Государственная политика управления в области использования и охраны водных ресурсов осуществляется путем принятия и использования федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Объектом государственной политики управления в области использования и охраны водных ресурсов России являются отношения в сфере водопользования. Предметом такой политики являются водные объекты.

Водным кодексом Российской Федерации (гл. 3) определены основные принципы водного законодательства, в т.ч. такие, как «приоритет охраны водных ресурсов перед их использованием» и «приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования».

Водным кодексом Российской Федерации (гл. 4) определено осуществление государственного управления в области использования и охраны водных объектов путем реализации следующих полномочий органов государственной власти Российской Федерации, в том числе:

  1. владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
  2. разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
  3. осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
  4. организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  5. установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  6. утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
  7. определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  8. установление режимов пропуска паводков, специальных пропусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ и другое.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года закрепила базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Она предусматривает, в частности, принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. В этих условиях эффективная организация системы управления водными ресурсами приобретает особое значение. Основными целями Стратегии являются:

  1. гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;
  2. охрана и восстановление водных объектов;
  3. обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Для реализации целей и задач Стратегии Правительством Российской Федерации утверждена (постановление от 19.04.2012 г. № 350) федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». Государственным заказчиком – координатором программы утверждено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Кроме Минприроды России государственными заказчиками Программы определены Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидромет и Росрыболовство.

Согласно Стратегии основными направлениями совершенствования государственного управления в области использования и охраны водных объектов (ИОВО) являются развитие принципов интегрированного управления водных ресурсов (ИУВР), механизмов обеспечения сбалансированного развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации, усиление роли Российской Федерации в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов.

Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» определены и уточнены основные направления современной государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:

  1. охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
  2. повышение энергоэффективности путем экономного потребления воды;
  3. снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
  4. обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  5. обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.