В составе министерств и ведомств, полу­чающих средства по подразделу «Водные ре­сурсы» раздела «Национальная экономика» фе­дерального бюджета в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному под­разделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Росстрой). В 2007 г. доля Росводресур- сов составила всего лишь 36%, в 2008 г. превы­сила 40%, в 2009 г. оказалась на уровне 46%, а в 2010 г. равнялась 40% (табл. 5.12 и 5.13).

Таблица 5.13. Расходы Федерального агентства водных ресурсов в соответ­ствии с классификацией федерального бюджета, млн руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего[*], в т.ч.: 10571 11462 13948 12472 9351 12514 17583 19841 16396
подраздел «Водное хозяйство(раздел
«Национальная эконо­мика»), из них:
5564 5102 5499 4872 4138 12451 17502 19762 16320
руководство и управ­ление в сфере
уста­новленных функций
440 557 628 697 646 673 708 769 ...
водохозяйственные мероприятия 3148 2080 1864 1477 1460 5308 3245 3124 ...
водоохранные и водохозяйственные учреждения 875 1006 1486 1653 1489 1706 1848 2069 ...
Прикладные научные исследования и
разра­ботки (раздел «Нацио­нальная экономика»)
96 109 122 48 38 34 19 57 53
раздел «Охрана окру­жающей среды» 59 8 - - - - - - -
раздел «Межбюджет­ные трансферты» 4852 6242 8326 7523 5146 - - - ...

   

Таблица 5.13. Структура основных расходов Росводресурсов по разделам «Национальная экономика» и «Межбюджетные трансферты»


Раздел федерального бюджета и целевые статьи расходов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Раздел «Национальная экономика» - всего, в т.ч.: 4,92 4,14 12,49 17,56 19,82 16,37
водохозяйственные мероприятия 1,48 1,46 5,31 3,25 3,12 ...
капстроительство (программная и непрограммная части) 1,05 0,54 4,77 .........
прикладные научные исследования 0,05 0,04 0,030,02 0,060,05
текущее содержание федеральных учреждений 1,65 1,49 1,71 .........
текущее содержание органов государственной власти 0,70 0,65 0,67 .........
Раздел «Межбюджетные трансферты» - всего, в т.ч.: 7,52 5,15 - - - ...
софинансирование объектов капстроительства
(программная и не программная части)
2,43 1,76 - - - ...
субвенции на осуществление отдельных полномочий
в области водных отношений
3,25 2,17 - - - ...
субсидии на капремонт гидротехнических сооружений (ГТС) 1,84 1,22 - - - ...

   

В 2011 г. доля Росводресурсов увеличилась соответственно до 82%, а в 2012 г. снизилась до 79% (изменения произошли в основном из- за общей корректировки бюджетной класси­фикации и группировки соответствующих рас­ходов). В 2013 г. эта величина вновь возросла до почти 82%. В 2014 г. это доминирование по сути сохранилось.

Кроме вышеописанной динамики бюджет­ных расходов по подразделу «Водные ресур­сы», в 2005-2008 гг. значительно увеличились профильные затраты по разделу «Межбюджет­ные трансферты» расходной части федераль­ного бюджета. В 2009 г. объемы трансфертной (целевой) передачи средств на водохозяйствен- ную/водоохранную деятельность по рассматри­ваемому разделу по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшились.

В 2010-2011 гг. и в 2013-2014 гг. общебюд­жетная классификация была откорректирована и уточнена; изменилась детализация публикаций об исполнении федерального бюджета; наполня­емость спецраздела, отражающего межбюджет­ные трансфертные перечисления, стала иной. Это, в целом ряде случаев, не позволяет прово­дить непосредственные и точные сопоставления соответствующих данных в длительной динами­ке и по всем группам расходов. Однако, в каче­стве фактических межбюджетных трансфертов на цели водного хозяйства и охраны водных объ­ектов, продолжали и продолжают поступать зна­чительные средства, в том числе в форме затрат на софинансирование капитального строитель­ства, субвенции на осуществление отдельных полномочий, субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений и др.

Среди прочих источников федеральных до­ходов, имеющих в данном случае профильный или близкий к нему характер, следует отметить денежные взыскания (штрафы) за наруше­ние водного законодательства. В частности, в 2013 г. их величина в целом по России состави­ла 124 млн руб., а в 2014 г. - почти 145 млн руб. Кроме того, в федеральный бюджет в 2013 г. поступило 8 млн руб. в виде госпошлины за выдачу разрешений на сброс загрязняющих ве­ществ в окружающую среду, а в 2014 г. - 7 млн руб. (поступления происходили через систему Федеральной службы по надзору в сфере при­родопользования).

