Характерной особенностью Российской Федерации, в составе главных отличительных элементов, является огромный водно-ресурс­ный потенциал, густая речная сеть и обилие озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, а также внутренних водоемов. Кроме того, страна имеет огромную протяженность водно­го побережья, составляющую порядка 60 тыс. км.

По результатам сводных обобщений на Россию приходится в целом порядка 20% ми­ровых статических запасов/ресурсов пресной воды (без учета ледников и подземных вод).

Речной сток Российской Федерации, в по­давляющей степени (примерно на 95%) фор­мируемый на территории нашей страны, составляет в среднегодовом исчислении около 4,3 тыс. км3.

Для обеспечения потребности в водных ре­сурсах населения, промышленности и сельско­го хозяйства, речного судоходства и рыбного хозяйства, защиты населенных пунктов и объ­ектов экономики от наводнений и других ви­дов вредного воздействия вод в России создан и функционирует достаточно мощный водохо­зяйственный комплекс, включающий около 65 тыс. водохозяйственных объектов, в том числе около 30 тыс. регулирующих речной сток во­дохранилищ и прудов. В стране действует 37 крупных систем межбассейнового перераспре­деления водных ресурсов по каналам общей протяженности порядка 17 млрд м3. Указанное перераспределение воды ведется, как правило, в вододефицитные регионы.

Прогнозные ресурсы подземных вод в России в настоящее время равняются почти 870 млн м3 /сутки (немногим менее 320 км3 в год).

Все перечисленные группы, подгруппы и элементы водно-ресурсных активов и водно­го хозяйства, в принципе, создают надежные предпосылки социально-экономического раз­вития страны не только в настоящее время, но и на отдаленную перспективу.

Если детализировать территориальное распределение водных ресурсов применитель­но к федеральным округам, то можно отметить следующее. В 2013 г. на реках Центрального, Приволжского, Южного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов на­блюдалась существенно повышенная водность, в Северо-Западном и Уральском федеральных округах - близкая к норме. В Сибирском фе­деральном округе водные ресурсы были ниже средних многолетних значений.

По оперативным данным Росгидромета общее число опасных гидрометеорологиче­ских явлений (ОЯ), включая агрометеорологические и гидрологические опасные явления, в 2013 г. составило 963 ед. Это немного меньше, чем в 2012 г., когда их было зафиксировано 987 ед. Из всех 963 ОЯ в 2013 г. 455 явлений нанес­ли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения.

В 2013 г. на территории Российской Фе­дерации было зарегистрировано 2843 случаев высокого загрязнения (ВЗ) и экстремально вы­сокого загрязнения (ЭВЗ) водных объектов.

Как и в предыдущие годы, максимальную нагрузку от загрязнения испытывали бассейны рек Оби, Волги и Амура, на долю которых при­ходится свыше 70% всех случаев ВЗ и ЭВЗ от их общего числа в целом по стране.

Что касается использования воды в отчет­ном 2013 г., то оно в значительной степени ис­пытало разновекторное и разнородное воздей­ствие ряда факторов.

Объем оборотного и повторно-последова­тельного водоснабжения в 2013 г. был на уров­не 138,5 млрд м3 против 142,3 млрд м3 в 2012 г.

Сброс загрязненных сточных вод умень­шился до 15,2 млрд м3, что на 3% меньше, чем в 2012 г. (в 2012 г. - соответственно 15,7 млрд м3, что на 2% меньше уровня 2011 г.).

Если говорить о водоемкости всей эконо­мики страны - то есть об отношении забора воды на все нужды к валовому общественному продукту (ВВП), исчисленному в рыночных текущих ценах - то она составила в 2013 г. 1,5 м3/тыс. руб. (2012 г. - 1,16 м3/тыс. руб., в 2011 г. - 1,34 м3/тыс. руб.).

Общая сумма всех видов затрат на охрану и рациональное использование водных ресур­сов, поддающихся учетной идентификации и статистическому отражению, в 2013 г. (в ценах этого года) несколько превысила 200 млрд руб. В номинальном исчислении эти расходы были ощутимо выше аналогичных затрат, осущест­вленных в 2012 г. Однако с учетом инфляцион­ных процессов реальный объем «водных» из­держек возрос примерно на 2-4%. Существен­но снизились затраты на капитальный ремонт сооружений, установок и оборудования по ох­ране и рациональному использованию водных ресурсов при росте водоохранных/водосберегающих инвестиций.

