В рамках реализации межправительствен­ных и межведомственных соглашений созданы и на плановой основе действуют рабочие органы, рассматривающие широкий спектр вопросов в области охраны окружающей среды сформиро­вана нормативная правовая база сотрудничества.

В Правительстве РФ существует несколько органов государственной власти (структур), в ведении которых находятся вопросы, связан­ные с использованием и охраной трансгранич­ных водных объектов. К ним относятся: МИД России, Минприроды России, Росгидромет, Росводресурсы, Росрыболовство, Росморреч- транс, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. В центральных аппаратах каждой из этих ведомств существуют департаменты или отделы, курирующие вопро­сы международного сотрудничества. Парал­лельно в этом направлении ведут значительную работу территориальные органы министерств и агентств. Практическую работу по организации деятельности совместных комиссий, действу­ющих в соответствии с Соглашениями между странами, выполняет Федеральное агентство водных ресурсов России.

Международная практика использования трансграничных водных объектов, основан­ная на принципах устойчивого развития, пред­полагает согласованные действия государств в бассейнах трансграничных водотоков при осуществлении водохозяйственных работ, ис­пользовании и охране водных объектов на ос­нове международных договоров и соглашений. Стремление к бесконфликтному использова­нию трансграничных вод, сохранению их чи­стоты в условиях возрастающей антропогенной нагрузки обусловливает многолетнюю актив­ность России в вопросах всемирного водного партнёрства и ратификацию ею ряда междуна­родных актов, регулирующих охрану и исполь­зование трансграничных вод.

Приоритетными направлениями деятель­ности комиссий институтов уполномоченных являются, прежде всего, организация совмест­ного мониторинга трансграничных водных объектов, обмен гидрологической и гидрохи­мической информацией, согласование режимов использования водных ресурсов и трансгранич­ных водных объектов, координация противо­паводковых мероприятий и действий в чрезвы­чайных ситуациях, а также совместные науч­ные исследования.

Практический опыт и итоги сотрудничества России с сопредельными государствами свиде­тельствуют о том, что даже при расхождении мнений и наличии противоречий по вопросам использования и охраны трансграничных вод­ных ресурсов создают новые возможности и позволяют преодолевать разногласия сторон, способствуют решению задач по стабилизации экологического состояния трансграничных вод, и развитию экономик сопредельных стран.

В целом, международное сотрудничество России отличается достаточной конструктивно­стью и в рамках многих совместных комиссий вопросы использования и охраны трансгранич­ных водных объектов решаются достаточно эф­фективно. Тем не менее, необходимо добиваться, прежде всего, согласования национальных про­грамм и планов действий по использованию во­дных ресурсов трансграничных водных объектов.

В настоящее время международное сотруд­ничество России по вопросам совместного ис­пользования охраны трансграничных водных объектов осуществляется в рамках межправи­тельственных соглашений с Азербайджаном, Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Китаем, Монголией, Норвегией, Украиной, Эстонией и Финляндией через деятельность межправитель­ственных комиссий и рабочих групп.

Составы межправительственных комиссий формируются из числа представителей феде­ральных министерств и ведомств (Минприро­ды, Росводресурсы, Росгидромет, Росприрод- надзор, Роснедра, Роспотребнадзор, Минтранс России, Минэнерго России, Минсельхоз Рос­сии, Росрыболовство, пограничные службы РФ, МИД России), субъектов РФ пригранич­ных территорий, представителей науки.

Состав рабочих органов демонстрирует ту многогранность трансграничных водных отно­шений, которая фокусирует в себе экономиче­ские, хозяйственные, экологические интересы, которые сосредотачиваются при использова­нии водных ресурсов, трансграничных водных объектов. Это обмен гидрологической и гидро­химической информацией, согласование режи­мов использования водных ресурсов трансгра­ничных водохозяйственных систем, проведе­ние совместных научных исследований.

Российско-Финляндское сотрудничество

Примером эффективного и долголетне­го сотрудничества можно назвать работу со­вместной Российско-Финляндской комиссии. Соглашение между СССР и Финляндской Ре­спубликой о пограничных водных системах от 24.04.1964 г., охватывает практически все водохозяйственные и экологические аспекты. Процессы региональной интеграции протекают в двух основных направлениях - межгосудар­ственное сотрудничество и сотрудничество на уровне региональных (местных) властей. Со­гласно Соглашению 1964 г. действует Двусто­ронняя комиссия (ДК), в которую входят пред­ставители водохозяйственных, экологических и рыбохозяйственных ведомств, МИДа и погра­ничных служб Сторон.

