Несмотря на масштабы водного фонда, восстановление, использование и охрана вод в Российской Федерации характеризуется целым рядом водохозяйственных проблем. Одной из особенностей российского водопользования яв­ляется то, что на наиболее освоенные районы европейской части страны, где сосредоточена основная часть населения и производственно­го потенциала, по географическим, климати­ческим, гидрологическим причинам, прихо­дится только около 10% водных ресурсов. К комплексу объективных природных факторов во все большей степени добавляются специ­фические водохозяйственные проблемы, связанные с повседневным обеспечением населе­ния и экономики страны качественной водой для питьевых и хозяйственных нужд, защи­той граждан, их построек и имущества, а так­же различных предприятий и коммуникаций от вредного воздействия вод. Тесным образом с проблемой комплексного, т.е. отвечающего многим потребностям, водопользования связа­ны вопросы гидроэлектроэнергетики, рыбного хозяйства и ирригации, водного (прежде всего речного) транспорта, наращивания и поддержания в должном состоянии многочисленных транспортных коммуникаций и подводных со­оружений и устройств. Все более существенное звучание приобретает задача удовлетворения граждан качественной питьевой водой и сани­тарной безопасности водоснабжения.

В России создан и функционирует доста­точно мощный водохозяйственный комплекс, включающий около 65 тыс. водохозяйственных объектов, в том числе около 30 тыс. регулиру­ющих речной сток водохранилищ и прудов. В стране действует 37 крупных систем межбас­сейнового перераспределения водных ресур­сов по каналам общей протяженности порядка 17 млрд м3. Указанное перераспределение воды ведется, как правило, в вододефицитные реги­оны.

Прогнозные ресурсы подземных вод в Рос­сии в настоящее время равняются почти 870 млн м3 /сутки (немногим менее 320 км3 в год).

Все элементы водно-ресурсных активов и водного хозяйства создают надежные пред­посылки социально-экономического развития страны не только в настоящее время, но и на от­даленную перспективу.

По оперативным данным Росгидромета об­щее число опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ), включая агрометеорологические и гидрологические опасные явления, в 2014 г. составило 898 ед. Это немного меньше, чем в 2013 г., когда их было зафиксировано 963 ед. Из всех 898 ОЯ в 2014 г. 368 явлений нанесли зна­чительный ущерб отраслям экономики и жизне­деятельности населения.

В 2014 г. на территории Российской Феде­рации было зарегистрировано 2958 случаев вы­сокого загрязнения (ВЗ) и экстремально высо­кого загрязнения (ЭВЗ) водных объектов.

Как и в предыдущие годы, максимальную на­грузку от загрязнения испытывали бассейны рек Оби, Волги и Амура, на долю которых приходит­ся свыше 70% всех случаев ВЗ и ЭВЗ от их об­щего числа в целом по стране. При этом на долю бассейна Волги приходится 38% случаев ВЗ ЭВЗ.

Что касается использования воды в отчет­ном 2014 г., то оно в значительной степени ис­пытало разновекторное и разнородное воздей­ствие ряда факторов.

В 2014 г. водозабор составил 70,8 млрд м3 с учетом Крымского федерального округа и около 70,4 млрд м3 без этого округа. При этом по срав­нению с 2013 г. произошел рост данного показа­теля почти на 0,7 % (в сопоставимой структуре, т.е. без учета Крымского ФО; до 2014 г. он не отражался). Характерно, что увеличение ВВП страны в сопоставимых ценах за рассматривае­мый период составило примерно 0,6%.

Объем оборотного и повторно-последова­тельного водоснабжения в 2014 г. был на уров­не 136,6 млрд м3 (136,4 млрд м3 без учета Крым­ского ФО против 138,4 млрд м3 в 2013 г.). Вели­чина потерь вод при транспортировке в 2014 г. оказалась на уровне 7,7 млрд м3 против 7,0 млрд м3 в предыдущем году (потери по Крымскому ФО относительно не велики).

Сброс загрязненных сточных вод умень­шился до 14,8 млрд м3 (в т.ч. менее 0,1 млрд м3 в КФО). Это примерно на 3% меньше, чем в 2013 г.

Если говорить о водоемкости всей экономи­ки страны - то есть об отношении забора воды на все нужды к валовому общественному про­дукту, исчисленному в рыночных текущих це­нах - то она составила в 2014 г. менее 1 м3/тыс. руб. (2013 г. - 1,06 м3/тыс. руб., в 2012 г. - 1,16 м3/тыс. руб.).

Общая сумма всех видов затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов, поддающихся учетной идентификации и стати­стическому отражению, в 2014 г. (в ценах этого года) составила порядка 225-230 млрд руб., что более чем на 10 % выше уровня 2013 г.

Весьма серьезные вопросы предстоит ре­шить в области водоснабжения населения ка­чественной питьевой водой. Из общего объема воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населенных пунктов, через си­стемы водоподготовки в настоящее время про­пускается всего лишь порядка 60%; в сельских населенных пунктах этот показатель не превы­шает 20%. При этом основная часть сельских поселений вообще не имеет водопроводов.

Лишь 84% городского жилищного фонда обеспечено канализацией, а по сельским насе­ленным пунктам этот уровень составляет всего 40%. При этом далеко не весь объем отводимых сточных вод пропускается через очистные соо­ружения хотя бы с первичной очисткой.

Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации по имеющим­ся оценкам достигает 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. км2. Павод­коопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская об­ласти, Забайкалье, Средний и Южный Урал, ни­зовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного раз­рушения берегов в России находятся 450 на­селенных пунктов. Основными последствия­ми разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а так­же развитие оползневой опасности на застроен­ных территориях.

Одним из наиболее распространенных про­явлений негативного воздействия вод в Россий­ской Федерации, характеризующихся значитель­ным масштабом наносимого ущерба, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного освоения.

Итоги последних лет свидетельствуют о не­обходимости значительного повышения внима­ния к техническому состоянию гидротехниче­ских сооружений (ГТС), оперативной ликвида­ции аварийного состояния многих из них. Требу­ется обеспечить финансирование восстановле­ния комплексов гидротехнических сооружений и эксплуатационных затрат по ним до норматив­ного уровня обеспечения безопасности. Следует продолжить практические шаги по ликвидации бесхозяйных ГТС. Также стоит задача повысить эффективность надзора за своевременным де­кларированием безопасности ГТС.

Как известно, в целях устранения преречис­ленных недостатков и решения иных проблем в 2009 г., была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации (см. рас­поряжение Правительства Российской Федера­ции от 27.08.2009 г. № 1235-р). Указанные до­кументы определили основные направления по ликвидации негативных явлений в функциони­ровании водохозяйственного комплекса страны на ближайшую перспективу.

Следует напомнить, что конкретными стра­тегическими целями и приоритетными направ­лениями согласно данной Стратегии являются три аспекта:

1) гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, предусматривающее в свою очередь:

  • повышение рациональности использова­ния водных ресурсов;
  • ликвидацию дефицита водных ресурсов;
  • обеспечение населения Российской Феде­рации качественной питьевой водой;

2) охрана и восстановление водных объектов;

3) обеспечение защищенности от негатив­ного воздействия вод.

Повышение рациональности водопользо­вания достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного по­требления воды в технологических процессах, на хозяйственно-бытовые нужды. При этом снижение потерь воды в водоподводящих и во­доотводящих системах ЖКХ и АПК требует ре­конструкции и модернизации водопроводно-ка­нализационных объектов, восстановления и устройства облицовки каналов, реконструкции оросительных сетей, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования.

Снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах дости­гается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного во­доснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях.

В регионах, испытывающих дефицит водных ресурсов, должны быть осуществлены строитель­ство и реконструкция гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водо­хранилищ и увеличения водоотдачи, реконструк­ция водохозяйственных систем, проведение поис­ковых работ, постановка на госучет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подзем­ных вод, строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию ВХК страны.

Для обеспечения населения качественной питьевой водой должен быть предусмотрен ком­плекс взаимоувязанных мероприятий, осущест­вляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, организа­циями промышленности, финансового сектора, научными организациями и направленных на бесперебойное обеспечение населения страны чистой водой.

Учитывая высокую капиталоемкость сек­тора водоснабжения и водоотведения, а также длительные сроки окупаемости инвестицион­ных проектов, развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населен­ных пунктах, и сельской местности должно обеспечиваться с помощью государственных инвестиций в форме софинансирования регио­нальных программ.

Также должны реализовываться меропри­ятия по нормативно-правовому обеспечению в области снабжения населения чистой питьевой водой, прежде всего в части установления тре­бований к качеству питьевой воды, технологи­ческим системам и производственным процес­сам, информационно-аналитическому сопрово­ждению и мониторингу реализации програм­мы, пропаганде и информированию населения о достигнутых результатах.

Защита от негативного воздействия и улуч­шение качественного состояния водных объек­тов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на эти объекты, их вос­становлению, ликвидации накопленного эколо­гического ущерба, а также осуществлению мер по охране от загрязнения подземных вод.

Основными направлениями действий, обе­спечивающих снижение антропогенной нагруз­ки на водные объекты, являются сокращение поступления в них загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и ре­конструкции очистных сооружений на предпри­ятиях промышленности и ЖКХ, организация и очистка поверхностного стока с селитебных тер­риторий и промышленных площадок, обустрой­ство зон санитарной охраны источников питье­вого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осущест­вление противоэрозионных мероприятий на зем­лях сельскохозяйственного назначения и др.

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного не­гативного воздействия вод и снижение ущерба от них необходимо осуществить путем прове­дения мер, направленных на формирование эф­фективных систем предупреждения и защиты от наводнений в границах речных бассейнов.

Основными направлениями совершенство­вания государственного регулирования/управления в области использования и охраны во­дных объектов являются развитие принципов интегрированного управления водными ресур­сами, механизмов обеспечения сбалансирован­ного развития ВХК страны, усиление роли Рос­сии в решении глобальных проблем в области использования и охраны водных ресурсов.

Что касается развития и совершенствова­ния системы государственного мониторинга во­дных объектов, включая развитие и модерниза­цию государственной наблюдательной сети, то здесь требуется обратить первоочередное вни­мание на следующее.

Для представления объективной информа­ции об использовании забранной воды и других видах водопользования, качестве природных вод, состоянии водохозяйственных систем и т.д. в принципе необходимы: масштабные и про­думанные мероприятия, а также финансовые ресурсы; организация мониторинга раннего обнаружения высокого и экстремально высо­кого загрязнения вод; оснащение лабораторий современным оборудованием и приборами; установка технических средств наблюдения на водохозяйственных системах и сооружениях; внедрение механизма обмена информацией с организациями, осуществляющими монито­ринг загрязнения вод и контроль качества во­дных ресурсов.

В рамках совершенствования мониторинга подземных вод должно быть предусмотрено со­здание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государ­ственной опорной наблюдательной сети и актуа­лизация нормативно-методической базы ведения государственного мониторинга состояния недр.

Необходимыми условиями развития ка­дрового потенциала водохозяйственного ком­плекса являются совершенствование системы управления подготовки кадров, переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, открытие новых направлений и специальностей, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и программ обуче­ния, соответствующих потребностям развития водного хозяйства. Вместе с тем предстоит ре­ализовать мероприятия по формированию про­фессиональной культуры и ценностных ориен­тиров, созданию системы стимулов для привле­чения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним специальным образованием.

В целях повышения информированности населения об основных направлениях развития водохозяйственного комплекса и о принимае­мых органами государственной власти управ­ленческих решениях, его (населения) образова­ния и просвещения в рассматриваемой области знаний должна быть осуществлена реализация комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных на сегодняш­ний день технологий по связям с общественно­стью и развитие многостороннего диалога всех заинтересованных участников.

Конкретным выражением всего вышеиз­ложенного стало, в частности принятие и ре­ализация Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Рос­сийской Федерации в 2012-2020 годах» (утвер­ждена постановлением Правительства России от 19.04.2012 г. № 350).

Государственными заказчиками этой Про­граммы определены Минприроды России, Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидро­мет, Росрыболовство. Госзаказчик-координатор - Минприроды России.

Следует также отметить, что помимо вы­полнения вышеупомянутой и некоторых других федеральных целевых программ, одной из акту­альнейших задач развития водохозяйственного/ водоохранного комплекса России было и оста­ется продолжение своевременной подготовки и принятия дополнительных нормативно-пра­вовых актов, вытекающих из Водной стратегии России, Водного кодекса Российской Федера­ции, основополагающих документов, опреде­ляющих и регламентирующих общегосударственную социально-экономическую политику, а также соблюдение внешних интересов и меж­дународных обязательств страны.