В отчетном году во исполнение Указа Пре­зидента Российской Федерации от 21.05.20l2 г. № 639 были сформированы федеральные орга­ны исполнительной власти, в том числе органы природно-ресурсного и природоохранного бло­ков, обеспечивающие в пределах установленной компетенции формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирова­ние в сфере изучения, использования, воспроиз­водства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты.

При рассмотрении организационной систе­мы управления водными ресурсами необходи­мо иметь в виду систематически происходящие реорганизационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управленческой структу­ры федеральных органов в современных соци­ально-экономических условиях хозяйствования (табл. 6.5).

Министерства и ведомства Подведомственные службы и агентства Полномочия, сведения
1. Федеральный уровень
Минприроды России Полномочия по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водо­хранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидро­технических сооружений), мониторинга водных объектов, а также по выработке и реализации государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере их охраны
Росводресурсы Оказание государственных услуг, управление государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции ме­роприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплу­атация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного исполь­зования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспек­тивного использования и охраны водных объектов; обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предот­вращению загрязнения вод; оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и исполь­зованием водных объектов, находящихся в федеральной собствен­ности; ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Россий­ского регистра гидротехнических сооружений, осуществление го­сударственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования
Росгидромет Осуществляет в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного рее­стра (кадастра) в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; веде­ние Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах сво­ей компетенции) ; государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации(в пределах своей компетенции)
Росприрод-надзор Сведения об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и ре­жимах использования водоохранных зон водных объектов
Роснедра Сведения о подземных водных объектах, в том числе об их исполь­зовании, водопотреблении и водоотведении
Минсельхоз России Сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесен­ных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах
Мин­сельхоз России Росрыболовство Сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения
Минрегион России Сведения о разработке и реализации программ по водоснабжению и водоотведению, в том числе государственной программы «Чистая вода», а также сопряженная (сопутствующая информация)
Минрегион России Росстрой Является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства
Минздравсоцразвитие

России

Роспотребнадзор Сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах
МЧС Рос­сии Чрезвычайные ситуации на водных объектах, ликвидация послед­ствий вредного воздействия вод
Минтранс России Росморречфлот Сведения о пользовании акваториями водных объектов и берего­вой полосой внутренних водных путей Российской Федерации
Ространснадзор Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах
МИД России Трансграничные водные объекты, международные соглашения в сфере использования и охраны мирового океана, морей и др. меж­дународных и трансграничных водных объектов, координация вы­полнения Российской Федерацией международных обязательств
Минфин России Согласование и финансирование мероприятий использования и охраны объектов водного фонда
Минэкономразвития России Участие в разработке, согласование федеральных целевых про­грамм использования и охраны водного фонда и др.

Росреестр

Сведения о документации, на основании которых возникает право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные со­оружения, расположенные на водных объектах; о землях водного фонда, заболоченных землях
Ростехнадзор Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, оказы­вающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ
Минвостокразвития России Координирует деятельность по реализации государственных про­грамм и федеральных целевых программ, в том числе долгосроч­ных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации и др.
2. Региональный уровень
Субъекты РФ Владение, пользование, распоряжение водными объектами, на­ходящимися в собственности субъектов Российской Федерации; установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов; разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охра­не водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; резервирование источников питьевого водоснабжения; осуществление регионального госу­дарственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору; утверж­дение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах; участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; утверждение перечней объек­тов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; установ­ление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; осуществления переданных отдельных полномо­чий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Местное самоуправление Владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой пла­ты; установление правил использования водных объектов общего пользования; предоставление гражданам информации об ограни­чениях водопользования на водных объектах общего пользования

   

Центральным звеном в области использо­вания и охраны водных ресурсов является Ми­нистерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Сфера деятельности Министерства, круг соответствующих задач, полномочий (обязанно­стей), прав, организации текущей работы и т.п. неоднократно уточнялся и актуализировался, в т.ч. в связи с изменениями в законодательстве страны.

В сфере использования и охраны водных ре­сурсов Минприроды России в 2014 г. осущест­вляло координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по ги­дрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфе­ре природопользования.

