Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. №639 были сформи­рованы федеральные органы исполнительной власти, в том числе органы природно-ресурсного и природоохранного блоков, обеспечивающие в пределах установленной компетенции форми­рование государственной политики и норматив­но-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны при­родных ресурсов, включая водные объекты.

При рассмотрении организационной систе­мы управления водными ресурсами необходи­мо иметь в виду систематически происходящие реорганизационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управленческой структу­ры федеральных органов в современных соци­ально-экономических условиях хозяйствования (табл. 6.6).

Таблица 6.6. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в управлении водным фондом Российской Федерации

Министерства и ведомства Подведомственные службы и агентства Полномочия, сведения
1 2 3
1. Федеральный уровень
Минприроды России Полномочия по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водо­хранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), мониторинга водных объектов, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере их охраны
Росводресурсы Оказание государственных услуг, управление государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере во­дных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции ме­роприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредно­го воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплу­атация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного исполь­зования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспек­тивного использования и охраны водных объектов; обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предот­вращению загрязнения вод; оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и исполь­зованием водных объектов, находящихся в федеральной собствен­ности; ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Рос­сийского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственно­го учета поверхностных и подземных вод и их использования
Росгидромет Осуществляет в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного реестра (кадастра) в части поверхностных водных объектов в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации; ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; государственный монито­ринг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции) ; государственный мониторинг кон­тинентального шельфа в порядке, определяемом законодатель­ством Российской Федерации (в пределах своей компетенции)
Росприроднадзор Сведения об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и режимах использования водоохранных зон водных объектов
Роснедра Сведения о подземных водных объектах, в том числе об их исполь­зовании, водопотреблении и водоотведении
Минсельхоз России Сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесен­ных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах
Росрыболовство Сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения
Росстрой Является федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по оказанию государственных услуг, управле­нию государственным имуществом в сфере строительства, гра­достроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства
Минздравсоцразвитие России Роспотребнадзор Сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на во­дных объектах
МЧС России Чрезвычайные ситуации на водных объектах, ликвидация послед­ствий вредного воздействия вод
Минтранс России Росморречфлот Сведения о пользовании акваториями водных объектов и берего­вой полосой внутренних водных путей Российской Федерации
Ространснадзор Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах
МИД России Трансграничные водные объекты, международные соглашения в сфере использования и охраны мирового океана, морей и др. меж­дународных и трансграничных водных объектов, координация вы­полнения Российской Федерацией международных обязательств
Минфин России Согласование и финансирование мероприятий использования и охраны объектов водного фонда
Минэконом­ развития России Участие в разработке, согласование федеральных целевых про­грамм использования и охраны водного фонда и др.
Росреестр Сведения о документации, на основании которых возникает право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные со­оружения, расположенные на водных объектах; о землях водного фонда, заболоченных землях
Ростехнадзор Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, оказы­вающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ. Ведение Россий­ского регистра ГТС
Минвостокразвития России Координирует деятельность по реализации государственных про­грамм и федеральных целевых программ, в том числе долгосроч­ных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации и др.
2. Региональный уровень
Субъекты РФ Владение, пользование, распоряжение водными объектами, на­ходящимися в собственности субъектов Российской Федерации; установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов; разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на тер­риториях субъектов Российской Федерации; резервирование ис­точников питьевого водоснабжения; осуществление региональ­ного государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, под­лежащих федеральному государственному контролю и надзору; утверждение правил пользования водными объектами для плава­ния на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни лю­дей на водных объектах; участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвида­ции его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществле­ние мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; утверждение перечней объек­тов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; установ­ление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; осуществления переданных отдельных полно­мочий Российской Федерации в области водных отношений орга­нам государственной власти субъектов Российской Федерации
Местное самоуправле­ние Владение, пользование, распоряжение такими водными объек­тами; осуществление мер по предотвращению негативного воз­действия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы; установление правил использования водных объектов общего пользования; предоставление гражданам ин­формации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования

   

Центральным звеном в области использова­ния и охраны водных ресурсов является Министерство природных ресурсов и экологии Россий­ской Федерации.

Сфера деятельности Министерства, круг соот­ветствующих задач, полномочий (обязанностей), прав, организации текущей работы и т.п. неодно­кратно уточнялся и актуализировался, в т.ч. в свя­зи с изменениями в законодательстве страны.

