По материалам Государственного водного реестра, то есть по обобщенным данным феде­рального статистического наблюдения об ис­пользовании воды по ф. № 2-тп (водхоз), можно определить тенденции, сложившиеся в по­следние годы по объектам, относящимся к виду деятельности «Сбор, очистка и распределение воды», т.е. в отрасли, охватывающей основную часть коммунального водопроводно-канализаци­онного хозяйства (табл. 5.20).

Таблица 5.20. Динамика забора и потерь воды по виду деятельности «Сбор, очистка и распределение воды» в России, млрд м3

Показатель 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Объем забора воды из при­родных водных объектов 12,9 13,2 12,9 14,0 13,7 13,4 13,1
Потери воды при транспор­тировке 2,2 2,1 2,2 2,2 2,3 2,2 2,2

   

Этот вид деятельности охватывает пода­вляющую часть коммунального водопроводно­канализационного хозяйства. На его долю в 2005 г. приходилось 16%, а в 2012 г. - 19% об­щего водозабора в стране на все нужды, а также соответственно 28% и 30% всех потерь воды при транспортировке. В 2013 г. доля забора воды в этом виде деятельности была на уровне 19%, а потерь воды - 31%, а в 2014 г. соответствующие цифры составили 18,5% и более 28%.

Примечание. Следует иметь в виду, что в при­веденные данные включаются объемы воды, постав­ляемой коммунальными водопроводами различным производственным объектам, расположенным в городах. Одновременно сюда не входит водозабор, осуществляемый отдельными предприятиями в це­лях обеспечения хозяйственно-питьевых потребно­стей работников, самостоятельное водоснабжение домашних хозяйств с использованием колодцев, арт- скважин и т.д. Кроме того, в данном случае не учи­тывается водопользование по виду деятельности «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная дея­тельность». Соответствующий водозабор в данном случае относительно невелик; например, в 2013 г. он составлял всего 202 млн м3, или 0,3 % от всего забора воды в стране, а в 2014 г. - соответственно 211 млн м3 и также 0, 3%.

Данные, приведенные в табл. 5.20, свиде­тельствуют о колебательном характере вели­чины водозабора в рассматриваемом виде дея­тельности (отрасли) в последние годы. Данное явление вызвано разными причинами, в том чис­ле учетно-статистического характера. При этом уровень потерь (утечек, просачивания) воды из водопроводных сетей остается весьма высоким и практически не меняется.

В Российской Федерации абсолютное и от­носительное потребление воды на хозяйствен­но-питьевые нужды населения и близкие им цели достаточно велико. В частности, в расчете на одного человека в последнее время приходит­ся порядка 90 м3/год водозабора для этих нужд. Это ощутимо выше, чем в Германии, Дании, Бельгии, Нидерландах и многих других европей­ских государствах. Также в России само исполь­зование воды на хозяйственно-питьевые нужды в расчете на одного человека составляет более высокую величину, нежели в Беларуси, в Казах­стане и некоторых других странах СНГ.

При этом расчеты показывают, что средняя величина суммарных выплат водного налога и платежей за забор воды по всем водопользовате­лям за 1000 м3 составила в 2010 г. - 230 руб., в 2011 г. -234, в 2012 г - 235, в 2013 г -248 и в 2014 г -279 руб. Иначе говоря, эта средняя величина возросла за четыре года примерно на 21%. В тоже время плата за забор воды для нужд населения все эти годы неизменно равнялась 70 руб. за 1000 м3, т.е. была более чем в три раза ниже приведенных средних величин.

Таким образом, в расчете за 1 м3 забранной воды граждане дополнительно к существующим коммунальные тарифам за предоставление жи­лищно-коммунальных услуг, связанных с исполь­зованием воды, в последние годы стабильно вы­плачивали за каждый кубометр воды еще 7 коп., что представляется весьма невысокой величиной.

