Для межбассейнового перераспределения стока, судоходства, орошения и других целей используются искусственные русла-каналы. Краткая характеристика крупнейших из них представлена в табл. 3.5 и рис. 3.8.

Таблица 3.5. Крупнейшие судоходные и магистральные каналы оросительных систем Российской Федерации

Канал Длина, км Пропускная способность, км3/год Река или бассейн Год создания Назначение
Беломорско- Балтийский 227 Белое море – оз. Онежское 1931-1933 Судоходство
Новоладожский канал 110 Ладожское озеро 1861-1866 Судоходство
Сайменский 57 оз. Сайма– Балтийское море 1845-1856 Судоходство (совместно с Финляндией)
Северо-Двинский 127 р. Волга – р. Сев. Двина 1828 Судоходство
Волго-Балтийский 361 р. Нева – р. Волга 1810 (1959-1964) Судоходство
Канал им. Москвы 128 2,3 р. Москва – р. Волга 1932-1937 Судоходство, водоснабжение
Волго-Донской 101 3,15 р. Волга – р. Дон 1952 Судоходство
Волго-Каспийский 188 дельта р. Волги – Каспийское море 1874 Судоходство
Донской магистральный 195 7,88 рр. Дон- Салманыч 1958 Орошение
Большой Ставропольский 480 5,68 р. Кубань 1970 БСК-3 1983 Орошение обводнение
Невинномысский 49 2,37 р. Кубань 1948 Комплексное назначение
Терско-Кумский 150 3,15 р. Терек 1961 Комплексное назначение
Ногайское ГУ ЭОС 108 – Дельтовый 139 – Дзержинский р. Терек Орошение
Кумо-Манычский 96,2 0,7 р. Кума – р. Маныч 1948 Орошение
Саратовский 127 1,77 р. Волга – р. Бол. Иргиз 1972 Орошение, обводнение
Право-Егорлыкский 123 0,7 р. Б. Егорлык 1960 Орошение, обводнение
Северо-Крымский 402,6 р. Днепр, Каховское в-ще 1961-1971 Орошение, обводнение


Рисунок 3.8. Продольные профили главных судоходных каналов

1) Продольный профиль Беломорско-Балтийского канала

 

   2) Продольный профиль канала имени Москвы

   

3) Продольный профиль Волго-Донского судоходного канала

   

4) Продольный профиль шлюзового участка Волго-Балтийского водного пути


Беломорско-Балтийский канал соединяет Белое море с Онежским озером. Общая длина пути 227 км, из них искусственного – 37 км. Канал берет начало у пос. Повенец на Онежском озере и у г. Беломорска выходит в Белое море. Канал оборудован 19 шлюзами, 15 плотинами, 49 дамбами и 12 водоспусками. Беломорско-Балтийский канал, как и другие каналы Северо-Западного региона, эксплуатируется только в период летней навигации (115 дней). В состав Беломорско-Балтийского водного пути входят Приладожские каналы, предназначенные для прохода судов в обход Ладожского озера с выходом в р. Свирь. Их общая протяженность составляет 169 км. Первый участок канала начинается у истока р. Невы вблизи г. Петрокрепость и соединяет Неву и Волхов возле г. Новой Ладоги. Его протяженность составляет 111 км. Второй участок соединяет Волхов и Сясь и имеет протяженность 11 км (г. Новая Ладога – пос. Сясьские рядки). Третий участок канала находится между реками Сясь и Свирь, его длина 47 км (пос. Сясьские рядки – пос. Свирица).

Канал им. Москвы, соединяющий р. Москву с р. Волгой, имеет общую длину водного пути 128 км, из них 19,5 км проходит по водохранилищам. Канал берет начало на правом берегу р. Волги у г. Дубны – в 8 км выше устья р. Дубны. Здесь создано Иваньковское водохранилище. Трасса канала идет на юг к г. Москве, пересекая возвышенную Клинско-Дмитровскую гряду. На трассе канала расположено 9 шлюзов. На волжском склоне – от Иваньковского водохранилища до водораздела (124 м над уровнем моря) – 5 ступеней, на московском склоне – 4 ступени. Кроме Иваньковского в систему входят Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища. На трассе канала находятся 8 ГЭС и Иваньковская ТЭС. Канал решил проблему водоснабжения г. Москвы и обеспечил водный путь из Балтийского в Каспийское и Чёрное моря.

