Задачей государственного контроля и надзо­ра за использованием и охраной водных объек­тов является обеспечение соблюдения:

  • требований к использованию и охране вод­ных объектов;
  • особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижи­мости, расположенных в границах водоохран­ных зон и зон специальной охраны источников водоснабжения;
  • иных требований водного законодатель­ства.

Государственный контроль и надзор за ис­пользованием и охраной водных объектов осу­ществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти - Росприроднадзором Минприроды России (федеральный государ­ственный контроль и надзор за использова­нием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В структуру Росприроднадзора входят 9 департаментов по федеральным округам и 71 управление в субъектах Российской Федерации. Деятельность Службы территориально охваты­вает всю Россию, включая моря, континенталь­ный шельф и исключительную экономическую зону.

Объектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в части деятельности, связанной с природополь­зованием и негативным воздействием на окру­жающую среду.

Осуществление государственного надзора направлено на предупреждение, выявление и пресечение экологических правонарушений.

За период 2013-2014 гг. Росприроднадзо- ром были проведены надзорные мероприятия в отношении 14 200 субъектов хозяйственной деятельности, являющихся основными загряз­нителями акватории рек и морей на территории Российской Федерации.

По результатам проверок, а также рейдовых мероприятий было выявлено около 9 тысяч на­рушений природоохранного законодательства.

Нарушители привлечены к администра­тивной ответственности, обеспечен контроль устранения выявленных нарушений.

Спецификой надзора за безопасностью при­родопользования на водных объектах является высокая степень динамичности водной среды и протекающих в ней процессов, а также мно­гообразием объектов надзора, их удаленность и труднодоступность. Это предъявляет особые требования к осуществлению надзорных функ­ций в этой сфере.

Неотъемлемой частью осуществления ме­роприятий по надзору является использование центров лабораторного анализа, а также потен­циала технических Морских дирекций, находя­щихся в оперативном подчинении Росприрод- надзора.

Экологический надзор в территориальном море и исключительной экономической зоне также находится в компетенции Росприроднад- зора. Полномочия в данной области связаны с обеспечением соблюдения международных обя­зательств, в силу требований статьи 71 Консти­туции Российской Федерации.

Кроме непосредственно водоохранной цели, государственный надзор призван обеспе­чить также соблюдение особого правового ре­жима при эксплуатации земельных участков и объектов недвижимости, которые расположены в водоохранных или санитарных зонах, вблизи источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В числе основных принципов охраны окру­жающей среды - принцип платности возмеще­ния вреда, как метод экономического регулиро­вания.

Предъявление требований о возмещении вреда водным объектам является действенным инструментом по предотвращению и ликвида­ции негативного влияния производственной де­ятельности на водные ресурсы.

По сравнению с 2013 г. почти в 4 раза умень­шился размер предъявленного ущерба. В 2014 г. были рассчитаны размеры причиненного вреда большему количеству субъектов хозяйственной деятельности, но в меньшем объеме.

В 2014 г. по результатам надзорной деятель­ности в сфере водных отношений Росприрод- надзором предъявлено штрафных санкций на сумму более 180 млн рублей, взыскано 118 млн рублей.

Любая деятельность, осуществляемая чело­веком, несет в себе потенциальную экологиче­скую угрозу, а деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов на акватории можно отнести к наиболее опасной.

Службой проводится большая профилак­тическая работа с администрациями морских портов и судовладельцами по предотвращению загрязнения акваторий морей.

По поручению Президента Российской Фе­дерации В.В. Путина с ноября 2013 г. Роспри- роднадзором проводятся внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осу­ществляющих бункеровочную деятельность.

В рамках исполнения поручения создана межведомственная рабочая группа по проверке указанных субъектов.

Чаще всего инспекторы сталкиваются с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей теми лицами, которые непосред­ственно осуществляют бункеровку. И, как след­ствие, причинами попадания нефтепродуктов в водный объект в 99 % случаев является так называемый «человеческий фактор». Только 1% нефтеразливов происходит по техническим причинам.

Существенный вклад в обеспечение эколо­гической безопасности водных объектов вносит реализация полномочий Росприроднадзора в ча­сти проведения государственной экологической экспертизы.

Экспертизе федерального уровня подлежит вся планируемая хозяйственная и иная деятель­ность во внутренних морских водах и террито­риальном море.

Основными нарушениями природоохранно­го законодательства являются:

  • движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраннных зон вне до­рог и специально оборудованных мест, имею­щих твердое покрытие, а также мойка автома­шин;
  • самовольное занятие территорий при­брежных защитных полос водных объектов;
  • незаконная добыча общераспространен­ных полезных ископаемых (песок, щебень) в пределах водоохранных зон и прибрежных за­щитных полос водных объектов;
  • захламление земельных участков в грани­цах водоохранных зон, захоронение отходов в пределах водоохранных зон и прибрежных за­щитных полос водных объектов;
  • пользование водным объектом без разре­шительных документов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты.

