В ведении Ространснадзора находится 295 ГТС в составе 109 комплексов. Надзор за судоходными гидротехническими сооружени­ями состоит из двух основных направлений:

  • декларирование безопасности судоход­ных гидротехнических сооружений;
  • проверки соблюдения требований безо­пасной эксплуатации.

Одним из основных направлений надзор­ной деятельности по СГТС является комплекс работ, связанных с декларированием безопас­ности гидротехнических сооружений. В этот комплекс работ входят: утверждение крите­риев безопасности, участие в работе комис­сии по преддекларационному обследованию гидротехнических сооружений, утверждение деклараций безопасности и экспертных заклю­чений, выдача разрешений на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружении.

Проверки безопасной эксплуатации судо­ходных гидротехнических сооружений осу­ществляются инспекторами территориальных управлений морречнадзора. В ходе этих работ проверяется соблюдение эксплуатирующими организациями требований правил техниче­ской эксплуатации и инструкций по наблю­дениям и исследованиям, осуществление экс­плуатирующими организациями мониторинга технического состояния гидросооружений, соответствие гидротехнических сооружений декларациям безопасности.

На все судоходные гидротехнические со­оружения имеются действующие декларации безопасности. В 2014 г. проводилась работа по рассмотрению и утверждению деклараций без­опасности, по которым срок действия предыду­щих деклараций завершался.

Анализ деклараций безопасности показыва­ет, что помимо объективных причин снижения уровня безопасности, таких как длительный период недофинансирования ремонтных работ, имеются и субъективные причины. К таким причинам относятся:

  1. сроки выполнения планируемых меро­приятий, направленных на повышение надеж­ности и безопасности, указанные в деклараци­ях безопасности не соблюдаются, выполнение работ в основном планируется на более позд­ние сроки;
  2. при планировании и выполнении работ, направленных на повышение безопасности гидросооружений, отсутствует комплексный подход, состоящий в устранении всех дефек­тов, определяющих неудовлетворительный и опасный уровень безопасности ГТС; в резуль­тате этого выполнение значительного объема работ на ГТС не приводит к повышению его безопасности;
  3. по ряду ГТС не происходит своевремен­ного планирования и выполнения ремонтных работ по устранению имеющихся дефектов, в результате чего дефекты прогрессируют, и со­стояние и уровень безопасности гидросооруже­ния ухудшается;
  4. при планировании работ необоснованно затягивается выполнение работ, которые позво­ляют повысить безопасность ГТС и при этом не требуют больших финансовых затрат.

Уровень безопасности СГТС представлен в табл. 4.5.

Таблица 4.5. Техническое состояние СГТС на 01.01.2014 г.

Уровень безопасности СГТС Кол-во, ед.
Опасный 15
Неудовлетворительный 75
Пониженный 148
Нормальный 54