Бесхозяйные ГТС представляют собой преимуще­ственно сельскохозяйственные пруды для мелиора­тивных и животноводческих комплексов, небольшие дамбы, эксплуатирующиеся для местных нужд и не являющиеся источниками потенциальной опасности. Указанные гидротехнические сооружения были по­строены ликвидированными или обанкротившимися сегодня сельскохозяйственными организациями для решения местных задач, как правило, без составле­ния проектно-сметной документации. Такие ГТС не были поставлены на учет как недвижимое имущество, сведения о них не вносились в Российский регистр гидротехнических сооружений. В энергетике, про­мышленности, водном транспорте ГТС, не имеющих собственника, не выявлено. Большинство бесхозяй­ных ГТС в соответствии с Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» и СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» относятся к IV классу.

С 1 января по 31 декабря 2015 г. количество бесхо­зяйных ГТС уменьшилось с 4477 (на 1 января 2015 г.) до 3496 ГТС, то есть на 981 сооружение (21,9%).

Уровень безопасности бесхозяйных ГТС на 31 дека­бря 2015 г. является следующим:

  • 513 (14,7 %) - с нормальным уровнем безопасно­сти (было на 1 января 2015 г. - 523);
  • 2198 (62,9 %) - с пониженным уровнем безопасно­сти (было 3304);
  • 588 (16,8 %) - с неудовлетворительным уровнем безопасности (было 460);
  • 197 (5,6 %) - с опасным уровнем безопасности (было 190).

Органами государственной власти большинства субъ­ектов Российской Федерации созданы Межведомствен­ные комиссии по вопросам безопасности гидротехниче­ских сооружений, которые обеспечивают координацию действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов фе­деральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том чис­ле выявлению бесхозяйных гидротехнических сооруже­ний, обеспечению их безопасности, решению вопросов закрепления таких сооружений в собственность.

За счет субсидий из федерального бюджета Росводресурсами в пределах бюджетных ассигнований осу­ществляется финансирование капитального ремонта бесхозяйных ГТС, требующих в приоритетном порядке приведения их к нормальному уровню безопасности.

Передача бесхозяйных ГТС в собственность является только частью решения задачи по предотвращению ава­рий и предупреждению негативного воздействия от экс­плуатации ГТС на жизнедеятельность населения страны и окружающую среду, поскольку основной задачей соб­ственников ГТС, эксплуатирующих организаций и орга­нов надзора за безопасностью ГТС является обеспечение необходимых и достаточных мер, направленных на сни­жение степени вероятного риска возникновения аварий ГТС до допустимых значений, на основе результатов не­прерывных наблюдений за критериальными показателя­ми безопасности ГТС, установленными проектом, норма­ми и правиламибезопаснойэксплуатацииГТС.

В реальности бесхозяйные ГТС передаются в соб­ственность владельцам, не имеющим необходимой ква­лификационной подготовки, без соответствующей про­ектной и технической документации.