Для межбассейнового перераспределения стока, судоходства, орошения и других целей ис­пользуются искусственные русла-каналы. Крат­кая характеристика крупнейших из них пред­ставлена в табл. 4.6.

Канал Длина, км Пропускная способность,
км3/год
Река или бас­сейн Год создания Назначение
Беломор­ско-Балтийский 227 Белое море - оз. Онежское 1931­-1933 Судоходство
Новоладож­ский канал 110 Ладожское озеро 1861­-1866 Судоходство
Сайменский 57 оз. Сайма- Балтийское море 1845­-1856 Судоходство (совместно с Финляндией)
Северо-Двинский 127 р. Волга - р. Сев. Двина 1828 Судоходство
Волго-Балтийский 361 р. Нева - р. Волга 1810
(1959-1964)
Судоходство
Канал им. Мо­сквы 128 2,3 р. Москва - р. Волга 1932­-1937 Судоходство, водоснабжение
Волго-Донской 101 3,15 р. Волга - р. Дон 1952 Судоходство
Волго-Каспийский 188 дельта р. Волги - Каспийское море 1874 Судоходство
Донской магистральный 195 7,88 рр. Дон-Сал-Маныч 1958 Орошение
Большой Ставропольский 480 5,68 р. Кубань 1970 БСК-3 1983 Орошение обводнение
Невинномысский 49 2,37 р. Кубань 1948 Комплексное назначение
Терско-Кумский 150 3,15 р. Терек 1961 Комплексное назначение
Ногайское ГУ ЭОС 108 - Дельтовый
139 - Дзержинский
р. Терек Орошение
Кумо-Манычский 96,2 0,7 р. Кума - р. Маныч 1948 Орошение
Саратовский 127 1,77 р. Волга - р. Бол. Иргиз 1972 Орошение, обводнение
Право-Егорлыкский 123 0,7 р. Б. Егорлык 1960 Орошение, обводнение
Северо-Крым­ский 402,6 р. Днепр, Каховское в-ще 1961-1971 Орошение, обводнение

   

Беломорско-Балтийский канал соединя­ет Белое море с Онежским озером. Общая дли­на пути 227 км, из них искусственного - 37 км. Канал берет начало у пос. Повенец на Онежском озере и у г. Беломорска выходит в Белое море. Канал оборудован 19 шлюзами, 15 плотина­ми, 49 дамбами и 12 водоспусками. Беломор­ско-Балтийский канал, как и другие каналы Се­веро-Западного региона, эксплуатируется только в период летней навигации (115 дней). В состав Беломорско-Балтийского водного пути входят Приладожские каналы, предназначенные для прохода судов в обход Ладожского озера с выхо­дом в р. Свирь. Их общая протяженность состав­ляет 169 км. Первый участок канала начинается у истока р. Невы вблизи г. Петрокрепость и со­единяет Неву и Волхов возле г. Новой Ладоги. Его протяженность составляет 111 км. Второй участок соединяет Волхов и Сясь и имеет протяженность 11 км (г. Новая Ладога - пос. Сясьские рядки). Третий участок канала находится между реками Сясь и Свирь, его длина 47 км (пос. Сясьские рядки - пос. Свирица).

Канал им. Москвы, соединяющий р. Мо­скву с р. Волгой, имеет общую длину водного пути 128 км, из них 19,5 км проходит по водохра­нилищам. Канал берет начало на правом берегу р. Волги у г. Дубны - в 8 км выше устья р. Дуб­ны. Здесь создано Иваньковское водохранилище. Трасса канала идет на юг к г. Москве, пересекая возвышенную Клинско-Дмитровскую гряду. На трассе канала расположено 9 шлюзов. На волж­ском склоне - от Иваньковского водохранилища до водораздела (124 м над уровнем моря) - 5 сту­пеней, на московском склоне - 4 ступени. Кроме Иваньковского в систему входят Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Учинское, Пестов­ское и Икшинское водохранилища. На трассе канала находятся 8 ГЭС и Иваньковская ТЭС. Канал решил проблему водоснабжения г. Мо­сквы и обеспечил водный путь из Балтийского в Каспийское и Чёрное моря.