Положительной оценки заслуживает мно­госторонность деятельности Комиссии, оно ка­сается всех аспектов водного управления. В его рамки входят вопросы производства энергии на ГЭС, регулирование уровней воды, водного транспорта, охрана водных объектов, рыбное хозяйство и мелиорация, а также развитие эко­номических условий в приграничных районах. Работа Комиссии строится на принципах рав­ноправия, стремления найти решение, прием­лемое для каждой из сторон. Решения Комис­сии для стран-участниц Соглашения является приоритетным. За многие годы сотрудничества сложился определенный стиль работы, в основе которого - полное доверие и открытость.

Основные решаемые в рамках соглаше­ния вопросы: регулирование стока оз. Сайма и р. Вуоксы с целью уменьшения последствий от высоких паводков; договор о плотинах в Иматре и Светогорске; охрана пограничных водных систем; защита и поддержание запасов рыбы.

Озеро Сайма в Финляндии соединено Сайменским каналом с Выборгским заливом, а р. Вуокса - с Ладожским озером. На р. Вуоксе построено 4 ГЭС (2 в Финляндии, 2 - в России).

На берегах озера и реке расположены промыш­ленные предприятия, преимущественно лесопе­рерабатывающие и металлургические, отходы которых загрязняют окружающую среду. Здесь актуальны такие проблемы, как борьба с под­топлением прибрежной зоны Ладожского озе­ра при таянии снегов; обеспечение выработки электроэнергии и уменьшение загрязнения вод.

В соответствии с Соглашением решениями правительств сторон создана и с 1966 г. работает Совместная Российско-Финляндская комиссия, к основным результатам деятельности которой относятся: прекращение молевого сплава на пограничных водных системах; улучшение ка­чества воды, достигнутое за счет строительства очистных сооружений на предприятиях, расположенных в бассейнах пограничных водных си­стем; сохранение рыбных запасов, в том числе ценных пород рыб; согласованное регулирова­ние гидрологических режимов трансграничных водных объектов и водохозяйственных систем.

Неурегулированным на сегодняшний день остается вопрос об обязательствах российской стороны в области совместного проведения с Финляндией мероприятий по сохранению рыб­ных запасов озера Инари.

Опыт работы Комиссии имеет международ­ное значение, был использован при подготовке Конвенции ЕЭК ООН по охране и использова­нию трансграничных водотоков и международ­ных озер (Хельсинки, 1992) и явился моделью организации сотрудничества других стран в во­просах совместного (двустороннего) использо­вания трансграничных водных объектов.

Деятельность Комиссии по использованию пограничных водных систем является приме­ром эффективного долгосрочного трансгранич­ного сотрудничества, к основным результатам деятельности которой относятся прекращение молевого сплава на пограничных водных си­стемах; улучшение качества воды, достигнутое за счет строительства очистных сооружений на предприятиях, расположенных в бассейнах пограничных водных систем; сохранение рыб­ных запасов, в том числе ценных пород рыб; согласованное регулирование гидрологических режимов трансграничных водных объектов и водохозяйственных систем, в результате чего минимизировано негативное воздействие ве­сенних и летних паводков на прибрежные тер­ритории сторон; разработка совместных мето­дик оценки и правил контроля качества погра­ничных вод.

Регулярно проходят сессии Совместной Российско-Финляндской комиссии по исполь­зованию пограничных водных систем.

Российско-Эстонское сотрудничество

Межправительственное Российско-Эстон­ское соглашение о сотрудничестве в области охраны и рационального использования транс­граничных вод было подписано 20.08.1997 г. Действие Соглашения распространяется на бассейн реки Нарва, включая Чудско-Псков­ское озеро. В рамках программы сотрудниче­ства проведена инвентаризация всех транс­граничных водных объектов и источников загрязнения, разработана и внедрена система совместного мониторинга, включая интерка­либрацию методов анализа проб воды, выпол­нен расчет загрязнения вод от аэрозольного пе­реноса Балтийской и Эстонской ГРЭС и др. С целью экологического образования населения, особенно школьников, проводится ежегодный Международный конкурс «Мир воды глазами детей».

Российско-Белорусское сотрудничество

Основываясь на принципе разумного и справедливого использования трансграничных водных объектов, руководствуясь Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г., учитывая положения Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 г., стремясь реализовывать положения Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. в г. Минске 24 мая 2002 г. между Прави­тельством Российской Федерации и Правитель­ством Республики Белорусь было заключено Соглашение о сотрудничестве в области охра­ны и рационального использования трансгра­ничных водных объектов.

Взаимоотношения с Беларусью в области охраны и рационального использования транс­граничных вод находятся на начальном этапе своего развития.

Основной акцент в работе Комиссии дела­ется на проведение работы по инвентаризации трансграничных водных объектов и основных источников загрязнения в их бассейнах, являю­щихся потенциальными источниками трансгра­ничного загрязнения вод.