В сфере использования и охраны водных ре­сурсов Минприроды России в 2016 г. осуществля­ло координацию и контроль деятельности подве­домственных ему Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недрополь­зованию, Федерального агентства лесного хозяй­ства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федераль­ной службы по надзору в сфере природопользо­вания.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) согласно Положению об Агент­стве, утвержденному постановлением Правитель­ства РФ от 16.06.2004 г. № 282 (с последующими изменениями в установленной сфере деятельно­сти осуществляет различные полномочия, в част­ности:

1) организует:

1.1) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ре­сурсов подземных водных объектов;

1.2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, на­ходящихся в федеральной собственности и распо­ложенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

1.3) осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Россий­ской Федерации и использование водных ресур­сов которых осуществляется для обеспечения пи­тьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установ­ленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и ис­тощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений;

2) осуществляет в порядке и пределах, опре­деленных федеральными законами, актами Пре­зидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственни­ка в отношении федерального имущества, необ­ходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, пере­данного федеральным государственным унитар­ным предприятиям, федеральным государствен­ным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

3) в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно­конструкторских и технологических работ для го­сударственных нужд;

4) осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных це­левых, научно-технических и инновационных про­грамм и проектов в сфере деятельности Агентства;

5) осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную реги­страцию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора во­допользования;

6) осуществляет:

6.1) в порядке и пределах, определенных зако­нодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объекта­ми, отнесенными к федеральной собственности;

6.2) разработку и реализацию в установлен­ном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов;

6.3) государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

6.4) разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи ин­формации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее реги­онам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6.5) предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соот­ветствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осу­ществляется для обеспечения питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, или частей таких водоемов, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водополь­зования или решений о предоставлении водных объектов в пользование;

6.6) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Феде­рации;

7) устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки;

8) предоставляет в установленном порядке заинтересованному лицу сведения из государ­ственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений;

9) осуществляет экономический анализ де­ятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономиче­ские показатели их деятельности, проводит в под­ведомственных организациях проверки финансо­во-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

10) осуществляет функции главного распоря­дителя и получателя средств федерального бюд­жета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

11) взаимодействует в установленном поряд­ке с органами государственной власти иностран­ных государств и международными организация­ми в установленной сфере деятельности;

12) а также осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и ока­занию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предус­мотрены федеральными законами, нормативны­ми правовыми актами Президента Российской Фе­дерации и Правительства Российской Федерации.

Существующая структура территориальных органов Росводресурсов позволила в значитель­ной мере перенести центр подготовки принятия ключевых решений в области использования и ох­раны водных объектов на бассейновый уровень, что приближает центр принятия решений к объ­екту управления.

На основании Положения, Росводресурсы вправе создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.

В настоящее время при Росводресурсах дей­ствует Экспертный совет, являющийся его посто­янно действующим совещательным органом, об­разованным в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых Агентством на реализацию водоох­ранных и водохозяйственных мероприятий.

Основной задачей Экспертного совета явля­ется формирование экспертной оценки проектов строительства, реконструкции гидротехнических сооружений, водоохранных и водохозяйственных мероприятий, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета и выработка на ее основе оптимальных решений о возможно­сти бюджетного финансирования, вопросов во­дохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов. Другим постоянно действующим совещательным органом Росводре- сурсов является Научно-технический совет Фе­дерального агентства водных ресурсов, который образован в целях формирования стратегии и приоритетных направлений совершенствования научно-технического, информационного, эконо­мического и правового обеспечения в области использования и охраны водных объектов. Ос­новной задачей НТС является создание условий и выработка оптимальных решений по вопросам водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов, управления федераль­ным имуществом в сфере водных ресурсов.

Приоритетные задачи Росводресурсов в 2016 году:

  • реализация государственных программ, ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономиче­ское развитие Байкальской природной террито­рии на 2012-2020 годы», достижение установлен­ных показателей и индикаторов;
  • обеспечение водноресурсных гарантиро­ванных условий для устойчивого обеспечения жизнедеятельности населения и развития отрас­лей экономики, в том числе в условиях маловодья;
  • повышение рациональности использова­ния водных ресурсов и степени защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и устойчивого функционирова­ния подведомственной сети ГТС;
  • выполнение задач по интеграции водохо­зяйственного комплекса республики Крым и г. Се­вастополя в систему государственного управле­ния водными ресурсами Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользова­нию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по оказанию государственных услуг и управ­лению государственным имуществом в сфере недропользования. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293 (с последующими изменениями и уточнениями) выполняет функции федерального органа испол­нительной власти в области использования и ох­раны подземных вод.