Примечание. Только в конце 2014 г. было приня­то правительственное решение о поэтапном и отно­сительно небольшом увеличении (индексации) ставок платы за вышеуказанный водозабор для нужд насе­ления. В 2015 г. плата за 1000 м3 соответствующей воды должна составить 81 руб., в 2016 г. - 93 руб. и т.д. (см. также ранее).

Использование принципа платности водо­пользования может оказывать серьезное воз­действие на рационализацию водопотребления, снижение потерь и непроизводительного расхо­дования водопроводной воды в домашних хозяй­ствах. Однако, в данном случае прослеживаются элементы перекрестного субсидирования оплаты водопользования населением за счет более высо­ких платежей промышленных объектов.

Тем не менее, повсеместное и значительное повышение соответствующих ставок неприем­лемо; оно должно сопровождаться детальным предварительным анализом. В данном случае требуется учитывать общую ситуацию в жилищ­но-коммунальном комплексе, итоги проводи­мых здесь реформ и т.д. Кроме того, необходимо иметь в виду остроту восприятия населением ро­ста оплаты жилищно-коммунальных услуг в це­лом, а также недопущение социальных коллизий, независимо от причин, целей и характера повы­шения данной оплаты. Характерно, что воздей­ствие роста платности водопользования домаш­ние хозяйства могут ощущать не только в непо­средственной форме в виде повышения тарифов на соответствующие коммунальные услуги, но и в опосредованном виде через общий рост цен на товары и услуги потребительской корзины, при производстве которых в значительных объемах используются водные ресурсы.

Особое значение имеет анализ изменений нагрузки на семейные бюджеты в виде плате­жей на соответствующие услуги, а также целе­вые финансовые выплаты (полная или частичная компенсация) государством в форме покрытия: а) расходов некоторых групп населения; б) за­трат коммунальных водопроводно-канализаци­онных хозяйств. Основные элементы указанного анализа приводятся далее.

Изучение данных, приведенных в табл. 5.21, 5.22, свидетельствует, что в настоящее время доля расходов населения на оплату коммуналь­ных услуг, связанных с различными видами во­допользования, остается сравнительно невысо­кой - порядка 5-6% всех потребительских расхо­дов населения в среднем по стране (при этом у городских жителей она несколько выше). Вместе с тем, за последние 10-15 лет эта доля существен­но увеличилась: в 1997 г. она равнялась всего лишь 2%. Иначе говоря, оплата услуг, оказывае­мых населению и связанных с теми или иными формами водопользования, постепенно начинает играть в бюджетах домашних хозяйств все более заметную роль. Причем это имеет место не толь­ко по отношению к сумме платных коммуналь­ных услуг или к объему всех услуг ЖКХ, но и по отношению к общим потребительским расходам (потребительской корзине) населения.

Таблица 5.21. Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств в России, в % к итогу[*]

Вид расходов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Потребительские расходы - всего 100 100 100 100 100 100
в том числе на: жилищные услуги, воду, электроэнергию,
газ и другие виды топлива
10,8 11,3 11,4 10,9 10,5 10,3
из них: водоснабжение и другие коммунальные услуги 2,9 2,9 2,9 2,7 2,7 2,7
электроэнергию, газ и другие виды топлива 5,1 5,5 5,5 5,1 5,1 5,1
в том числе: горячее водоснабжение, паровое отопление 3,0 3,1 3,1 2,8 2,8 ...

   

Таблица 5.22. Структура потребительских расходов домашних хозяйств, связанных с водопользованием, в 2013-2014 гг., по городской и сельской местности России, в %[*]

Вид расходов Все домашние хозяйства Домашние хозяйства, проживающие
2013 г. 2014 г. в городской местности в сельской местности
2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.
Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100
в том числе на: жилищные услуги, воду,
электроэнергию, газ и другие виды топлива
10,5 10,3 10,4 10,2 10,7 11,0
из них: водоснабжение и др. коммунальные услуги 2,7 2,7 2,9 2,9 1,6 1,6
электроэнергия, газ и другие виды топлива 5,1 5,1 4,9 4,9 6,4 6,3

   

Характерно также, что в составе суммы всех жилищно-коммунальных платежей выплаты за холодное и горячее водоснабжение, канализаци­онные услуги и отопление занимают порядка по­ловины общей величины (табл. 5.21, 5.22).

