В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд руб., 2007 г. – 14,8 млрд руб. В 2010 г. поступления от водного налога в федеральный бюджет составили менее 6,2 млрд руб., в 2012 г. – 2,8; в 2013 г.– менее 2,5; в 2014 г. – 2,2 и в 2015 г. – около 2,6 млрд руб. (табл. 5.5 и рис. 5.1-5.2).


Рис. 5.1 .Динамика поступлений в федеральный бюджет доходов от платного водопользования в России, млрд руб.

Рис. 5.2. Динамика поступления платы за пользование водными объектами в России, млрд руб.


Таблица 5.5 – Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного водопользования

Показатель 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Млрд. рублей
Всего поступлений в доходную часть бюджета 14,79 15,79 15,22 14,65 14,52 14,16 13,48 14,79
в том числе: 2,55
водный налог 14,25 13,02 6,17 3,86 2,76 2,48 2,20
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 2,13 8,29 9,88 10,81 10,93 10,45 11,26
платежи за негативное воздействие на водные объекты* 0,54 0,64 0,76 0,91 0,95 0,75 0,83 0,98
% к налогам, сборам и регулярным платежам за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами
Всего поступлений в доходную часть бюджета 1,24 0,91 1,04 0,69 0,57 0,51 0,43
в том числе:
водный налог 1,19 0,75 0,42 0,18 0,11 0,09 0,07
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 0,12 0,57 0,47 0,42 0,39 0,34
платежи за негативное воздействие на водные объекты[*] 0,045 0,04 0,05 0,04 0,04 0,03 0,03

Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом обеспечивает государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Одновременно, в соответствие со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. было предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как и порядок расчета и взимания этой платы регулируются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления.

Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов. При этом уточнение и развитие этого администрирования систематически продолжается.

Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 876 (с последующими дополнительными изменениями), а порядок расчета соответствующих платежей – постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764.

В 2014 г. было принято специальное постановление Правительства страны от 26.12.2014 г. № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». В соответствие с этим постановлением предусмотрено последовательное и ежегодное повышение вышеуказанных ставок платы по установленным коэффициентам. В частности, в 2015 г. данное увеличение должно было составить 1,15 к базовым ставкам, установленным в 2006 г.; в 2016 г. – 1,32; в 2017 г. – 1,52 и так далее до 2025 г.

При этом для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения были установлены фиксированные ставки платы в рублях в каждый год до 2025 г. Например, в 2015 г. указанная ставка за 1000 м3воды, забранной на данные нужды, должна составлять 81 руб., 2016 г. – 93 руб., 2017 г. – 107 руб. и т.д.

Целесообразно более подробно рассматривать структуру водного налога и платежей за водопользование и их изменения. В частности из материалов таблицы 5.6 следует, что наибольшая часть суммы водного налога (97%) в целом по Российской Федерации в 2013 г. приходилась на водный налог, выплачиваемый при осуществлении забора воды из водных объектов; при этом 70% составлял налог за забор воды из подземных водных объектов. В 2014 г. эти цифры составляли соответственно 96% и 67%, а в отчетном 2015 г. – 96% и около 65%. Иначе говоря, приведенная структура в последние два года изменилась незначительно.

Таблица 5.6 – Поступление водного налога в федеральный бюджет Российской Федерации по видам водопользования, тыс. руб.

Российская Федерация Год Сумма водного налога, поступившая в федеральный бюджет
Всего в том числе за:
забор воды из водных объектов использование водных объектов без забора
воды для целей гидроэнергетики
использование акватории водных объектов или
их частей
использование водных объектов
в целях лесосплава
в плотах и кошелях
итого в том числе из
подземных водных объектов
Всего 2013 2482613 2406973 1703132 62347 13293 0,0
2014 2201473 2108268 1476261 83463 9742 0,0
2015 2550838 2448602 1583234 90948 11288 0,0

   

Таблица 5.7 – Поступление от платы за пользование водными объектами доходов в федеральный бюджет Российской Федерации, тыс руб.