В частности, Роснедра организует соответ­ствующие:

  • государственное геологическое изучение недр;
  • экспертизу проектов геологического изуче­ния недр;
  • проведение в установленном порядке гео­лого-экономической и стоимостной оценки ме­сторождений полезных ископаемых и участков недр;
  • проведение в установленном порядке кон­курсов и аукционов на право пользования недра­ми;
  • проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ис­копаемых, геологической, экономической инфор­мации о предоставляемых в пользование участках недр;

Роснедра также осуществляет:

  • организационное обеспечение государ­ственной системы лицензирования пользования недрами внесение изменений в эти лицензии;
  • учет поступающих заявок на получение ли­цензий, информирование о них органов исполни­тельной власти соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации;
  • принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном за­конодательством Российской Федерации порядке;
  • выдачу, оформление и регистрацию лицен­зий на пользование недрами;
  • принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере приро­допользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостанов­лении и ограничении права пользования участка­ми недр;
  • ведение государственного кадастра место­рождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ис­копаемых, обеспечение в установленном поряд­ке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государ­ственного баланса;
  • ведение государственного учета и обеспе­чение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископае­мых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
  • а также ряд иных полномочий.

Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обществен­ными объединениями и иными организациями.

В структуре агентства вопросами использо­вания и охраны подземных вод занимается Управ­ление геологии нефти и газа, подземных вод и со­оружений.

Территориальные органы представлены департаментами по недропользованию по фе­деральным округам и управлениями по недро­пользованию по субъектам Федерации. Государ­ственный мониторинг состояния подземных вод осуществляет Центр ГМСН ФГУ ГП «Гидроспецгеология» Роснедра.

Федеральная служба по надзору в сфере при­родопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружа­ющей среды. Положение о Службе утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 30.06.2004 г. №400 (с последующими уточнениями).

Росприроднадзор осуществляет функции контроля и надзора, в частности, за:

  • использованием и охраной водных объек­тов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объ­ектов);
  • соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на кон­тинентальном шельфе;
  • исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации пере­данных им для осуществления полномочий Рос­сийской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устране­нии выявленных нарушений, а также о привлече­нии к ответственности должностных лиц, исполня­ющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • а также ряд других функций.

Итоги контрольной деятельности Службы представлены в таблице 6.7.

Таблица 6.7. Сведения о выявленных административных правонарушениях в области охраны водных ресурсов

Наименование и номер
ст. КоАП РФ
Число дел об административных правонарушениях, ед. Наложено администра-тивных штра­фов, ед. Сумма наложен-ного штрафа, тыс. руб. Сумма взыскан-ного штрафа, тыс. руб. Число привлеченных к административной ответственности
возбужден-ных должност-ными лицами из них направлен-ных в другие органы рассмотрен-ных в установ-ленном порядке граждан, чел. должност-ных лиц, чел. юридичес-ких лиц, ед.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий 252 50 241 200 5875,50 5741,07 6 81 103
Нарушение режима использо­вания земельных участков и лесов в водоохранных зонах 4 1 5 1 11,00 48,00 3 0 2
Нарушение условия обеспече­ния свободного доступа граж­дан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе 21 8 13 15 1275,00 461,00 7 0 9
Нарушение поравил охраны водных объектов 209 0 265 216 4017,60 3711,56 2 71 96
Нарушение правил водополь­зования 96 9 92 86 4589,00 4600,00 0 39 56
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств 12 0 11 9 83,50 54,50 0 4 6
нарушение правил захороне­ния отходов и др. материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной эконо­мической зоне РФ 2 0 2 2 401,00 0,00 0 0 2
Нарушение спецрежима осуществления хозяйствен­ной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохран­ной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятель­ности на территории зоны санитарной охраны источни­ков питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения 60 0 149 141 2798,75 1244,92 103 17 13
Нарушение режима осущест­вления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления 0 0 0 0 0,00 0,00 0 0 0
Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположен­ных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспе­чивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения,заиливания и истощения вод 4 0 4 2 1000,00 0,00 0 0 3

   

Кроме того, Служба выполняет функции фе­дерального органа исполнительной власти, спе­циально уполномоченного на осуществление го­сударственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Территориальные органы - Департаменты Росприроднадзора по надзору в сфере природо­пользования в федеральных округах и управле­ния Росприроднадзора по надзору в сфере при­родопользования в субъектах Федерации.

