В настоящее время бесхозяйные ГТС на­ходятся в 60 субъектах Российской Федера­ции и составляют 4477 ГТС (14,9% от 29964 внесенных в базу данных Ростехнадзора). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС за­регистрировано на территории Центрального ФО (46% от общего количества ГТС), При­волжского ФО - 28%, Южного ФО - 11%.

Бесхозяйные ГТС представляют собой преимущественно сельскохозяйственные пру­ды для мелиоративных и животноводческих комплексов, небольшие дамбы, эксплуатиру­ющиеся для местных нужд и не являющиеся источниками потенциальной опасности. Ука­занные гидротехнические сооружения были построены ликвидированными или обанкро­тившимися сегодня сельскохозяйственными организациями для решения местных задач, как правило, без составления проектно-смет­ной документации. Такие ГТС не были по­ставлены на учет как недвижимое имущество, сведения о них не вносились в Российский регистр гидротехнических сооружений. В энер­гетике, промышленности, водном транспорте ГТС, не имеющих собственника, не выявлено.

Большинство бесхозяйных ГТС в соответ­ствии со СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» относятся к IV классу.

По уровню безопасности бесхозяйные ГТС характеризуются следующим образом: 515 - нормальный, 3177 - пониженный, 588 - неудов­летворительный, 197 - опасный.

В 2014 г. выявлено 541 безхозяйное ГТС, из них 16 с нормальным уровнем безопасности, 365 - пониженным, 115 - неудовлетворитель­ным и 45 - опасным уровнем безопасности.

Органами государственной власти большин­ства субъектов Российской Федерации созда­ны Межведомственные комиссии по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, которые обеспечивают координацию действий органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических со­оружений, в том числе выявлению бесхозяйных гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности, решению вопросов закрепления таких сооружений в собственность.

За счет субсидий из федерального бюд­жета Росводресурсами в пределах бюджет­ных ассигнований осуществляется финансирование капитального ремонта бесхозяйных ГТС, требующих в приоритетном порядке приведения их к нормальному уровню безо­пасности.

В 2014 г. право собственности оформлено на 1393 ГТС и ликвидировано 443 ГГС.

Передача бесхозяйных ГТС в собственность является только частью решения задачи по пре­дотвращению аварий и предупреждению негатив­ного воздействия от эксплуатации ГТС на жизне­деятельность населения страны и окружающую среду, поскольку основной задачей собственников ГТС, эксплуатирующих организаций и органов надзора за безопасностью ГТС является обеспече­ние необходимых и достаточных мер, направлен­ных на снижение степени вероятного риска воз­никновения аварий ГТС до допустимых значений, на основе результатов непрерывных наблюдений за критериальными показателями безопасности ГТС, установленными проектом, нормами и пра­вилами безопасной эксплуатации ГТС.

В реальности бесхозяйные ГТС передаются в собственность владельцам, не имеющим не­обходимой квалификационной подготовки, без соответствующей проектной и технической до­кументации.