В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации», а также о признании утра­тившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в феде­ральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд руб., 2006 г. - 14,3 и в 2007 г. - 14,8 млрд руб. В 2008 г. эта величина уменьшилась до 13,0 млрд руб., а в 2009 г. - до 8,1 млрд руб. В 2010 г. по­ступления от водного налога в федеральный бюд­жет составили менее 6,2 млрд руб., в 2011 г. - 3,9; 2012 г. - 2,8; в 2013 г- менее 2,5 и в 2014 г. - 2,2 млрд руб (табл. 5.5, рис. 5.1 и 5.2).

Таблица 5.5 Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного водопользования за последние годы

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Млрд руб.
Всего поступлений в доходную часть
бюдже­та, в т.ч.:
14,79 15,45 15,79 14,33 15,22 14,65 14,52 14,16 13,48
водный налог 14,25 14,84 13,02 8,09 6,17 3,86 2,76 2,48 2,20
плата за пользование водными объектами,
находящимися в федеральной собственности
- 0,01 2,13 5,47 8,29 9,88 10,81 10,93 10,44
платежи за негативное воздействие на
водные объекты*
0,54 0,60 0,64 0,77 0,76 0,91 0,95 0,75 0,83
% к налогам, сборам и регулярным платежам за использование природных ресурсов и платежам при пользовании
природными ресурсами
Всего поступлений в до­ходную часть бюджета 1,24 0,99 0,91 1,34 1,04 0,69 0, 57 0,51 0,43
в том числе: водный налог 1,19 0,95 0,75 0,76 0,42 0,18 0,11 0,09 0,07
плата за пользование водными объектами,
находящимися в федеральной собственности
- 0,00 0,12 0,51 0,57 0,47 0,42 0,39 0,34
платежи за негативное воздействие на
водные объекты[*]
0,045 0,04 0,04 0,07 0,05 0,04 0,04 0,03 0,03

   

Рис. 5.1. Динамика поступлений в федеральный бюджет доходов от платного водопользования в России, млрд руб.

   

Рис. 5.2. Динамика поступления платы за пользование водными объектами в России, млрд руб.

   

Администратором водного налога являлась и продолжает оставаться Федеральная налоговая служба России.

Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других на­логов) и лишь косвенным образом обеспечивает государственное финансирование водохозяй­ственных и водоохранных мероприятий.

Одновременно, в соответствии со ст. 20 Вод­ного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 03.06.2006 г. № 73- ФЗ), начиная с 2007 г. было предусмотрено вве­дение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в со­ответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объ­ектами, находящимися в федеральной собствен­ности, также, как и порядок расчета и взима­ния этой платы регулируются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муници­пальных образований, устанавливаются органа­ми государственной власти соответствующих уровней управления.

Администратором платежей за пользова­ние водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов. При этом уточнение и развитие процесса администрирования систе­матически продолжается.

Предприятия, осуществляющие водополь­зование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осу­ществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.

Ставки платы за пользование водными объ­ектами, находящимися в федеральной собствен­ности, были утверждены постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 876 (с последующими дополнительными из­менениями), а порядок расчета соответствую­щих платежей - постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764.

В отчетном 2014 г. было принято специаль­ное постановление Правительства страны от 26.12.2014 г. № 1509 «О ставках платы за поль­зование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и внесении изме­нений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федераль­ной собственности. В соответствие с этим по­становлением предусмотрено последовательное и ежегодное повышение вышеуказанных ставок платы по установленным коэффициентам. В частности, в 2015 г. данное увеличение состав­ляло 1,15 к базовым ставкам, установленным в 2006 г.; в 2016 г. - 1,32; в 2017 г. - 1,52 и так далее до 2025 г.

При этом для питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения населения были уста­новлены фиксированные ставки платы в рублях в каждый год до 2025 г. Например, в 2015 г. ука­занная ставка за 1000 м3 воды, забранной на дан­ные нужды, составляет 81 руб., 2016 г. - 93 руб., 2017 г. - 107 руб. и т.д.