В 2016 г. научными организациями Роспо­требнадзора:

  • для прогноза влияния пестицидов на сани­тарный режим водоемов предложены формулы определения БПКполн и коэффициента скорости биохимического потребления кислорода по двум экспериментальным величинам БПКт и БПК2т для внесения изменений в Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с систе­мой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • впервые проведена оценка риска для здо­ровья населения качества воды зон рекреации во­дных объектов;
  • на основании новых данных по специфиче­ским изменениям систем метаболизма воды при действии кальция и магния, предложен их допу­стимый гигиенический диапазон в питьевой воде (27-140 и магний - 6-72 мг/дмЗ соответственно);
  • разработаны гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водо­снабжения;
  • разработана методология оценки риска здоровью при организации производственного лабораторного контроля качества питьевой воды.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеоро­логии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государ­ственному надзору за проведением работ по ак­тивному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Положение о Службе было утверждено по­становлением Правительства Российской Фе­дерации от 23.07.2004 г. №372 (с последующими уточнениями).

Росгидромет в указанной сфере деятельности обеспечивает выполнение обязательств Россий­ской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, ра­мочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Дого­вору об Антарктике.

Осуществляет:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологи­ческие и другие геофизические процессы на тер­ритории Российской Федерации;
  • в пределах своей компетенции государ­ственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части по­верхностных водных объектов в порядке, уста­новленном законодательством Российской Феде­рации;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее за­грязнении;
  • формирование и обеспечение функциони­рования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятель­ности стационарных и подвижных пунктов наблю­дений, определение их местоположения;
  • государственный мониторинг водных объ­ектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции);
  • государственный мониторинг континен­тального шельфа в порядке, определяемом зако­нодательством Российской Федерации (в преде­лах своей компетенции);
  • государственный мониторинг состояния ис­ключительной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
  • руководство и контроль деятельности Рос­сийской антарктической экспедиции;
  • информирование пользователей (потре­бителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об ор­ганизациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);
  • обеспечение функционирования на терри­тории Российской Федерации пунктов гидромете­орологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологиче­ской информации;
  • обеспечение выпуска экстренной инфор­мации об опасных природных явлениях, о факти­ческих и прогнозируемых резких изменениях по­годы, и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и на­носить ущерб окружающей среде;
  • обеспечение органов государственной вла­сти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
  • организацию и обеспечение выполнения работ федерального назначения в области гидро­метеорологии и смежных с ней областях;
  • организацию и проведение работ по актив­ному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (защита сельскохозяй­ственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов);
  • и ряд иных функций и полномочий.

Росгидромет осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои террито­риальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного само­управления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы: межрегиональные территориальные органы управления (УГМС); ГУ Управления и Центр по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (ГУ УГМС, ЦГМС).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех­надзор) является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности гидро­технических сооружений (за исключением судо­ходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), а также функ­ции по организации и проведению государствен­ной экологической экспертизы федерального уровня.

Положение о Службе было утверждено поста­новлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №(с последующими уточнениями).

Ростехнадзор осуществляет контроль и над­зор за соблюдением собственниками гидро­технических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ги­дротехнических сооружений (за исключением су­доходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Кроме того, эта Служба в пределах своей ком­петенции определяет порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по прове­дению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, а также реализует ряд других полномочий.

Территориальные органы - межрегиональ­ные управления в федеральных округах и терри­ториальные управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в федеральных округах. Большинство управлений распространяют свою юрисдикцию на несколько субъектов Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия че­ловека (Роспотребнадзор) находится в ведении Минздравсоцразвития России и является упол­номоченным федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления, защиты прав потребителей и потребитель­ского рынка.

Положение о Службе, утверждено постанов­лением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (в редакции постановления от 21.05.2013 г. № 428 и др.).