Очевидно, что общие цифры в приведенных таблицах не обеспечивают полного представления о роли вышеперечисленных услуг по отдельным группам домохозяйств. В этой связи, на основа­нии материалов табл. 5.23 можно сделать вывод о том, что наиболее существенную роль платежи за коммунальные услуги, связанные с использова­нием воды, играют в бюджетах семей с низкими доходами. Их доля в общей сумме расходов наи­более бедных семей - то есть 1, 2 и 3 групп - уже превышает или вплотную приближается к 10%.

Таблица 5.23. Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов в России, в %[*]

Вид расходов ПерваяВторая Третья ЧетвертаяПятая Шестая Седь­мая ВосьмаяДевя­тая Десятая
2013 г.
Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе на: жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива 16,9 15,3 14,4 13,5 12,5 11,6 10,9 10,2 9,5 7,0
из них: водоснабжение и другие коммунальные услуги 5,3 4,7 4,4 3,9 3,6 3,2 2,9 2,5 2,0 1,3
электроэнергия, газ и другие виды топлива 10,3 9,1 8,5 7,8 6,9 6,2 5,4 4,5 3,8 2,6
2014 г.
Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе на: жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива 16,3 15,1 14,2 13,5 12,8 12,0 10,4 9,4 8,9 7,3
из них: водоснабжение и другие коммунальные услуги 5,2 4,6 4,2 3,8 3,5 3,3 2,8 2,4 2,2 1,5
электроэнергия, газ и другие виды топлива 10,0 9,1 8,3 7,7 7,0 6,4 5,4 4,5 4,0 2,6

   

При этом на основании аналогичных таблиц Росстата за предыдущие годы можно отметить ползучее увеличение этой доли у малообеспе­ченных слоев населения.

Характерно, что индекс цен на услуги жи­лищно-коммунального хозяйства в последние годы составлял (по сравнению с предыдущим годом, в %): в 2010 г. - 113,0; в 2011 г. - 111,7; в 2012 г. - 109,4; в 2013 г. - 109,8. В 2014 г. по примерной оценке рост также был порядка 10%. Данные, представленные в табл. 5.24, 5.25, сви­детельствуют об опережающем росте в послед­ние годы средних по стране тарифов на ком­мунальные услуги, оказываемые населению и требующие непосредственного использования воды, по сравнению не только с совокупными услугами в области ЖКХ, но и с общей динами­кой цен на все потребительские товары и услуги.

Таблица 5.24. Средние потребительские тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, связанных с водопользованием, в России, руб. за один вид услуг[*]

Вид услуг Руб.
Отопление, м2 общей площади 27,98
Водоснабжение холодное, месяц с человека 125,99
Водоснабжение холодное, м3 21,02
Водоотведение, месяц с человека 144,00
Водоотведение, м3 16,25
Водоснабжение горячее, месяц с человека 379,48
Водоснабжение горячее, м3 103,00

   

Таблица 5.25. Индексы потребительских тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, связанных с водопользованием, в России, в % к предыдущему году

Вид услуг %
Отопление, м2 общей площади 111,8
Водоснабжение холодное, месяц с человека 109,4
Водоснабжение холодное, м3 109,4
Водоотведение, месяц с человека 110,1
Водоотведение, м3 110,2
Водоснабжение горячее, месяц с человека 110,8
Водоснабжение горячее, м3 112,1

   

Из табл. 5.26, 5.27 следует, что уровень воз­мещения населением затрат на предоставление различных коммунальных услуг (в т ч. услуг, связанных с использованием воды) в среднем по Российской Федерации довольно высокий (свы­ше 90%). Более того, этот уровень постепенно возрастает.

