Контроль и надзор за соблюдением собственни­ками гидротехнических сооружений и эксплуатирую­щими их организациями норм и правил безопасности ГТС в соответствии с действующими нормативными ак­тами с 29.05.2008 г. (Постановление Правительства РФ № 404) осуществляют Ростехнадзор и Ространснадзор.

На собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующие организации возложены обязанно­сти по обеспечению соблюдения норм и правил безо­пасности гидротехнических сооружений при их строи­тельстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, разработке и реализации мер по обеспе­чению технически исправного состояния гидротехни­ческих сооружений и другие. Собственники гидротех­нических сооружений и эксплуатирующие организации несут ответственность за безопасность гидротехниче­ских сооружений.

Новая статья 8.1, изменения статей 9, 12, 13 Феде­рального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осущест­влении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» (с изменениями и дополнениями), введенные в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Фе­деральный закон «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципально­го контроля», предусматривают переход на риск-ори- ентированную модель организации государственного контроля (надзора), основанную на системе анализа и управления рисками причинения вреда в результате де­ятельности хозяйствующих субъектов.

Предусматривается:

  • оценка состояния подконтрольных субъектов;
  • классификация деятельности хозяйствующих субъ­ектов по степени рисков (потенциальной опасности);
  • организация дифференцированной (по формам, методам, продолжительности и периодичности прове­дения проверок и отдельных мероприятий по контро­лю) контрольной деятельности в зависимости от при­своенного класса (категории) опасности.

Внедрение новой методологии контрольной дея­тельности, во-первых, позволит осуществить переход к контролю, направленному на предупреждение, в первую очередь на объектах повышенной опасности, риска причинения вреда, его сокращение или устране­ние; во-вторых, даст возможность существенно сокра­тить масштабы контроля за хозяйствующими субъекта­ми, деятельность которых не представляет реального риска причинения вреда.

С 1 июля 2015 г. для органов, осуществляющих феде­ральный государственный контроль (надзор), вступили в силу положения статьи 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ о создании государственной информационной системы «Единый реестр проверок».

Обобщенные данные о состоянии гидротехниче­ских сооружений находятся в Российском регистре гидротехнических сооружений (РРПС), который выпол­няется в соответствии с административным регламен­том исполнения государственной функции по государ­ственной регистрации гидротехнических сооружений, утвержденным приказом Минприроды России и Минтранса России от 27.04.2009 г. № 117/66 Росводресурса-ми, Ростехнадзором и Ространснадзором.

Перечень ГТС, зарегистрированных в базе данных РРПС содержит информацию непосредственно по комплексам ПС, включенным в базу данных РРГТС: код регистрации комплекса ПС; наименование комплекса; собственник сооружений; эксплуатирующая организа­ция; орпан надзора за безопасностью ПС; наличие де­кларации безопасности ПС, ее номер и срок действия; сведения о ПС, входящих в комплекс, включая код от­дельных ПС (если такой существует), наименование ПС, оценку уровня безопасности ПС.

Сведения об уровне безопасности ГТС по субъек­там Российской Федерации содержатся в базе данных автоматизированной информационной системы Рос­сийского регистра гидротехнических сооружений (АИС РРПС), обобщенные данные по которым приводятся в приложении 5.

По данным Российского регистра ПС уровень без­опасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом:

  • нормальный уровень безопасности, имеют 39,4 % комплексов ГТС;
  • пониженный уровень безопасности, имеют 43,4 % комплексов ПС;
  • неудовлетворительный уровень безопасности, имеют 12,5 % комплексов ПС;
  • опасный уровень безопасности, характеризуемым потерей работоспособности и не подлежащих эксплу­атации, имеют 4,7 % комплексов ПС.

В 2015 году на поднадзорных Ростехнадзору ПС аварий не зафиксировано.

Обобщенные данные по федеральным органам над­зора за безопасностью ПС по Российской Федерации представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Обобщенные данные по органам надзора за безопасностью ГТС

Орган надзора Зарегистрировано комплексов ГТС Техническое состояние
Основание регистрации Кол-во % Уровень безопасности Кол-во ГТС %
Ростехнадзор

5126 100
12 466 100
декларация 1594 31,1 нормальный 5 968 47,9

заявления 3532 68,9 пониженный 3 954 31,7




неудовлетворительный 1 215 9,8




опасный 395 3,1




нет данных 934 7,5
Ространснадзор
110 100
296 100

декларация 109 99,1 нормальный 55 18,6

заявления 1 0,9 пониженный 148 50,0




неудовлетворительный 75 25,3




опасный 15 5,1




нет данных 3 1
Итого
5236 100
12 762 100

декларация 1708 32,5 нормальный 6 023 47,2

заявления 3533 67,5 пониженный 4 102 32,1




неудовлетворительный 1 290 10,1




опасный 410 3,2




нет данных 937 7,4

Ростехнадзором проведен анализ технического со­стояния ПС, расположенных на территории Крымского федерального округа, с определением собственника и ответственных за их содержание. По итогам определено общее количество гидроузлов -1010, из них:

  • 254 гидроузла поднадзорны Ростехнадзору;
  • 717 гидроузлов поднадзорны Совету министров Республики Крым;
  • 39 гидроузлов поднадзорны Правительству Сева­стополя.