Роспотребнадзор в рассматриваемой сфере:

1) осуществляет надзор и контроль за ис­полнением обязательных требований законо­дательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потреби­телей и в области потребительского рынка, в том числе:

1.1) федеральный государственный санитар­но-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

1.2) федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных право­вых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

1.3) федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи, отдельных предус­мотренных законодательством Российской Феде­рации видов товаров;

1.4) санитарно-карантинный контроль в пун­ктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2) осуществляет в соответствии с законода­тельством Российской Федерации лицензирова­ние отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

3) осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдель­ных видов работ и услуг по перечню, утвержден­ному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными пред­принимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Фе­деральным медико-биологическим агентством;

4) устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

5) устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный кон­троль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

6) регистрирует:

6.1) впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биоло­гические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

6.2) отдельные виды продукции, представ­ляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

6.3) отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на терри­торию Российской Федерации;

6.4) товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (кон­тролю) на таможенной границе и таможенной тер­ритории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

7) устанавливает причины и выявляет усло­вия возникновения и распространения инфекци­онных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

8) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государ­ственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно­эпидемиологического благополучия населения;

9) готовит предложения о введении и об от­мене на территории Российской Федерации, субъ­ектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации;

10) организует в установленном порядке ве­дение социально-гигиенического мониторинга;

11) организует деятельность системы госу­дарственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

12) осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также раз­работку обязательных требований в сфере защи­ты прав потребителей;

13) вносит в Правительство Российской Феде­рации проекты федеральных законов, норматив­ных правовых актов Президента Российской Феде­рации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопро­сам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

14) осуществляет в установленном поряд­ке проверку деятельности юридических лиц, ин­дивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Рос­сийской Федерации в области обеспечения сани­тарно-эпидемиологического благополучия насе­ления и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

15) осуществляет иные функции и полномо­чия в рассматриваемой сфере деятельности.

В структуре службы: Управление защиты прав потребителей, занимающееся вопросами органи­зации защиты прав потребителей в сфере жилищ­но-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг; Управление санитарного надзора, занимаю­щееся вопросами коммунальной гигиены и другие подразделения.

Территориальные органы представлены управлениями Роспотребнадзора по субъектам Федерации и территориальными отделами на уровне районов.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) находится в ведении Минсельхоза России и является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим различные функции.

Положение об этом Агентстве утвержде­но постановлением Правительства страны от 11.06.2008 г. № 444 (с последующими изменения­ми и уточнениями).

Росрыболовство в соответствие со своими полномочиями осуществляет в сфере, связанной с водными ресурсами/водными объектами:

  • разработку и представление на государ­ственную экологическую экспертизу предложе­ний об общих допустимых уловах водных биоло­гических ресурсов;
  • государственный мониторинг водных био­логических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, вос­производством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохра­нением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой си­стемы мониторинга;
  • определение ежегодно общих допусти­мых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Рос­сийской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Россий­ской Федерации, Азовском и Каспийском морях (далее - общие допустимые уловы водных биоло­гических ресурсов);
  • распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также квот до­бычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных Российской Федерации в соот­ветствии с международными договорами Россий­ской Федерации, применительно к видам квот;
  • оформление, выдачу, регистрацию разре­шений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разреше­ния, а также приостановление действия разреше­ний на добычу (вылов) водных биологических ре­сурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного срока их действия;
  • заключение с пользователями водными биологическими ресурсами договоров о закре­плении за ними долей в общем объеме квот;
  • согласование перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутрен­них вод Российской Федерации, в том числе вну­тренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • заключение договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ресур­сов в водных объектах рыбохозяйственного зна­чения;
  • согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых техноло­гических процессов, оказывающих влияние на со­стояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
  • определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыбо­ловства;
  • обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации в области ры­боловства, рыбного хозяйства и торгового море­плавания (в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов), в том числе подготовка предложений, касающихся позиции Российской Федерации по вопросам добычи (вылова) во­дных биологических ресурсов для иностранных государств, а также выполнения обязательств, вы­текающих из членства Российской Федерации в международных организациях;
  • охрану на внутренних водных объектах анадромных и катадромных видов рыб, транс­граничных видов рыб и других водных биологи­ческих ресурсов в соответствии с перечнем таких водных биологических ресурсов, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением водных био­логических ресурсов, находящихся на особо ох­раняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Россий­ской Федерации;
  • подготовку предложений для включения в федеральные целевые программы, разработку ве­домственных и иных программ в установленной сфере деятельности Агентства;
  • формирование и использование федераль­ных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности Агентства, в том числе в ча­сти, касающейся судов рыбопромыслового флота;
  • ведение государственного рыбохозяйствен­ного реестра;
  • приостановление рыболовства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения во­дных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях феде­рального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • государственный надзор за торговым мо­реплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в рай­онах промысла при осуществлении рыболовства;
  • разработку предложений по проектам правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе по проектам правил от­бора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с исполь­зованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;

Росрыболовство имеет также право прини­мать решения о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и др.