В области санитарно-эпидемиологическо­го благополучия населения государственный контроль (надзор) за качеством питьевой воды осуществляет Роспотребнадзор. По данным Ро­спотребнадзора доброкачественной питьевой водой в 2013 г. было обеспечено 63,9% населе­ния Российской Федерации или 93,254 млн чел., что выше уровня 2013 г. на 5%.

Доля водопроводов, не отвечающих са­нитарно-эпидемиологическим требованиям, в 2014 г составила 15,7% (2013 г. - 15,8%). В 2014 г. состояние питьевой воды из распредели­тельной сети централизованного водоснабже­ния поддерживалось на стабильном уровне.

При этом санитарное неблагополучие бо­лее чем 84% источников поверхностного и 75% источников подземного водоснабжения обу­словлено отсутствием зон санитарной охраны, либо несоблюдением требований к их организа­ции и эксплуатации.

Удовлетворительная ситуация с состояни­ем источников централизованного питьевого водоснабжения, по данным Роспотребнадзора, сложилась в г. Санкт-Петербурге, республиках Башкортостан, Марий Эл, Алтайском крае, Во­ронежской области. Самая высокая доля источ­ников водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, зафиксирована в республиках Калмыкия, Хака­сия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, г. Мо­скве.

Качество питьевой воды, подаваемой на­селению, определяется как санитарным бла­гополучием источников водоснабжения, так и состоянием водопроводной сети.

Качество питьевой воды, подаваемой на­селению из распределительной сети центра­лизованного водоснабжения, в 2014 г. улуч­шилось. Доброкачественная вода по санитар­но-химическим, микробиологическим и па­разитологическим показателям подается в Рес­публике Адыгея, городах Санкт-Петербурге и Москве, Ставропольском и Краснодарском краях. Неудовлетворительная ситуация с каче­ством питьевой воды, подаваемой населению из распределительной сети централизованно­го водоснабжения, сложилась в республиках Калмыкия, Саха (Якутия), Приморском крае, Амурской и Смоленской областях.

К субъектам Российской Федерации, в ко­торых отмечена низкая доля проб воды из рас­пределительной сети с превышением гигиени­ческих нормативов по санитарно-химическим показателям, относятся Камчатский край, рес­публики Северная Осетия-Алания, Адыгея, Тыва, Ставропольский край и другие. Высокий уровень вышеуказанного показателя отмечен в Томской, Новгородской, Курганской областях, Чукотском автономном округе, республиках Калмыкия, Саха (Якутия) и др.

Качественной питьевой водой обеспечено 64% населения. По данным ФИФ СГМ, в 2014 г. на качество питьевой воды систем централизо­ванного хозяйственно-питьевого водоснабже­ния (по санитарно-химическим показателям) на приоритетных территориях Российской Фе­дерации оказывало влияние содержание желе­за, марганца, алюминия, аммиака, бора и др.

Самая безопасная в отношении микро­биологического загрязнения питьевая вода из распределительной сети ЦХПВ подается на­селению городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Адыгея, Ставропольского и Крас­нодарского краев и др. Наиболее загрязнённая (по микробиологическим показателям) питье­вая вода подается населению, проживающему на территориях республик Чеченской, Карачае­во-Черкесской, Ингушетия, Дагестан, Примор­ского края и др.

Качество питьевой воды из нецентрализо­ванных источников водоснабжения в 2014 г. в среднем по России улучшилось. Темпы приро­ста доли проб воды, не соответствующих гиги­еническим нормативам по санитарно-химиче­ским, микробиологическим, паразитологиче­ским показателям, отрицательные.

Основными причинами низкого качества питьевой воды, подаваемой населению из цен­трализованных и не централизованных источ­ников водоснабжения, по мнению специалистов являются:

  • естественное (природное) повышенное содержание в источниках водоснабжения со­лей кальция и магния (общая жёсткость воды), железа, сульфатов, хлоридов, фторидов, азотсо­держащих соединений;
  • антропогенное загрязнение поверхност­ных и подземных источников водоснабже­ния в результате хозяйственной деятельности, включая сброс неочищенных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых стоков, смыв с сельскохозяйственных угодий химических средств защиты растений и удобрений, отходов животноводства и прочее;
  • отсутствие или низкая эффективность санитарных мероприятий по предотвращению загрязнения вод, в том числе несоблюдение зон санитарной охраны водоисточников, наруше­ние нормативного порядка водохозяйственной деятельности;
  • использование устаревших технологий водоподготовки;
  • высокая изношенность разводящих сетей;
  • нестабильная подача воды в разводящую сеть, приводящая к её вторичному загрязнению.