Волго-Каспийский канал. Общая длина ка­нала составляет 210 км. Он начинается из прото­ки Бертюль, в 21 км ниже Астрахани, и заканчи­вается в глубоководной зоне Каспийского моря. Канал обеспечивает в межень судоходство через дельту Волги. Первые 90 км канала проходят по естественному руслу западного рукава р. Волги - Бахтемиру, а далее он разработан до глубин для судового хода и ограничен от мелководий дель­ты искусственными песчаными грядами. Это вдольбереговые возвышения, достигающие вы­соты 1-2, иногда до 3 м над меженным уровнем, или искусственные острова. Ширина островов 150-200 м, длина от 1 до 10 км. Последние 64 км канала не имеют надводных берегов, его борта скрыты под водой на 1-3 м от поверхности. Гидрологический режим канала определяется Вол­гоградской ГЭС и вододелителем в дельте Вол­ги. Наибольшая годовая амплитуда уровня воды на р. Волге (г. Астрахань) составляет 4,45 м, а на Волго-Каспийском канале в 137 км ниже Астра­хани - 1,14 м. В среднем амплитуда уровней на канале находится в пределах 0,5-0,7 м.

Волго-Донской судоходный канал соединя­ет Волгу и Дон в месте наибольшего их сближе­ния. Длина водного пути составляет 101 км, из них 45 км - по водохранилищам. Канал берет начало у Сарептского затона Волги (южная часть Волго­града), идет по долине р. Сарпы, далее проходит по водоразделу Волги и Дона, выходит в долину р. Червленой. Трасса пути далее идет через Варваровское, Береславское, Карповское водохрани­лища и у г. Калача-на-Дону выходит в Дон, т.е. в Цимлянское водохранилище (у Цимлянской ГЭС).

Большой Ставропольский канал - канал комплексного назначения, обеспечивающий во­дой четыре ГЭС, группу городов Кавказских Минеральных Вод, орошение на площади более 100 тыс. га и обводнения 2,6 млн га засушливых территорий. Канал забирает воду из р. Кубани в количестве до 180 м/сек. Расчетная протяжен­ность канала - 460 км, в настоящее время она со­ставляет 159 км. Глубина наполнения около 5 м, ширина по дну 23 м.

Источником питания Терско-Кумского ка­нала является р. Терек. Водозабор обустроен наносоперехватывающим сооружением произ­водительностью до 300 тыс. м3 донных отложе­ний в год (150 дней в течение года). Кроме Те­река донором канала служит Терская система. Расчетный расход канала составляет 100 м/сек., протяженность 148,4 км. Канал сдан в эксплуа­тацию в 1960 г., предназначен для комплексного использования.

Невинномысский канал введен в эксплуа­тацию в 1948 г., имеет комплексное назначение. Канал забирает воду из р. Кубани, годовой водо­забор обеспечивается также попусками из Боль­шого Ставропольского канала. Максимальный расчетный расход составляет 75 м3/сек., длина 49,2 км.

Для защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий на территории Российской Федерации построено свыше 10 тыс. км защитных водооградительных дамб и валов.

Северо-Крымский канал (рис. 4.7) введен в эксплуатацию в 1971 г., имеет комплексное на­значение. Канал забирает воду из Каховского во­дохранилища на р. Днепре.

Рис. 4.7. Северо-Крымский канал

   

С 2014 г. подача днепровской воды в Крым прекращена, а русло канала временно использует­ся для транспортировки питьевой вода из подзем­ных водозаборов северо-восточной части Крыма на Керченский полуостров. Для наполнения на­ливных водохранилищ хозяйственно-питьево­го назначения Керченского полуострова стали использовать воды Белогорского и Тайганского водохранилищ местного стока, ранее использу­емые для орошения, а также вновь созданные артезианские водозаборы. При переброске воды питьевого качества по руслу Биюк-Карасу и СКК потери составляют 18-28 %. Наибольшие потери воды при переброске ее из водохранилищ проис­ходят в земляном русле р. Биюк-Карасу.