Весьма серьезные вопросы предстоит ре­шить в области водоснабжения населения ка­чественной питьевой водой. Из общего объема воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населенных пунктов, через си­стемы водоподготовки в настоящее время про­пускается всего лишь порядка 60%; в сельских населенных пунктах этот показатель не превы­шает 20%. При этом основная часть сельских поселений вообще не имеет водопроводов.

Лишь 84% городского жилищного фонда обеспечено канализацией, а по сельским насе­ленным пунктам этот уровень составляет все­го 40%. При этом далеко не весь объем отводи­мых сточных вод пропускается через очистные сооружения хотя бы с первичной очисткой.

Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации по име­ющимся оценкам достигает 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. км2. Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Сахалин­ская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного раз­рушения берегов в России находятся 450 на­селенных пунктов. Основными последствия­ми разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а так­же развитие оползневой опасности на застро­енных территориях.

Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущерба, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного ос­воения.

Итоги последних лет свидетельствуют о необходимости значительного повышения внимания к техническому состоянию гидротехнических сооружений (ГТС), оперативной ликвидации аварийного состояния многих из них. Требуется обеспечить финансирование восстановления комплексов гидротехниче­ских сооружений и эксплуатационных затрат по ним до нормативного уровня обеспечения безопасности. Следует принять практические шаги по ликвидации бесхозяйных ГТС. Также стоит задача повысить эффективность надзора за своевременным декларированием безопас­ности ГТС.

Как известно, в целях устранения прере­численных недостатков и решения иных про­блем в еще 2009 г., была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реали­зации (см. распоряжение Правительства Рос­сийской Федерации от 27.08.2009 г. № 1235-р). Указанные документы определили основные направления по ликвидации негативных явле­ний в функционировании водохозяйственного комплекса страны на ближайшую перспективу.

Следует напомнить, что конкретными стратегическими целями и приоритетными на­правлениями согласно данной Стратегии являются три аспекта:

  1. гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, предусматривающее в свою очередь:
    1. повышение рациональности использова­ния водных ресурсов;
    2. ликвидацию дефицита водных ресурсов;
    3. обеспечение населения Российской Фе­дерации качественной питьевой водой;
  2. охрана и восстановление водных объек­тов;
  3. обеспечение защищенности от негатив­ного воздействия вод.

Повышение рациональности водополь­зования достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических про­цессах, на хозяйственно-бытовые нужды. При этом снижение потерь воды в водоподводя­щих и водоотводящих системах ЖКХ и АПК требует реконструкции и модернизации водо­проводно-канализационных объектов, восста­новления и устройства облицовки каналов, ре­конструкции оросительных сетей, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования.

Снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах дости­гается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного во­доснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности, на транспор­те, в сельском хозяйстве и других отраслях.

В регионах, испытывающих дефицит во­дных ресурсов, должны быть осуществлены строительство и реконструкция гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водохранилищ и увеличения водоот­дачи, реконструкция водохозяйственных си­стем, проведение поисковых работ, постанов­ка на госучет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подземных вод, стро­ительство групповых водопроводов и другие меры по развитию ВХК страны.

Для обеспечения населения качественной питьевой водой должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осу­ществляемых органами государственной вла­сти и органами местного самоуправления, ор­ганизациями промышленности, финансового сектора, научными организациями и направ­ленных на бесперебойное обеспечение населе­ния страны чистой водой.

Учитывая высокую капиталоемкость сек­тора водоснабжения и водоотведения, а также длительные сроки окупаемости инвестицион­ных проектов, развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населен­ных пунктах, и сельской местности должно обеспечиваться с помощью государственных инвестиций в форме софинансирования реги­ональных программ.

Также должны реализовываться меропри­ятия по нормативно-правовому обеспечению в области снабжения населения чистой питье­вой водой, прежде всего в части установления требований к качеству питьевой воды, техно­логическим системам и производственным процессам, информационно-аналитическому сопровождению и мониторингу реализации программы, пропаганде и информированию населения о достигнутых результатах.

