Государственная политика управления в области использования и охраны водных ресурсов осуществля­ется путем принятия и использования федеральных за­конов, указов Президента Российской Федерации, нор­мативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления в пределах сво­их полномочий.

Объектом государственной политики управления в области использования и охраны водных ресурсов России являются отношения в сфере водопользования. Предметом такой политики являются водные объекты.

Водным кодексом Российской Федерации (гл. 3) определены основные принципы водного законода­тельства, в т.ч. такие, как «приоритет охраны водных ресурсов перед их использованием» и «приоритет ис­пользования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования».

Водным кодексом Российской Федерации (гл. 4) определено осуществление государственного управле­ния в области использования и охраны водных объек­тов путем реализации следующих полномочий органов государственной власти Российской Федерации, в т.ч.:

  1. владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственно­сти;
  2. разработка, утверждение и реализация схем ком­плексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
  3. осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной во­дных объектов;
  4. организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  5. установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  6. утверждение порядка подготовки и принятия ре­шения о предоставлении водного объекта в пользова­ние, порядка подготовки и заключения договора водо­пользования;
  7. определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  8. установление режимов пропуска паводков, специальных пропусков, наполнения и сработки (выпу­ска воды) водохранилищ и другое.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года закрепила базовые принципы государ­ственной политики в области использования и охра­ны водных объектов. Она предусматривает, в частно­сти, принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. В этих условиях эф­фективная организация системы управления водными ресурсами приобретает особое значение. Основными целями Стратегии являются:

  1. гарантированное обеспечение водными ресурса­ми населения и отраслей экономики;
  2. охрана и восстановление водных объектов;
  3. обеспечение защищенности от негативного воз­действия вод;

Для реализации целей и задач Стратегии Прави­тельством Российской Федерации утверждена (поста­новление от 19.04.2012 г. № 350) федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». Государ­ственным заказчиком - координатором программы утверждено Министерство природных ресурсов и эко­логии Российской Федерации. Кроме Минприроды Рос­сии государственными заказчиками Программы опре­делены Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидро­мет и Росрыболовство.

Согласно Стратегии основными направлениями совершенствования государственного управления в области использования и охраны водных объектов (НОВО) являются развитие принципов интегрирован­ного управления водных ресурсов (ИУВР), механизмов обеспечения сбалансированного развития водохозяй­ственного комплекса Российской Федерации, усиление роли Российской Федерации в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов.

Федеральным законом «О водоснабжении и водо­отведении» определены и уточнены основные направ­ления современной государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:

  1. охрана здоровья населения и улучшения каче­ства жизни населения путем обеспечения бесперебой­ного и качественного водоснабжения и водоотведения;
  2. повышение энергоэффективности путем экономного потребления воды;
  3. снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
  4. обеспечение доступности водоснабжения и во­доотведения для абонентов за счет повышения эффек­тивности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  5. обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвести­ций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.