В настоящее время российской и белорус­ской сторонами начата проработка вопроса о возможности внедрения межгосударственной автоматизированной системы - в трансгранич­ном бассейне рек Днепр и Западная Двина.

Подтвердило свою эффективность совмест­ное проведение практических семинаров специ­алистов, которые начинали формироваться в недрах Российско-Белорусской Межправитель­ственной комиссии на базе лабораторий сто­рон, которые оснащены современным оборудо­ванием. Эта практика теперь экстраполируется на другие межправительственные соглашения и также позволяет достаточно оперативно ре­шать все вопросы сотрудничества.

Российско-Украинское сотрудничество

Положительной оценки заслуживает со­трудничество России с Украиной, отношения с которой регулируются Соглашением о совмест­ном использовании и охране трансграничных водных объектов, подписанного в 1992 г.

Отношения с Украиной в области охраны и использования трансграничных водных объек­тов можно отнести к разряду конструктивных. В рамках Соглашения осуществляется сотруд­ничество по охране и использованию водных ресурсов бассейнов рек Днепр и Северский До­нец, а также целый ряд малых рек Азовского бассейна. Основные направления сотрудниче­ства: мониторинг, регулирование режимов ис­пользования вод, водоохранные и противопа­водковые мероприятия. Сторонами обеспечива­ется координация мер по пропуску половодья и режимам работы водохранилищ на территории России и Украины в период прохождения пика половодья. Разработаны перечни мероприятий, направленных на улучшение состояния каче­ства вод трансграничных водных объектов и грунтовых вод в пограничных створах бассей­нов рек Днепр и Северский Донец, утверждена совместная программа восстановления и охра­ны трансграничных водных объектов бассейна р. Десна на территориях Брянской и Чернигов­ской областей. Прорабатывается вопрос о соз­дании Международного центра подготовки, переподготовки и обмена опытом работников водного хозяйства. Одним из результатов со­трудничества в рамках данного соглашения является внедрение для совместного исполь­зования автоматизированной системы обмена оперативной водохозяйственной информацией о состоянии и использовании водных ресурсов бассейна реки Северский Донец. Использова­ние данной системы в значительной степени повысило оперативность и качество принимае­мых решений. Соглашением было определено, что совместным органом является совещание Уполномоченных правительств сторон. За ис­текший период состоялось восемь совещаний Уполномоченных сторон, разработан порядок обмена информацией, взаимодействия в чрез­вычайных ситуациях, управления использова­нием и охраной водных ресурсов, совместного контроля качества вод в пограничных створах. Налажена координация сотрудничества в при­граничных областях России и Украины. Ак­тивно участвуют в сотрудничестве областные экологические и водохозяйственные органы. За истекший период все сложные вопросы успеш­но разрешались в рамках соглашения.

Азовское море является внутренним водо­ёмом России и Украины. В связи с отсутстви­ем в настоящее время линии государственной границы по водной акватории оба государства вправе осуществлять деятельность по добыче водных биоресурсов на всей акватории Азов­ского моря.

Порядок осуществления добычи водных биоресурсов в Азовском море ежегодно регу­лируется решениями Российско-Украинской комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море, созданной в соответствии с Соглашением от 14 сентября 1993 г. между Комитетом Рос­сии по рыболовству и Госкомитетом Украины по рыбному хозяйству, рыбной промышлен­ности, по вопросам рыболовства в Азовском море. В рамках ежегодных решений Комиссии также определяется состояние запасов водных биоресурсов, устанавливаются объёмы их изъя­тия на очередной календарный год для каждого государства, согласовывается порядок проведе­ния и объёмы научно-исследовательских работ, порядок осуществления контроля за изъятием водных биоресурсов со стороны уполномочен­ных органов государств.

Национальное законодательство России и Украины в сфере рыболовства и сохранения вод­ных биоресурсов имеет очень большие разли­чия. Поэтому решение Комиссии является, по сути дела, единственным инструментом Рос­сии для установления паритетных с Украиной условий эксплуатации запасов водных био­ресурсов в Азовском море. При этом нацио­нальное законодательство Украины в области рыболовства создает условия, при которых украинские рыбодобывающие организации изначально оказываются в значительно более выгодных условиях при ведении промысла. Необходимо отметить, что все воспроизвод­ственные предприятия, обеспечивающие ис­кусственное воспроизводство запасов ценных промысловых видов рыбы в Азовском море, расположены на территории России.