Таблица 5.26. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России[*]

Показатель Величина
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на челове­ка в месяц, руб., в т.ч.: 1789
жилищных услуг 542
коммунальных услуг 1247
Возмещаемая населением величина затрат по предо­ставлению
жилищно-коммунальных услуг, руб., в т.ч.:
1493
жилищных услуг 347
коммунальных услуг 1146
Уровень возмещения населением затрат по предо­ставлению
услуг, процентов:
жилищно-коммунальных
90
жилищных 84
коммунальных 92

   

Таблица 5.27. Возмещение населением затрат по предоставлению жилищно­-коммунальных услуг в России[*]

Показатель Величина
Возмещаемая населением величина затрат по предо­ставлению
жилищно-коммунальных услуг (в месяц на человека), руб.
1598,44
в том числе: жилищные услуги 369,90
коммунальные услуги 1228,54
из них: водоснабжение 89,63
водоотведение (канализация) 88,64
электроснабжение 189,36
отопление 469,82
горячее водоснабжение 195,28
Уровень возмещения населением затрат по предо­ставлению услуг, %: 90
жилищные услуги 83
коммунальные услуги 92
из них: водоснабжение 97
водоотведение(канализация) 95
электроснабжение 89
отопление 90
горячее водоснабжение 90
Фактический уровень платежей населения за жилое помещение и
коммунальные услуги, %
94

   

Вместе с тем существует необходимость социальной поддержки некоторых групп на­селения и отдельных регионов по покрытию (компенсации) затрат на предоставленные услу­ги (см., в частности, табл. 5.28). Как видно из этой таблицы, а также табл. 5.29 число данных льготников весьма велико, а величина средств на рассматриваемую социальную господдержку в принципе составляет значительную цифру, пре­вышающую выплаты на ряд других важнейших социальных нужд (табл.5.30).

   

Таблица 5.28. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в России[*]

Показатель Величина
Число семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, всего, тыс.
3545
в % от общего числа семей 6,4
Общая сумма начисленных субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, млн руб.
59111
Среднемесячный размер субсидий на семью, руб. 1096
Численность лиц, проживающих в семьях, получавших субсидии на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по состоянию на конец
отчетного периода, тыс. человек, из них:
7045
в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума 3593

   

Таблица 5.29. Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в России[*]

Показатель Величина
Численность граждан, пользующихся социальной под­держкой - всего, тыс. человек 37196,8
в том числе носители социальной поддержки 29006,5
Объем средств, затраченных на предоставление со­циальной поддержки по оплате
жилого помещения и коммунальных услуг, млн руб.
266870,0
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. 598

   

Таблица 5.30. Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обязательствам субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований, млн руб.[*]

Вид расходов Бюджетные ассигно­вания
на социальное обеспечение населения, предусмо­тренные законами субъектов
 Федера­ции и др. правовыми
актами
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
всего в том числе
в натуральной форме в денежной форме
Всего, в т.ч.: 630093 605380 166454 438926
денежная выплата 308201 298359 298359
из общей величины: оплата жилого
помеще­ния и коммунальных услуг
112141 119041 16430 102611
обеспечение жилыми по­мещениями 10995 10440 6492 3948
обеспечение топливом 2940 2857 11 2846
проезд городским и при­городным
транспортом
100531 93173 90826 2346
лекарственное обеспе­чение, обеспечение изделиями медицинского назначения и
медицин­ские услуги
35414 34111 33743 367

   

Материалы приведенных выше таблиц до­полнительно свидетельствуют, что непродуман­ное и значительное повышение ставок водно­го налога и платежей за водопользование при водоснабжении населения может потребовать увеличения социальных компенсаций малоиму­щих слоев населения. Поскольку источником компенсационных выплат будет во многом оста­ваться расходная часть федерального бюджета, указанное повышение ставок во многом потеря­ет фискальную значимость. Иначе говоря, объем дополнительных доходов может оказаться доста­точно близким величине дополнительных соци­альных расходов, в результате чего рассматрива­емое повышение во многом лишится смысла как с фискально-бюджетных позиций, так и с точки зрения водосбережения.

