифры фактических расходов в отчетном 2015 г. по перечисленным министерствам и ведомствам должны быть приведены в Федеральном законе «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год».