Федеральное агентство водных ресур­сов (Росводресурсы) согласно Положению об Агентстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282 (с по­следующими изменениями в установленной сфере деятельности осуществляет различные полномочия, в частности:

организует:

  • территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресур­сов подземных водных объектов;
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, на­ходящихся в федеральной собственности и рас­положенных на территориях двух и более субъ­ектов Российской Федерации;
  • осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспе­чения питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Рос­сийской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осу­ществление мер по ликвидации последствий указанных явлений;
  • осуществляет в порядке и пределах, опре­деленных федеральными законами, актами Пре­зидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собствен­ника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государ­ственным унитарным предприятиям, федераль­ным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
  • в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;
  • осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновацион­ных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

осуществляет ведение:

  • государственного водного реестра, вклю­чая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;
  • Российского регистра гидротехнических сооружений;

осуществляет:

  • в порядке и пределах, определенных зако­нодательством Российской Федерации, владе­ние, пользование и распоряжение водными объ­ектами, отнесенными к федеральной собствен­ности;
  • разработку и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и ох­раны водных объектов;
  • государственный мониторинг водных объ­ектов и организацию его проведения;
  • разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, во­дных ресурсах, режиме, качестве и использо­вании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации;
  • предоставление водоемов, которые пол­ностью расположены на территориях соответ­ствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осу­ществляется для обеспечения питьевого и хо­зяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соот­ветствии с перечнем таких водоемов, установ­ленным Правительством Российской Федера­ции, или частей таких водоемов, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решений о пре­доставлении водных объектов в пользование;
  • гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федера­ции;
  • устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки;
  • предоставляет в установленном порядке заинтересованному лицу сведения из государ­ственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений;
  • осуществляет экономический анализ дея­тельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономи­ческие показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности и исполь­зования имущественного комплекса;
  • осуществляет функции главного распоря­дителя и получателя средств федерального бюд­жета, предусмотренных на содержание Агент­ства и реализацию возложенных на Агентство функций;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностран­ных государств и международными организаци­ями в установленной сфере деятельности;
  • а также осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установлен­ной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нор­мативными правовыми актами Президента Рос­сийской Федерации и Правительства Россий­ской Федерации.

В целях реализации федерального консти­туционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Фе­дерации новых субъектов - Республики Крым и города Севастополя» Федеральным агентством водных ресурсов передана часть полномочий в области водных отношений уполномоченным органам Республики Крым (Соглашение утверж­дено распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.08.2014 г. № 1466-р ) и города федерального значения Севастополь (Соглашение утверждено распоряжением Правительства Рос­сийской Федерации от 02.07. 2014 г. № 1203-р ).

Существующая структура территориальных органов Росводресурсов позволила в значитель­ной мере перенести центр подготовки принятия ключевых решений в области использования и охраны водных объектов на бассейновый уро­вень, что приближает центр принятия решений к объекту управления.

На основании Положения, Росводресурсы вправе создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.

В настоящее время при Росводресурсах действует Экспертный совет, являющийся его постоянно действующим совещательным орга­ном, образованным в целях обеспечения эффек­тивного использования средств федерального бюджета, направляемых Агентством на реали­зацию водоохранных и водохозяйственных ме­роприятий.

Основной задачей Экспертного совета яв­ляется формирование экспертной оценки про­ектов строительства, реконструкции гидротех­нических сооружений, водоохранных и водо­хозяйственных мероприятий, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета и выработка на ее основе оптималь­ных решений о возможности бюджетного фи­нансирования, вопросов водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов. Другим постоянно действующим со­вещательным органом Росводресурсов является Научно-технический совет, который образован в целях формирования стратегии и приоритетных направлений совершенствования на­учно-технического, информационного, эконо­мического и правового обеспечения в области использования и охраны водных объектов. Ос­новной задачей НТС является создание условий и выработка оптимальных решений по вопро­сам водохозяйственной деятельности, исполь­зования и охраны водных объектов, управления федеральным имуществом в сфере водных ре­сурсов.