Российская Федерация Год Плата за пользование водными объектами за:
Всего в том числе пени, штрафы забор воды из поверхностных водных объектов
итого в том числе за: использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии использование акватории поверхностных водных объектов или их частей всего пени, штрафы, платежи за аукционы и др.
забор пресной воды из поверхностных водных объектов забор морской воды забор воды из поверхностных водных объектов для водоснабжения населения
Всего 2013 10929547 46169 8739689 8388343 33375 317972 2062807 19855 107196
2014 10448736 4416 8345968 7988623 43356 313989 2063151 21545 13656
2015 11256608 6551 9018693 8490692 56908 471093 2169829 30728 37358

   

В 2014 г. наибольшее снижение поступления в федеральный бюджет суммы водного налога приходилась на водный налог за осуществление забора воды из поверхностных водных объектов. Характерно, что, сумма рассматриваемого налога в 2012 г. составила 1038 млн руб., в 2013 г. немногим более 700 млн руб., в 2014 г. – 632 млн руб.

В 2015 г. поступление средств по рассматриваемому фискальному инструменту увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 349 млн руб, или на 16%. При этом налог за забор воды из поверхностных источников возрос на 233 млн руб, или на 37%, а за подземный водозабор – на 107 млн руб, или на 16%. Кроме того, прирост водного налога в сумме 9 млн руб. обеспечили иные виды водопользования.

В частности, величина водного налога за 2013 г., поступившего в федеральный бюджет за использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, равнялась всего 62 млн руб.; это составлял лишь 2,5% от общей суммы данного налога в целом по стране. Данная сумма в 2013-2014 гг. по сравнению с 2012 г. несколько вырослаь: 2012 г. она равнялась 59 млн руб., 2013 г. – 62 млн руб. и в 2014 г. – 83,5 млн руб. В 2015 г. данная величина достигла 91 млн руб., что составило около 4% от всего объема рассматриваемого налога. При этом рост произошел как за счет роста выработки электроэнергии (по тем ГЭС, по которым платится водный налог), так и в результате увеличения ставок платы.

За 2015 г. основная часть водного налога за использование поверхностных водных объектов гидроэнергетикой поступила в федеральный бюджет от Северо-Западного федерального округа (Мурманская обл.) – 57% от общей величины суммы водного в целом по России за данный вид использования водных объектов. Доля Сибирского федерального округа (в основном соответствующих водопользователей Красноярского края) составила около 42% .

Поступление водного налога за использование акватории водных объектов или их частей в последнее время составляет относительно небольшие величины – от 10 до 13 млн руб./год (табл. 5.6). В 2014 г. соответствующий объем в целом по Российской Федерации в равнялся 0,44% от общей суммы водного налога, а в 2015 г. – также 0,44%. В отчетном 2015 г. около 32% суммы водного налога за данный вид водопользования поступило в федеральный бюджет от объектов Южного федерального округа, 21% – от Северо-Западного и 22% – от объектов Приволжского и Сибирского федеральных округов.

Водный налог за использование поверхностных водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях в 2014-2015 гг., как и ранее, в федеральный бюджет не поступал.

Динамика поступления водного налога зависит от ряда причин, в том числе от окончания действия ряда лицензий на пользование водными объектами и переходом на регулирование водных отношений на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Поступления в федеральный бюджет платы за пользования водными объектами и изменения структуры этих платежей можно представить следующим образом. В частности, в 2007 г. суммарная величина рассматриваемых поступлений предполагала незначительную величину. Фактическое поступление оказалось на уровне 9 млн руб. В 2008 г. величина платежей за пользование водными объектами составила уже более 2,1 млрд руб., а в 2009 г. – почти 5,5 млрд руб. В 2010 г. рассматриваемая величина была на уровне 8,3 млрд руб., в 2011 г. – 9,9, в 2012 г. она составила уже 10,8, в 2013 г. – 10,9, а в 2014 г. – свыше 10,4 млрд руб. В отчетном 2015 г. данная сумма равнялась 11,3 млн руб.(см. табл. 5.7).

Абсолютная часть рассматриваемых поступлений приходится на саму плату по договорам водопользования, а менее 1% – на пени, штрафы за превышение допустимого объема забора воды и плату по аукционам.