Защита от негативного воздействия и улуч­шение качественного состояния водных объек­тов возможно при реализации мер по сниже­нию антропогенной нагрузки на эти объекты, их восстановлению, ликвидации накопленного экологического ущерба, а также осуществле­нию мер по охране от загрязнения подземных вод.

Основными направлениями действий, обе­спечивающих снижение антропогенной на­грузки на водные объекты, являются сокращение поступления в них загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на пред­приятиях промышленности и ЖКХ, организа­ция и очистка поверхностного стока с селитеб­ных территорий и промышленных площадок, обустройство зон санитарной охраны источ­ников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осуществление противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственно­го назначения и др.

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного не­гативного воздействия вод и снижение ущерба от них необходимо осуществить путем про­ведения мер, направленных на формирование эффективных систем предупреждения и защи­ты от наводнений в границах речных бассей­нов.

Основными направлениями совершенство­вания государственного регулирования/управ- ления в области использования и охраны во­дных объектов являются развитие принципов интегрированного управления водными ресур­сами, механизмов обеспечения сбалансиро­ванного развития ВХК страны, усиление роли России в решении глобальных проблем в обла­сти использования и охраны водных ресурсов.

Что касается развития и совершенствова­ния системы государственного мониторинга водных объектов, включая развитие и модер­низацию государственной наблюдательной сети, то здесь требуется обратить первооче­редное внимание на следующее.

Для представления объективной информа­ции об использовании забранной воды и дру­гих видах водопользования, качестве природ­ных вод, состоянии водохозяйственных систем и т.д. в принципе необходимы: масштабные и продуманные мероприятия, а также финансо­вые ресурсы; организация мониторинга ран­него обнаружения высокого и экстремально высокого загрязнения вод; оснащение лабо­раторий современным оборудованием и при­борами; установка технических средств на­блюдения на водохозяйственных системах и сооружениях; внедрение механизма обмена информацией с организациями, осуществляю­щими мониторинг загрязнения вод и контроль качества водных ресурсов.

В рамках совершенствования мониторин­га подземных вод должно быть предусмотре­но создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимиза­ция государственной опорной наблюдательной сети и актуализация нормативно-методиче­ской базы ведения государственного монито­ринга состояния недр.

Необходимыми условиями развития ка­дрового потенциала водохозяйственного ком­плекса являются совершенствование системы управления подготовки кадров, переоснаще­ние учебно-лабораторной базы образователь­ных учреждений, открытие новых направле­ний и специальностей, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и про­грамм обучения, соответствующих потреб­ностям развития водного хозяйства. Вместе с тем предстоит реализовать мероприятия по формированию профессиональной культуры и ценностных ориентиров, созданию систе­мы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним специальным образованием.

В целях повышения информированности населения об основных направлениях разви­тия водохозяйственного комплекса и о принимаемых органами государственной власти управленческих решениях, его (населения) об­разования и просвещения в рассматриваемой области знаний должна быть осуществлена реализация комплекса информационно-комму­никационных мероприятий и пропаганды с ис­пользованием доступных и распространенных на сегодняшний день технологий по связям с общественностью и развитие многосторонне­го диалога всех заинтересованных участников.

Конкретным выражением всего вышеиз­ложенного стало, в частности принятие Фе­деральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (утверждена Постановлением Правительства России от 19.04.2012 г. № 350).

Государственными заказчиками этой Про­граммы выступило Минприроды России, Мин­сельхоз России, Росводресурсы, Росгидромет, Росрыболовство. Госзаказчик-координатор Программы - Минприроды России.

Следует также отметить, что помимо вы­полнения вышеупомянутой и некоторых дру­гих федеральных целевых программ, одной из актуальнейших задач развития водохозяйственного/водоохранного комплекса России было и остается продолжение своевремен­ной подготовки и принятия дополнительных нормативно-правовых актов, вытекающих из Водной стратегии России, Водного кодекса Российской Федерации, основополагающих документов, определяющих и регламентиру­ющих общегосударственную социально-эко­номическую политику, а также соблюдение внешних интересов и международных обязательств страны.