Целесообразно более подробно рассматри­вать структуру водного налога и платежей за во­допользование и их изменения. В частности из материалов табл. 5.6 следует, что наибольшая часть суммы водного налога (97%) в целом по Российской Федерации в 2013 г. приходилась на водный налог, выплачиваемый при осуществле­нии забора воды из водных объектов; при этом 70% составлял налог за забор воды из подземных водных объектов. В отчетном 2014 г. эти цифры составляли соответственно 96% и 67%.

Таблица 5.6. Поступление водного налога в федеральный бюджет Российской Федерации по видам водопользования, тыс. руб

ГодСумма водного налога, поступившая в федеральный бюджет
Всего в том числе за:
забор воды из водных объектов использование водных
объектов без забора воды для целей гидроэнергетики
использование акватории
водных объектов или их частей
использование водных
объектов в целях лесо­сплава в плотах и кошелях
итого в т.ч. из под­земных водных объектов
2013 2482613 2406973 1703132 62347 13293 0,0
2014 2201473 2108268 1476261 83463 9742 0,0

   

В 2014 г. наибольшее снижение поступления в федеральный бюджет суммы водного налога приходится на водный налог за осуществление забора воды из поверхностных водных объектов. Характерно, что, сумма рассматриваемого налога в 2012 г. составила 1038 млн руб., в 2013 г. немно­гим более 700 млн руб., а в 2014 г. - 632 млн руб.

Сумма водного налога за 2013 г., поступив­шая в федеральный бюджет за использование водных объектов без забора воды для целей ги­дроэнергетики, равнялась всего 62 млн руб.; это составляет лишь 2,5% от общей суммы данного налога в целом по стране. Данная сумма в 2013 г. по сравнению с 2012 г. изменилась незначитель­но: 2012 г. - 59 млн руб., 2013 г. - 62 млн руб.

Что касается водного налога за 2014 г., то в целом по стране произошло снижение соответ­ствующих поступлений в доходную часть фе­дерального бюджета. Объем этого сокращения составил 281 млн руб. по сравнению с 2013 г. Подавляющая часть указанного снижения (то есть 227 млн руб.) пришлась на водный налог за осуществление забора воды из подземных вод­ных объектов.

Сумма, поступившая в федеральный бюд­жет за использование водных объектов без забо­ра воды для целей гидроэнергетики, составила в 2014 г. около 4% от общей величины водного налога в целом по России. При этом соответству­ющая величина по сравнению с 2013 г. не сни­зилась, а увеличилась (за счет роста выработки электроэнергии) на 21,1 млн руб.

Объем водного налога за использование ак­ватории водных объектов или их частей в целом по Российской Федерации в 2014 г. равнялся 0,44% от общей суммы водного налога. Около трети рассматриваемых выплат поступило в фе­деральный бюджет от водопользователей Южно­го федерального округа, 21% - от Северо-Запад­ного и более 10% от Приволжского и Сибирского федеральных округов.

Водный налог за использование поверхност­ных водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях за 2014 г., как и ранее, в феде­ральный бюджет не поступал.

Общее снижение суммы водного налога свя­зано с рядом причин, в том числе с окончанием действия ряда лицензий на пользование водны­ми объектами и переходом на регулирование водных отношений на основании договоров во­допользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Динамику поступлений в федеральный бюд­жет платы за пользования водными объектами и изменения её структуры можно представить следующим образом. В частности, в 2007 г. сум­марная величина рассматриваемых поступлений предполагала незначительную величину. Факти­ческое поступление оказалось на уровне 9 млн руб. В 2008 г. величина платежей за пользова­ние водными объектами составила уже более 2,1 млрд руб., а в 2009 г. - почти 5,5 млрд руб. В 2010 г. рассматриваемая величина была на уров­не 8,3 млрд руб., в 2011 г. - 9,9, в 2012 г. она со­ставила уже 10,8, в 2013 г. - 10,9 млрд руб., а в 2014 г. - свыше 10,4 млрд руб. (табл. 5.7).