Волго-Каспийский канал. Общая длина канала составляет 210 км. Он начинается из протоки Бертюль, в 21 км ниже Астрахани, и заканчивается в глубоководной зоне Каспийского моря. Канал обеспечивает в межень судоходство через дельту Волги. Первые 90 км канала проходят по естественному руслу западного рукава р. Волги – Бахтемиру, а далее он разработан до глубин для судового хода и ограничен от мелководий дельты искусственными песчаными грядами. Это вдольбереговые возвышения, достигающие высоты 1-2, иногда до 3 м над меженным уровнем, или искусственные острова. Ширина островов 150-200 м, длина от 1 до 10 км. Последние 64 км канала не имеют надводных берегов, его борта скрыты под водой на 1-3 м от поверхности. Гидрологический режим канала определяется Волгоградской ГЭС и вододелителем в дельте Волги. Наибольшая годовая амплитуда уровня воды на р. Волге (г. Астрахань) составляет 4,45 м, а на Волго-Каспийском канале в 137 км ниже Астрахани – 1,14 м. В среднем амплитуда уровней на канале находится в пределах 0,5-0,7 м.

Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути составляет 101 км, из них 45 км – по водохранилищам. Канал берет начало у Сарептского затона Волги (южная часть Волгограда), идет по долине р. Сарпы, далее проходит по водоразделу Волги и Дона, выходит в долину р. Червленой. Трасса пути далее идет через Варваровское, Береславское, Карповское водохранилища и у г. Калача-на-Дону выходит в Дон, т.е. в Цимлянское водохранилище (у Цимлянской ГЭС).

Большой Ставропольский канал – канал комплексного назначения, обеспечивающий водой четыре ГЭС, группу городов Кавказских Минеральных Вод, орошение на площади более 100 тыс. га и обводнения 2,6 млн га засушливых территорий. Канал забирает воду из р. Кубани в количестве до 180 м/сек. Расчетная протяженность канала – 460 км, в настоящее время она составляет 159 км. Глубина наполнения около 5 м, ширина по дну 23 м.

Источником питания Терско-Кумского канала является р. Терек. Водозабор обустроен наносоперехватывающим сооружением производительностью до 300 тыс. м3 донных отложений в год (150 дней в течение года). Кроме Терека донором канала служит Терская система. Расчетный расход канала составляет 100 м/сек., протяженность 148,4 км. Канал сдан в эксплуатацию в 1960 г., предназначен для комплексного использования.

Невинномысский канал введен в эксплуатацию в 1948 г., имеет комплексное назначение. Канал забирает воду из р. Кубани, годовой водозабор обеспечивается также попусками из Большого Ставропольского канала. Максимальный расчетный расход составляет 75 м3/сек., длина 49,2 км.

Для защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий на территории Российской Федерации построено свыше 10 тыс. км защитных водооградительных дамб и валов.

Северо-Крымский канал (рис. 3.9) введен в эксплуатацию в 1971 г., имеет комплексное назначение. Канал забирает воду из Каховского водохранилища на р. Днепре.

Рисунок 3.9. Северо-Крымский канал

С 2014 г. подача днепровской воды в Крым прекращена, а русло канала временно используется для транспортировки питьевой вода из подземных водозаборов северо-восточной части Крыма на Керченский полуостров. Для наполнения наливных водохранилищ хозяйственно-питьевого назначения Керченского полуострова стали использовать воды Белогорского и Тайганского водохранилищ местного стока, ранее используемые для орошения, а также вновь созданные артезианские водозаборы. При переброске воды питьевого качества по руслу Биюк-Карасу и СКК потери составляют 18-28 %. Наибольшие потери воды при переброске ее из водохранилищ происходят в земляном русле р. Биюк-Карасу.