Примечание. Одновременно не следует забы­вать, что кроме дополнительного финансового бре­мени в виде оплаты повышенных тарифов по различ­ным видам водоснабжения население несет также бремя косвенного налогообложения в виде увеличения цен на водоемкую продукцию из-за оплаты входящих сюда водного налога и водных платежей.

Проблемы рационализации водопользования в жилищно-коммунальном секторе тесно связа­ны с вопросами экономии ресурсов и энергосбе­режения, которые в последнее время находятся в центре внимания руководящих государственных структур в России. В этой связи определенный интерес представляют материалы, представлен­ные в табл. 5.31, 5.32 и отражающие оценочные масштабы и структуру указанной экономии.

Таблица 5.31. Затраты организаций коммунального комплекса на мероприятия по энергосбережению, связанных с использованием воды, в России (за год)[*]

Показатель Млн руб.
Затраты организаций водопроводных хозяйств на ме­роприятия по энергосбережению 3485,4
Затраты организаций канализационных хозяйств на мероприятия по энергосбережению 1227,4
Затраты организаций снабжающих теплоэнергией и го­рячей водой на мероприятия по энергосбережению 20230,8

   

Таблица 5.32. Экономия, полученная организациями коммунального комплекса от проведенных мероприятий по энергосбережению в России (за год)[*]

Показатель Млн руб.
Экономия, полученная от проведенных мероприятий по энергосбережению организациями
водопроводных хозяйств
692,7
Экономия, полученная от проведенных мероприятий по энергосбережению организациями
канализационных хозяйств
154,4
Экономия, полученная от проведенных мероприятий по энергосбережению организаций
снабжающих теплоэ­нергией и горячей водой
2431,2

   

Кроме того, необходимо иметь в виду уро­вень оснащенности водопользователей соот­ветствующими техническими средствами (при­борами, счетчиками), обеспечивающими учет водопотребления. В частности, в табл. 5.33-5.35 приведена информация, характеризующая осна­щенность жилья соответствующими приборами учета (водосчетчиками).

Таблица 5.33. Число квартир и многоквартирных домов, оборудованных приборами учета потребляемых водных ресурсов, ед.*

Показатель Всего
Число многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов:
холодной воды 328156
горячей воды 197915
отопления 267194
Число квартир в многоквартирных домах, оборудованных индивидуальными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов:
холодной воды 19855680
горячей воды 15421084
отопления 305439

   

Таблица 5.34. Удельный вес объема отпуска коммунальных услуг, счет за которые выставлен по показаниям приборов учета, в общем объеме отпуска коммунальных услуг в России*

Показатель %
Удельный вес объема отпуска холодной воды, счет за который выставлен по показаниям приборов учета,
в общем объеме отпуска коммунальных услуг
75,8
Удельный вес объема отпуска горячей воды, счет за который выставлен по показаниям приборов учета,
в общем объеме отпуска коммунальных услуг
71,0
Удельный вес объема отпуска тепловой энергии, счет за который выставлен по показаниям приборов учета,
в общем объеме отпуска коммунальных услуг
54,9

   

Таблица 5.35. Удельный вес объема отпуска коммунальных услуг, счет за которые выставлен по показаниям приборов учета, в общем объеме отпуска коммунальных услуг, по субъектам Российской Федерации, %*