Таблица 5.7. Поступление от платы за пользование водными объектами доходов в федеральный бюджет Российской Федерации, тыс. руб.

Год Плата за пользование водными объектами за:
Всего в т.ч. пени, штрафы забор воды из поверхностных водных объектов
итого в том числе за: использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии использование акватории поверхностных водных объектов или их частей всего пени, штрафы, платежи за аукционы и др.
забор пресной воды из поверхностных водных объектов забор морской воды забор воды из поверхностных водных объектов для водоснаб­жения населения
2013 10929547 46169 8739689 8388343 33375 317972 2062807 19855 107196
2014 10448736 4416 8345968 7988623 43356 313989 2063151 21545 13656

   

Абсолютная часть рассматриваемых посту­плений приходится на саму плату по договорам водопользования, а порядка 1% - на пени, штра­фы за превышение допустимого объема забора воды и плату по аукционам.

В целом по Российской Федерации сумма платы, поступившая в федеральный бюджет за пользование водными объектами, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась незначительно (на 1,1%). В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом эта величина уменьшилась.

Наибольшее увеличение поступления дохо­дов в федеральный бюджет от платы за пользова­ние водными объектами в 2013 г. по сравнению с 2012 г. отмечалось по Амурскому и Западно­Каспийскому бассейновым водным управлени­ям (соответственно на 15 и 14%). По зоне дея­тельности Кубанского, Верхне-Обского, Нижне­Обского и Невско-Ладожского бассейновых во­дных управлений поступление платы за поль­зование водными объектами в федеральный бюджет уменьшилось в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом и составило соответственно 94%, около 96, 97 и 98% от уровня 2012 г.

В 2014 г. в целом по Российской Федерации сумма платы за пользование водными объекта­ми, поступившей в федеральный бюджет, равня­лась 10448,7 млн руб., что на 4,4% ниже по срав­нению с 2013 г.

Незначительное увеличение поступления рассматриваемой платы наблюдалось по сле­дующим бассейновым водным управлениям (БВУ): Амурскому (на 10,1%), Ленскому и Дон­скому (на 3,3%). Кубанскому (на 2,5%), Камско­му (на 0,4%).

Наибольшее снижение доходов от платы за пользование водными объектами (в пределах 812%), поступивших в федеральный бюджет в отчетном 2014 г. по сравнению с предыдущим годом, зафиксировано по зоне деятельности Двинско-Печорского, Невско-Ладожского, За­падно-Каспийского и Нижне-Волжского БВУ.

По остальным БВУ уменьшение поступле­ния доходов от платы за пользование водными объектами колебалось в пределах 15%.

Уменьшение суммарных платежей по зоне деятельности вышеупомянутых БВУ связано в основном:

  • с уточнением производственных показа­телей по выпуску продукции крупных водопо­требителей и соответственно с уменьшением потребления водных ресурсов;
  • рационализацией использования водных ресурсов (изменениями технологии производ­ства продукции, увеличения объемов исполь­зования оборотной и/или повторно-последова­тельной воды и т.д.).

В 2014 г. наибольший доход от суммарной платы за пользование водными объектами по­ступил в федеральный бюджет по зоне деятель­ности Енисейского БВУ. При этом абсолютная величина этого дохода равнялась 2,07 млрд руб. (18,8% от общей суммы рассматриваемой пла­ты в целом по стране).

Доходы, превышающие 1 млрд руб., посту­пили в федеральный бюджет от платы за поль­зование водными объектами в 2014 г. по зоне деятельности Нижне-Волжского БВУ (1,27 млрд руб.), Московско-Окского и Верхне-Волж­ского БВУ (по 1,11 млрд руб.).

Сумма платы по видам водопользования от общего объема платы в целом по России за 2014 г. составляет: за забор воды из поверхност­ных водных объектов - 80%; за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии - 19,7%, за использование акватории поверх­ностных водных объектов или их частей - 0,2%; платежи при заключении договоров по резуль­татам аукциона - 1,3%.