В целом по Российской Федерации сумма платы, поступившая в федеральный бюджет за пользование водными объектами, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась незначительно (на 1,1%). В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом эта величина несколько уменьшилась (на 4,4%). В 2015 г. в сопоставлении с 2014 г. отмечается рост почти на 8%.

Наибольшее увеличение поступления доходов в федеральный бюджет от платы за пользование водными объектами в 2013 г. по сравнению с 2012 г. отмечалось по Амурскому и Западно-Каспийскому бассейновым водным управлениям (соответственно на 15 и 14%). По зоне деятельности Кубанского, Верхне-Обского, Нижне-Обского и Невско-Ладожского бассейновых водных управлений поступление платы за пользование водными объектами в федеральный бюджет уменьшилось в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом и составило соответственно 94%, около 96, 97 и 98% от уровня 2012 г.

В 2014 г. в целом по Российской Федерации сумма платы за пользование водными объектами, поступившей в федеральный бюджет, равнялась 10448,7 млн. руб., что на 4,4% ниже по сравнению с 2013 г.

Незначительное увеличение поступления рассматриваемой платы наблюдалось по следующим бассейновым водным управлениям (БВУ): Амурскому (на 10,1%), Ленскому и Донскому (на 3,3%). Кубанскому (на 2,5%), Камскому (на 0,4%).

Наибольшее снижение доходов от платы за пользование водными объектами (в пределах 8-12%), поступивших в федеральный бюджет в отчетном 2014 г. по сравнению с предыдущим годом, зафиксировано по зоне деятельности Двинско-Печорского, Невско-Ладожского, Западно-Каспийского и Нижне-Волжского БВУ.

По остальным БВУ уменьшение поступления доходов от платы за пользование водными объектами годом колебалось в пределах 1-5%.

Что касается отчетного 2015 г., то наибольшее повышение доходов от платы за пользование водными объектами, поступивших в федеральный бюджет, по сравнению с предыдущим годом зафиксировано по зоне деятельности Кубанского БВУ – на 119 млн руб., Камского БВУ – на 98, Нижне-Обского БВУ – на 83, Двинско-Печорского БВУ – на 71, и Нижне-Волжского БВУ – на 62 млн руб.

Увеличение суммы платы по зоне деятельности перечисленных выше бассейновых водных управлений в первую очередь связано со следующими факторами:

  • с уточнением производственных показателей по увеличению выпуска продукции крупных водопотребителей,в том числе увеличение выработки электроэнергии на отдельных ГЭС;
  • заключением дополнительных договоров водопользования в планируемые сроки;
  • погашением задолженности;
  • досрочное поступление платы;
  • увеличения сумм авансовых платежей;
  • увеличение количества договоров за использование акваторий водных объектов;
  • оплата проведения аукционов.

В 2014 г. наибольший доход от суммарной платы за пользование водными объектами поступил в федеральный бюджет по зоне деятельности Енисейского БВУ. При это абсолютная величина этого дохода равнялась 2,07 млрд руб. (18,8% от общей суммы рассматриваемой платы в целом по стране). В 2015 г. соответствующая величина достигла порядка 2,14 млн руб. (что составило также около 19%).

Доходы, превышающие 1 млрд руб., поступили в федеральный бюджет от платы за пользование водными объектами в 2014 г. по зоне деятельности Нижне-Волжского БВУ (1,27 млрд руб.) и Московско-Окского и Верхне-Волжского БВУ (по 1,11 млрд руб.).

В 2015 г. аналогичные доходы (т.е. более 1 млрд руб.) поступили в федеральный бюджет по зоне деятельности Нижне-Волжского БВУ (1,33 млрд руб.), Московско-Окского и Верхне-Волжского БВУ (по 1,01 млрд руб.).

По зоне деятельности Камского, Двинско-Печорского и Верхне-Обского БВУ размер суммы платы, поступившей в федеральный бюджет в 2015 году, превышает 700 млн. руб. (соответственно 942 млн руб., 831 млн руб., 701,6 млн руб.).

Минимальный доход от суммы платы за пользование водными объектами, поступивший в федеральный бюджет в 2015 г. составил по зоне деятельности Западно-Каспийского и Ленского БВУ (соответственно 58 млн руб. и 116 млн руб.).