Субъект Федерации Удельный вес объема отпуска комму­нальных услуг
холодной воды горячей воды газаэлектриче­ской энергии тепловой энергии
Российская Федерация 75,8 71,0 89,6 96,6 54,9
Центральный ФО 68,3 72,6 93,9 99,3 56,6
Белгородская обл. 47,3 25,5 97,0 99,5 31,6
Брянская обл. 56,4 18,2 86,6 99,5 25,5
Владимирская обл. 67,5 67,3 93,3 99,4 70,8
Воронежская обл. 83,1 90,2 95,6 98,0 61,9
Ивановская обл. 60,4 60,4 87,4 99,5 42,9
Калужская обл. 53,8 37,3 88,9 98,3 40,4
Костpомская обл. 44,1 44,8 97,8 99,7 47,8
Курская обл. 69,0 75,0 90,7 99,0 64,0
Липецкая обл. 90,4 85,9 96,1 99,6 85,9
Московская обл. 51,7 35,3 93,5 99,9 30,3
Оpловская обл. 39,8 18,5 93,0 99,0 40,8
Рязанская обл. 44,6 37,7 95,4 99,4 13,9
Смоленская обл. 46,8 32,4 96,8 99,7 49,2
Тамбовская обл. 45,6 50,7 93,6 99,5 56,3
Твеpская обл. 35,0 45,0 97,0 98,0 28,0
Тульская обл. 42,8 15,3 94,7 94,3 12,9
Яpославская обл. 66,0 28,3 95,0 98,0 31,5
г. Москва 98,1 93,5 88,1 100,0 87,5
Северо-Западный ФО 77,9 34,7 92,9 97,3 51,5
Респ. Карелия 80,9 35,3 58,5 100,0 45,5
Респ. Коми 71,2 38,1 65,5 98,0 29,9
Аpхангельская обл. 39,9 25,1 21,6 97,4 47,1
Ненецкий АО 54,2 27,6 96,5 99,9 32,1
Вологодская обл. 87,5 75,9 95,1 98,7 55,4
Калининградская обл. 47,8 84,2 50,4 94,1 64,7
Ленинградская обл. 56,7 25,6 51,0 99,2 24,2
Муpманская обл. 38,4 30,7 13,0 98,6 27,3
Новгоpодская обл. 47,6 46,1 98,0 99,7 58,9
Псковская обл. 67,4 23,8 51,1 99,7 28,3
г. Санкт-Петеpбуpг 94,4 - 94,5 96,0 65,7
Южный ФО 73,4 43,1 90,0 98,9 53,4
Респ. Адыгея 84,1 12,9 91,0 100,0 42,0
Респ. Калмыкия 73,7 51,0 100,0 100,0 47,8
Кpаснодаpский край 78,8 68,0 92,2 96,9 45,2
Астраханская обл. 81,7 72,6 94,3 100,0 52,9
Волгоградская обл. 54,0 16,8 67,6 99,9 29,4
Ростовская обл. 83,4 90,3 90,0 99,9 73,9
Северо-Кавказский ФО 52,2 40,3 82,3 95,2 39,2
Респ. Дагестан 41,8 39,2 71,0 98,7 22,6
Респ. Ингушетия 29,7 - 24,5 63,4 -
Кабаpдино-Балкаpская Респ. 32,3 28,6 56,7 100,0 20,1
Каpачаево-Чеpкесская Респ. 55,0 12,2 85,6 96,6 8,2
Респ. Севеpная Осетия - Алания 46,4 42,7 90,0 100,0 16,0
Чеченская Респ. 6,4 2,3 50,7 83,8 3,4
Ставpопольский край 81,6 73,0 95,7 100,0 62,2
Приволжский ФО 69,4 65,4 85,6 95,5 62,2
Респ. Башкоpтостан 95,0 93,2 98,9 99,8 93,0
Респ. Маpий Эл 52,8 34,5 94,9 99,3 21,7
Респ. Моpдовия 85,0 80,0 99,8 100,0 75,0
Респ. Татаpстан 100,0 98,2 89,7 100,0 97,5
Удмуpтская Респ. 75,0 58,2 94,3 99,1 65,3
Чувашская Респ. 74,9 81,1 96,1 99,9 60,7
Пеpмский край 64,3 45,5 49,0 79,1 45,6
Кировская обл. 52,8 53,7 98,7 99,9 55,2