Если провести более детальный анализ рас­сматриваемой деятельности по всем министер­ствам и ведомствам страны, то можно сделать следующие выводы.

Что касается общего финансирования Росводресурсов - ведущего водохозяйственного органа страны - из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. соответ­ствующий рост составил в ценах соответству­ющих лет немногим более 20%. То есть в физи­ческом выражении имел место небольшой рост финансирования, поскольку уровень инфляции (прежде всего, в строительстве) был несколько ниже.

В 2009 г. произошло определенное сниже­ние бюджетного финансирования которое про­должилось и в 2010 г. В этом (т.е. 2010 г.) по сравнению с предыдущим годом рассматрива­емое финансирование Росводресурсов из фе­дерального бюджета номинально (в текущих ценах) уменьшилось на четверть, а реально (с поправкой на рост цен) - на еще более значи­мую величину.

В 2011 г. рассматриваемые расходы Агентства ощутимо повысились и составили 12,5 млрд руб. (на треть больше, чем в 2010 г. и практически на уровне 2009 г. в номинальном исчислении). В 2012 г. эта величина дополни­тельно и значительно увеличилась, достигнув 17,5 млрд руб.; в 2013 г. она составила уже 19,8 млрд руб. В 2014 г. соответствующее фи­нансирование снизилось до 16,9 млрд руб. Тем не менее если сравнить этот год с 2011 г., можно констатировать, что рост затрат Агентства про­исходил не только в номинальном, но и в реаль­ном (т.е. с поправкой на рост цен) выражении.

В структуре всех расходов Росводресур- сов, предусмотренных в федеральном бюдже­те-2005, 44% занимали затраты по подразде­лу «Водные ресурсы», в бюджете-2007 - 45%, 2008 г. и 2009 г. - 39%, 2010 г. - 44%. В бюдже­те-2011 рассматриваемая величина увеличилась по данным закона об исполнении федерального бюджета за этот год до 99,5%; 2012 г. находилась на том же уровне, в 2013 г. равнялась 99,7%; а в 2014 г. вышла на уровень 99,9%.

Во второй половине минувшего десятиле­тия по Росводресурсам значительно возросли перечисления по Разделу 14 «Межбюджет­ные трансферты» - с 3,8 млрд руб. в 2005 г. до 8,3 млрд руб. в 2008 г. Однако в 2009-2010 гг. рассматриваемая величина уменьшилась; в 2010 г. она равнялась 5,2 млрд руб. Доля рас­сматриваемых трансфертов в общих расходах Федерального агентства водных ресурсов уве­личилась соответственно с 40% в 2005 г. до бо­лее 60% в 20082009 гг. В 2010 г. эта доля нес­колько снизилась.

В 2011-2013 гг., как уже отмечалось выше, расходы по Разделу 14 федерального бюджета по Агентству отсутствовали. Одновременно об­щая сумма субсидий и субвенций и иных транс­фертов, осуществляемых Росводресурсами, в 2013 г. составила около 15 млрд руб., а в 2014 г. - примерно 12 млрд руб.

Объем и доля расходов Росводресурсов, от­носимых к затратам Раздела 6 «Охрана окружа­ющей среды» федерального бюджета, в 2006­-2007 гг. были относительно невысокими. Далее, то есть в 2008-2014 гг., финансирование по это­му разделу не производилось.

В 2014 г., как и в предыдущем году, расходы федерального бюджета по Росводресурсам про­ходили по трем разделам бюджетной классифи­кации: «Национальная экономика» (Раздел 04), «Социальная политика» (10) «Образование» (Раздел 07). При этом на две последние группы приходилась незначительная часть общих за­трат ведомства (в 2014 г. всего 0,1%).

В 2012 г. из общей суммы средств федераль­ного бюджета, израсходованных Росводресурсами и равных 17,5 млрд руб., по целевой статье «руководство и управление в сфере установлен­ных функций» было потрачено 0,71 млрд руб., по статье «федеральные целевые программы» (ФЦП) - 11,5 млрд руб. (в т.ч. на межбюджет­ные перечисления субсидии - почти 6 млрд руб.), по статье «водохозяйственные меропри­ятия» - 3,3 млрд руб. (в т.ч. на межбюджетные перечисления субвенции - 3,2 млрд руб.). Кро­ме того, по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной эконо­мики» было затрачено около 53 млн руб. Расхо­ды по разделам «Образование» и «Социальная политика», как уже говорилось, продолжают иметь незначительный объем.