Приоритетные задачи Росводресурсов в 2014 г.:

  • реализация государственных программ, ФЦП «Развитие водохозяйственного комплек­са Российской Федерации в 2012-2020 годах» и ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-эконо­мическое развитие Байкальской природной тер­ритории на 2012-2020 годы», достижение уста­новленных показателей и индикаторов;
  • выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ по реализации комплекса мер на территориях субъектов РФ Дальнево­сточного федерального округа, пострадавших от крупномасштабного наводнения;
  • обеспечение водноресурсных гарантиро­ванных условий для устойчивого обеспечения жизнедеятельности населения и развития от­раслей экономики, в том числе в условиях ма­ловодья;
  • повышение степени защищенности на­селения и объектов экономики от негативного воздействия вод и устойчивого функциониро­вания подведомственной сети ГТС;
  • выполнение задач по интеграции водо­хозяйственного комплекса Республики Крым и г. Севастополя в систему государственного управления водными ресурсами Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользо­ванию (Роснедра) является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. В соответствии с Положением, утвержденным Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293 (с изменениями и уточне­ниями от 09.06.2006 г., 29.05.2008 г., 13.10.2008 г., 07.11.2008 г., 27.01.2009 г., 08.08.2009 г., 14.09.2009 г., 15.06.2010 г., 24.03.2011 г., и 04.03.2013 г.) в сфере использования и охраны водных ресурсов Ро- снедра выполняет функции федерального орга­на исполнительной власти в области использо­вания и охраны подземных вод.

В частности, Роснедра организует соответ­ствующие:

  • государственное геологическое изучение недр;
  • экспертизу проектов геологического изу­чения недр;
  • проведение в установленном порядке гео­лого-экономической и стоимостной оценки ме­сторождений полезных ископаемых и участков недр;
  • проведение в установленном порядке кон­курсов и аукционов на право пользования не­драми;
  • проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Роснедра также осуществляет:

  • организационное обеспечение государ­ственной системы лицензирования пользования недрами внесение изменений в эти лицензии;
  • учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов ис­полнительной власти соответствующих субъек­тов Российской Федерации;
  • принятие решений о предоставлении пра­ва пользования участками недр в установлен­ном законодательством Российской Федерации порядке;
  • выдачу, оформление и регистрацию ли­цензий на пользование недрами;
  • принятие, в том числе по представле­нию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользо­вания участками недр;
  • ведение государственного кадастра место­рождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ис­копаемых, обеспечение в установленном поряд­ке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с госу­дарственного баланса;
  • ведение государственного учета и обеспе­чение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
  • а также ряд иных полномочий.

Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными орга­низациями.

В структуре Агентства вопросами исполь­зования и охраны подземных вод занимается Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений.

Территориальные органы представлены департаментами по недропользованию по фе­деральным округам и управлениями по недро­пользованию по субъектам Федерации. Государ­ственный мониторинг состояния подземных вод осуществляет Центр ГМСН ФГУ ГП «Гидроспецгеология» Роснедра.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Положение о Служ­бе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 400 (с последующими уточнениями).

Росприроднадзор осуществляет функции контроля и надзора, в частности, за:

  • использованием и охраной водных объ­ектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
  • соблюдением законодательства Россий­ской Федерации и международных норм и стан­дартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территори­ального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации пе­реданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отно­шений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществле­нию переданных полномочий;
  • а также ряд других функций.

Кроме того, Служба выполняет функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществле­ние государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Территориальные органы - департаменты Росприроднадзора по надзору в сфере природо­пользования в федеральных округах и управле­ния Росприроднадзора по надзору в сфере при­родопользования в субъектах Федерации.

Федеральная служба по гидрометеороло­гии и мониторингу окружающей среды (Рос­гидромет) является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функ­ции по оказанию государственных услуг в об­ласти гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за про­ведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические про­цессы.

Положение о Службе было утверждено по­становлением Правительства Российской Феде­рации от 23.07.2004 г. № 372 (с последующими уточнениями).

Росгидромет в указанной сфере деятель­ности обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным до­говорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической ор­ганизации, рамочной Конвенции ООН об изме­нении климата и Протоколу по охране окружаю­щей среды к Договору об Антарктике.