Сумма платы по видам водопользования от общего объема платы в целом по России за 2014 г. составляет: за забор воды из поверхностных водных объектов – 80%; за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии – 19,7%, за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей – 0,2%; платежи при заключении договоров по результатам аукциона – 1,3%.

В 2015 г. приведенная выше структура имела почти такой же вид: за забор воды из поверхностных водных объектов – 80%; за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии – 19,7%, за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей – 0,2%; платежи при заключении договоров по результатам аукциона – 0,1%.

За использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии сумма платы за 2015 г. по сравнению с 2014 годом в целом по Российской Федерации изменилась за счёт роста ставок платы.

Если говорить о суммарной величине доходов федерального бюджета в виде водного налога и платежей по договорам за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, составила в 2006 г. около 14,3 млрд руб., в 2007 г. – 14,8, в 2008 г. – свыше 15, в 2009 г. – 13,6 и в 2010 г. – порядка 14,5 млрд руб. В 2011 г. эта сумма составила 13,7 млрд руб., а в 2012 г. – 13,6, в 2013 г. – 13,4 млрд руб. В 2014 г. соответствующая величина сократилась до 12,6 млрд руб., а в отчетном 2015 г. вновь увеличилась до 13,8 млрд руб.

Следует отметить, что в общей сумме доходов федерального бюджета суммарные поступления от платного водопользования в последние годы составляли в среднем менее 0,2% (в частности в 2012 г. – 0,1%, в 2013-2014 гг. и в 2015 г. (оценочно) – также 0,1%). По отношению к совокупным поступлениям от налогов, сборов и платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами водный налог и соответствующие платежи в последние годы находились в среднем в пределах 1% (в частности в 2012 г. – 0,6%, в 2013 г. – менее 0,5%, в 2014 г. и в 2015 г. (оценочно) – 0,4%).

Примечание. Анализируя динамику поступлений в бюджет доходов от платного водопользования, следует учитывать, что в соответствии с Водным кодексом-2006 года часть полномочий в области водных отношений предана уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации, в том числе – предоставление права пользования водными объектами (за исключением водохранилищ). Таким образом, начиная с 2007 г., администраторами платы за пользование водными объектами по заключаемым договорам водопользования являются не только федеральные, но и региональные органы власти. Учитывая, что 100% указанных платежей подлежит перечислению в федеральный бюджет, целесообразно принимать во внимание уровень реализации переданных полномочий органами власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения собираемости доходов требует отдельного анализа.

Суммарный объем поступлений в федеральный бюджет от приведенных видов платного водопользования с 2006 г. по 2010 г. незначительно увеличился в ценах соответствующих лет – с 14,3 млрд руб. до 14,5 млрд руб. В 2011-2015 гг. этот объем уменьшился соответственно с 14,5 до 13,8 млрд руб. Одновременно в 2007-2015 гг. общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта, возрос примерно в два с половиной раза. Таким образом, в реальном исчислении объем соответствующих налогов и платежей (оцененный по возможности их дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода их «покупательной» способности) уменьшился примерно в три раза. При этом индексация ставок соответствующего налога и платежей началась по сути только с 2015 г. (см. постановление Правительства страны от 26.12.2014 г. № 1509 выше); она, естественно, не могла за один год восполнить реальное падение предыдущего периода.

Таким образом, роль водного налога и платежей за пользование водными объектами среди всех доходов федерального бюджета оставалась и остается не весьма незначительной. При этом зачастую темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышают темпы увеличения поступлений от водного налога в совокупности с платежами за пользование водными объектами. Заметна также небольшая колебательная тенденция в области отношения водного налога и водных платежей к общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами.

Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водопользования. В частности, в 2005-2010 гг. в бюджеты всех уровней управления ежегодно поступало от 3 до 4 млрд руб., в 2011 г. – более 4,5; в 2012 г. – около 5; в 2013 г. – менее 4, в 2014 г. – более 4 млрд руб. и в 2015 г. – около 4 млрд руб. в виде платежей за негативное воздействие на водные объекты, то есть за их загрязнение вредными веществами. При этом несколько сотен миллионов рублей (в 2011-2014 гг. – порядка 750-980 млн руб.) в последний период ежегодно перечислялись в федеральный бюджет (табл. 5.8.).