Агентство осуществляет также ряд других функций и полномочий в рассматриваемой сфере деятельности.

Вопросами изучения, сохранения, воспроиз­водства водных биологических ресурсов и сре­ды их обитания в структуре агентства занимается Управление контроля, надзора и рыбоохраны, Управление аквакультуры и иные подразделения Агентства.

Территориальные органы Росрыболовства представлены территориальными управлениями, за каждым из которых закреплена территория не­скольких субъектов Федерации.

Министерство сельского хозяйства Россий­ской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере мелиорации земель. Положение о Ми­нистерстве утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 12.06.2008 г. № (с последующими уточнениями).

В соответствии со своими полномочиями Минсельхоз России готовит предложения по раз­работке и реализации федеральных целевых, ведомственных и иных программ в области ме­лиорации земель и водного хозяйства, а также ре­ализует ряд иных функций.

Министерство сельского хозяйства Россий­ской Федерации принимает следующие нор­мативные правовые акты, прямо или косвенно связанные с наличием водных ресурсов и их ис­пользованием:

  • правила и нормы в области мелиорации зе­мель;
  • планы проведения агротехнических, агро­химических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспече­нию плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • порядок государственного учета показате­лей состояния плодородия земель сельскохозяй­ственного назначения;
  • порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного на­значения;
  • порядок осуществления государственного земельного контроля в отношении земель сель­скохозяйственного назначения;
  • описание содержания ходатайства о перево­де находящихся в собственности Российской Феде­рации земель сельскохозяйственных угодий или зе­мельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую кате­горию и состав прилагаемых к нему документов;
  • методики исчисления размера вреда, при­чиненного водным биологическим ресурсам;
  • порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов;
  • правила рыболовства для каждого рыбохо­зяйственного бассейна;
  • порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
  • порядок осуществления рыболовства в це­лях рыбоводства, воспроизводства и акклимати­зации водных биологических ресурсов;
  • порядок осуществления рыболовства в це­лях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий­ской Федерации;
  • порядок определения границ рыбопро­мысловых участков;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресур­сов для осуществления прибрежного рыболов­ства;
  • порядок деятельности бассейновых науч­но-промысловых советов;
  • порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды;
  • порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
  • перечень видов информации, содержа­щейся в государственном рыбохозяйственном реестре, предоставляемой в обязательном по­рядке, и условия ее предоставления;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресур­сов для осуществления промышленного рыбо­ловства в отношении водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) кото­рых осуществляется в новых районах их добычи (вылова).

Кроме того, Минсельхоз России осущест­вляет:

  1. реализацию федеральных целевых, ве­домственных и иных программ в сфере агропро­мышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;
  2. эксплуатацию и паспортизацию государ­ственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно рас­положенных гидротехнических сооружений;
  3. организацию проведения регистрацион­ных испытаний, экспертизы результатов реги­страционных испытаний селекционных дости­жений, пестицидов и агрохимикатов;
  4. государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
  5. установление ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодатель­ством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;
  6. Министерство ведет: реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Министерства; государ­ственный каталог пестицидов и агрохимикатов и др.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Положение о Министер­стве Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС России) было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 (с последующими изменениями и уточнениями).

МЧС России является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государ­ственной политики, нормативно-правовому ре­гулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство также осуществляет управление, координацию, кон­троль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В состав основных задач МЧС России входят, в частности:

  1. выработка и реализация государствен­ной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопас­ности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
  2. организация подготовки и утвержде­ния в установленном порядке проектов норма­тивных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  3. осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполни­тельной власти в рамках единой государствен­ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие ос­новные функции:

1) разрабатывает и представляет Прези­денту Российской Федерации и (или) в Прави­тельство Российской Федерации:

  • предложения по формированию основ го­сударственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных ава­рий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • проект положения о Государственной ин­спекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий;
  • проект плана взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию лю­дей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
  • ежегодный государственный доклад о со­стоянии защиты населения и территорий Рос­сийской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство, его подведомственные структуры также организуют и производят:

  • поиск и спасание людей во внутренних во­дах и в территориальном море Российской Феде­рации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
  • совместно с заинтересованными феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по созданию си­стемы мониторинга и прогнозирования чрезвы­чайных ситуаций, а также по разработке и вне­дрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
  • информирование населения через сред­ства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в обла­сти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используе­мыми в некоммерческих целях, и базами (соору­жениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
  • организационное и методическое руко­водство накоплением, хранением и использо­ванием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объ­ектов гражданской обороны, организацией ра­диационной, химической, биологической и ме­дицинской защиты населения, а также контроль в этой области;
  • управление в установленном порядке еди­ной государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • предупреждение и ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в тер­риториальном море Российской Федерации;
  • подготовку в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения де­клараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • ведение в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подво­дных переходов трубопроводного транспорта);
  • реализацию в установленном порядке полномочий государственного заказчика феде­ральных целевых программ по вопросам граж­данской обороны, защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • а также решают другие задачи.

МЧС России осуществляет свои полномочия через территориальные органы - региональные центры и главные управления.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) согласно Поло­жению, утвержденному постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 (с последующими изменениями и уточнениями) находится в ведении Минтранса России и является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю (надзору) в сфере мор­ского (включая морские порты) и внутреннего водного транспорта, а также обеспечения транс­портной безопасности. Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законода­тельства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Феде­рации о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; об организации, обеспечении и выполнении ор­ганизациями морского и внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных го­сударств; об обеспечении пожарной безопас­ности при эксплуатации морских судов и судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов и др. Служба помимо прочего осуществляет в установленном порядке:

  • организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (ре­ка-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодатель­ством Российской Федерации;
  • ведение соответствующих реестров;
  • присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания при перевозке высших должностных лиц Рос­сийской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;
  • контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утверж­денным Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации;
  • государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую про­водку морских судов;
  • осуществляет иные полномочия в установ­ленной сфере деятельности, если такие полно­мочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Рос­сийской Федерации.

Федеральное агентство морского и речно­го транспорта (Росморречфлот) находится в ве­дении Минтранса России. Положение об этом Агентстве утверждено Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 23.07.2004 г. № 371 (с последующими изменениями). В со­ответствие с этим официальным документом Росморречфлот является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за ис­ключением морских терминалов, предназначен­ных для комплексного обслуживания судов ры­бопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной без­опасности в этой сфере. Одновременно, Агент­ство осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водно­го транспорта по выполнению обязательств, вы­текающих из международных договоров Россий­ской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управле­нию государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта:

  • осуществляет в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке раз­мещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно­исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и иных гражданско-пра­вовых договоров для обеспечения нужд Агент­ства, а также для государственных нужд в уста­новленной сфере деятельности;
  • осуществляет в отношении подведом­ственных Агентству федеральных государствен­ных унитарных предприятий, за которыми закре­плено в хозяйственном ведении федеральное имущество, расположенное в границах морских портов:
  • проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
    • в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлеж­ности;
    • на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
  • мероприятия по защите морского судоход­ства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;
  • проведение работ по навигационно-ги­дрографическому обеспечению на трассах Се­верного морского пути, в акваториях морских портов и на подходах к ним, а также по нави­гационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях речных портов и по внутренним водным путям, за ис­ключением участков пограничных зон Россий­ской Федерации;
  • диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
  • проведение работ по содержанию вну­тренних водных путей (включая работы по пода­че воды в целях обводнения рек), судоходных ги­дротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по ор­ганизации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта;
  • обучение и повышение квалификации спе­циалистов в области морского и речного транс­порта в соответствии с международными и рос­сийскими требованиями;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании лю­дей, терпящих бедствие на море в поисково-спа­сательных районах Российской Федерации;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спаса­тельных районах Российской Федерации, за ис­ключением военных кораблей и военно-вспомо­гательных судов;
  • проведение государственной регистрации спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов;
  • в установленном порядке работу по изъ­ятию, в том числе путем выкупа, и предостав­лению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объ­ектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с соб­ственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие ре­шений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по реги­страции соответствующих прав на указанные зе­мельные участки и объекты.