Осуществляет:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеороло­гические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;
  • в пределах своей компетенции государ­ственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части по­верхностных водных объектов в порядке, уста­новленном законодательством Российской Фе­дерации;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее за­грязнении;
  • формирование и обеспечение функциони­рования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение дея­тельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
  • государственный мониторинг водных объ­ектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции);
  • государственный мониторинг континен­тального шельфа в порядке, определяемом зако­нодательством Российской Федерации (в преде­лах своей компетенции);
  • государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Россий­ской Федерации (в пределах своей компетен­ции);
  • руководство и контроль деятельности Рос­сийской антарктической экспедиции;
  • информирование пользователей (потреби­телей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информацион­ное обеспечение пользователей (потребителей);
  • обеспечение функционирования на терри­тории Российской Федерации пунктов гидроме­теорологических наблюдений и системы полу­чения, сбора и распространения гидрометеоро­логической информации;
  • обеспечение выпуска экстренной инфор­мации об опасных природных явлениях, о фак­тических и прогнозируемых резких изменениях погоды, и загрязнении окружающей среды, ко­торые могут угрожать жизни и здоровью насе­ления и наносить ущерб окружающей среде;
  • обеспечение органов государственной вла­сти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей сре­ды, ее загрязнении;
  • организацию и обеспечение выполнения работ федерального назначения в области ги­дрометеорологии и смежных с ней областях;
  • организацию и проведение работ по ак­тивному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (защита сельскохозяйственных растений от градоби­тия, регулирование осадков, рассеивание ту­манов);
  • и ряд иных функций и полномочий.

Росгидромет осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои террито­риальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы: межрегиональ­ные территориальные органы управления (УГМС); главные управления и центры по ги­дрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ УГМС, ЦГМС).

Федеральная служба по экологическо­му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере без­опасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических соору­жений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного само­управления), а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Положение о Службе было утверждено по­становлением Правительства Российской Феде­рации от 30.07.2004 г. № 401 (с последующими уточнениями).

Ростехнадзор осуществляет контроль и над­зор за соблюдением собственниками гидротех­нических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключени­ем судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полно­мочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Кроме того, эта Служба в пределах своей компетенции определяет порядок формирова­ния и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических со­оружений, а также реализует ряд других полно­мочий.

Территориальные органы - межрегиональ­ные управления в федеральных округах и тер­риториальные управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно­му надзору в федеральных округах. Большин­ство управлений распространяют свою юрис­дикцию на несколько субъектов Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ве­дении Минздравсоцразвития России и является уполномоченным федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потре­бительского рынка.

Положение о Службе, утверждено поста­новлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (в редакции постановления от 21.05.2013 г. № 428 и др.).

Роспотребнадзор в рассматриваемой сфере:

  • осуществляет надзор и контроль за испол­нением обязательных требований законодатель­ства Российской Федерации в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
  • федеральный государственный санитар­но-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных пра­вовых актов Российской Федерации, регулиру­ющих отношения в области защиты прав потре­бителей;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи, отдельных пред­усмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
  • санитарно-карантинный контроль в пун­ктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • осуществляет в соответствии с законода­тельством Российской Федерации лицензирова­ние отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
  • осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдель­ных видов работ и услуг по перечню, утвержден­ному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими дея­тельность на территориях, подлежащих обслу­живанию Федеральным медико-биологическим агентством;
  • устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
  • устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
  • регистрирует:
    • впервые внедряемые в производство и ра­нее не использовавшиеся химические, биологи­ческие вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
    • отдельные виды продукции, представля­ющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
    • отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на тер­риторию Российской Федерации;
    • товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежа­щих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможен­ной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регла­ментами Таможенного союза;
  • устанавливает причины и выявляет усло­вия возникновения и распространения инфек­ционных заболеваний и массовых неинфекци­онных заболеваний (отравлений);
  • информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государ­ственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления и насе­ление о санитарно-эпидемиологической обста­новке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • готовит предложения о введении и об отме­не на территории Российской Федерации, субъ­ектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации;
  • организует в установленном порядке веде­ние социально-гигиенического мониторинга;
  • организует деятельность системы государ­ственной санитарно-эпидемиологической служ­бы Российской Федерации;
  • осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологиче­ских правил и гигиенических нормативов, а так­же разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
  • вносит в Правительство Российской Фе­дерации проекты федеральных законов, норма­тивных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федера­ции и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельно­сти Службы, установленной пунктом 1 настоя­щего Положения;
  • осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, ин­дивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Рос­сийской Федерации в области обеспечения сани­тарно-эпидемиологического благополучия насе­ления и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государствен­ный контроль (надзор) за соблюдением требова­ний которых возложен на Службу;
  • осуществляет иные функции и полномочия в рассматриваемой сфере деятельности.