Таблица 5.8 – Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты, в текущих ценах[*]

Платеж 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Общая сумма платежей за негативное
воздействие на окружающую природную
среду млн. руб.
11745 11995 14671 17547 17000 19780 19155 29742 24711 23186 27928
в % к 2005 г. 100 102 125 149 145 168 163 253 210 197 238
в том числе:
платежей за негативное воздействие на водные
объекты – всего млн. руб.
3219 2691 2981 3193 3858 3788 4558 4743 3725 4172 4919
в % к 2005 г. 100 84 93 99 120 118 142 147 116 130 153
из них:
в пределах нормативов загрязнения
млн. руб.
1309 932 954 996 1227 1255 1798 1347 1154 1140 1060
в % к 2005 г. 100 71 73 76 94 96 137 103 88 87 81
за сверхнормативное загрязнение
млн. руб.
1910 1759 2027 2197 2631 2533 2760 3396 2571 3032 3859
в % к 2005 г. 100 92 106 115 138 133 145 178 135 159 202

   

Анализ имеющихся данных свидетельствует, что в целом платежи за негативное воздействие на окружающую среду за последние годы в стране ощутимо возросли. В тоже время платежи за негативное воздействие на водные объекты имели колебательный характер – снижение в 2006-2007 гг. и постепенный рост в 2008-2009 гг. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечено повторное и небольшое снижение объема этих платежей. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отмечен рост данного показателя, как в номинальном, так и в физическом объеме (с поправкой на фактическую инфляцию). В 2012 г. отмечен незначительный рост величины рассматриваемых платежей в номинальном исчислении, который по оценке отставал от среднего роста цен в стране. В 2013 г. произошло значительное падение этого объема – как в номинальном, так и в реальном выражении. В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался некоторый рост рассматриваемых платежей в номинальном исчислении (с учетом их официальной индексации) – примерно на 12%. Однако, с учетом фактического роста цен указанное увеличение было почти в два раза меньше.

В отчетном 2015 г. имел место однозначный рост суммы рассматриваемых финансовых выплат (почти на 18%). С учетом экспертных расчетов, отражающих увеличение цен, реальный объем платежей за негативное воздействие на водные объекты повысился более чем на 5%.

Примечание. Следует иметь в виду, что динамика анализируемых платежей в настоящем докладе представлена в ценах соответствующих лет, но с учетом ежегодно проводимой индексации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду в целом и на водные объекты в частности, установленные в 2003 г. специальным постановлением Правительства страны, были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, установленные в 2005 г. аналогичным целевым постановлением Правительства страны – с коэффициентом 1,15. В бюджете на 2011 г. эта индексация составила соответственно 1,93 и 1,58; в бюджете-2012 г. – 2,05 и 1,67; в бюджете-2013 – 2,20 и 1,79, в бюджете 2014 – 2,33 и 1,89. В соответствие с Постановлением Правительства России от 19.11.2014 г. № 1219 в 2015 г. ставки соответствующих платежей также были проиндексированы. Однако эта индексация далеко не полностью, не всегда и не везде соответствует реальному росту цен в стране.

Обращает внимание тот факт, что варьирующая, во многом маятниковая тенденция (см. табл. 5.8) была характерна как для выплат за вредное воздействие в пределах нормативов, так и сумм, выплаченных за сверхнормативное загрязнение водных ресурсов. Причинами данного явления могут одновременно служить сразу несколько факторов – от общего экономического кризиса до регулирования рассматриваемых платежей, а также от согласованного с природоохранными и иными органами снижения фискальной нагрузки на объекты, осуществляющие водоохранные и водосберегающие мероприятия, и реструктуризации платежей до изменений в нормировании, корректировок в статистическом учете и изменений в охвате единиц статнаблюдения и др.

Имеющиеся статистические и аналитические материалы свидетельствуют как о стабильности, так и об изменениях отраслевой структуры рассматриваемых платежей в конце первого – начале второго десятилетия XXI в.