Тридцать четыре трансграничных водных объекта находятся на территории Брянской области. Это 16 рек, пересекающих границы Украины, и 18 - Беларуси. В соответствии с соглашением о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов по­строены свайные гидрологические посты - на р. Десне, у населенного пункта Камень Новгород-Северского района Черниговской обла­сти, и на реке Снов, у с. Забрама Климовского района Брянской области. С того же времени в пунктах контроля и на гидрологических по­стах проводятся совместные отборы проб по­верхностных и подземных вод для определе­ния гидрохимических и радиологических по­казателей. Под контролем находятся рр. Дес­на, Снов, Судость, Сейм, Знаменка, Бобрик и др. Ежегодно происходит обмен данными о состоянии использования водных объектов в бассейне р. Днепра (бассейн р. Десны) между Днепровским, Деснянским БУВР и отделом водных ресурсов Московско-Окского БВУ по Брянской области.

На встречах Уполномоченных Кабинета министров Украины и Правительства РФ по бассейну р. Днепр рассматриваются вопросы о ходе выполнения совместных решений, в т.ч. о подготовке и пропуске летне-осенних павод­ков; оценке качества трансграничных вод и мероприятиях по его улучшению; проведении практических семинаров между работниками лабораторных служб Российской Федерации и Украины; выполнении водоохранных меро­приятий на трансграничных реках; реализа­ции «Плана мероприятий по восстановлению и охране трансграничных водных объектов бассейна р. Десна на территории Чернигов­ской и Брянской областей на 2012-2014 годы» продолжению гидрохимического контроля в трансграничных створах водных объектов и осуществлению регулярного обмена гидрохи­мической информацией о состоянии качества с использованием программного комплекса «Система межгосударственного обмена дан­ными состояния и использования водных объ­ектов»; по информированию пограничных служб Российской Федерации и Украины о проведении совместных отборов проб воды на гидрохимический анализ в утвержденных створах в рамках выполнения межправитель­ственного Соглашения о совместном исполь­зовании и охране трансграничных водных объектов и утвержденных программ контроля качества воды в пограничных створах транс­граничных водных объектов; одобрить прак­тику проведения семинаров для специалистов аналитических служб Российской Федерации и Украины по бассейну р. Днепра.

Российско-Абхазское сотрудничество

В соответствии с Соглашением между Пра­вительством России и Правительством Респу­блики Абхазия о сотрудничестве в области ох­раны и рационального использования трансгра­ничных водных объектов (распоряжение Пра­вительства РФ от 08.06.2011 г. № 981-р) была создана Межгосударственная комиссия.

Российско-Азербайджанское сотрудничество

Взаимодействие с Азербайджаном в тече­ние длительного времени осуществлялось в условиях отсутствия договорной базы, регули­рующей вопросы двусторонних отношений в области совместного использования и охраны трансграничных вод. Долгое время подписание предложенного российской стороной согла­шения о паритетном делении водных ресур­сов затягивалось Азербайджаном. Лишь после принятия решения о строительстве на р. Самуре собственных инженерных водозаборов для Дагестана 03.09.2010 г. было подписано Соглашение между Правительством России и Правительством Азербайджана о рациональ­ном использовании и охране трансграничной реки Самур.

На заседаниях Совместной Российско­Азербайджанской комиссии по распределению водных ресурсов трансграничной реки Самур обсуждались вопросы, касающиеся обмена информацией между Сторонами об объемах вододеления и экологического попуска на Самурском гидроузле, создания системы постов гидрологических наблюдений на пограничном участке трансграничной реки Самур, обмен ин­формацией о результатах мониторинга подзем­ных вод и оценке возможного влияния подзем­ных водозаборов на сток трансграничной .

Российско-Казахстанское сотрудничество

Россия и Казахстан имеют не только одну из самых протяженных границ в мире, но и множество общих водотоков, которые приоб­рели статус международных в связи с распадом Союза. Совместное использование трансгра­ничных рек предполагает поиск компромис­сов в решении многих сложных проблем, что отвечает интересам государств и способствует налаживанию конструктивного диалога в раци­ональном потреблении, охране и управлении водными ресурсами.

В последние десятилетия накопился целый комплекс экологических проблем, в частности в бассейне р. Урала - уникального природного объекта, водной артерии особого государствен­ного значения не только для маловодного Ка­захстана, но и для России. Акватория и пойма реки, общая протяженность которой составляет 2 428 км, - национальное богатство и основа жизнедеятельности населения обширного гео­графического региона двух граничащих госу­дарств. Кроме того, это единственное природ­ное нерестилище осетровых рыб Каспийского бассейна. В последние годы общая экологи­ческая ситуация вокруг Урала претерпела су­щественные изменения не в лучшую сторону: уровень содержания шестивалентного хрома в р. Илек (приток Урала) в отдельные периоды значительно превышает предельно допустимую концентрацию, не снижается объем промыш­ленных стоков крупных предприятий - загряз­нителей из России и Казахстана, увеличивают­ся темпы заиливания русла реки. В связи с этим сегодня требуются системные дноочиститель­ные и берегоукрепительные работы, очистка русла от завалов, принятие кардинальных мер по восстановлению популяции уральско-ка­спийских осетровых пород рыб, которая, по данным российских ученых, за последние три десятилетия сократилась более чем в 30 раз!

Еще одна актуальная проблема для Ка­захстана - зарегулированность речного сто­ка в верхней части бассейна Урала крупными водохранилищами - Верхнеуральским, Маг­нитогорским, Ириклинским и Верхнекумакским, распашка целинных и залежных земель, вырубка пойменных и водораздельных лесов, хозяйственная деятельность предприятий чер­ной и цветной металлургии, истощение водных биоресурсов - все это оказывает сильнейшее воздействие на речной бассейн, превращая его в безжизненную территорию, не оставляя на­дежды на возрождение. Антропогенное воздей­ствие на р. Урал происходит со стороны Орен­бургского и Карачаганакского газопромышлен­ных комплексов, а также предприятий по добы­че и переработке углеводородного сырья.

Самым крупным левобережным притоком р. Урала является трансграничная р. Илек, про­текающая по Актюбинской области Казахстана и Оренбургской области России. Если р. Урал переносит негативные экологические послед­ствия хозяйственной деятельности человека из России в Казахстан, то трансграничный пере­нос вредных веществ с территории Казахстана в Россию осуществляется благодаря р. Илек, воды которой несут в Оренбургскую область загрязнения тяжелыми металлами в огромных количествах. В этой реке содержатся такие опасные элементы, как бор и хром, что делает ее непригодной для использования жителями го­родов и сел, расположенных ниже по течению. Уровень содержания в воде хрома в отдельные периоды превышает ПДК в 7 раз. Источником загрязнения воды бором считаются бесхозные объекты, оставшиеся после бывшего Актю- бинского химзавода им. С. Кирова. Наиболее опасными являются бывшие шламонакопите­ли, построенные без противофильтрационного экрана, что привело к обширному загрязнению бором подземных вод и р. Илек. Кроме того, в реку периодически сбрасываются недоочищенные сточные воды в объеме до 10,0 млн куб. м г. Актобе, где в неудовлетворительном состоя­нии находится комплекс очистных сооружений АО «Акбулак».

Основой договорно-правовой базы, регла­ментирующей Российско-Казахстанское со­трудничество по вопросам трансграничных вод, является Соглашение между Правительством РФ и Правительством Казахстана о совместном использовании и охране трансграничных во­дных объектов, заключенное 27.08.1992 г. В со­ответствии с соглашением совместная комиссия решает вопросы регулирования использования водных ресурсов в вододефицитных бассейнах рек Урал, Ишим, Тобол, Иртыш, организации мониторинга качества вод, противопаводковых и водоохранных мероприятий. В связи с тем, что все трансграничные реки в этом регионе зарегулированы водохранилищами, большое значение придается разработке и уточнению их водохозяйственных балансов, корректировке правил использования водных ресурсов, вопро­сам регулирования попусков из водохранилищ. Созданная в рамках реализации Соглашения комиссия постоянное внимание уделяет вопро­сам распределения водных ресурсов рек Малый и Большой Узени между Саратовской областью и Западно-Казахстанской областью Казахста­на. С этой целью создана специальная рабочая группа.

Сотрудничество между двумя странами осуществляется по 7 трансграничным рекам - Урал, Иртыш, Ишим, Тобол, Кигач, Большой и Малый Узень. Между двумя государствами нет принципиальных вопросов по бассейнам трансграничных рек и сотрудничество ведется успешно в рамках договорно-правовой базы. На заседаниях Совместной комиссии сторо­ны обсуждали вопросы по попуску весеннего половодья, наполнения водохранилищ, водо­обеспечение населения и отраслей экономики, проведение водоохранных мероприятий, на­правленных на улучшение состояния водных ресурсов, разработки совместных планов дей­ствий по предотвращению чрезвычайных си­туаций на трансграничных водных объектах и тарифообразования на услуги подачи воды, строительства водохранилищ на р.Большой и Малый Узень, вододеления р. Кигач.

Неудовлетворительное состояние многих трансграничных объектов свидетельствует о необходимости реформирования механизма управления общими водотоками. Причем, как показывает анализ приведенных данных, ло­кальные усилия по оздоровлению водотоков хотя и дорогостоящи, но малоэффективны. Требует доработки и правовой режим эксплу­атации международных рек, который должен учитывать принципы международного права, а также основания здравого смысла: взаимная выгода при совместном использовании водото­ка, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, обязательность взаимных консультаций и обмена информаци­ей, защиты и сохранения речной среды, фауны и флоры и др.

В настоящее время создана Российско-Ка­захстанская межправительственная комиссия по сохранению экосистемы р. Урала. Экспер­ты рекомендуют дополнить ее специальным Фондом спасения Урала, что даст возможность организации единого бассейнового управления и продемонстрировать мировому сообществу инновационный пример разумного взаимовы­годного использования трансграничных рек. Необходимо также: принятие двумя государ­ствами мер по сближению нормативно-право­вой базы в сфере рационального использования и охраны трансграничных водных ресурсов;

разработка и принятие основных принципов распределения воды с учетом водообеспечен­ности обоих государств, состояния водного хо­зяйства, гидрологического режима стока, при­оритетного водопользования; финансирование совместных водохозяйственных мероприятий (особенно в части расчистки русла реки от за­валов); разработка и внедрение целевой и скоординированной госпрограммы по решению проблем р. Урала, как в России, так и в Казах­стане; развитие единой сети ООПТ - принятие нормативно-правового акта об установлении особо охраняемой природной территории вдоль берегов р. Урала на территории России и Ка­захстана; формирование современной системы управления водными ресурсами на основе реа­лизации бассейнового принципа.

Российско-Монгольское сотрудничество

Российско-Монгольское сотрудничество строится в области охраны и рационального ис­пользования трансграничных вод на принципах и нормах международного права, основываясь на соответствующих положениях Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 г. и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правитель­ством Монголии по охране и использованию трансграничных вод (Улан-Батор, 11 февраля 1995 г.). Сотрудничество Сторон в отношении охраны и использования трансграничных вод осуществляется по следующим направлениям:

  • рациональное использование и охрана от загрязнения и истощения водных ресурсов трансграничных вод в целях экологически обо­снованного управления водными ресурсами;
  • изучение водного, гидрохимического, ги­дробиологического и руслового режима вод­ных объектов, водных ресурсов, их качества;
  • обмен гидрологической информацией и прогнозами с целью предупреждения наводне­ний и предотвращения их негативных послед­ствий;
  • изучение и оценка, а также прогнозирова­ние состояния трансграничных вод;
  • разработка методов и технологий по пред­упреждению и ликвидации опасных послед­ствий паводков и других негативных воздей­ствий вод;
  • защита трансграничных вод от загрязне­ния и контроль их качества;
  • обеспечение условий естественной мигра­ции рыб и других водных животных в трансгра­ничных водах.

В целях реализации Соглашения разраба­тываются и реализуются единые бассейновые концепции охраны и использования трансгра­ничных вод; программы мониторинга состоя­ния трансграничных вод, предусматривающие единую методику наблюдений и анализов, пе­речень согласованных гидрологических ство­ров, периодичность отбора проб воды; опре­деляются межгосударственное распределе­ние водных ресурсов по конкретным водным объектам с учетом величины экологического попуска; осуществляется обмен гидрологиче­ской, гидрохимической и гидробиологической информацией; налажен обмен информацией по осуществлению водохозяйственных и водоох­ранных мероприятий; проводятся совместные научные исследования по проблемам охраны и рационального использования водных ресур­сов.

В настоящий момент наработан огромный опыт межгосударственного взаимодействия двух стран в данной области, который не по­лучил должной оценки. Межгосударственное взаимодействие России и Монголии в области охраны и использования трансграничных вод приобретает международную значимость, од­ним из важнейших факторов которой являет­ся сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, главным притоком которого является р. Селенга, берущая свое начало на территории Монголии.

Во взаимоотношениях с Монголией Рос­сийская Федерация исполняет роль «мягкого лидера» с учетом экономических и политиче­ских факторов. Для России такое взаимодей­ствие с Монголией имеет не только экологиче­скую, но и политическую значимость. Испол­няя роль «мягкого лидера», она заинтересована в расширении своего политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, такое взаимодействие в немалой степени обе­спечивает сохранение международного статуса России как гаранта сохранения уникальной экосистемы объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО - озера Байкал.

Вместе с тем существует немало проблем, обусловленных несбалансированностью наци­ональных интересов двух государств в полити­ческой, экономической, экологической сферах и проявляющихся как на законодательном, так и административном уровнях и требующих своего тщательного изучения и последующего разрешения.

Поэтому возникает проблема определения и согласования национальных интересов со­временной России и Монголии, выработки со­гласованных решений по вопросам экологиче­ски обоснованного комплексного управления использованием и охраной их трансграничных водных объектов. Нерешенность этой пробле­мы усугубляется взаимосвязью и взаимозависи­мостью качества водных ресурсов озера Байкал от качества водных ресурсов трансграничных водных объектов.

На заседаниях Совместной Российско-Мон­гольской рабочей группы по выполнению Со­глашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод, обсуждались актуальные вопросы взаимодей­ствия сторон при прохождении паводков в бассейне р. Селенги, состояние трансгранич­ных вод по санитарно-эпидемиологическим и гидрохимическим показателям, о результатах проведения мероприятий по охране поверх­ностных водных объектов и снижению антро­погенного воздействия на них, о выполнении водохозяйственных мероприятий и перспекти­вах развития водохозяйственного комплекса.

Российско-Китайское сотрудничество

Главный трансграничный водный объект у России и Китая - р. Амур. Существуют еще и р. Сунгари, Туманган (Туманная), а также Ир­тыш, впадающий в крупнейшую сибирскую р. Обь. Его верховье - Черный Иртыш - нахо­дится на территории КНР.

Серьезной проблемой на пограничных с Китаем реках является изменение русловых процессов на значительных участках рек, спро­воцированные строительством различного рода гидротехнических сооружений на китайской стороне (около 510 км противопаводковых дамб). Это сопровождается переформировани­ем русла со смещением фарватера реки в рос­сийскую сторону, что сопряжено с возможными территориальными потерями для России при демаркации государственной границы, а также интенсификацией процессов размыва россий­ского берега. Ситуация у г. Хабаровска угро­жает потерей островов Тарабаров и Большой Уссурийский (336 кв. км), создается угроза во­дозабору города, разрушению районов застрой­ки на левом берегу, безопасности судоходства. Интенсивное развитие проток Пемзенской и Бешеной ведет к спрямлению основного русла р. Амура. На современном этапе суммарный сток обеих проток при меженных уровнях со­ставляет 58% стока Амура. Дальнейшее распре­деление основного стока в протоки приведет к постепенному отмиранию современного русла Амура на участке между истоком протоки Пемзенской и протокой Амурской и фактическо­му причленению левобережного пойменного массива к ухвостью Большого Уссурийского острова, что значительно усилит позицию Ки­тая в территориальных притязаниях не только на Большой Уссурийский и Тарабров острова, но и на причлененную пойму. По заданию МПР России институтом «Ленгипроречтранс» разработано ТЭО «Инженерная защита левого бере­га р. Амура в районе г. Хабаровска», в котором выполнена оценка негативных последствий русловых переформирований и рассмотрены возможные варианты стабилизации русловых процессов. За основной в ТЭО принят вариант, предусматривающий устройство каменнона­бросных переливных запруд в истоках обеих проток, крепление левого берега р. Амура гор­ной массой в районе истока протоки Бешеной протяженностью 5,5 км, углубление основного русла Амура на участке 6,0 км в районе истоков проток.

По результатам первой национальной пе­реписи водоёмов, опубликованных китайским Министерством водного хозяйства, уже на про­тяжении 20 лет страна ежегодно теряет не ме­нее тысячи рек. На сегодняшний день в Китае зафиксировано 23 тыс. рек площадью водосбо­ра более 160 км2. 20 лет назад было 50 тыс. рек. По оценкам учёных, виной всему - политика промышленного развития за счёт чрезмерного потребления природных ресурсов.

Расширение городов в современном Китае, строительство предприятий и промышленных парков всё чаще приводит к превращению рек в мусорные свалки. Большинство проектов по резервированию воды ведутся путём перехвата или перенаправления речных потоков. Соору­жения преграждают реке путь и губят её. ООН внесла Китай в список 13 стран с самым боль­шим дефицитом воды. По официальным дан­ным 40% рек страны отравлены, большинство из них настолько, что к воде даже опасно при­коснуться руками.

Другой водной проблемой на россий­ско-китайской границе является река Иртыш. Река зарождается в Китае, проходит там треть пути, затем преодолевает казахстанский этап и приходит на российскую территорию - впадает в Обь. Существует сложнейшая проблема водо­тока Иртыша. Китай еще в 1997 г. начал работу по забору части водотока Иртыша для ороше­ния своих засушливых территорий. Известно, что в Китае ведутся работы по переброске части стока реки Черный Иртыш в безводные районы Синцзян-Уйгурского автономного района, что отрицательно сказывается на водоснабжении ряда регионов Казахстана и России, расположенных в бассейне реки Иртыш. Положение в китайской части бассейна влияет на ситуацию Бухтарминской ГЭС, расположенной в Казах­стане. В свою очередь Бухтарминское водо­хранилище на протяжении десятилетий было гарантом водообеспечения огромного водохо­зяйственного комплекса на участке от Бухтар- минской ГЭС до г. Омска. Последствия прогно­зируемого сокращения стока без адекватных компенсационных мер могут вызвать прекра­щение судоходства и необратимое ухудшение экологических условий на всём протяжении Иртыша до г. Омска. Водохозяйственная обста­новка в бассейне р. Иртыша является важней­шим социально-экономическим показателем, отражающим с одной стороны состояние слож­ного и разветвлённого водохозяйственного комплекса, а с другой стороны способность со­предельных стран Китая, Казахстана и России к конструктивному сотрудничеству в области водно-экономических отношений. Необходима разработка чёткой правовой основы совмест­ного использования водных ресурсов Иртыша тремя заинтересованными сторонами.