В структуре Службы: Управление защиты прав потребителей, занимающееся вопросами организации защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг; Управление санитарного надзо­ра, занимающееся вопросами коммунальной ги­гиены и другие подразделения.

Территориальные органы представлены управлениями Роспотребнадзора по субъектам Федерации и территориальными отделами на уровне районов.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) находится в ведении Мин­сельхоза России и является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим различные функции.

Положение об этом Агентстве утвержде­но постановлением Правительства страны от 11.06.2008 г. № 444 (с последующими измене­ниями и уточнениями). Росрыболовство в со­ответствие со своими полномочиями осущест­вляет в сфере, связанной с водными ресурсами/ водными объектами:

  • разработку и представление на государ­ственную экологическую экспертизу предложе­ний об общих допустимых уловах водных био­логических ресурсов;
  • государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ре­сурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресур­сов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга;
  • определение ежегодно общих допусти­мых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Рос­сийской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континенталь­ном шельфе и в исключительной экономиче­ской зоне Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях (далее - общие допустимые уловы водных биологических ресурсов);
  • распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресур­сов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к ви­дам квот;
  • оформление, выдачу, регистрацию разре­шений на добычу (вылов) водных биологиче­ских ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных биоло­гических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного срока их действия;
  • заключение с пользователями водными биологическими ресурсами договоров о закре­плении за ними долей в общем объеме квот;
  • согласование перечня рыбопромысло­вых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Фе­дерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемого органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федера­ции;
  • заключение договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ресур­сов в водных объектах рыбохозяйственного зна­чения;
  • согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых тех­нологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
  • определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресур­сов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства;
  • обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания (в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов), в том числе подготовка предложений, касающихся позиции Российской Федерации по вопросам добычи (вылова) водных биологических ресурсов для иностранных государств, а также выполнения обязательств, вытекающих из членства Россий­ской Федерации в международных организаци­ях;
  • охрану на внутренних водных объектах анадромных и катадромных видов рыб, транс­граничных видов рыб и других водных биоло­гических ресурсов в соответствии с перечнем таких водных биологических ресурсов, утверж­денным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключе­нием водных биологических ресурсов, находя­щихся на особо охраняемых природных терри­ториях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • подготовку предложений для включения в федеральные целевые программы, разработку ведомственных и иных программ в установлен­ной сфере деятельности Агентства;
  • формирование и использование федераль­ных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности Агентства, в том числе в ча­сти, касающейся судов рыбопромыслового флота;
  • ведение государственного рыбохозяй­ственного реестра;
  • приостановление рыболовства в случаях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключе­нием водных биологических ресурсов, находя­щихся на особо охраняемых природных терри­ториях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • государственный надзор за торговым мо­реплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в рай­онах промысла при осуществлении рыболов­ства;
  • разработку предложений по проектам пра­вил и методов исследований (испытаний) и из­мерений, в том числе по проектам правил отбо­ра образцов, необходимых для применения и ис­полнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с исполь­зованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;
  • Росрыболовство имеет также право прини­мать решения о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и др.
  • Агентство осуществляет также ряд других функций и полномочий в рассматриваемой сфе­ре деятельности.

Вопросами изучения, сохранения, воспро­изводства водных биологических ресурсов и среды их обитания в структуре Агентства зани­мается Управление контроля, надзора и рыбоох­раны, Управление аквакультуры и иные подраз­деления Агентства.

Территориальные органы Росрыболовства представлены территориальными управления­ми, за каждым из которых закреплена террито­рия нескольких субъектов Федерации.

Министерство сельского хозяйства Рос­сийской Федерации (Минсельхоз России) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра­ботке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию, оказанию госу­дарственных услуг в сфере мелиорации земель. Положение о Министерстве утверждено поста­новлением Правительства Российской Федера­ции от 12.06.2008 г. № (с последующими уточ­нениями).

В соответствии со своими полномочиями Минсельхоз России готовит предложения по разработке и реализации федеральных целевых, ведомственных и иных программ в области ме­лиорации земель и водного хозяйства, а также реализует ряд иных функций.