В частности, доля объектов, относящихся к видам экономической деятельности – «сельское хозяйство, охота и представление услуг в этих областях», «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «транспорт и связь», «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», а также водопроводно-канализационное хозяйство («сбор, очистка и распределение воды» плюс «удаление и обработка сточных вод») – в общей сумме платежей в 2013 г. по сравнению с 2006 г. практически не изменилась – и в том, и в другом году эта доля превышала 90%. В 2014 г. она снизилась до 86%, а в 2015 г. вновь поднялась до 94%.

Одновременно, в 2006-2015 гг. внутри этой ограниченной группы отраслей наблюдаются определенные подвижки. В частности, доля объектов коммунального водопровода и канализации возросла с 21% в 2006 г. до более 34% в 2011 г.; в 2012 г. она вновь сократилась до 27%; в 2013 г. повторно увеличилась до 37%, в 2014 г. упала до 31%, а в отчетном 2015 г. дополнительно снизилась и составила 26%. Одновременно и весьма значительно колебались доли добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и транспорта (см. табл. 5.9.).

Таблица 5.9 – Платежи за негативное воздействие на водные объекты по видам экономической деятельности в России, в ценах соответствующих лет, млн. руб. (по данным Росстата)[*]

Вид деятельности (отрасль) 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Всего 2691 2981 3193 3858 3788 4558 4743 3725 4172 4919
в том числе по предприятиям (организациям):
сельского хозяйства, охоты и представления услуг в этих областях 32 329 104 66 160 94 79 74 100 45
добычи полезных ископаемых 419 290 277 510 418 418 531 453 464 401
обрабатывающих производств 1063 965 996 1260 1025 1340 1294 988 1108 2319
производства, передачи и распределения электроэнергии,
газа, пара и горячей воды
310 311 655 514 535 523 932 395 522 487
водопроводно-канализационного хозяйства (забор, распределение и
очистка воды и удаление и обработка сточных вод)
559 795 738 768 1140 1567 1278 1285
транспорта и связи 136 101 85 260 212 247 246 107 121 85

   

Все это прямо и косвенно свидетельствует, что значение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом и за негативное воздействие на водные объекты, в частности, в качестве инструмента, стимулирующего природо/водоохранную деятельность, или значительно снижалось, или росло запаздывающими темпами. Однако повышение этой роли сопряжено с решением как общих проблем действующего эколого-экономического механизма, так и вопросов в области водного налога/платежей за использование водных объектов. Кроме того, необходимо учитывать систематическое увеличение тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения, а также влияние общего роста цен на товары и услуги (особенно по отдельным видам деятельности и некоторым регионам страны).

Приведенные замечания свидетельствуют о том, что экономические регуляторы водопользования должны дополняться другими инструментами, в том числе нерыночного характера. Последнее должно быть связано с прямым увеличением бюджетного финансирования, придания этому увеличению необратимого, обязательного, повсеместного и строго контролируемого характера. Определенное участие в целевом финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий обязаны также нести негосударственные предприятия и организации (например, на кооперационной основе и с долевым финансированием строительства коммунальных сооружений по очистке сточных вод).

Как уже отмечалось, требуется организация более детальных прикладных исследований в рассматриваемом направлении. Это диктуется, в том числе, предполагаемым резким возрастанием платежей за негативное воздействие на окружающую среду, возможным расширением страхования от чрезвычайных ситуаций из-за вредного воздействия вод, созданием системы государственно-частного партнерства (ГСЧ) в водопроводно-канализационном хозяйстве крупных городов и появлением иных новационных факторов.

Примечание. Среди прочих источников федеральных доходов, имеющих в данном случае профильный или близкий к нему характер, следует отметить денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства. В частности, в 2013 г. их величина в целом по России составила 124 млн руб., в 2014 г. – почти 145 млн руб. В 2015 г. указанная сумма по оценке также увеличилась. Кроме того, в федеральный бюджет в 2013 г. поступило 8 млн руб. в виде госпошлины за выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в 2014 – 7 млн руб. (поступления осуществлялись через систему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования).