В ведении Ространснадзора находится 295 ГТС в со­ставе 109 комплексов. Надзор за судоходными гидро­техническими сооружениями состоит из двух основ­ных направлений:

  • декларирование безопасности судоходных гидро­технических сооружений;
  • проверки соблюдения требований безопасной эксплуатации.

Одним из основных направлений надзорной дея­тельности по СГТС является комплекс работ, связанных с декларированием безопасности гидротехнических сооружений. В этот комплекс работ входят: утвержде­ние критериев безопасности, участие в работе комис­сии по преддекларационному обследованию гидро­технических сооружений, утверждение деклараций безопасности и экспертных заключений, выдача разре­шений на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российско­го регистра гидротехнических сооружений.

Проверки безопасной эксплуатации судоходных ги­дротехнических сооружений осуществляются инспек­торами территориальных управлений морречнадзора. В ходе этих работ проверяется соблюдение эксплуати­рующими организациями требований правил техни­ческой эксплуатации и инструкций по наблюдениям и исследованиям, осуществление эксплуатирующими организациями мониторинга технического состояния гидросооружений, соответствие гидротехнических со­оружений декларациям безопасности.

На все судоходные гидротехнические сооружения имеются действующие декларации безопасности. В 2015 г. проводилась работа по рассмотрению и утверж­дению деклараций безопасности, по которым срок дей­ствия предыдущих деклараций завершался.

Анализ деклараций безопасности показывает, что помимо объективных причин снижения уровня без­опасности, таких как длительный период недофинан­сирования ремонтных работ, имеются и субъективные причины. К таким причинам относятся:

а) сроки выполнения планируемых мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасно­сти, указанные в декларациях безопасности не соблю­даются, выполнение работ в основном планируется на более поздние сроки;

б) при планировании и выполнении работ, направ­ленных на повышение безопасности гидросооружений, отсутствует комплексный подход, состоящий в устране­нии всех дефектов, определяющих неудовлетворитель­ный и опасный уровень безопасности ГТС; в результате этого выполнение значительного объема работ на ГТС не приводит к повышению его безопасности;

в) по ряду ГТС не происходит своевременного пла­нирования и выполнения ремонтных работ по устра­нению имеющихся дефектов, в результате чего дефекты прогрессируют, и состояние и уровень безопасности гидросооружения ухудшается;

г) при планировании работ необоснованно затяги­вается выполнение работ, которые позволяют повысить безопасность ГТС и при этом не требуют больших фи­нансовых затрат. Уровень безопасности СГТС представ­лен в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Техническое состояние судоходных ГТС на 01.01.2015 г.

Уровень безопасности СГТС Кол-во, ед. %
Нормальный 54 18,5
Пониженный 148 50,7
Неудовлетворительный 75 25,7
Опасный 15 5,1