Министерство сельского хозяйства Россий­ской Федерации принимает следующие нор­мативные правовые акты, прямо или косвенно связанные с наличием водных ресурсов и их ис­пользованием:

  • правила и нормы в области мелиорации земель;
  • планы проведения агротехнических, агро­химических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспе­чению плодородия земель сельскохозяйственно­го назначения;
  • порядок государственного учета показате­лей состояния плодородия земель сельскохозяй­ственного назначения;
  • порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного на­значения;
  • порядок осуществления государственного земельного контроля в отношении земель сель­скохозяйственного назначения;
  • описание содержания ходатайства о пере­воде находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных уго­дий или земельных участков в составе таких зе­мель из земель сельскохозяйственного назначе­ния в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов;
  • методики исчисления размера вреда, при­чиненного водным биологическим ресурсам;
  • порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресур­сов;
  • правила рыболовства для каждого рыбохо­зяйственного бассейна;
  • порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
  • порядок осуществления рыболовства в це­лях рыбоводства, воспроизводства и акклимати­зации водных биологических ресурсов;
  • порядок осуществления рыболовства в це­лях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий­ской Федерации;
  • порядок определения границ рыбопро­мысловых участков;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресур­сов для осуществления прибрежного рыболов­ства;
  • порядок деятельности бассейновых науч­но-промысловых советов;
  • порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды;
  • порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
  • перечень видов информации, содержащей­ся в государственном рыбохозяйственном рее­стре, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления;
  • перечень типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресур­сов для осуществления промышленного рыбо­ловства в отношении водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) ко­торых осуществляется в новых районах их до­бычи (вылова).

Кроме того, Минсельхоз России осущест­вляет:

  • реализацию федеральных целевых, ведом­ственных и иных программ в сфере агропро­мышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;
  • эксплуатацию и паспортизацию государ­ственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно рас­положенных гидротехнических сооружений;
  • организацию проведения регистрацион­ных испытаний, экспертизы результатов реги­страционных испытаний селекционных дости­жений, пестицидов и агрохимикатов;
  • государственный мониторинг земель сель­скохозяйственного назначения;
  • установление ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохра­нении водных биологических ресурсов.

Министерство ведет: Реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Министерства; Государ­ственный каталог пестицидов и агрохимикатов и др.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Положение о Министерстве Российской Федерации по де­лам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 (с последующими изменениями и уточнениями).

МЧС России является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государ­ственной политики, нормативно-правовому ре­гулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство так­же осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожар­ной безопасности и безопасности людей на во­дных объектах.

В состав основных задач МЧС России вхо­дят, в частности:

  • выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объек­тах в пределах компетенции МЧС России;
  • организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполни­тельной власти в рамках единой государствен­ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в соответствии с возложенны­ми на него задачами осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
  • предложения по формированию основ го­сударственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных ава­рий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • проект положения о Государственной ин­спекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий;
  • проект плана взаимодействия федераль­ных органов исполнительной власти при про­ведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федера­ции;
  • ежегодный государственный доклад о со­стоянии защиты населения и территорий Рос­сийской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство, его подведомственные структуры также организуют и производят:

  • поиск и спасание людей во внутренних во­дах и в территориальном море Российской Феде­рации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
  • совместно с заинтересованными федераль­ными органами исполнительной власти, органа­ми исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также по разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
  • информирование населения через сред­ства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в обла­сти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспе­чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используе­мыми в некоммерческих целях, и базами (соору­жениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
  • организационное и методическое руковод­ство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов матери­ально-технических, продовольственных, меди­цинских и иных средств;
  • методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также кон­троль в этой области;
  • управление в установленном порядке еди­ной государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • предупреждение и ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в тер­риториальном море Российской Федерации;
  • подготовку в пределах своей компетен­ции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опас­ных производственных объектов;
  • ведение в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подво­дных переходов трубопроводного транспорта);
  • реализацию в установленном порядке пол­номочий государственного заказчика федераль­ных целевых программ по вопросам граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожар­ной безопасности и безопасности людей на во­дных объектах;
  • а также решают другие задачи.