Нижегоpодская обл. 95,0 35,6 92,5 99,1 69,0
Оренбургская обл. 56,3 52,8 76,3 99,3 33,9
Пензенская обл. 62,3 61,2 82,1 100,0 47,7
Самаpская обл. 62,0 71,1 99,3 91,1 69,0
Саpатовская обл. 49,9 66,5 1,8 81,5 66,6
Ульяновская обл. 58,3 56,0 95,1 99,8 47,2
Уральский ФО 78,0 54,2 86,0 89,3 40,8
Курганская обл. 79,0 50,3 99,4 98,5 37,8
Свеpдловская обл. 42,3 45,5 1,0 76,0 43,7
Тюменская обл. 87,6 87,6 99,9 99,9 83,5
Ханты-Мансийский АО - Югра 53,4 43,5 99,8 100,0 35,1
Ямало-Ненецкий АО 55,0 88,0 99,1 96,6 36,8
Челябинская обл. 47,1 46,0 98,1 100,0 27,5
Сибирский ФО 77,6 71,4 96,7 98,2 58,3
Респ. Алтай 64,9 80,9 100,0 100,0 72,2
Респ. Буpятия 68,2 45,7 - 98,7 45,0
Респ. Тыва 61,0 18,0 2,2 99,0 6,2
Респ. Хакасия 79,3 73,0 - 98,6 64,2
Алтайский край 56,1 55,6 98,3 98,4 61,9
Забайкальский край 47,9 41,6 5,3 98,5 50,6
Красноярский край 80,0 80,0 - 98,4 61,2
Иpкутская обл. 48,4 51,1 8,5 90,4 49,0
Кемеpовская обл. 81,7 71,5 95,6 99,6 71,0
Новосибиpская обл. 51,5 50,5 99,7 98,9 41,7
Омская обл. 75,0 29,0 99,6 99,6 67,2
Томская обл. 65,4 45,7 99,7 99,3 54,7
Дальневосточный ФО 61,6 42,9 94,0 96,2 41,5
Респ. Саха (Якутия) 29,9 33,8 83,2 85,9 27,0
Камчатский край 58,7 34,7 100,0 85,6 25,8
Пpимоpский край 78,8 65,3 100,0 98,0 61,3
Хабаpовский край 60,1 40,5 99,2 97,0 45,7
Амуpская обл. 35,3 35,2 - 98,0 17,0
Магаданская обл. 55,5 20,1 99,2 16,1
Сахалинская обл. 66,7 - 88,0 99,0 64,9
Евpейская авт. обл. 21,2 23,8 35,4 92,8 26,5
Чукотский АО 54,4 59,4 - 97,3 33,5

   

Внедрение технических средств учета воды в домохозяйствах имеет не всегда однозначный ха­рактер. В частности, не вызывает сомнений, что использование водосчетчиков обеспечивает бо­лее тщательный контроль за водопользованием, повышение дисциплины и общую рационализа­цию водопотребления, экономию воды в быту. Население получает возможность более точно следить за выставляемыми счетами на оплату соответствующих услуг. Вместе с тем, установ­ка, эксплуатация и систематическая проверка (замена) водосчетчиков требует значительных единовременных и текущих расходов, которые ложатся дополнительным бременем на семей­ные бюджеты (особенно у малообеспеченных групп населения). Кроме того, снижение водо­потребления населением и оплата им услуг, свя­занных с поставками холодной и горячей воды, канализационному обслуживанию и отоплению жилищ, по данным соответствующих техниче­ских средств стимулирует организации, обеспе­чивающих предоставление вышеуказанных ус­луг, к повышению тарифов (в целях сохранения уровня своих доходов).