Если говорить о суммарной величине дохо­дов федерального бюджета в виде водного на­лога и платежей по договорам за пользование водными объектами, находящимися в федераль­ной собственности, то она составила в 2006 г. около 14,3 млрд руб., в 2007 г. - 14,8, в 2008 г. - свыше 15, в 2009 г. - 13,6 и в 2010 г. - поряд­ка 14,5 млрд руб. В 2011 г. эта сумма составила 13,7 млрд руб., а в 2012 г. - 13,6, в 2013 г. - 13,4 млрд руб., в 2014 г. соответствующая величина оказалась на уровне 12,6 млрд руб.

Следует отметить, что в общей сумме дохо­дов федерального бюджета суммарные посту­пления от платного водопользования в послед­ние годы составляли в среднем менее 0,2% (в частности в 2012 г. - 0,1%, в 2013 г. и 2014 г. также 0,1%). По отношению к совокупным по­ступлениям от налогов, сборов и платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами вод­ный налог и соответствующие платежи в по­следние годы находились в среднем в пределах 1% (в частности в 2012 г. - 0,6%, в 2013 г. - ме­нее 0,5%, в 2014 г. - 0,4%).

Примечание. Анализируя динамику посту­плений в бюджет доходов от платного водо­пользования, следует учитывать, что в соот­ветствии с Водным кодексом 2006 г. часть полномочий в области водных отношений пере­дана уполномоченным органам власти субъек­тов Российской Федерации, в том числе - пре­доставление права пользования водными объ­ектами (за исключением водохранилищ). Таким образом, начиная с 2007 г., администратора­ми платы за пользование водными объектами по заключаемым договорам водопользования являются не только федеральные, но и регио­нальные органы власти. Учитывая, что 100% указанных платежей подлежит перечислению в федеральный бюджет, целесообразно прини­мать во внимание уровень реализации передан­ных полномочий органами власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения со­бираемости доходов.

Суммарный объем поступлений в федераль­ный бюджет от приведенных видов платного во­допользования с 2006 г. по 2010 г. незначитель­но увеличился в ценах соответствующих лет - с 14,3 млрд руб. до 14,5 млрд руб. В 2011-2014 гг. этот объем уменьшился соответственно с 14,5 до 12,6 млрд руб. Одновременно в 2007-2014 гг. общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего про­дукта, возрос более чем в два раза. Таким об­разом, в реальном исчислении объем соответ­ствующих налогов и платежей (оцененный по возможности их дальнейшей реализации в ка­честве бюджетных расходов, т.е. по своего рода их «покупательной» способности) уменьшился более чем наполовину. Индексация ставок со­ответствующего налога и платежей предусмо­трена только начиная с 2015 г. (см. постановле­ние Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1509 выше).

Таким образом, роль водного налога и платежей за пользование водными объекта­ми среди всех доходов федерального бюджета остается не только весьма незначительной, но и имеет тенденцию к снижению. При этом за­частую темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышают темпы увеличения поступлений от водного налога в совокупности с платежами за пользование вод­ными объектами. Заметна также небольшая колебательная тенденция в области отношения водного налога и водных платежей к общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресур­сов и платежам при пользовании природными ресурсами.

Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водо­пользования. В частности, в 2005-2010 гг. в бюд­жеты всех уровней управления ежегодно посту­пало от 3 до 4 млрд руб., в 2011 г. - более 4,5; в 2012 г. - около 5; в 2013 г. - менее 4 и в 2014 г. - более 4 млрд руб. платежей за негативное воз­действие на водные объекты, т.е. за их загрязне­ние вредными веществами. При этом несколь­ко сотен миллионов рублей (в 2011-2014 гг. - порядка 750-950 млн руб.) ежегодно перечисля­лись в федеральный бюджет (табл. 5.8).

Анализ имеющихся данных свидетель­ствует, что в целом платежи за негативное воз­действие на окружающую среду за последние годы в стране ощутимо возросли. В тоже время платежи за негативное воздействие на водные объекты имели колебательный характер - сни­жение в 2006-2007 гг. и постепенный рост в 2008-2009 гг. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечено повторное и небольшое снижение объема этих платежей. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отмечен рост данного пока­зателя, как в номинальном, так и в физическом объеме (с поправкой на фактическую инфля­цию). В 2012 г. отмечен незначительный рост величины рассматриваемых платежей в номи­нальном исчислении, который по оценке отста­вал от среднего роста цен в стране. В 2013 г. произошло значительное падение этого объема - как в номинальном, так и в реальном выра­жении. В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался некоторый рост рассматри­ваемых платежей в номинальном исчислении (с учетом их официальной индексации) - при­ мерно на 12%. Однако, с учетом фактического роста цен указанное увеличение было почти в два раза меньше.

Примечание. Следует иметь ввиду, что динамика анализируемых платежей в настоящем докладе представлена в ценах соответствующих лет, но с учетом ежегодно проводимой индексации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду в целом и на водные объекты в частности, установленные в 2003 г. специальным постановлением Правительства страны, были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, установленные в 2005 г. аналогичным целевым постановлением Правительства страны - с коэффициентом 1,15. В бюджете на 2011 г. эта индексация составила соответственно 1,93 и 1,58; в бюджете-2012 г. - 2,05 и 1,67; в бюджете-2013 - 2,20 и 1,79, в бюджете-2014 - 2,33 и 1,89. В соответствие с постановлением Правительства России от 19.11.2014 г. № 1219 в 2015 г. ставки соответствующих платежей должны быть также проиндексированы. Однако эта индексация далеко не полностью, не всегда и не везде соответствует реальному росту цен в стране.

Обращает внимание тот факт, что варьиру­ющая, во многом маятниковая тенденция (см. табл. 5.8) была характерна как для выплат за вредное воздействие в пределах нормативов, так и сумм, выплаченных за сверхнормативное загрязнение водных ресурсов.

Таблица 5.8. Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты в Российской Федерации, в бюджеты всех уровней управления, в текущих ценах[*] 

Платеж 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Общая сумма платежей за негативное
воздействие на окружающую
природную среду, млн руб.
11745 11995 14671 17547 17000 19780 19155 29742 24711 23186
в % к 2005 г. 100 102 125 149 145 168 163 253 210 197
в том числе: платежей за негативное
воздействие на водные
объекты - всего, млн руб.
3219 2691 2981 3193 3858 3788 4558 4743 3725 4172
в % к 2005 г. 100 84 93 99 120 118 142 147 116 130
из них: в пределах нормативов
загрязнения, млн руб.
1309 932 954 996 1227 1255 1798 1347 1154 1140
в % к 2005 г. 100 71 73 76 94 96 137 103 88 87
за сверхнормативное загрязнение,
млн руб.
1910 1759 2027 2197 2631 2533 2760 3396 2571 3032
в % к 2005 г. 100 92 106 115 138 133 145 178 135 159

   

Причинами данного явления могут одно­временно служить сразу несколько факторов - от общего экономического кризиса до регу­лирования рассматриваемых платежей, а также от согласованного с природоохранными и ины­ми органами снижения фискальной нагрузки на объекты, осуществляющие водоохранные и водосберегающие мероприятия, и реструктури­зации платежей до изменений в нормировании, корректировок в статистическом учете и изме­нений в охвате единиц статнаблюдения и др.

Имеющиеся статистические и аналитиче­ские материалы свидетельствуют как о стабиль­ности, так и об изменениях отраслевой структу­ры рассматриваемых платежей в конце первого - начале второго десятилетия XXI в.

В частности, доля объектов, относящихся к видам экономической деятельности - «сельское хозяйство, охота и представление услуг в этих областях», «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «транспорт и связь», «производство, передача и распределе­ние электроэнергии, газа, пара и горячей воды», а также водопроводно-канализационное хозяй­ство («сбор, очистка и распределение воды» плюс «удаление и обработка сточных вод») - в общей сумме платежей в 2013 г. по сравне­нию с 2006 г. практически не изменилась. И в том, и в другом году эта доля превышала 90%.

В 2014 г. она снизилась до 86%. Одновремен­но, в 2006-2014 гг. внутри этой ограниченной группы отраслей наблюдаются определенные подвижки. В частности, доля объектов комму­нального водопровода и канализации возросла с 21% в 2006 г. до более 34% в 2011 г.; в 2012 г. она вновь сократилась до 27%; в 2013 г. повтор­но увеличилась до 37%, а в 2014 г. упала до 31%. Одновременно и соответственно колебались доли добывающей и обрабатывающей промыш­ленности, сельского хозяйства и транспорта (табл. 5.9).

Таблица 5.9. Платежи за негативное воздействие на водные объекты по видам экономической деятельности в России, в ценах соответствующих лет, млн руб. (по данным Росстата)[*]

Вид деятельности (отрасль)

2006 г. 2007 г. 2008 г 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего 2691 2981 3193 3858 3788 4558 4743 4743 3725 4172
в том числе по предприя­тиям (организациям):
сельского хозяйства, охо­ты и представление
услуг в этих областях
32 329 104 66 160 94 79 79 74 100
добычи полезных иско­паемых 419 290 277 510 418 418 531 531 453 464
обрабатывающих произ­водств 1063 965 996 1260 1025 1340 1294 1294 988 1108
производства, передачи и распределения
элек­троэнергии, газа, пара и горячей воды
310 311 655 514 535 523 932 932 395 522
водопроводно-канали­зационного хозяйства
(забор, распределение и очистка воды,
удаление и обработка сточных вод)
559 795 738 768 1140 1567 1278 1278 1375 1278
транспорта и связи 136 101 85 260 212 247 246 246 107 121

   

Все это прямо и косвенно свидетельствует, что значение платежей за негативное воздей­ствие на окружающую среду в целом и за нега­тивное воздействие на водные объекты, в част­ности, в качестве инструмента, стимулирующе­го природо/водоохранную деятельность, или значительно снижалось, или росло запаздываю­щими темпами. Однако повышение этой роли сопряжено с решением как общих проблем дей­ствующего эколого-экономического механизма, так и вопросов в области водного налога/платежей за использование водных объектов. Кроме того, необходимо учитывать систематическое увеличение тарифов на услуги по водоснабже­нию и водоотведению для населения, а также влияние общего роста цен на товары и услуги (особенно по отдельным видам деятельности и некоторым регионам страны).

Приведенные замечания свидетельствуют о том, что экономические регуляторы водополь­зования должны дополняться другими инстру­ментами, в том числе нерыночного характе­ра. Последнее должно быть связано с прямым увеличением бюджетного финансирования, придания этому увеличению необратимого, обязательного, повсеместного и строго контро­лируемого характера. Определенное участие в целевом финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий обязаны также нести негосударственные предприятия и орга­низации (например, на кооперационной основе и с долевым финансированием строительства коммунальных сооружений по очистке сточных вод).

Как уже отмечалось, требуется организация более детальных прикладных исследований в рассматриваемом направлении. Это диктуется, в том числе, предполагаемым резким возрас­танием платежей за негативное воздействие на окружающую среду, возможным расширением страхования от чрезвычайных ситуаций из-за вредного воздействия вод, созданием системы государственно-частного партнерства (ГСЧ) в водопроводно-канализационном хозяйстве крупных городов и появлением иных новацион­ных факторов.

Примечание. Среди прочих источников феде­ральных доходов, имеющих в данном случае про­фильный или близкий к нему характер, следует отметить денежные взыскания (штрафы) за на­рушение водного законодательства. В частности, в 2013 г. их величина в целом по России составила 124 млн руб., а в 2014 г. - почти 145 млн руб. Кроме того, в федеральный бюджет в 2013 г. поступило 8 млн руб. в виде госпошлины за выдачу разреше­ний на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в 2014 г. - 7 млн руб. (поступления осущест­влялись через систему Федеральной службы по над­зору в сфере природопользования).