МЧС России осуществляет свои полномо­чия через территориальные органы - региональ­ные центры и главные управления.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) согласно Поло­жению, утвержденному постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 398 (с последующими изменениями и уточ­нениями) находится в ведении Минтранса России и является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю (надзору) в сфере морского (включая морские порты) и внутрен­него водного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Служба осущест­вляет контроль и надзор за соблюдением законо­дательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Феде­рации о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; об организации, обеспечении и выполнении ор­ганизациями морского и внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных го­сударств; об обеспечении пожарной безопас­ности при эксплуатации морских судов и судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов и др. Служба помимо прочего осуществляет в установленном порядке:

  • организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (ре­ка-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодатель­ством Российской Федерации;
  • ведение соответствующих реестров;
  • присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плава­ния при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных госу­дарств определенного Федеральной службой ох­раны Российской Федерации статуса литерных;
  • контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональ­ных подсистем единой государственной систе­мы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций;
  • расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержден­ным Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации;
  • государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку морских судов;
  • осуществляет иные полномочия в установ­ленной сфере деятельности, если такие полно­мочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство морского и реч­ного транспорта (Росморречфлот) находится в ведении Минтранса России. Положение об этом Агентстве утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 23.07.2004 г. № 371 (с последующими изменениями). В со­ответствие с этим официальным документом Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за ис­ключением морских терминалов, предназначен­ных для комплексного обслуживания судов ры­бопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной без­опасности в этой сфере. Одновременно, Агент­ство осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего во­дного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта:

  • осуществляет в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке раз­мещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение науч­но-исследовательских, опытно-конструктор­ских и технологических работ, и иных граждан­ско-правовых договоров для обеспечения нужд Агентства, а также для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в отношении подведом­ственных Агентству федеральных государ­ственных унитарных предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении федераль­ное имущество, расположенное в границах мор­ских портов;
  • проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлеж­ности;
  • на внутренних водных путях с судов и объ­ектов морского и речного транспорта;
  • мероприятия по защите морского судоход­ства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;
  • проведение работ по навигационно-гидро­графическому обеспечению на трассах Север­ного морского пути, в акваториях морских пор­тов и на подходах к ним, а также по навигаци­онно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях речных портов и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федера­ции;
  • диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
  • проведение работ по содержанию вну­тренних водных путей (включая работы по подаче воды в целях обводнения рек), судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспор­та;
  • обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании лю­дей, терпящих бедствие на море в поисково-спа­сательных районах Российской Федерации;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании су­дов, терпящих бедствие на море в поисково-спа­сательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспо­могательных судов;
  • проведение государственной регистрации спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов;
  • в установленном порядке работу по изъ­ятию, в том числе путем выкупа, и предостав­лению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объ­ектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с соб­ственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании ме­ста размещения объектов, а также работу по ре­гистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Кроме того, Агентство осуществляет:

  • установление категорий средств навигаци­онного оборудования и сроков их работы, гаран­тированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений;
  • выполнение функций головной организа­ции, ответственной за создание и функциониро­вание Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
  • ведение Реестра морских портов Россий­ской Федерации;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
  • ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, вклю­чая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности;
  • согласование строительства в зоне дей­ствия средств навигационной обстановки мор­ских путей;
  • заключение без проведения открытого аукциона договора о создании искусственного земельного участка в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о строи­тельстве или расширении морского порта, пред­усматривающим создание этого участка;
  • а также иные функции согласно установ­ленным полномочиям.

Согласно положению Росморречфлот осу­ществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации (ад­министрации морских портов, государственные бассейновые управления водных путей, ФГУП «Канал им. Москвы», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», мор­ские, речные пароходства, и др.) во взаимодей­ствии с другими федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления, общественны­ми объединениями и иными организациями.

Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) явля­ется структурным подразделением Федераль­ной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет функции по контролю и надзо­ру в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Основной задачей Госморречнад- зора является контроль и надзор за соблюдени­ем законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Россий­ской Федерации:

  • о внутреннем водном транспорте;
  • о безопасности гидротехнических соору­жений;
  • о лицензировании отдельных видов дея­тельности.