Кроме того, Агентство осуществляет:

  • установление категорий средств навига­ционного оборудования и сроков их работы, га­рантированных габаритов судовых ходов, а так­же сроков работы судоходных гидротехнических сооружений;
  • выполнение функций головной организа­ции, ответственной за создание и функциониро­вание Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
  • ведение Реестра морских портов Россий­ской Федерации;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в уста­новленной сфере деятельности;
  • ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, вклю­чая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности;
  • согласование строительства в зоне дей­ствия средств навигационной обстановки мор­ских путей;
  • заключение без проведения открытого аукциона договора о создании искусственного земельного участка в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о строи­тельстве или расширении морского порта, пред­усматривающим создание этого участка;
  • а также иные функции согласно установ­ленным полномочиям.

Согласно положению Росморречфлот осу­ществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации (ад­министрации морских портов, государственные бассейновые управления водных путей, ФГУП «Канал им. Москвы», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», морские, речные пароходства, и др.) во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объ­единениями и иными организациями.

Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) является структурным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осу­ществляет функции по контролю и надзору в сфере морского и внутреннего водного транс­порта. Основной задачей Госморречнадзора является контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

  • о внутреннем водном транспорте;
  • о безопасности гидротехнических соору­жений;
  • о лицензировании отдельных видов дея­тельности.

Основные функции Управления:

  • организация проверок безопасности судо­ходных гидротехнических сооружений, соблюде­ния норм и правил эксплуатации морских и реч­ных портовых гидротехнических сооружений;
  • аттестация лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых, воз­ложена ответственность за обеспечение без­опасности судоходства и защиты окружающей среды на морском, и внутреннем водном транс­порте;
  • участие в организации декларирования безопасности, судоходных гидротехнических со­оружений;
  • подготовка решений Ространснадзора:
    • об утверждении деклараций безопасно­сти судоходных гидротехнических сооружений;
    • о согласовании ввода в эксплуатацию (вы­вода из эксплуатации), мер по поддержанию тре­буемого уровня безопасности гидротехнических сооружений;
    • о согласовании строительства в зоне дей­ствия средств навигационной обстановки мор­ских путей, строительства и эксплуатации соору­жений на внутренних водных путях;
    • организация и ведение реестров судо­ходных гидротехнических сооружений, базы данных деклараций безопасности и перечней морских и речных портовых гидротехнических сооружений.

Территориальные органы управления госу­дарственного морского и речного надзора по федеральным округам.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, согласно Положению об агентстве, утвержденному поста­новлением Правительства Российской Федера­ции от 30.06.2012 г. № 670, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по оказанию государственных ус­луг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, про­мышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Федеральное агентство по строительству и жилищно-комму­нальному хозяйству самостоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности дея­тельности:

  • форма градостроительного плана земель­ного участка;
  • форма разрешения на строительство;
  • форма разрешения на ввод объекта в экс­плуатацию;
  • порядок внесения изменений в проектную документацию;
  • перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документа­ции и строительству, влияющих на безопасность капитального строительства;
  • порядок разработки и согласования спе­циальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитально­го строительства;
  • порядок разработки сметных нормати­вов, подлежащих применению при определе­нии сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финан­сируется с привлечением средств федерального бюджета;
  • порядок формирования и ведения феде­рального реестра сметных нормативов, подле­жащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строитель­ства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в ука­занный реестр;
  • методические указания по расчету тари­фов и надбавок в сфере деятельности организа­ций коммунального комплекса;
  • правила организации коммерческого уче­та воды и сточных вод;
  • порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требо­вания к их содержанию;
  • правила формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осу­ществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и расчета этих показателей;
  • требования к проведению технического обследования централизованных систем горя­чего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;
  • порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осущест­вляющих горячее водоснабжение, холодное во­доснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат;
  • требования энергетической эффективно­сти зданий, строений и сооружений;
  • правила определения класса энергетиче­ской эффективности многоквартирных домов, а также требования к указателю класса энер­гетической эффективности многоквартирного дома;
  • примерная форма перечня мероприятий, проведение которых способствует энергосбере­жению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энерге­тической эффективности их использования;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергети­ческой эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
  • и другие нормативно-правовые документы.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» осу­ществляет следующие функции на территории Дальневосточного ФО:

  • координирует деятельность по реализа­ции государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охраня­емых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и страте­гических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации);
  • контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.