Что касается 2013 г., то общая сумма расхо­дов Росводресурсов составила свыше 19,8 млрд руб. По статье «руководство и управление в сфере установленных функций» было затра­чено почти 0,8 млрд руб. (в т.ч. 0,18 млрд руб. на деятельность центрального аппарата Агент­ства). На реализацию федеральных целевых программ (с учетом межбюджетных перечис­лений) пошло 13,7 млрд руб. По статье «водо­хозяйственные мероприятия» израсходовано более 3,1 млрд руб., а по статье «водоохран­ные и водохозяйственные учреждения» - около 2,1 млрд руб. (и там, и там с учетом субсидий и субвенций). Затраты на прикладные научные исследования и образование продолжали зани­мать весьма небольшую часть общих расходов.

Кроме Федерального агентства водных ре­сурсов основной объем профильных расходов в рассматриваемой сфере деятельности прихо­дится на ряд других министерств и ведомств. В частности, в 2012 г. из общей суммы расходов федерального бюджета по Министерству ре­гионального развития Российской Федерации (228,3 млрд руб.) по подразделу «Водное хозяй­ство» раздела «Национальная экономика» было потрачено 4,5 млрд руб. В составе последней цифры доминирующее положение занимали расходы по целевой статье «бюджетные ин­вестиции в объекты капитального строитель­ства, не включенные в целевые программы» (1,9 млрд руб.) и по статье «Федеральная целе­вая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на пе­риод до 2013 года» (2,1 млрд руб.). Оставшиеся 0,5 млрд руб. были израсходованы на реализа­цию некоторых других федеральных целевых программ.

В 2013 г. расходы по подразделу «Водное хозяйство» по этому Министерству резко сокра­тились и составили 0,37 млрд руб. Вся эта сум­ма пришлась на субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государ­ственной (муниципальной) собственности при реализации ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2015 года».

В 2014 г. по линии Минрегиона России были осуществлены субсидии (межбюджетные трансферты) на реализацию мероприятий феде­ральной целевой программы развития Калинин­градской области на период до 2015 г. в рамках государственной программы Российской Феде­рации «Социально-экономическое развитие Ка­лининградской области до 2020 года». Величи­на этих субсидий составила 3,8 млрд руб.

Одновременно, в 2013 г. соответствующие и значительные расходы появились у Федераль­ного агентства по строительству и жилищно­коммунальному хозяйству. В целом затраты по подразделу «Водное хозяйство» раздела «На­циональная экономика» по этому ведомству со­ставили почти 3,6 млрд руб. (из 153,6 млрд руб. общих расходов Агентства в 2013 г.).

При этом, из вышеуказанных 3,6 млрд руб. почти 1 млрд руб. составляли бюджетные инве­стиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы (из них межбюджетные трансферты - субсидии - свы­ше 0,2 млрд руб.). Затраты на реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Даль­него Востока и Забайкалья на период до 2013 года» были на уровне 2,6 млрд руб. (целиком в виде межбюджетных трансфертов - субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной/муниципаль- ной собственности).

Кроме того, по этому ведомству по разде­лу «Другие вопросы в области в области наци­ональной экономики» раздела «Национальная экономика» федерального бюджета в 2013 г. было выделено и израсходовано около 3,2 млрд руб. субсидий на содержание комплекса защит­ных сооружений г. Санкт-Петербурга от на­воднений (в 2012 г. - 2,2 млрд руб. по системе Минрегиона России).

В отчетном 2014 г. по данному ведомству осуществлялись субсидии (межбюджетные трансферты) на: а) софинансирование капи­тальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подрограммы «Совер­шенствование федеральных отношений и меха­низмов управления региональным развитием» государственной программы Российской Фе­дерации «Региональная политика и федераль­ные отношения» - в объеме почти 1 млрд руб.; б) реализацию мероприятий федеральной целе­вой программы развития Калининградской об­ласти на период до 2015 г. государственной про­граммы Российской Федерации «Социальноэко­номическое развитие Калининградской области до 2020 года» - в объеме более 0,3 млрд руб.

В 2012 г. небольшие объемы финансирова­ния были осуществлены также через Министер­ство природных ресурсов и экологи Российской Федерации - 27 млн руб. (до этого года такое финансирование не производилось). Вся на­званная сумма была израсходованы на реализа­цию Федеральной целевой программы «Разви­тие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производи­телям товаров, работ и услуг.

В 2013 г. рассматриваемые расходы Мин­природы России резко увеличились - до бо­лее 566 млн руб. Они также по линии ФАВР проходили целиком в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Рос­сийской Федерации в 2012 - 2020 годах» на субсидии юридическим лицам (кроме государ­ственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг.

В 2014 г. данным Министерством было за­трачено 1,2 млрд руб. на реализацию расходов в рамках федеральной целевой программы «Раз­витие водохозяйственного комплекса Россий­ской Федерации в 2012-2020 годах» государ­ственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (в части иных бюджетных ассигно­ваний).