Основные функции Управления:

  • организация проверок безопасности судо­ходных гидротехнических сооружений, соблю­дения норм и правил эксплуатации морских и речных портовых гидротехнических сооруже­ний;
  • аттестация лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых, возложена ответственность за обеспечение без­опасности судоходства и защиты окружающей среды на морском, и внутреннем водном транс­порте;
  • участие в организации декларирования безопасности, судоходных гидротехнических сооружений;
  • подготовка решений Ространснадзора:
    • об утверждении деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
    • о согласовании ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), мер по поддержанию требуемого уровня безопасности гидротехниче­ских сооружений;
    • о согласовании строительства в зоне дей­ствия средств навигационной обстановки мор­ских путей, строительства и эксплуатации соо­ружений на внутренних водных путях;
    • организация и ведение реестров судоход­ных гидротехнических сооружений, базы данных деклараций безопасности и перечней морских и речных портовых гидротехнических сооружений.

Территориальные органы - управления госу­дарственного морского и речного надзора по фе­деральным округам.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) упразднено Упразднено Указом Президента РФ от 08.09.2014 г. № 612.

Минрегион России являлся федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъ­ектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Се­вера и Арктики, административно-территориаль­ного устройства Российской Федерации, разгра­ничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, строительства, архи­тектуры, градостроительства и жилищно-комму­нального хозяйства.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правитель­ства Российской Федерации самостоятельно при­нимал следующие нормативные правовые акты в сфере деятельности непосредственно и опосре­дованно связанной с водопользованием:

  • порядок согласования документов тер­риториального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласи­тельной комиссии при согласовании документов территориального планирования;
  • акт, определяющий состав и содержание проектов планировки территории, подготовка ко­торых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Фе­дерации.

Министерство организовывало:

  • координацию разработки и реализации комплексных проектов социально-экономическо­го развития федеральных округов, за исключени­ем Дальневосточного федерального округа, в том числе координацию взаимодействия участников указанных проектов (за исключением организа­ций оборонно-промышленного комплекса), а так­же межрегиональную, межмуниципальную и межведомственную координацию деятельности по развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с федеральными стратегиями и стратегиями со­циально-экономического развития федеральных округов;
  • участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов в пре­делах установленной сферы деятельности;
  • а также реализацию иных функций и по­ложений.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Со­гласно Положению об Агентстве, утвержденно­му постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 670, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию госу­дарственных услуг, управлению государствен­ным имуществом в сфере строительства, градо­строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяй­ства. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству само­стоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • форма градостроительного плана земель­ного участка;
  • форма разрешения на строительство;
  • форма разрешения на ввод объекта в экс­плуатацию;
  • порядок внесения изменений в проектную документацию;
  • перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документа­ции и строительству, влияющих на безопасность капитального строительства;
  • порядок разработки и согласования специ­альных технических условий для разработки проектной документации на объект капитально­го строительства;
  • порядок разработки сметных нормати­вов, подлежащих применению при определе­нии сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финан­сируется с привлечением средств федерального бюджета;
  • порядок формирования и ведения феде­рального реестра сметных нормативов, подле­жащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строитель­ства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в ука­занный реестр;
  • методические указания по расчету тари­фов и надбавок в сфере деятельности организа­ций коммунального комплекса;
  • правила организации коммерческого учета воды и сточных вод;
  • порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требо­вания к их содержанию;
  • правила формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осу­ществляющих горячее водоснабжение, холод­ное водоснабжение и (или) водоотведение, и расчета этих показателей;
  • требования к проведению технического обследования централизованных систем горяче­го водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;
  • порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осущест­вляющих горячее водоснабжение, холодное во­доснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат;
  • требования энергетической эффективно­сти зданий, строений и сооружений;
  • правила определения класса энергетиче­ской эффективности многоквартирных домов, а также требования к указателю класса энергети­ческой эффективности многоквартирного дома;
  • примерная форма перечня мероприятий, проведение которых способствует энергосбере­жению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энерге­тической эффективности их использования;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергети­ческой эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
  • и другие нормативно-правовые докумен­ты.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) в соответствии с Указом Прези­дента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 664 «О Министер­стве Российской Федерации по развитию Даль­него Востока» осуществляет следующие функ­ции на территории Дальневосточного ФО:

  • координирует деятельность по реализа­ции государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охра­няемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и страте­гических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации);
  • контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.