Взаимоотношения в сфере охраны и ра­ционального использования трансграничных водотоков с КНР в течение длительного пери­ода времени строились при отсутствии необ­ходимой нормативной правовой базы. Это, в свою очередь, привело к возникновению ряда проблем, связанных, в первую очередь, с несо­гласованным перераспределением китайской стороной части водных ресурсов трансгранич­ных водных объектов - рек Иртыш и Аргунь. Основные направления сотрудничества между Россией и Китаем в области водного хозяйства и охраны окружающей среды в то время были предусмотрены в следующих действующих межправительственных Соглашениях: «О со­трудничестве в области охраны окружающей среды» (1994); «О руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним ак­ваторий на пограничных реках» (1997); «О соз­дании заповедника на оз. Ханка».

Разработанная по соглашению с Китаем от 1986 г. Схема комплексного использования вод­ных ресурсов пограничных участков рек Ар­гунь и Амур была одобрена и принята совмест­ной комиссией только в 2000 г. Разработка Схе­мы предполагала последующее подписание с Китаем соглашения по охране и использованию трансграничных вод. К сожалению, до 2007 г. между Россией и Китаем отсутствовало согла­шение о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод. Российская сторона трижды передавала китайской стороне проект данного соглашения. Однако китайская сторона не проявляла стрем­ления к подписанию этого соглашения. После экологической катастрофы, связанной с ЧС на китайском притоке Амура - Сунгари в ноябре 2005 г. Россия и Китай активизировали приро­доохранное взаимодействие. В августе 2006 г. Госсоветом КНР была принята программа, ко­торая предусматривает создание системы защи­ты р. Сунгари от сточных вод расположенных по ее берегам городов и утилизации городских отходов, борьбы с выбросами промышленных отходов и защиты источников водоснабжения городов. Итогом совместных усилий России и Китая по достижению стабилизации и последовательного улучшения экологического состо­яния трансграничных водных объектов стало подписание 29.01.2008 г. в г. Пекине Соглаше­ния между Правительством Российской Феде­рации и Правительством КНР о рациональном использовании и охране трансграничных вод. Основные направления сотрудничества, пред­усмотренные Соглашением, включают разра­ботку единых нормативов и целевых показате­лей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансгра­ничных вод; информирование сторон об осу­ществляемых и планируемых мероприятиях, способных привести к значительному трансгра­ничному воздействию, предотвращение таких воздействий. Кроме того, документ предусма­тривает содержание в надлежащем техническом состоянии существующих гидротехнических и иных сооружений; проведение мероприятий по стабилизации русел рек и предотвращению их эрозии; мониторинг трансграничных вод и обмен данными о его результатах; проведение совместных научных исследований; сотрудни­чество в сфере гидрологии, предупреждения паводков на трансграничных водах и другое.

12 ноября 2008 г. Россия и Китай подписали Меморандум о создании механизма взаимного оповещения и обмена информацией при транс­граничных чрезвычайных ситуациях экологи­ческого характера. Стороны, в частности, дого­ворились оперативно оповещать друг друга об утечках радиоактивных веществ, опасных хи­микатов, загрязнении большой площади транс­граничных вод или воздушного пространства. С российской стороны этим будет заниматься Росгидромет, с китайской - Центр чрезвычай­ных ситуаций экологического характера и рас­следования инцидентов.

Созданы механизмы взаимных посеще­ний экспертами водохозяйственных объектов, представляющих интересы и для России, и со­ответственно для Китая. Это проведение Со­вместного Российско-Китайского мониторинга качества трансграничных вод и совместный от­бор проб, проведение ежегодных технических конференций-семинаров (что тоже очень важ­но в целях формирования рекомендаций по во­просам методического и лабораторного сопро­вождения совместного мониторинга качества трансграничных вод). Первый такой техниче­ский семинар при содействии специалистов Росгидромета был проведен в г. Обнинске в ок­тябре 2012 г.